Невербальное общение

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 21:24, реферат

Краткое описание

Наиболее древнее направление изучения невербального общения - изучение его в связи с речевым поведением человека.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….2
1 Понятие невербального общения…………………………………….…3
2 Происхождение невербальных способов общения……………………3
3 Функции невербального кода…………………………………………...3
4 Уровни анализа невербального общения……………………………..12
5. Виды невербального общения…………………………………………13
6. Голос………………..……………………………………………………14
7. Внешний вид…………..………………………………………………...15
8. Жесты…………………………………………………………………….15
9. Поза………………………………………………………………………16
Заключение…………………………………………………………........... 17
Список литературы………………………………………………………...18

Файлы: 1 файл

Невербальное общение.docx

— 56.81 Кб (Скачать)

     Введение…………………………………………………………………….2 

     1 Понятие невербального общения…………………………………….…3 

     2 Происхождение невербальных способов  общения……………………3 

     3 Функции невербального кода…………………………………………...3 

     4 Уровни анализа невербального общения……………………………..12 

     5. Виды невербального общения…………………………………………13 

     6. Голос………………..……………………………………………………14 

     7. Внешний вид…………..………………………………………………...15 

     8. Жесты…………………………………………………………………….15 

     9. Поза………………………………………………………………………16 

     Заключение…………………………………………………………........... 17 

     Список  литературы………………………………………………………...18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ 

     В социальной психологии принято рассматривать  общение как особый вид психологической  деятельности, результатом которой  являются образования и изменения  в когнитивной (образы, впечатления, понятия, представления, интерпретации, эталоны, стереотипы), эмоциональной  сфере личности, изменения в области  ее отношений и взаимоотношений, в формах поведения и способам обращения к другим людям.

     Существует  ряд подходов к невербальному  общению: социально-перцептивный, коммуникативный, паралингвистический, интерактивный.

     Наиболее  древнее направление изучения невербального  общения - изучение его в связи  с речевым поведением человека.

     Подход  к невербальному общению формируется  на стыке проблем психологии невербального  общения, невербальной интеракции, невербального  поведения, рассматриваемых сквозь призму психологии экспрессивного поведения, взаимодействия и межличностного познания.

     Термин  «экспрессия» переводится на русский  язык как выразительность, яркое  проявление чувств, настроений. Экспрессия толкуется также как предъявление вовне (другому человеку, группе лиц) скрытых для непосредственного  наблюдения психологических особенностей личности.

     Экспрессивность означает степень выраженности того или другого чувства, настроения, состояния, отношения и т.д. В отечественной  психологии принят термин «выразительность движения», который используется для  того, чтобы отделить от других видов  движений движения, выполняющие функции  выражения во вне психологических, личностных особенностей человека. В  психологии экспрессивного поведения  рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее особенности  могут быть выражены наблюдателем. В класс средств, выявляющих своебразие личности, попадают мимика, жесты, позы, форма тела, прическа, косметика, украшения, одежда, стиль речи, почерк, рисунок, окружающая среда и т.д.

     В рамках психологии экспрессивного или  невербального поведения в качестве отдельных объектов изучения выделено индивидуальное экспрессивное невербальное поведение диады, группы, лиц.

     В каждой из этих областей ставятся задачи определить степень устойчивости взаимосвязей между экспрессивным невербальным поведением и социально-психологическими характеристиками личности и группы, определить невербальные коды, способы  их фиксации, установить особенности  декодирования, толкования экспрессивных  кодов личности на примерах моделей  поведения. 
 
 
 
 

  1. ПОНЯТИЕ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ.
 

     Существуют  две проблемы понимания невербального  общения:

     во - первых, при языковом и речевом  общении процесс передачи и приема информации осознается обеими сторонами, тогда как при невербальном осуществляется на бессознательном или подсознательном  уровнях - это вносит некоторое осложнение в понимании этого явления  и ставит вопрос об оправданности  использования понятия "общение". Поэтому некоторые считают допустимым использовать, когда речь идет о  невербальной коммуникации, другое понятие "невербальное поведение", понимая  его как поведение индивида, несущее  в себе определенную информацию, независимо от того, осознается это индивидом  или нет;

     во - вторых, во многих научных работах  существует путаница в понятиях "невербальное общение", "невербальная коммуникация", "невербальное поведение", чаще всего  использующихся как синонимы. Однако важно дифференцировать эти понятия  и уточнить контекст. По определению  предложенному В.А. Лабунской, "невербальное общение - это такой вид общения, для которого является характерным  использование невербального поведения  и невербальной коммуникации в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления  влияния на другого человека". Поэтому понятие "невербальное общение" является более широким, чем понятие "невербальная коммуникация". 

  1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ОБЩЕНИЯ.
 

     С этой проблемой связаны как твердо установленные истины, так и вопросы, на которые до сих пор еще нет  ответов. Установлено, что невербальные способы общения имеют два  вида источника происхождения: биологическая эволюция; культура. 

     
  1. ФУНКЦИИ НЕВЕРБАЛЬНОГО  КОДА
 

     Информация, посланная отправителем без использования  слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в  основе невербальной коммуникации. В  последнее время эта сфера  межличностной коммуникации все  больше привлекает внимание ученых и  специалистов. Дело в том, что эффект большинства посланий создается  невербальной информацией. Особенно это  проявляется в тех случаях, когда  словесная часть послания отправителя  противоречива. В такой ситуации получатель больше полагается на невербальную часть, чтобы понять значение послания.

     Общение как особого рода деятельность —  это творческая игра интеллектуальных и эмоциональных сил собеседников, это, далее, взаимное обучение партнеров, постижение новых знаний в ходе обсуждения предмета беседы, это, наконец, труд достижения поставленных каждой стороной целей переговоров (обмена мнениями, деловой встречи, диалога официальных представителей и пр.).

