Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:57, курсовая работа
Цель нашего исследования:
Изучить проявление лидерства в группе младших школьников. Объектом исследования является группа младших школьников, а предметом – лидеры в начальной школе.
В процессе нашего исследования мы будем решать следующие задачи:
- раскрыть понятие лидерства
Глава 1. Теоретическое изучение лидерства в начальной школе
1. О лидерстве
1.1 Понятие о лидерстве_______________ 6
1.2 Функции лидера___________________ 10
1.3 Стили лидерства__________________ 11
2. Понятие о лидерстве в начальной школе
1.1 Общая характеристика младшего школьного возраста__________ 13
1.2 Лидерство в начальной школе____________ 15
1.3 Отношения в группе____________________ 19
1.4 Лидер в коллективе младших школьников___________________ 21
1.5 Позиция, статус, внутренняя обстановка ____________________
Московский городской педагогический университет
Факультет начальных классов
Кафедра педагогики и психологии начальных классов
КУРСОВАЯ РАБОТА
По психологии
ЛИДЕРСТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Исполнитель:
Студентка 3 курса
Дневного отделения
Жуковская О.В.
Научный руководитель:
Доцент Чекалина А.А
Москва 2006г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение _______________ 3
Глава 1. Теоретическое изучение лидерства в начальной школе
1. О лидерстве
1.1 Понятие о лидерстве_______________ 6
1.2 Функции лидера___________________ 10
1.3 Стили лидерства__________________ 11
2. Понятие о лидерстве в начальной школе
1.1 Общая характеристика младшего школьного возраста__________ 13
1.2 Лидерство в начальной школе____________ 15
1.3 Отношения в группе____________________ 19
1.4 Лидер в коллективе младших школьников___________________ 21
1.5 Позиция, статус, внутренняя обстановка ____________________ 23
Глава 2. Практическое изучения лидерства в начальной школе
1.1 Методы научного исследования_______________ 25
1.2 Социометрическая методика__________________ 27
1.3 Выводы по социометрической методике__________ 29
Заключение____________________
Список использованной литературы______________ 32
Введение
Проблема взаимных влияний и воздействий детей друг на друга находит отражение в работах педагогов и психологов начала XX века. Интересно, что в этот период на страницах педагогических произведений возникает проблема – вожачество. О чем писали В.П. Вахретов, П.Ф. Катерев, К.Н. Вентцель. Проблемы вожачества в той или иной мере касались почти все авторы, писавшие в тот период о коллективе.
Сейчас меняется жизнь общества, его устрой, отношения людей и их взгляды на прошлое .Многие понятия, которые открывались раньше, сейчас стали просто ненужные или неверные. В науке произошло много противоречий, так как изменилась идеология людей. Несмотря на то, что в наше время ценится личность в отдельности, но только в группе она может полностью проявить свои качества.
В любой группе выделяется лидер. Он не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести из за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера.
Обычно среди шести летних детей уже выявляются те, которые могут придумать и организовать игры, руководить распределением ролей, подсказывать другим детям нужные для игры действия. Это и есть лидеры. Они, как правило, выполняют главные роли, хотя могут и уступить, дать другому ребенку ту роль, которую он сам хочет взять.
В школьном возрасте качества лидера только развиваются. Лидером в игре может стать ребенок, пользующейся в группе наибольшей популярностью, отличающейся умением договориться со сверстниками, учесть их желания, уладить недоразумения. Лидерство в школьном возрасте вовсе не гарантирует этой способности в дальнейшей жизни, однако, в лидерстве, обнаруженном у ребенка шести лет, есть предпосылки к тому, чтобы эта способность развивалась и в средней школе.
Тема курсовой работы:
Лидерство в начальной школе
Цель нашего исследования:
Изучить проявление лидерства в группе младших школьников. Объектом исследования является группа младших школьников, а предметом – лидеры в начальной школе.
В процессе нашего исследования мы будем решать следующие задачи:
- раскрыть понятие лидерства
- изучить случаи проявления лидеров в начальной школе
- подобрать методическую литературу по данной проблеме
Методы которые мы будем использовать в своем исследовании:
- анализ литературы
- наблюдение
-социометрия
Гипотеза:
- лидерство в начальной школе проявляется ситуативно, последовательно, конструктивно.
Работа состоит из введения, заключения и литературы, двух частей, где дается теоретические знания и практическое изучение лидерства в начальной школе.
Глава 1. Теоретическое изучение лидерства в начальной школе
1. О лидерстве
1.1 Понятие о лидерстве
Лидер — это личность, за которой все остальные члены группы признают право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.
Б.Д. Парыгин приводит следующие характеристики лидера:
1. Лидер в основном призван осуществлять регулировку межличностных отношений в группе.
2. Лидерство можно констатировать в условиях микросреды.
