Формы урока музыки

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении и характеристике жанров и форм урока музыки.
Предметом данной темы является урок музыки как форма организации познавательно-творческого процесса, а объектом, исходя из предмета, является познавательно-творческий процесс во всем многообразии его форм и жанров.

Оглавление

Введение 3
Глава 1 Характеристика жанров урока музыки
1.1 Урок музыки: подготовка и организация 5
1.2 Понятие и виды жанров урока музыки 8
Глава 2 Характеристика форм музыкальной деятельности
2.1 Классификация форм урока музыки 12
2.2 Принципы и задачи выбора формы урока музыки 15
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Содержание уроки музыки.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

Необходимо дать возможность  детям обучать друг друга. У детей  свой язык, большее, нежели со взрослым взаимопонимание… Нередко приходится убеждаться в высокой эффективности занятий более старшего учащегося с младшим, при том, что «горящие глаза» детей, утверждающихся в самостоятельности, - явление, с точки зрения воспитания, самоценное. Старший, выступающий в роли «учителя» в таких занятиях, естественно укрепляет, организует свои познания…

Необходимо помнить  и о том, что даже когда ребенок, искренне желая заниматься на скрипке, приходит в класс, ученику в нем еще предстоит родиться и затем состояться, и весь процесс обучения в музыкальной школе – это только самое начало на пути становления ученика. Д.Б. Эльконин называл учебную деятельность «второй профессией каждого человека».20 «Ученик» начинается с «вопрошания». Только в свободе, взращивая ростки самостоятельного устремления, можно помочь этому непростому и «тонкому» процессу ученического самосозидания. Поддерживаем всякое проявление сосредоточенности, подчиняя урочный «регламент» проявлению ученического волеустремления, так как подлинное развитие происходит только путем самоуглубления, самососредоточения, при достаточном напряжении энергии.

Таким образом, можно сделать вывод. Для успешной и продуктивной реализации урока музыки необходима последовательная реализация следующих принципов и задач: подчинение обучающей функции урока  духовно-нравственному началу, принцип «индивидуального входа» в систему знаний и мастерства, опыт самосовершенствования.

Далеко не каждый из учащихся музыкальной школы станет музыкантом, поэтому здесь имеет большое  значение индивидуальный урок – возможность сокровенного и тонкого общения взрослого, ребенка и музыки. Необходимо дать возможность детям обучать друг друга и помнить о том, что даже когда ребенок, искренне желая заниматься, приходит в класс, ученику в нем еще предстоит родиться.

Заключение

 

 

В заключении следует отметить, что важно понимание урока музыки в воспитании эстетической культуры учащихся как наиболее воздействующего на сферу нравственных, душевных переживаний. Урок по форме должен представлять собой как бы произведение искусства. Разрабатывая уроки музыки, надо помнить, что их идея зависит от времени, когда рекомендуемой программой материал осваивается. Очень важен выбор методических приемов изучения произведения, освоение песни. Следовательно, урок, как и произведения искусства, имеет свои жанры и формы.

Жанры музыки образовываются под влиянием  вкусов, обычаев, исторической обстановки, национальных традиций. В  свою очередь в уроке пения  как жанре наилучшим образом  проявляются и используются свойства голоса.

Урок элементарного музицирования как один из первичных жанров дает возможность каждому ребенку придумать интонацию, движения к танцу. «Пластическое интонирование» и импровизация - это способы выразить главное: душевное состояние, отраженное в музыке, важную мысль, впечатление.

Что касается классификации видов деятельности по целевой направленности, то их существует три: игра, учение, труд. Вместе с тем, все три вида музыкальной деятельности могут осуществляться в индивидуальной, групповой и коллективной форме; в форме музыкального восприятия, исполнения музыки, сочинения. Все они глубоко взаимосвязаны и отличаются по степени сложности и глубины постижения музыкального искусства. В процессе музыкального образования все формы имеют основополагающее значение.

Для успешной и продуктивной реализации урока музыки необходима последовательная реализация следующих принципов и задач: подчинение обучающей функции урока  духовно-нравственному началу, принцип «индивидуального входа» в систему знаний и мастерства, опыт самосовершенствования.

Также необходимо помнить  о том, что далеко не каждый из учащихся музыкальной школы станет музыкантом, поэтому здесь имеет большое значение индивидуальный урок – возможность сокровенного и тонкого общения взрослого, ребенка и музыки. Необходимо дать возможность детям обучать друг друга и помнить о том, что даже когда ребенок, искренне желая заниматься, приходит в класс, ученику в нем еще предстоит родиться.

