Лидерство в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования:
Изучить проявление лидерства в группе младших школьников. Объектом исследования является группа младших школьников, а предметом – лидеры в начальной школе.

В процессе нашего исследования мы будем решать следующие задачи:
- раскрыть понятие лидерства

Оглавление

Глава 1. Теоретическое изучение лидерства в начальной школе
1. О лидерстве
1.1 Понятие о лидерстве_______________ 6
1.2 Функции лидера___________________ 10
1.3 Стили лидерства__________________ 11
2. Понятие о лидерстве в начальной школе
1.1 Общая характеристика младшего школьного возраста__________ 13
1.2 Лидерство в начальной школе____________ 15
1.3 Отношения в группе____________________ 19
1.4 Лидер в коллективе младших школьников___________________ 21
1.5 Позиция, статус, внутренняя обстановка ____________________

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 164.50 Кб (Скачать)


 

 

Московский городской педагогический университет

Факультет начальных классов

Кафедра педагогики и психологии начальных классов

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По психологии

 

 

 

 

ЛИДЕРСТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

Студентка 3 курса

Дневного отделения

Жуковская О.В.

 

 

Научный руководитель:

Доцент Чекалина А.А

 

 

 

 

 

 

Москва 2006г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение _______________ 3

 

Глава 1.  Теоретическое изучение лидерства в начальной школе

1.  О лидерстве

1.1             Понятие о лидерстве_______________ 6

1.2             Функции лидера___________________ 10

1.3             Стили лидерства__________________  11

 

2.  Понятие о лидерстве в начальной школе

1.1     Общая характеристика младшего школьного возраста__________ 13

1.2     Лидерство в начальной школе____________ 15

1.3     Отношения в группе____________________ 19

1.4     Лидер в коллективе младших школьников___________________  21

1.5      Позиция, статус, внутренняя обстановка ____________________ 23

 

 

 

Глава 2. Практическое изучения лидерства в начальной школе

 

1.1             Методы научного исследования_______________ 25

1.2             Социометрическая методика__________________ 27

1.3     Выводы  по социометрической методике__________ 29

 

 

Заключение___________________________________ 31

 

Список использованной литературы______________ 32

 

 

 

 

 

Введение

 

       Проблема взаимных влияний и воздействий детей друг на друга находит отражение в работах педагогов и психологов начала XX века. Интересно, что в этот период на страницах педагогических произведений возникает проблема – вожачество. О чем писали В.П. Вахретов, П.Ф. Катерев, К.Н. Вентцель. Проблемы вожачества в той или иной мере касались почти все авторы, писавшие в тот период о коллективе.

      Сейчас меняется жизнь общества, его устрой, отношения  людей и их взгляды на прошлое .Многие понятия, которые открывались раньше, сейчас стали просто ненужные или неверные. В науке произошло много противоречий, так как изменилась идеология людей. Несмотря на то, что в наше время ценится личность в отдельности, но только в группе она может полностью проявить свои качества.

       В любой группе выделяется лидер. Он не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести из за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования  показывают,  что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий  ум, компетентность как доскональное знание своего  дела,  сильная  воля,  умение понять особенности психологии  людей,  организаторские  способности.  Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится  человек,  и  не обладающий перечисленными качествами, и, с  другой  стороны,  человек  может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла  ситуативная  теория лидерства, согласно которой лидером  становится  тот  человек,  который  при возникновении  в  группе  какой-либо  ситуации  имеет  качества,   свойства, способности, опыт, необходимые для  оптимального  разрешения  этой  ситуация для данной группы. В  разных  ситуациях  группа  выдвигает  разных  людей  в качестве лидера.

       Обычно среди шести летних детей уже выявляются те, которые могут придумать и организовать игры, руководить распределением ролей, подсказывать другим детям нужные для игры действия. Это и есть лидеры. Они, как правило, выполняют главные роли, хотя могут и уступить, дать другому ребенку ту роль, которую он сам хочет взять.

