Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:25, реферат
1. Понятие об уроке как организационной форме обучения. Классификация уроков. Урок как форма обучения относится к классно-урочной системе - обучения. Он является коллективной формой организации обучения, которой, как отмечено в предыдущей главе, присущи постоянный состав учащихся, определенные временные рамки занятий (45 мин), твердо установленное расписание и организация учебной работы над одним и тем же материалом.
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие об уроке как организационной форме обучения. Классификация уроков.
2. Смешанные, или комбинированные, уроки.
3. Уроки сообщения новых знаний. Уроки-лекции.
4. Уроки закрепления изучаемого материала.
5. Уроки повторения, систематизации и обобщения изучаемого материала.
6. Уроки-семинары и конференции.
7. Уроки проверки и оценки знаний.
8. Развитие и воспитание учащихся на уроке.
9. Индивидуальная работа с учащимися на уроках.
ВЫВОД
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Реализуя эту идею К. Д. Ушинского
и добиваясь сжатого компактного
изложения нового материала, опытные
учителя и имеют возможность
излагать его дважды. Больше того, на
основе данной идеи они стали широко
практиковать изложение нового материала
укрупненными блоками, т. е. объяснять
на одном уроке 3—4 и даже 5—6 новых
тем, высвобождая время для
Этот опыт получает распространение Естественно, учителю нужно самому настойчиво тренироваться, чтобы овладеть этой методикой.
Для успешного овладения изучаемым
материалом на уроке большое значение
имеет то, чтобы при его восприятии,
осмыслении и усвоении учащиеся проявляли
высокую познавательную активность.
О различных приемах
Сущность этого метода состоит
в том, что в процессе работы по
осмыслению нового материала учитель,
используя примеры и факты, ставит
перед учащимися по
Во многих случаях, когда позволяет содержание новой темы, учителя применяют проблемный способ изложения материала, побуждая учащихся к самостоятельному нахождению в нем причинно-следственных связей.
При устном изложении знаний широко
применяется также прием, когда
с целью возбуждения внимания
и познавательной активности учащихся
учитель подчеркивает
При устном изложении знаний широко
применяется также прием, когда
с целью возбуждения внимания
и познавательной активности учащихся
учитель подчеркивает
Так путем столкновения различных
суждений учащихся была создана
ситуация познавательного поиска и
вызвана потребность в
Проблемность в обучении и характер познавательного поиска могут приобретать и такой вид, когда учебный материал излагает учитель, но учащимся дается задание устно или письменно расчленить его на отдельные смысловые единицы, т. е. составить план изложения. Уже в младших классах полезно приучать ребят самостоятельно выделять самое существенное в изложении учителя и формулировать важнейшие вопросы темы. В средних же и старших классах этот прием служит действенным стимулом активизации познавательной деятельности учащихся и средством развития их умственной самостоятельности.
По мере развития учащихся может применяться и такой способ изложения, когда учащимся предлагается самим найти в излагаемом учителем материале познавательную проблему, четко сформулировать и аргументировать ее решение. “Умение видеть проблемы там, где они есть,—отмечает Т. В. Кудрявцев,—свидетельство высокой степени умственного развития”.
Наконец, существенной стороной учебной
работы по овладению новым материалом
на уроке является использование специальных
методических приемов, способствующих
его усвоению (запоминанию). Особенно
это важно, если изучаемый материал
характеризуется определенной трудностью.
В этих случаях учитель может
предложить учащимся ответить на вопросы
учебника, устно составить тезисы
по содержанию нового материала, воспроизвести
про себя правила, формулы и другие
теоретические положения. Весьма важно
обратить внимание учащихся не только
на усвоение фактов, примеров, событий
и вытекающих из них теоретических
выводов, но и на глубокое осмысление
тех мировоззренческих и
Умелая организация первичного
и последующего осмысления нового материала
учащимися и его усвоения (запоминания)
создают предпосылки для
Работа по выработке умений и навыков применения знаний на практике. Это весьма важный этап урока. Он связан с использованием метода устных, письменных и практических упражнений. Как отмечалось в предыдущей главе, при организации упражнений учителю следует соблюдать два положения;
во-первых, нельзя переходить на уроке к упражнениям, если учащиеся не усвоили теоретический материал, который им нужно применять на практике; во-вторых, поскольку применение знаний на практике вызывает у учащихся затруднения, следует особое внимание обращать на осмысление ими способов выполнения практических упражнений. К сожалению, на весьма многих уроках учителя организуют упражнения, предварительно не добившись усвоения теории, которую учащиеся должны применять на практике. Необходимо также владеть всем арсеналом использования упражнений в процессе обучения.