3. Лидерство возникает стихийно.
4. Явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большей степени зависит от настроения группы.
5. Лидер принимает непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности.
6. Сфера деятельности лидера – в основном малая группа, где он и является лидером.
Лидер может быть назначен официально, а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей. Руководитель назначен официально, извне, а лидер выдвигается “снизу”. Лидер не только направляет и ведет своих последователей, но и хочет вести их за собой, а последователи не просто идут за лидером, но и хотят идти за ним. Исследования показывают, что знания и способности лидера оцениваются людьми всегда значительно выше, чем соответствующие качества остальных членов группы. Лидеру присущи следующие психологические качества: уверенность в себе, острый и гибкий ум, компетентность как доскональное [1]знание своего дела, сильная воля, умение понять особенности психологии людей, организаторские способности. Однако анализ реальных групп показал, что порой лидером становится человек, и не обладающий перечисленными качествами, и, с другой стороны, человек может иметь данные качества, но не являться лидером. Возникла ситуативная теория лидерства, согласно которой лидером становится тот человек, который при возникновении в группе какой-либо ситуации имеет качества, свойства, способности, опыт, необходимые для оптимального разрешения этой ситуация для данной группы. В разных ситуациях группа выдвигает разных людей в качестве лидера. В исследованиях Б. Д. Парыгина выделены типы лидеров в зависимости от характера деятельности:
- универсальный лидер,
- ситуативный лидер,
-лидер-вдохновитель,
-лидер-исполнитель,
-деловой лидер,
-эмоциональный лидер,
-авторитарный лидер,
-демократический лидер и т.д.
Таким образом, лидером группы может стать только тот человек, кто способен привести группу к разрешению тех или иных групповых ситуаций, проблем, задач, кто несет в себе наиболее важные для этой группы личностные черты, кто несет в себе и разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер — это как бы зеркало группы, лидер появляется в данной конкретной группе, какова группа — таков и лидер. Человек, который является лидером в одной группе, совсем не обязательно станет вновь лидером в другой группе (группа другая, другие ценности, другие ожидания и требования к лидеру).
С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:
1) бытовой тип лидерства ( в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, в семье);
2) социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих и т. д.);
3) политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).
Существует несомненная связь между судьбой лидера бытового, лидера социального и лидера политического. Первый всегда имеет возможность выдвинуться в лидеры другого типа.
Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, достаточно точно рассчитать сроки решения задач. Мысль о том, что главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить эффективные пути и средства решения задач, подтверждается на каждом шагу. Интересно высказывание на этот счет Наполеона Бонапарта: “Мой гений состоит в том, что одним быстрым взглядом я охватывал все трудности дела, но в то же время и все ресурсы для преодоления этих трудностей; этому обязано мое превосходство над другими”.
Талант руководства людьми основывается на целом комплексе социально-психологических качеств и свойств. Большую роль играет доверие и любовь масс к своему лидеру.
Доверие к лидеру — это признание его высоких достоинств, заслуг и полномочий, признание необходимости, правильности и результативности его действий. Это внутреннее согласие с носителем авторитета, готовность действовать в соответствии с его установками. Ведь заставить идти за собой при отсутствии средств принуждения можно лишь на основе доверия. И доверие это означает, что люди находятся во внутреннем согласии и единении с лидером.
Структура механизмов воздействия лидеров на массу зависит от свойств последователей. Лидер находится в сильнейшей зависимости от коллектива. Группа, имея образ лидера, — модель, требует от реального лидера, с одной стороны, соответствия ей, а с другой — от лидера требуется способность выражать интересы группы. Только при соблюдении этого условия последователи не просто идут за своим лидером, но и желают идти за ним.
В соответствии со свойствами последователей лидером выстраиваются структуры воздействия на них. Эти структуры призваны обеспечить, во-первых, инициирование активности, координацию действий группы и обеспечение ее внешних связей и престижа. Во-вторых, для этого надо отрегулировать межличностные отношения в группе, обеспечить личностную поддержку членам группы.
Лидерство — это процесс социальной организации и управления общением и деятельностью членов группы, осуществляемый субъектом (лидером), который наделен определенной властью.
Лидерство - это не новый стиль руководства, а способ организации власти в, гражданском обществе с развитым политическим сознанием всех или большинства его социальных слоев. Такое общество возникло сравнительно недавно либо еще только складывается, и то пока не везде. Но это перспектива и необходимость истории и политики. Члены гражданского общества - мыслящие участники политической жизни, поэтому они имеют возможность сознательно выбирать себе лидера. Поведение же лидера должно убеждать их в том, что его действия правильны и выгодны, а не продиктованы своекорыстием или властолюбием. Общество со своей стороны не может манипулировать лидером. Социальное и политическое партнерство, взаимопонимание лидера и его приверженцев - основа новой современной политики.