Уроки общения в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:54, доклад

Краткое описание

Цель – повышение адаптации ребенка в школе и обществе, через формирование коммуникативных навыков обучающихся.
Задачи:
• формирование коммуникативной культуры обучающихся;
• формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию;
• выработка защитных качеств личности: уверенность в себе, открытость, чувства юмора.
Уроки общения проводятся 1 раз в неделю /1 час выделяется из школьного компонента учебного плана/, продолжительность урока - 40 минут.
Структура занятия: каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия; основное

Файлы: 1 файл

начальная шк ..docx

— 130.75 Кб (Скачать)

Инструкция: Участники встают в пары друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Напомните им миф  об Орфее и Эвридике: певец Орфей спустился в Аид, чтобы вернуть в мир живых свою любимую жену Эвридику. При этом он не должен был смотреть на нее, но просто чувствовать, что она следует за ним. Но он нарушил поставленное ему условие и, уходя из Аида, обернулся и посмотрел на жену. Так Эвридика осталась в Аиде навсегда.

Для начала участники разогревают  ладони, секунд 10 энергично потирая их друг о друга, пока руки не станут горячими. Затем все закрывают глаза и держат руки на уровне груди ладонями наружу, после чего осторожно вытягивают руки вперед до тех пор, пока они не соприкоснутся с руками партнера. Каждая пара ждет 5-10 секунд, ощущая, как энергия перетекает из одних рук в другие.

После этого партнеры разъединяют  ладони и разводят руки в стороны. Очень медленно каждый поворачивается на месте на 360 градусов и снова  пытается с закрытыми глазами, вытянув  руки, найти ладони партнера. Как  только это получилось, оба открывают  глаза.

На втором этапе партнеры вновь соприкасаются ладонями (закрыв глаза), но в этот раз каждый поворачивается вокруг своей оси дважды и снова  пытается найти ладони партнера.

Теперь партнеры поворачиваются вокруг оси три раза и снова  ищут руки друг друга. Чем больше оборотов вокруг своей оси они совершают, тем выше сложность задания. Участники  должны действовать согласованно, стараться  совершать все свои действия синхронно. При этом им разрешается как молчать, так и разговаривать.

Игра «Многоликость чувств»

Цель: Очень важно, чтобы  дети как можно раньше научились  понимать свое окружение. Ведь чувства  выражаются преимущественно не впрямую  — словами, а опосредствованно —  лицом, позой, движением, голосом. Когда  дети научатся распознавать чувства другого, им будет легче идентифицировать себя с другой личностью. В этой игре дети учатся замечать чувства другого человека и связывать эти наблюдения с собственными переживаниями.

Инструкция: Сегодня мы посмотрим, как можно выразить свои чувства  с помощью лица и тела. Пролистайте  журнал и найдите картинку, изображающую человека, который вас заинтересует. Вырежьте ее и приклейте на бумагу. (5 минут.)

Теперь внимательно изучите  картинку и рассмотрите лицо человека. Каким образом это лицо выражает грусть или радость, любопытство  или скуку? Затем рассмотрите  позу человека: как он держит голову, что он делает со своими руками, ногами, всем телом? И что он этим выражает? Напишите рядом с картинкой, какое  чувство испытывает изображенный на ней человек. (5 минут.)

Выберите теперь сами какое-нибудь чувство, которое вам интересно, нарисуйте человека, испытывающего  это чувство. Вы можете найти себе образец или придумать что-нибудь сами. Не страшно, если ваша картинка не очень красива; главное, чтобы было показано, как лицом и телом  выражается это чувство. (5 минут.)

Подумайте, пожалуйста, что  вы ощущаете, когда испытываете это  чувство:

— как изменяется ваше лицо?

— как вы дышите?

— в каком состоянии  находятся ваши мышцы?

— что вы ощущаете в теле?

— какие движения вы делаете  при этом?

- какие мысли или образы  приходят вам в голову, когда  вами овладевает это чувство?

— что вам больше всего  хочется сделать, когда вы испытываете  это чувство?

Опишите, как вы справляетесь с этим чувством.

Составьте затем из всех эскизов с текстами небольшой  альбом. Дайте детям при случае рассмотреть все картинки.

Анализ упражнения:

— Легко ли тебе заметить чувства другого человека?

— На что ты обращаешь  особенное внимание — на звуки  голоса, на движение, на выражение лица?

— Про кого из детей в  классе ты можешь сказать, что тебе легко понимать, какое чувство  он испытывает?

— Про каких детей ты можешь сказать, что тебе сложно угадать, какое чувство они испытывают?

— Насколько хорошо ты можешь оценить чувства учителя?

— Хорошо ли другие люди понимают твои чувства?

— Какие чувства тобой  владеют, когда ты испытываешь желание  помочь другим людям?

— Какие чувства тобой  владеют, когда ты испытываешь желание  уйти?

— Какие чувства тебе чужды или неприятны?

— Веришь ли ты, что животные (например, собаки) могут понимать чувства  человека?

— Почему люди так часто  скрывают свои чувства?