Широкое применение в учебной работе
находят устные упражнения. С
их помощью на уроках математики вырабатываются
умения и навыки сложения, вычитания,
умножения и деления целых
чисел, усвоение признаков делимости
чисел и т. д. Без упражнения учащиеся
не усвоят валентности различных
химических элементов, их атомного веса,
а также буквенных обозначений
химических элементов и
Большое значение в овладении знаниями и выработке у учащихся умений и навыков имеют письменные упражнения. При изучении материала по языкам эти упражнения приобретают форму выполнения разнообразных упражнений по написанию и изменению слов, составлению предложений по той или иной теме, письменного морфологического разбора слов и предложений, написание диктантов, изложений и сочинений и т. д. По математике, физике и химии учащиеся упражняются в решении задач и примеров, а также выполняют различные практические измерительные работы, лабораторные опыты и т. д. Однако эффективность письменных и практических упражнений при закреплении изучаемого материала зависит от соблюдения ряда дидактических условий. Укажем на важнейшие из них.
Заслуживает внимания организация
упражнений на уроке в опыте передовых
учителей. В. Ф. Шаталов, переходя к
организации упражнений по применению
усвоенных знаний на практике, стремится
к тому, чтобы все учащиеся хорошо
осмыслили способы решения
Вторая задача или пример коллективно анализируются, а решаются самостоятельно. Последующие задачи и анализируются, и решаются каждым учащимся самостоятельно.
Очень важно, чтобы тренировочные упражнения носили творческий характер, а даваемые учителем задания побуждали учащихся к размышлениям, к применению знаний в видоизмененных условиях. На эту сторону упражнений серьезное внимание обращал проф. М. А. Данилов. “Нередко, — писал он, — закрепление пройденного материала производится неправильно. Изучив правило и выполняя на это правило те упражнения, в которых характер действий подсказан (подчеркнуть слова, вставить букву, изменить форму слова и т. п.), ученик пишет грамотно. Но, начиная писать без этих подсказок, он допускает много ошибок. Подобные упражнения слишком облегчают умственную работу школьников, вследствие чего затормаживается их умственное развитие”'.Этот этап урока может завершаться небольшой проверочной работой, показывающей, как учащиеся усвоили новый материал.
Задавание урока на дом. Как бы ни хорошо была поставлена работа по изучению нового учебного материала на уроке, все же она является формой концентрированного усвоения знаний. Для прочного же и глубокого овладения изучаемым материалом существенное значение имеет рассредоточенная во времени работа по его осмыслению и запоминанию. Вот почему на каждом уроке, как правило, учителя дают учащимся домашние задания. Обычно эти задания включают в себя:
изучение текста учебника, в котором излагается новый материал, а также различного рода письменные и практические упражнения, связанные с решением задач и примеров, ответами на вопросы, написанием сочинений и т. д. По некоторым предметам, например по биологии и географии, задания могут предусматривать наблюдение учащихся за различными явлениями природы, подготовку гербариев, схем, диаграмм и т. д. Какие же дидактические требования предъявляются к задаванию урока на дом?
Одно из этих требований состоит в том, чтобы учитель в процессе работы по изучению нового материала обращал внимание на подготовку учащихся к выполнению домашнего задания. В частности, необходимо добиваться, чтобы учащиеся хорошо осмыслили основные вопросы изучаемого материала и усвоили основные приемы применения его на практике, научились решать примеры и задачи и т. д. Обстоятельное усвоение новой темы на уроке создает предпосылки для осмысленного и самостоятельного выполнения учебного задания дома.
Второе требование заключается в том., чтобы домашнее задание не сводилось лишь к репродуктивной (воспроизводящей) деятельности учащихся, а включало в себя элементы творческой работы. Например, при изучении урока по учебнику можно предложить учащимся дополнить изучаемый материал своими примерами, провести наблюдение или собрать фактический материал по отдельным вопросам. Задаваемые на дом письменные задания по языку, а также задачи и примеры по математике, физике и химии должны быть видоизмененными вариантами тех, которые выполнялись или решались на уроке.
В этой связи возникает вопрос о
дифференциации домашних заданий.
Некоторые учителя, наряду с общим
заданием для всего класса, отдельно
дают более усложненные задания
для учащихся, проявляющих повышенные
способности в овладении
Не менее существенным является и третье дидактическое требование. Задавая, урок на дом, необходимо не только указать соответствующие параграфы учебника, номера упражнений и задач, но и обратить внимание на порядок и приемы домашней работы учащихся, а также на те особенности, которыми отличаются задаваемые на дом упражнения и задачи от выполняемых и решаемых в классе. Нужно также проследить, чтобы содержание домашнего задания учащиеся записали в свои дневники.
Интерес представляет тот прием, с помощью которого В. Ф. Шаталов стимулирует учащихся к значительному увеличению объема упражнений по решению задач по математике. Он предлагает каждому ученику сделать специальную плашку, расчертить ее на клеточки и затем в эти клеточки записывать номера решенных задач. Этот прием рождает дух состязательности, стимулирует домашнюю работу учащихся и в конечном итоге способствует резкому повышению качества успеваемости.
Творческий подход к про ведению
смешанных уроков. Творчество учителя
при проведении уроков этого
типа прежде всего касается правильной
регламентации времени на его
отдельные этапы. Следует исходить
из того, что работа по пройденному
материалу и проверка знаний учащихся
не должна занимать более 15—18 мин, остальное
время отводится на усвоение нового
материала и выработку
Очень важно разнообразить структуру
смешанных уроков. Это разнообразие
достигается с помощью исполь
Информация о работе Урок как основная форма обучения в школе