     Хотя  вербальные символы — основное наше средство для кодирования идей, предназначенных  к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать  или изменять смысл слов. Обмен  взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой  или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения  — все это примеры невербальной коммуникации. Использование пальца как указующего перста, прикрывание  рта рукой, прикосновение, вялая  поза также относятся к невербальным способам передачи значения. По мнению антрополога Эдуарда Холла, Ясир Арафат носил темные очки, чтобы  люди не могли наблюдать за его  реакциями по расширению его зрачков. Ученые недавно установили, что зрачки расширяются, когда вас что-то заинтересовывает. По Холлу, о реакции зрачков в  арабском мире знают уже сотни  лет.

     Еще одна разновидность невербальной коммуникации формируется тем, как мы произносим слова. Имеются в виду интонация, модуляция голоса, плавность речи и т. п. Как известно из опыта, то, как мы произносим слова, может существенно  изменять их смысл. Вопрос: «У вас есть какие-нибудь идеи?» — на бумаге означает очевидный запрос о предложениях. Произнесенный резким авторитарным тоном с раздражением во взгляде  этот же вопрос может быть истолкован следующим образом: «Если вы знаете, что для вас хорошо, а что  плохо, не предлагайте никаких идей, которые противоречат моим».

     Согласно  исследованиям, значительная часть  речевой информации при обмене воспринимается через язык поз и жестов и звучание голоса. 55 % сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жесты, а 38 % — через интонации и модуляции  голоса. Отсюда следует, что всего 7 % остается словам, воспринимаемым получателем, когда мы говорим. Это имеет принципиальное значение. Другими словами, во многих случаях то, как мы говорим, важнее слов, которые мы произносим. Подобным образом если кто-то говорит: «Хорошо… я дам поручение» — то пауза  после слова «хорошо» может служить  признаком того, что руководитель не хочет этого делать, сейчас слишком  занят, не хочет давать поручения  или не знает, что именно следует  предпринять. Как и семантические  барьеры, культурные различия при обмене невербальной информацией могут  создавать значительные преграды для  понимания. Так, приняв от японца визитную карточку, следует сразу же прочитать  ее и усвоить. Если вы положите ее в  карман, вы тем самым сообщите японцу, что его считают несущественным человеком. Еще один пример культурных различий в невербальной коммуникации — склонность американцев с недоумением  реагировать на «каменное выражение» лица у собеседников, в то время  как улыбка не часто гостит на лицах  русских и немцев.

     Итак, через невербальные проявления собеседник демонстрирует свое истинное отношение  к происходящему. И наша задача, в  данном случае, эти проявления увидеть и интерпретировать, то есть понять, что за ними кроется. Кроме этого, осознавая и управляя своим собственным невербальным поведением, можно получить в пользование очень действенный инструмент присоединения к собеседнику и воздействия на него.

     Большинство исследователей разделяют мнение, что  словесный (вербальный) канал используется для передачи информации, в то время  как невербальный канал применяется  для «обсуждения» межличностных  отношений, а в некоторых случаях  используется вместо словесных сообщений. Например, женщина может послать  мужчине убийственный взгляд, и она  совершенно четко передаст ему свое отношение, даже не раскрыв при этом рта.

     Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией, мы имеем в  виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналы другого  человека и сравнивать эти сигналы  с вербальными сигналами. Другими  словами, когда мы говорим, что у  нас предчувствие, или что «шестое  чувство» подсказывает нам, что кто-то сказал неправду, мы в действительности имеем в виду, что заметили разногласие  между языком тела и сказанными этим человеком словами. Лекторы называют это чувством аудитории. Например, если слушающие сидят глубоко в  креслах с опущенными подбородками и скрещенными на груди руками, у восприимчивого человека появится предчувствие, что его сообщение  не имеет успеха. Он поймет, что нужно  что-то изменить, чтобы заинтересовать аудиторию. А невосприимчивый человек, соответственно, не обратит на это  внимания и усугубит свою ошибку.

     Женщины обычно более чувствительны, чем  мужчины и этим объясняется существование  такого понятия, как женская интуиция. Женщины обладают врожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы, фиксировать самые мельчайшие подробности. Поэтому мало кто из мужей может обмануть своих жен, и, соответственно, большинство женщин могут узнать тайну мужчины по его глазам, о чем он даже не подозревает.

     Эта женская интуиция особенно хорошо развита  у женщин, занимающихся воспитанием  маленьких детей. Несмотря на то, что  проделано много исследований, ведутся  горячие дискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными  или приобретенными, передаются ли они генетически или приобретаются  каким-то другим путем. Доказательства были получены через наблюдения за слепыми, глухими, и глухонемыми  людьми, которые не могли бы обучиться  невербалике благодаря слуховым или зрительным рецепторам. Проводились  также наблюдения за жестикулярным  поведением различных наций и  изучалось поведение наших ближайших  антропологических родственников  — обезьян и макак.

     Немецкий  ученый Айбль-Айбесфельдт установил, что способность улыбаться глухих или слепых от рождения детей проявляется  без всякого обучения или копирования, что подтверждает гипотезу о врожденных жестах. Экман, Фризен и Зорензан подтвердили  некоторые высказанные Дарвином предположения о врожденных жестах, когда они изучали выражения  лица у людей, представителей пяти глубоко  отличных друг от друга культур. Они  установили, что представители различных культур использовали одинаковые выражения лица при проявлении определенных эмоций, что позволило им заключить, что эти жесты должны быть врожденными.

Информация о работе Невербальное общение