       В школьном возрасте качества лидера только развиваются. Лидером в игре может стать ребенок, пользующейся в группе наибольшей популярностью, отличающейся умением договориться со сверстниками, учесть их желания, уладить недоразумения. Лидерство в школьном возрасте вовсе не гарантирует этой способности в дальнейшей жизни, однако, в лидерстве, обнаруженном у ребенка шести лет, есть предпосылки к тому, чтобы эта способность развивалась и в средней школе.

Тема курсовой работы:

Лидерство в начальной школе

Цель нашего исследования:

Изучить проявление лидерства в группе младших школьников. Объектом исследования является группа младших школьников, а предметом – лидеры в начальной школе.

 

В процессе нашего исследования мы будем решать следующие задачи:

- раскрыть понятие лидерства

- изучить случаи проявления лидеров в начальной школе

- подобрать методическую литературу по данной проблеме

 

Методы которые мы будем использовать в своем исследовании:

- анализ литературы

- наблюдение

-социометрия

 

 

Гипотеза:

- лидерство в начальной школе проявляется ситуативно, последовательно, конструктивно.

 

Работа состоит из введения, заключения и литературы, двух частей, где дается теоретические знания и практическое изучение лидерства в начальной школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.     Теоретическое изучение лидерства в начальной школе

 

1. О лидерстве

1.1 Понятие о лидерстве

       Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направ­ление и характер деятельности всей группы.

        Б.Д. Парыгин приводит следующие характеристики лидера:

        1. Лидер в основном призван осуществлять регулировку межличностных отношений в группе.

        2. Лидерство можно констатировать в условиях микросреды.

        3. Лидерство возникает стихийно.

        4. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей степени зависит от настроения группы.

        5. Лидер принимает непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности.

        6. Сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он  и является лидером.

       

       Лидер может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руко­водить коллективом в силу своих организаторских способ­ностей. Руководитель назначен официально, извне, а ли­дер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компе­тентность как доскональное [1]знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, орга­низаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой сто­роны, человек может иметь данные качества, но не яв­ляться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, кото­рый при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходи­мые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от ха­рактера деятельности:

       - универсальный лидер,

      - ситуативный лидер,

       -лидер-вдохновитель,

       -лидер-испол­нитель,

       -деловой лидер,

       -эмоциональный лидер,

       -авторитарный лидер,

       -демократический лидер и т.д.

        Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личност­ные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который явля­ется лидером в одной группе, совсем не обязательно ста­нет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).

       С точки зрения масштабности решаемых задач выделя­ют:

1) бытовой тип лидерства ( в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);

2) социальный тип лидерства (на производстве, в проф­союзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);

3) политический тип лидерства (государственные, об­щественные деятели).

       Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.

        Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять зада­чи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора со­стоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапар­та: “Мой гений состоит в том, что одним быстрым взгля­дом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обя­зано мое превосходство над другими”.

       Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру.

       Доверие к лидеру — это признание его высоких досто­инств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внут­реннее согласие с носителем авторитета, готовность дей­ствовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.

       Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, — модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой — от лидера требу­ется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.

       В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются структуры воздействия на них. Эти струк­туры призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обес­печить личностную поддержку членам группы.

       Лидерство — это процесс социальной организации и управле­ния общением и деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом (лидером), который наделен определенной властью.

       Лидерство - это не новый  стиль  руководства,  а  способ  организации  власти в, гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех  или  большинства  его  социальных  слоев.  Такое  общество   возникло  сравнительно  недавно  либо  еще  только  складывается,  и то пока не  везде.  Но это перспектива и необходимость истории и политики.  Члены  гражданского   общества  -  мыслящие  участники  политической  жизни,  поэтому они  имеют  возможность  сознательно  выбирать  себе  лидера.  Поведение  же  лидера  должно  убеждать  их  в том,  что его действия  правильны  и   выгодны,   а   не   продиктованы   своекорыстием   или  властолюбием.  Общество  со  своей  стороны  не  может манипулировать  лидером.  Социальное  и  политическое  партнерство,   взаимопонимание  лидера и его приверженцев - основа новой современной политики.    

Информация о работе Лидерство в начальной школе