Безусловно, что каждый обучающийся вправе выбирать ту систему, которую он считает для себя необходимой и наиболее приемлемой, однако необходимо знать, что в любой системе музыкального обучения участие в различных видах музыкальной деятельности обусловливает и различную степень музыкального развития. Другими словами, помимо множества других важных факторов, активность и эффективность музыкального обучения и воспитания напрямую зависит и от того, в какой конкретно форме музыкальной деятельности участвует обучающийся.

Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и т.д.) ребенок “выплескивал” свое состояние, субъективно “проживал” свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо “торопить” чувство мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс, кн. 1–2. Л., 2006.-352 с.
  2. Вендрова Т.С., Писарева И. В. Воспитание музыкой. Из опыта работы.-М: Просвещение.2008.-350с.
  3. Данилевич Л. Творчество Д. Б. Кабалевского. М., 2006.-231 с.
  4. Ершова А.П., Захарова С.А., Школяр Л.В. Искусство в жизни детей. Из опыта работы.- М.: Просвещение, 2010.-276 с.
  5. Из истории музыкального воспитания: Хрестаматия/ Сост. О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 2006.-428 с.
  6. Кабалевский Д. Б. Как рассказать детям о музыке? М.: Просвещение.-2005.-317 с.
  7. Коменский Я.А. Великая дидактика // Педагогическое наследие. – М., 2005.-314 с.
  8. Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. – М., 2006.-328 с.
  9. Попова Л.В. Обучение одаренных // Психология одаренности детей и подростков. Ред. Лейтес Н.С. – М., 2009. -419 с.
  10. Рекомендации к практическим занятиям по методике музыкального воспитания. Волгоград: Перемена, 2005.-130 с.
  11. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М., 2008.- 420 с.
  12. Усачёв В.О., Школяр Л. В. Музыкальное искусство. 1 класс: учебник. – М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 2010.-249 с.
  13. Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В. В. Медушевский, О. О. Очаковская. - М.: Педагогика, 2005. - 352с. 
    Ражников В.Г. Эмоционально-эстетическое развитие М., ОЦНИ, 2007.-219 с.
  14. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, 2008, № 4.- 40 с.
  15. Авторская программа Украинцевой Н.П. и Умновой И.А. "Музыка на основе элементарного музицирования" в 1—4-х классах. Челябинск.2009.-128 с.
  16. Леонтьева О.Т. О Карле Орфе. М.: Издательство «Композитор», 2010. — 512 с, нот. пр., ил.

1 Усачёв В.О., Школяр Л. В. Музыкальное искусство. 1 класс: учебник. – М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 2010.С.31

2 Вендрова Т.С., Писарева И. В. Воспитание музыкой. Из опыта работы.-М: Просвещение.2008.С.175

3 Усачёв В.О., Школяр Л. В. Музыкальное искусство. 1 класс: учебник. – М.: Издательский центр «Вентана - Граф», 2010.С.93

4 Данилевич Л. Творчество Д. Б. Кабалевского. М., 2006. С.120

5 Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л,2006.-С.95

6 Авторская программа Украинцевой Н.П. и Умновой И.А. "Музыка на основе элементарного музицирования" в 1—4-х классах.Челябинск.2009.С.47

7 Леонтьева О.Т. О Карле Орфе. М.: Издательство «Композитор», 2010.С.264

8 Попова Л.В. Обучение одаренных // Психология одаренности детей и подростков. Ред. Лейтес Н.С. – М., 2009.С.241

9 Из истории музыкального воспитания: Хрестаматия/ Сост. О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 2006.С.159

10 Из истории музыкального воспитания: Хрестаматия/ Сост. О.А. Апраксина. М.: Просвещение, 2006.С.194

11 Цыпин Г.М. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игре на фортепиано.М.,2005.- С.5

12  Мильштейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства: Сб стат.М., 2007.С.61

13 Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л,2006.-С.61

14 Энциклопедический словарь юного музыканта / Сост. В. В. Медушевский, О. О. Очаковская. - М.: Педагогика, 2005.С.178

15 Ражников В.Г. Эмоционально-эстетическое развитие М., ОЦНИ, 2007.С.50

16 Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс, кн. 1–2. Л., 2006.С.43

17 Коменский Я.А. Великая дидактика // Педагогическое наследие. – М., 2005, С.79

18 Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М., 2008, С.94

19 Нейгауз Г.Г. Размышления, воспоминания, дневники. – М., 2006. С.210

20 Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Вопросы психологии, 2008, № 4. С.24


Информация о работе Формы урока музыки