Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:18, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении и характеристике жанров и форм урока музыки.
Предметом данной темы является урок музыки как форма организации познавательно-творческого процесса, а объектом, исходя из предмета, является познавательно-творческий процесс во всем многообразии его форм и жанров.
Введение 3
Глава 1 Характеристика жанров урока музыки
1.1 Урок музыки: подготовка и организация 5
1.2 Понятие и виды жанров урока музыки 8
Глава 2 Характеристика форм музыкальной деятельности
2.1 Классификация форм урока музыки 12
2.2 Принципы и задачи выбора формы урока музыки 15
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Содержание
Урок – центральное явление современного образовательного процесса. Гуманная педагогическая мысль сегодня изменяет ценностные ориентиры урока: не объем знаний – но «отношение к знаниям», не «эффективность урока», но «светоносность урока». Встает задача одухотворения урока, превращения его в значимое явление жизни ребенка.
Профессиональное обучение музыке, в отличие от системы общего образования, являет пример устойчивости традиции, постоянства. Необходимость преобразований здесь не так очевидна в силу специфики – индивидуальной формы общения учителя и ученика, дающей бесконечные возможности творчества. Уроки выдающихся педагогов-музыкантов являют собой подлинно культурный феномен, что естественно, ибо школа («скале» - лат.) – это прежде всего учитель, и школа в нем. Великие музыканты на протяжении всей истории исполнительства видели задачу педагога в формировании глубоких, мыслящих художников. И урок тогда – высоко творческий акт, совместное созидание музыки. При этом задача, как осуществить урок, как культурное явление в жизни каждого учащегося музыкальной школы, остается нерешенной. Подход к уроку в практике начального обучения характеризуется узкой направленностью на передачу исполнительского опыта. Урок со школьником мало отличается от урока со студентом. А при «вспомогательной» роли воспитания, невостребованной в уроке оказывается нередко и сама музыка.
Важнейшей задачей воспитания
духовной культуры школьников является
разработка и внедрение творческой
системы массового музыкально-
Общеизвестно, что любая способность развивается в процессе соответствующей деятельности, следовательно, и музыкальные способности будут развиваться в процессе музыкальной деятельности, то есть процесс музыкального воспитания, развития, обучения личности осуществляемый в различных видах музыкальной деятельности обусловлен степенью их активности, то есть эффективностью их составляющей.
В процессе музыкального образования возможен выбор любых форм музыкальной деятельности, их различных соотношений, вариантов, но все они объединены одной мотивационной целью. Например, музыкальные занятия могут осуществляются в форме групповой или коллективной, игровой или учебной, в форме слушания, исполнения и импровизаций.
Актуальность данной темы курсовой работы обусловлена тем, что невозможно исчерпывающе осветить все грани проблемы общения на уроках музыки, в то время как данная тема помогает организации процесса совместной музыкально-творческой деятельности учителя и учеников.
Цель курсовой работы заключается в рассмотрении и характеристике жанров и форм урока музыки.
Предметом данной темы является урок музыки как форма организации познавательно-творческого процесса, а объектом, исходя из предмета, является познавательно-творческий процесс во всем многообразии его форм и жанров.
Урок музыки – урок искусства. Это значит, что музыка определяет все происходящее на занятиях: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику организации занятия. Ведь и строится урок в опоре на закономерности самой музыки. В нем обязательно есть своя кульминация, подход к ней, заключение. И драматургия урока может быть аналогичной музыкальным формам, иметь черты трехчастности, рондо, вариации и т.д. Т.е. в целом урок по содержанию и по форме должен представлять собой как бы произведение искусства.
На уроках должна звучать музыка, способствующая развитию у учащихся здоровых музыкальных потребностей и высокого вкуса. На уроке музыки, как нигде, тесно сотрудничают чувства и мысли, достигается единство творческих устремлений учителя и учащихся. Свобода в суждениях и ответах, творческая активность и инициатива учащихся, удовлетворенность от совместных занятий возникают именно благодаря музыке.
Разрабатывая уроки музыки, надо помнить, что их идея может зависеть не только от материала программы и педагогической задачи, стоящей перед учителем, но и от времени, когда рекомендуемой программой материал осваивается. Это может касаться и пения, и анализа произведения, и даже нотной грамоты.
Замысел урока призван учитывать современное состояние культурной обстановки в обществе, сегодняшнее восприятие жизни учащихся, ибо то что сегодня кажется неинтересным учителю музыканту, почти наверняка будет неактуальным и для учеников.1
Готовясь к урокам, следует ориентироваться и на самого себя. Лучше, если замысел урока будет интересен лично учителю, в свете его сегодняшнего жизневосприятия. И тогда знакомый и уже достаточно приевшийся музыкальный материал будет раскрыт по-новому. И это свежее прочтение определит замысел урока и его разработку.
Творческий замысел учителя реализуется, прежде всего, в выборе методических приемов изучения произведения, освоение песни, становления музыкальных потребностей учащихся, их способностей, Это главный узел урока.
В процессе подготовки урока вырисовываются и другие его компоненты: повторение усвоенного на предыдущих занятиях, закрепление произведения в сознании учащихся, характер возможного домашнего задания. В это время происходит подбор певческих упражнений к конкретному хоровому произведению, поиск музыкального материала, на примере которого может быть предусмотрена возможность услышать сочинение в разных интерпретациях, постановка проблемных заданий.
Во все времена учитель музыки чаще всего стремиться отказываться от трафаретных, застывших форм урока, ищет для него разнообразные конфигурации построения.
Поиск новых приемов, не использованных ранее видов организации деятельности учащихся, педагогических средств должен превратиться у учителя музыки в самоцель.
