Невербальное общение на уроках музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 08:16, доклад

Краткое описание

Искусство является единственным выработанным историей культуры способом моделирования самого общества. О формах человеческого общения искусство в целом дает нам узнать больше, чем может дать наука. Искусство имеет способность завязывать общение между воспринимаемыми художественными образами и слушателем, зрителем. Слушая и изучая музыкальные произведения, ребенок воспринимает художественные образы и сам становится участником этого общения. Тем самым искусство выступает способом воспитания духовного мира личности. Часто приводят слова Антуана де Сент-Экзюпери о “ роскоши человеческого общения”. Но общение на уроке между педагогом и учеником это не только роскошь, но и непреложная необходимость.

Файлы: 1 файл

значение невербальных средсв общения на урках музыки.docx

— 24.19 Кб (Скачать)

Введение.

Искусство является единственным выработанным историей культуры способом моделирования самого общества. О  формах человеческого общения искусство  в целом дает нам узнать больше, чем может дать наука. Искусство  имеет способность завязывать общение  между воспринимаемыми художественными  образами и слушателем, зрителем. Слушая и изучая музыкальные произведения, ребенок воспринимает художественные образы и сам становится участником этого общения. Тем самым искусство  выступает способом воспитания духовного  мира личности. Часто приводят слова  Антуана де Сент-Экзюпери о “ роскоши человеческого общения”. Но общение на уроке между педагогом и учеником это не только роскошь, но и непреложная необходимость.

Вербальное  общение – общение при помощи речи.

Невербальное  общение – не использует звуковую речь, а в качестве средств общения выступает мимика, жесты, пантомимика, прямые сенсорные или телесные контакты. Это тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица.

Использование на уроках приемов невербального общения  способствует не только более глубокому  пониманию учебного материала, активизации  внимания учеников, но и способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, вследствие чего он становится более способным к межличностным  контактам и открывает для  себя более широкие возможности  для личностного развития. Широко известны данные о том, что в течение  первых двенадцати секунд общения при  знакомстве на долю невербальных сигналов приходится примерно 92% всего объема принимаемой информации.

В исследованиях А.А  Горелова, Е.А Петровой и др. были разработаны различные классификации  невербальных средств общения, к  которым относятся все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственная организация общения.

1. Основные компоненты  невербального общения.

1.1. Пространственная  структура общения.

Одним из первых описал нормы приближения человека к  человеку американский антрополог Э. Холл:

– интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких  людей 
– персональное (от 45 до 120 см) – партнерские отношения людей равного социального статуса 
– социальное (от 120 до 400 см) – формальное общение. Например, начальник и подчиненный 
– публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед аудиторией

1.2. Взаиморасположение  собеседников.

– позиция лицом к лицу, напротив друг друга – указывает на напряженные и обостренные отношения 
– позиция “собеседники сидят бок о бок” – указывает на сотрудничество, дружеское отношение

1.3. Мимика.

Мимика играет особую роль в передаче информации. Лицо –  главный источник информации о психологическом  состоянии человека, так как мимические выражения контролируются сознательно  во много раз лучше, чем тело. Известным  фактом является то, что при неподвижном  лице учителя теряется до 10-15 % информации.

Существует шесть  основных эмоциональных состояния  – радость, гнев, страх, удивление, отвращение и грусть. В мимическом выражении  этих состояний все движения мышц лица скоординированы. Основную нагрузку несут брови, области вокруг глаз и сам взгляд. Психологи отмечают, что направление взгляда в  процессе общения зависит от индивидуальных различий, содержания общения и от предшествующего развития этих взаимоотношений. Когда человек формирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону, когда мысль готова – на собеседника.

Визуальный контакт  свидетельствует о расположении к общению. Вы обратили внимание, что  ученики внимательно смотрят  на вас – показатель интереса к  уроку, хорошего отношения к вам  и к тому, что выговорите и делаете. И наоборот. С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии  человека, поскольку расширение и  сужение зрачков не поддается  сознательному контролю. Например: ученик заинтересован, находиться в  приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза. Наоборот, сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

1.4. Поза.