Игра «Благодарность»

Цели: Можно сказать, что  сочувствие — другая сторона благодарности. Ребенку, который чувствует себя одиноким и лишенным заботы и внимания, достаточно трудно испытывать или высказывать сочувствие другим. Поэтому мы в этой игре обратим внимание детей на всех тех, кто в жизни относится к ним с сочувствием и заботой. Мы предложим детям всю их благодарность выразить в едином "благодарственном письме".

Материалы: Бумага и карандаши  каждому ребенку.

Инструкция: Пожалуйста, подумай  о человеке, который тебе помогает, делает для тебя то, что важнее всего  для тебя, кто понимает тебя. Подумай  обо всех этих взрослых и детях  и сделай маленькую зарисовку, в  которой будут все эти люди. Нарисуй в середине листа кружок и напиши там свое имя. Потом нарисуй  другие кружки и впиши имена людей, о которых ты подумал. Соедини  свой кружок с этими кружками линиями. Напиши под каждым кругом, что этот человек для тебя сделал... Теперь напиши каждому из них по предложению, в котором ты его благодаришь...

Возьми новый лист бумаги и подумай, кого ты долгое время не благодарил. Напиши короткое письмо, в  котором ты ему или ей скажешь, что ты очень рад, что он или  она тебе помогают. Вырази ему (ей) словами  свою благодарность...

Теперь сядьте по двое и  покажите друг другу картинки и письма. Послушайте, что другие дети думают об этом.

Анализ упражнения:

— Почему очень важно, чтобы  и дети, и взрослые учились выражать вслух свою благодарность?

Итоговый сбор.

Цель: Подвести итоги занятия.

Инструкция: Выбери в соответствии со шкалой цветной кружок и прикрепи его на палитру.

Красный – было поучительно,

Зеленый – было интересно,

Желтый – было скучно.

                                            Занятие 10

Цель: Формировать умение оказывать и принимать помощь.

Приветствие. Игра «Комплименты».

Каждый ребенок по кругу  дарит комплимент своему соседу справа. При этом взрослый обращает внимание, что необходимо смотреть в глаза, гово рить спокойным вежливым голосом.

Игра «Архипелаг»

Цель: Формировать умение оказывать и принимать помощь.

Инструкция: В этой игре у  нас будет целый архипелаг  маленьких островов. Силуэты островов обозначаются связанными веревками. В  начале игры каждый участник стоит  на своем личном небольшом островке. Один за другим островки «погружаются в море», а их хозяева должны размещаться  на оставшихся клочках суши. В связи с постоянным сокращением площади суши перед жителями островов встает проблема перенаселения. Все это означает, что игроки должны будут становиться все плотнее и плотнее друг к другу, пока на весь архипелаг не останется один остров. Для каждого игрока понадобится веревка (можно использовать бельевую). Все веревки должны иметь разную длину, чтобы окружность островов тоже была неодинаковой. (Например, веревки длиной 1,5 м вполне хватит для того, чтобы на такой площади смогли разместиться все игроки, если только сильно потеснятся, конечно.)

Отставьте в стороны столы  и стулья, чтобы освободить место. Каждый игрок берет веревку и  связывает ее концы. Теперь эти веревки  кладутся на пол, так чтобы равномерно занимать имеющееся в вашем распоряжении пространство. Каждый стоит на своем  собственном острове. Вводятся следующие  правила:

• Никто не должен касаться ногами веревки и пола за пределами  острова.

• На острове каждый находится  в безопасности.

• Веревки нельзя двигать  и привязывать к более крупным  островам.

Когда руководитель группы дает команду «Поменяться», каждый должен найти для себя новый остров. Все это должно проходить спокойно — никто не скачет в панике по всему помещению в поисках  нового острова. Если человек нашел  остров, он может добраться до него и по полу — в этом случае запрет на хождение по полу отменяется. 3. После  двух или трех всеобщих хождений по разным островам руководитель группы после команды «Поменяться» незаметно  убирает одну веревку. Теперь группе нужно решить, где разместить лишнего человека. Порой можно заметить легкое замешательство, прежде чем один из хозяев островов не пустит к себе «бездомного».

Когда все нашли себе место  на островах, можно снова давать команду «Поменяться» и убрать еще  одну веревку. Раз за разом руководитель группы убирает по одной веревке, так что все больше игроков  должны делить острова друг с другом. Дайте группе достаточно времени  найти решение в каждом случае — Вы должны подождать, пока все  игроки не займут места на постоянно  убывающих островах. 6. Оставьте в  конце самый большой остров. Игроки должны будут потесниться, чтобы  суметь уместиться на этом острове  всей группой. Впрочем, часто группа находит место и на более маленьком  острове.

В конце подведите итоги.

Игра «Массаж постукиванием»

Цель: Учить относиться друг к другу с теплотой и пониманием.

