Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 08:16, доклад
Искусство является единственным выработанным историей культуры способом моделирования самого общества. О формах человеческого общения искусство в целом дает нам узнать больше, чем может дать наука. Искусство имеет способность завязывать общение между воспринимаемыми художественными образами и слушателем, зрителем. Слушая и изучая музыкальные произведения, ребенок воспринимает художественные образы и сам становится участником этого общения. Тем самым искусство выступает способом воспитания духовного мира личности. Часто приводят слова Антуана де Сент-Экзюпери о “ роскоши человеческого общения”. Но общение на уроке между педагогом и учеником это не только роскошь, но и непреложная необходимость.
Лицо учителя также играет немаловажную коммуникативную роль на уроке. Выражение суровости, непреклонности, холодный взгляд настораживает детей, лишает открытости. Доброжелательность лица располагает к активному взаимодействию.
Серьезную невербальную
функцию несет на себе взгляд учителя.
Взглядом можно оповестить о вокальном
вступлении, выделить акценты, продемонстрировать
расположение, осуждение, иронию или
недоумение. Пристальный взгляд усиливает
внушающий эффект слова, а тяжелый
– настораживает и отталкивает.
Известно, что каждый ребенок нуждается
в визуальном контакте с учителем,
в его внимании, личностно заинтересованном
взгляде. Но необходимо знать, что взгляд,
длящийся более 10 секунд, вызывает у
собеседника чувство
Л.Н. Толстой описывал около ста разновидностей улыбки. Учителю необходимо понимать, что насмешливая, издевательская, снисходительная мимическая экспрессия отталкивает детей. И наоборот, открытая, искренняя, сердечная улыбка – привлекает.
Внешний вид учителя
играет важную роль в создании общего
впечатления. Визуальная привлекательность,
обаяние облегчают установление
эмоциональных контактов с
Итак, среди средств невербального общения можно выделить следующие основные компоненты:
– интонация (однообразная
– монотонная, изменчивая – подвижная);
– дикция – (четкая, неразборчивая);
– темп речи (медленный, умеренный, быстрый);
– тембр певческого голоса ( чистый, объемный,
красивый, глухой, плоский);
– тембр речевой (благозвучный, глухой,
звонкий);
– мимика (статичная, подвижная, выразительная);
– контакт глаз (соблюдается, не соблюдается);
– жестикуляция (умеренная, сдержанная,
избыточная);
– позы (расслабленные, скованные, свободные);
– внешний облик (эстетичный, неэстетичный).
Эмоции имеют огромное значение в жизни любого человека. Они в большей степени, чем продуманная речь, показывают истинное отношение к окружающему миру, другим людям. Человеческие эмоции обусловлены нашим подсознанием, их невозможно подделать. Поэтому им доверяют больше, чем обычному речевому общению.
Культура применения
невербальных средств педагогического
общения отражает уровень педагогического
мастерства учителя. Овладеть основами
педагогического общения можно
в процессе профессионального
Использование на уроках
приемов невербального общения
способствует не только более глубокому
пониманию учебного материала, активизации
внимания учеников, но и способствует
развитию коммуникативных возможностей
ребенка, вследствие чего он становится
более способным к