Творя замысел урока, важно представлять себе основы его драматургии, формировать особое учительское чувство-чувство времени. В зависимости от ритма урока учитель-музыкант подбирает темп и ритм своей речи, организует другие средства педагогического воздействия.2
Об этическом следует попробовать рассказывать неспешно и величаво, о смешном живее, используя в этом случае другой стиль речи и т.д. Таким образом, в концепцию урока заложены следующие составные:
Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе педагогическую, хормейстерскую, музыковедческую, музыкально-исполнительскую, исследовательскую работу, основанную на умении самостоятельно обобщать и систематизировать полученные знания.
Творчество учителя во многом обусловлено спецификой его деятельности, который носит публичный характер, осуществляется в определенной аудитории и требует умения управлять своими чувствами и настроениями. Вообще педагогический процесс связан с постоянным творческим поиском, поскольку учителю приходится действовать в изменяющихся условиях разнообразных педагогических ситуаций. При этом творческий процесс приобретает двусторонний характер: с одной стороны, творчества учителя, с другой – на основе применяемых им стимулирующих методов возникает творческая деятельность учащихся.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что урок по форме должен представлять собой как бы произведение искусства. Разрабатывая уроки музыки, надо помнить, что их идея зависит от времени, когда рекомендуемой программой материал осваивается. Очень важен выбор методических приемов изучения произведения, освоение песни. Следовательно, урок, как и произведения искусства, имеет свои жанры и формы.
Само слово «жанр» произошло от латинского genus — род и от французского genre—род, вид, манера, вкус, обычай. Жанр — это вид художественного творчества, определенным образом связанный с породившей его исторической действительностью, с жизнью и бытом.3
На ранних этапах своего развития музыка была тесно связана с трудом людей. Отсюда берут начало трудовые песни. Военные походы породили маршевую музыку. Звучали также колыбельные песни, хороводные, свадебные, календарные, обрядовые и др. Эти так называемые первичные жанры, которые связаны с бытом людей, имеют прикладной характер.
Вторичные жанры возникли с появлением и развитием профессионального музыкального искусства, создаваемого композиторами. Каждая историческая эпоха рождает новые жанры музыки, которые образовываются под влиянием вкусов, обычаев, исторической обстановки, национальных традиций.
Постепенно складывались жанры хоровой музыки (хорал, месса, кантата, оратория), камерной—нецерковной, светской музыки для домашнего музицирования (трио, квартет, квинтет, романс, прелюдия, ноктюрн, экспромт, вальс и т. д.), симфонической — написанной для оркестра (симфония, увертюра, фантазия, концерт), театрально-драматической (опера, балет, оперетта).
Рассмотрим урок пения как жанр. Свойство голоса выражать чувства и эмоции наилучшим образом проявляется и используется в искусстве пения. Пение — это, прежде всего, музыка. А человеческий голосовой аппарат далеко не обычный «музыкальный инструмент»; ничто не может сравниться с ним по богатству тембра и тонкости выражения музыкальных оттенков. Если слово адресуется к сознанию человека, то тембр голоса и музыкальное сопровождение — непосредственно к его чувствам и, как показали наши исследования, к внутренней среде организма.
Первичные жанры (песня, танец, марш) не исчезают в профессиональной музыке. Эту особенность использовал Д.Б. Кабалевский при построении своей программы по музыке для общеобразовательной школы. Начиная с простых первичных жанров, Д.Б. Кабалевский ведет детей в мир более сложных музыкальных произведений.4
Музыка каждой эпохи не только создает новые жанры. Она несет в себе излюбленный круг музыкальных интонаций, тем, созвучных времени. Музыка И.С. Баха, во многом связанная с культовыми обычаями, по языку значительно отличается от романтической, взволнованной музыки Ф. Шопена и от заостренной, конфликтной современной классической музыки.
Б.В. Асафьев назвал круг интонаций, бытующий в музыке разных эпох и стилевых направлений, «интонационным словарем эпохи».5
Задачи уроков музыки - развитие эмоционального и осознанного отношения детей к музыке различных направлений. Одно из них- расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детских инструментах.
Элементарное музицирование на уроке - это синкретическая деятельность, которая связана с движением, танцем, речью. Эта музыка, которую нужно делать самому, в которую нужно включаться не как слушатель, а как партнер исполнитель.6
Творчество входит в обучение через игру, через сказку и, главное, формирует творческую личность, которая, по мнению современных психологов, сможет проявить свои творческие способности в жизни в любой
сфере практической и художественной деятельности — и в математике, и в биологии, и в музыке, и в живописи.
Элементарное музицирование дает возможность каждому ребенку на уроке музыки выразить себя через творчество: придумать интонацию, движения к танцу, подобрать тембры к музыкальным образам, озвучить сказку или стихи, изменить уже придуманное и т.п. Это возможно в условиях педагогики сотрудничества исходя из ребенка, для ребенка, вместе с ребенком учитывая принцип природосообразности, который соответствует природе человека, психологии ребенка. К. Орф считал, что у каждого человека имеются элементарные, почти биологические по своей природе музыкальные способности. Задача педагога состоит в том, чтобы продолжить развитие этих способностей на основе опыта конкретного ребенка, конкретной группы.7
«Пластическое интонирование»- это один из способов, одна из возможностей “ проживания ” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания.8 Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Способность учителя найти такие обобщающие движения, которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в музыке,- это способность решает очень многое, ибо эти движения могут стать настолько понятными, настолько “заразить” детей эмоциями, что буквально отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера музыки.
Готовясь к занятиям, можно сколько угодно продумывать логику освоения того или иного музыкального произведения. Здесь импровизационность как принцип работы с учащимися последовательно реализуется во всех формах общения учителя, детей и музыки.