Невербальное общение на уроках музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 08:16, доклад

Краткое описание

Искусство является единственным выработанным историей культуры способом моделирования самого общества. О формах человеческого общения искусство в целом дает нам узнать больше, чем может дать наука. Искусство имеет способность завязывать общение между воспринимаемыми художественными образами и слушателем, зрителем. Слушая и изучая музыкальные произведения, ребенок воспринимает художественные образы и сам становится участником этого общения. Тем самым искусство выступает способом воспитания духовного мира личности. Часто приводят слова Антуана де Сент-Экзюпери о “ роскоши человеческого общения”. Но общение на уроке между педагогом и учеником это не только роскошь, но и непреложная необходимость.

Файлы: 1 файл

значение невербальных средсв общения на урках музыки.docx

— 24.19 Кб (Скачать)

Лицо учителя также  играет немаловажную коммуникативную  роль на уроке. Выражение суровости, непреклонности, холодный взгляд настораживает  детей, лишает открытости. Доброжелательность лица располагает к активному  взаимодействию.

Серьезную невербальную функцию несет на себе взгляд учителя. Взглядом можно оповестить о вокальном  вступлении, выделить акценты, продемонстрировать расположение, осуждение, иронию или  недоумение. Пристальный взгляд усиливает  внушающий эффект слова, а тяжелый  – настораживает и отталкивает. Известно, что каждый ребенок нуждается  в визуальном контакте с учителем, в его внимании, личностно заинтересованном взгляде. Но необходимо знать, что взгляд, длящийся более 10 секунд, вызывает у  собеседника чувство дискомфорта.

Л.Н. Толстой описывал около ста разновидностей улыбки. Учителю необходимо понимать, что  насмешливая, издевательская, снисходительная  мимическая экспрессия отталкивает  детей. И наоборот, открытая, искренняя, сердечная улыбка – привлекает.

Внешний вид учителя  играет важную роль в создании общего впечатления. Визуальная привлекательность, обаяние облегчают установление эмоциональных контактов с детьми, негативное восприятие – затрудняет общение. В структуру невербального  поведения входят и запахи – естественные и искусственные, они являются дополнительным индикатором культуры педагога. Собеседника отталкивают запахи, свидетельствующие о телесной неухоженности, пристрастии к курению, злоупотреблению духами.

Итак, среди средств  невербального общения можно  выделить следующие основные компоненты:

– интонация (однообразная – монотонная, изменчивая – подвижная); 
– дикция – (четкая, неразборчивая); 
– темп речи (медленный, умеренный, быстрый); 
– тембр певческого голоса ( чистыйобъемный, красивый, глухой, плоский); 
– тембр речевой (благозвучный, глухой, звонкий); 
– мимика (статичная, подвижная, выразительная); 
– контакт глаз (соблюдается, не соблюдается); 
– жестикуляция (умеренная, сдержанная, избыточная); 
– позы (расслабленные, скованные, свободные); 
– внешний облик (эстетичный, неэстетичный).

Эмоции имеют огромное значение в жизни любого человека. Они в большей степени, чем  продуманная речь, показывают истинное отношение к окружающему миру, другим людям. Человеческие эмоции обусловлены  нашим подсознанием, их невозможно подделать. Поэтому им доверяют больше, чем обычному речевому общению.

Культура применения невербальных средств педагогического  общения отражает уровень педагогического  мастерства учителя. Овладеть основами педагогического общения можно  в процессе профессионального самовоспитания. Наблюдая работу учителей-мастеров, мы замечаем отточенность приемов педагогического воздействия. Важная роль здесь принадлежит специальным умениям мобилизовать учащихся на познавательную деятельность, ставить вопросы, общаться с отдельным учеником и всем классом, вести наблюдение, владеть своим настроением, голосом, мимикой, движением. Педагогическая техника это совокупность приемов. Ее средства – речь и невербальные средства общения.

Использование на уроках приемов невербального общения  способствует не только более глубокому  пониманию учебного материала, активизации  внимания учеников, но и способствует развитию коммуникативных возможностей ребенка, вследствие чего он становится более способным к межличностным  контактам и открывает для  себя более широкие возможности  для личностного развития.

Информация о работе Невербальное общение на уроках музыки