Инструкция: Участники разбиваются  на пары. Один из игроков стоит расслабленно, расставив ноги на ширину плеч, руки свободно опущены. Массаж начинается с  ног партнера, легким постукиванием  обеими ладонями по направлению вверх  и постепенным переходом к  другим частям тела. Ритм и интенсивность  постукиваний может меняться. По желанию  партнера массажист может постукивать  те или иные части тела по-разному  — мягко или сильно, долго или  сразу же переходя к другому месту. Массажист должен обратить внимание на то, чтобы очень мягко сделать  массаж таких чувствительных зон, как  лицо, шея или позвоночник (5 минут).

Партнеры меняются ролями. Новый массажист также старается  доставить своему партнеру удовольствие и придать ему бодрости.

Игра «Рисуем по подсказке»

Цель: учить взаимопониманию.

Инструкция: Игроки делятся  на пары и садятся спина к спине  так, чтобы не видеть друг друга. Один из них будет «тик», а другой –  «так». Всем «тикам» выдается лист с приготовленным рисунком, всем «таким» - чистый лист и фломастер.

В каждой паре «так» дожжен воспроизвести то рисунок, который  находится у «тика». При этом «тик»  может только говорить, а «так» - только рисовать. На оригинал смотреть нельзя.

«Тик» должен описывать рисунок  предельно точно.

Потом игроки должны ощенить  оригинал и копию.

Анализ:

- Какие указания помогали?

- Какие указания запутывали?

- В какой роли вы  чувствовали себя лучше?

5. Медитация «Сверхновая  звезда»

Цель: восстановить силы от работы.

Инструкция: все стоят расслабившись и закрыв глаза. Руки вдоль тела, ноги расставлены на ширине плеч.

- представьте, что в  твоем солнечном сплетении находится  сгусток энергии, излучающий сильный  свет. Представьте себе этот цвет. Представьте себе, что цвет наполняет  твой живот и постепенно заливает  грудь… бедра… плечи…спину…  колени… локти… затылок… лицо…  ступни… кисти… пальцы рук  и ног. Позвольте этому свету  заполнить ваше тело. Представьте  себе, что свет становится все  интенсивнее и вырывается из  вашего тела, из пальцев рук  и ног, головы. Представьте себе, что ваше тело светиться, как  солнце, так, что вся комната  озарилась светом. Если хотите, поднимите  руки, чтобы свет прошел через  вас. Теперь всеет, исходящий  от тебя, проникает все дальше… из этой комнаты … из здания … он озаряет все окружающее, всю нашу страну, леса, горы, города.

А теперь представь себе, что сет распространяется все  дальше и дальше, пока не покроет  всю Землю… Пошли его еще дальше – до Луны и звезд. Представь себе, что ты – невероятно сильный маяк и из твоего тела бьет источник всепроникающей энергии.

Сохрани в себе это ощущение силы и жизненной энергии. Потянись немного и открой глаза. Вы снова  здесь, свежие и отдохнувшие.

Итоговый сбор.

- Все по очереди назовите  свое качество, которое помогает  в общении с другими людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок-тренинг по теме: "Дружный ли наш класс?"

 

Цели:

  • повышение уровня сплоченности класса;
  • создание условий для включения пренебрегаемых детей в совместную деятельность с одноклассниками.

Учитель: Ребята, в нашей школе выявляется самый дружный класс! Для начала перед нами выступит ваш одноклассник с докладом, который проводил с вами тесты на эту тему.

Ученик делает сообщение на тему “Наш класс дружный”.

Ученик. Во все времена люди придавали большое значение дружбе и очень ценили её. Русский народ сложил об этом много пословиц: “Дружба и братство дороже богатства”, “Нет друга – ищи, а нашел – береги”. 
В нашем классе проводилось занятие “Наш класс – дружный”. Мы работали в разных группах, рисовали радугу, солнце, цветик-семицветик, участвовали в игре “Моя вселенная” и выполняли много других интересных заданий. Нам надо было всё время работать в команде, т.е. быть дружными, уметь слышать других, уметь договариваться и уступать. Работа всем очень понравилась. 
В конце учебного года я решил исследовать, дружный ли наш класс. Этот вопрос интересен еще и потому, что наш класс многонационален, в нем учатся ребята семи разных национальностей. Многие живут в отдаленных микрорайонах города. Есть двое ребят, которые поступили к нам в этом учебном году.

Далее ученик представляет результаты своего исследования.

Таблица 1. Результаты теста № 1

Вопрос

В классе принято нести  ответственность друг за друга

В классе плохие поступки волнуют  всех

В классе нарушения дисциплины осуждаются только активными учащимися

В классе за нарушение дисциплины отвечают только перед учителем

Мы стараемся, чтобы о  наших поступках учитель узнал  как можно меньше

Мы не обращаем вниманием  друг на друга и на учителей

Кол-во человек

5

2

5

3

2

0


Таблица 2. Результаты теста № 2

Вопрос

Наш класс очень дружный  и сплоченный

Наш класс дружный

В классе нет ссор, но каждый существует сам по себе

В классе бывают ссоры, но конфликтным  его не назовешь

Наш класс дружный, но ребята часто ссорятся

Наш класс недружный в  нем трудно учиться

Кол-во человек

5

6

0

9

0

0

Информация о работе Уроки общения в начальной школе