– “Закрытая” (человек  пытается закрыть переднюю часть  тела и занять как можно меньше места в пространстве) – означает недоверие, несогласие, противодействие, критика. 
– “Открытая” (стоя – руки раскрыты ладонями вверх; сидя – руки раскинуты, ноги вытянуты) – доверие, согласие, доброжелательность, психологический комфорт.

1.5. Жесты.

(Прощания, приветствия,  привлечения внимания, утвердительные, отрицательные, жесты доверия,  растерянности)

При усилении переживаний  увеличивается количество жестов, возникает  общая суетливость.

1.6. Голос.

Такие характеристики голоса как тембр, высота, громкость, акценты создают образ человека и его эмоциональное состояние:

– Высокий голос  – энтузиазм, радость. 
– Мягкий, приглушенный голос – горе, печаль, усталость. 
– Медленная речь – угнетенное состояние, горе или высокомерие. 
– Быстрая речь – взволнованность, беспокойство, переживание личных проблем.

Итак, учителю нужно  уметь не только слушать, но и слышать  интонацию ребенка, силу и тон  голоса, скорость речи. Это поможет  понять чувства, мысли, устремления  учеников.

1.7. Тактильные воздействия.

К ним относятся  рукопожатия, похлопывания, прикосновения, поцелуи и т.д. Они больше чем  другие невербальные средства выполняют  функцию индикатора ролевых отношений. Трудно представить общение учителя  и учеников только при помощи слов. Жест, мимика, взгляд, поза порой оказывает  более сильное впечатление, чем  слова. Американский психолог Ф. Селже считал, что при разговоре значимость слов составляет лишь 7%, интонация – 38%, а жесты и мимика – 55%.

Проблема невербального  общения рассматривается в психологии с недавних времен. К ней обращались Х. Миккин, И.Н. Горелов, А. Пиз, и др. Она актуальна и для современной школы и является частью педагогического общения. Анализа литературы показывает, что невербальное поведение:

– усиливает эмоциональную  насыщенность сказанного;

– является показателем  ролевых отношений;

– создает образ  учителя и ученика;

– поддерживает оптимальный  психологический климат на уроке.

2. Педагогическое общение.

Ш.А. Амонашвили [2] называл педагогическое общение – “китом”, на котором держится все воспитание. Таким образом, именно понятие педагогическое общение позволяет более многогранно характеризовать структуру, функции, задачи и т.д.

На сегодняшний  день под педагогическим общением понимают систему приемов и навыков взаимодействия учителя и ученика, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, организация взаимоотношений. Педагог выступает как активатор учебного процесса, организует его и управляет им.

Педагогическое общение  предполагает наличие определенных умений педагога:

– правильно и оперативно ориентироваться в меняющейся обстановке урока;

– правильно осуществлять речевое воздействие;

– быстро находить коммуникативные  средства соответствующие индивидуальным особенностям ученика;

Один из авторов  социальной психологии А. Маслоу относил потребность в контактах, любви, признании к первичным человеческим потребностям. Потребность в эмоциональной поддержке и личном самоутверждении испытывают не только ученики. Учителю тоже необходимо одобрение детей, наглядное признание авторитета со стороны учащихся. По словам Ш. Амонашвили [2] педагог нуждается в защите своих воспитанников даже боле чем они – в его покровительстве.

Показателем успешного  общения учителя и учеников на уроке является благоприятный морально-психологический  климат в классе, атмосфера творчества и взаимного сотрудничества.

Базовым компонентом  педагогического общения выступает  профессиональная мораль, которая проявляется  в уважении достоинства каждого  ребенка, его личностной уникальности. Культура общения учителя музыкиего артистичность, творческая самобытность стимулируют у учащихся переживание эмоционального удовлетворения, чувства прекрасного.

Несомненно, что успех  педагогического общения на уроке  музыки обусловлен владением индивидуальными  экспрессивными возможностями учителя: мимическими, жестикуляционными, пантомимическими, речевыми, вокальными. На необходимость  владения своим голосом еще указывал А.С. Макаренко: “Педагогом можешь стать  лишь тогда, когда научишься двадцатью  шестью способами говорить “подойди сюда”.

И.А. Рыданова в своей книге “Основы педагогики общения” [6] отмечает, что всех учителей по характеру их речи можно разделить на три группы. Речь одних обыденная и ее, как говорят, можно слушать. Речь других настолько неприятна в голосовом отношении, что ее слушать нельзя. Речь третьих так мелодична, выразительна, что ее нельзя не слушать. Исходя из характеристик речевой деятельности учителя, она зависит от звучности, скорости, интонирования и тембра голоса.

Для учителя музыки важной характеристикой являются правильно  поставленный певческий голос обладающий приятной окраской, полетностью, объемностью звучания , достаточным диапазоном. Ведь главным методом обучения вокальному искусству является показ. Неправильное вокальное исполнение, зажатым звуком, неполным объемом с носовым призвуком недопустимо. Умение учителя музыки исполнить песню поставленным голосом, льющимся звуком, ярко окрашенным тембром активизирует внимание учеников, привлекает их к вокально-хоровой деятельности на уроке. Действительно, опыт показывает, что на уроке музыки, кроме оценки личности и знаний учителя, большую роль играет оценка детей певческого голоса учителя. Если голос чист, красив, богат обертонами, обладает широким диапазоном, звучание такого голоса притягивает учащихся, активизирует желание повторять за учителем. Вот почему учителям – обладателям хорошего певческого голоса в принципе легче работать в школе.

Звучание речи педагога зависит не только от природных особенностей голосового аппарата, но и от эмоционального состояния. Печаль придает голосу приглушенное звучание, радость – звонкость. Учитель  музыки как никто другой должен уметь  управлять звуковысотностью своего голоса, создавать мелодический рисунок речи, ее “музыку”. Звучание голоса также зависит и от его выразительности в пределах одного слова и в пределах фразы.

Учитель рассказывая о музыке и свою речь уподобляет ей, применяя паузы, лексические акценты, ритм и темп, разделяя смысловые куски, привлекая внимание к главному. Исследователи выделяют аллегро – речь, престо – речь, ритенуто – речь. От скорости зависят такие качества речи как артикуляция и дикция. При выборе скорости речи учителю необходимо учитывать возрастные особенности детей: младший школьник усвоит материал, если в минуту будет звучать 40 -60 слов, подросток 60 – 100, старшеклассник 80 -120.

Важным средством  в педагогическом общении является динамика голоса. Например, повышая  и усиливая голос в начале каждой фразы, мы удерживаем инициативу в общении, меняем интонационную палитру воздействия  так, как монотонное изложение материала  снижает восприятие ребенка.

Учитель общается с  учащимися не только когда говорит  или поет на уроке музыки, но и  когда выразительно молчит. Часто  затянувшееся молчание педагога может  стать хорошим дисциплинарным средством  для расшумевшегося класса. Как невербальный сигнал молчание может означать:

– отсутствие взаимопонимания; 
– согласие или несогласие совершать действие; 
– привлечение внимания; 
– придание весомости последующему высказыванию.

Выразительность речи зависит от умелого использования  педагогом невербальных средств  общения – мимики, жестикуляции, пантомимики. Они усиливают впечатление  от звучащей речи, экономят время урока, добавляют смысловые оттенки, позволяют  выделить главное. Именно на выразительные средства опираются художественные языки – актерский,музыкальный, хореографическийВсю моторику лица, рук и тела объединяют понятием “жесты”. Их значение в педагогике трудно переоценить. Являясь физическим выражением усилий учителя, жесты дают ему некоторую внутреннюю удовлетворенность процессом труда. Артистизм учителя музыки, как элемент мастерства имеет важное профессиональное значение. Без этого вряд ли музыкальное занятие приобретет эстетический характер в сфере творчества.

К невербальным средствам  общения также относятся рукопожатия, объятия, прикосновения, поцелуи, поглаживания, похлопывания по спине, плечу и др. Такие способы выражения эмоций требуют такта и особой культуры. Не всякое прикосновение учителя  может быть приятно ученику. Особенно необходима осторожность в подростковый период.

Информация о работе Невербальное общение на уроках музыки