Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:57, курсовая работа
Цель нашего исследования:
Изучить проявление лидерства в группе младших школьников. Объектом исследования является группа младших школьников, а предметом – лидеры в начальной школе.
В процессе нашего исследования мы будем решать следующие задачи:
- раскрыть понятие лидерства
Глава 1. Теоретическое изучение лидерства в начальной школе
1. О лидерстве
1.1 Понятие о лидерстве_______________ 6
1.2 Функции лидера___________________ 10
1.3 Стили лидерства__________________ 11
2. Понятие о лидерстве в начальной школе
1.1 Общая характеристика младшего школьного возраста__________ 13
1.2 Лидерство в начальной школе____________ 15
1.3 Отношения в группе____________________ 19
1.4 Лидер в коллективе младших школьников___________________ 21
1.5 Позиция, статус, внутренняя обстановка ____________________
1.1. Методы научного исследования
Для изучения психологических особенностей личности, различных видов деятельности психологи применяют определенные методы научного исследования. Методы психологического исследования должны быть объективными, давать достоверный, надежный материал. Эти методы позволяют не только описывать, регистрировать психические явления, но и научно объяснять их. Основные методы научного исследования : наблюдение и эксперимент. Применяются и частные методы : метод беседы, анкетный метод, тестовый метод и некоторые другие.
Наблюдение – как метод изучения психики человека широко применяется в психологии. Метод наблюдения предполагает познание индивидуальных особенностей психики человека через изучение его поведения. Характерная особенность метода наблюдения та, что изучение внешних проявлений психики человека происходит в естественных жизненных условиях. Психологическое наблюдение должно быть целенаправленным, оно проводится по определенному плану. Наблюдение следует проводить систематически и требует более или менее продолжительного времени.
Очень важную роль и психологических явлений играет эксперимент. В эксперименте экспериментатор осуществляет наблюдение за психическими явлениями, процессами у испытуемого. В психологии применяют два типа эксперимента : лабораторный и естественный.
Лабораторный эксперимент проводят в специально организованных, искусственных условиях, он требует специального оснащения, а порой применения технических приспособлений. Лабораторный эксперимент содействует глубокому и всестороннему изучению психической деятельности людей. Существенный недостаток этого метода – его некоторая искусственность, которая при определенных условиях может привести к нарушению естественного хода психических процессов, а следовательно, к неправильным выводам.
Естественный эксперимент сочетает в себе положительные стороны метода наблюдения и лабораторного эксперимента. Здесь сохраняется естественность условий наблюдения. Естественный эксперимент строится так, что испытуемые не подозревают о том, что они подвергаются психологическому исследованию, что обеспечивает естественность их поведения. Такой естественной экспериментальной обстановкой могут быть игры, специально организованные уроки, общественные поручения, выполнение домашних заданий. При организации естественного эксперимента возможно применение технических средств (при условии что испытуемый не знает об этом).
Определенное значение имеют методы исследования, связанные со сбором и анализом словесных показаний испытуемых, метод беседы и анкетный метод.
Сущность этих методов заключается в том, что исследователь задает испытуемому заранее подготовленные и тщательно продуманные вопросы, на которые тот отвечает в зависимости от метода письменно или устно. Содержание и форма вопросов определяется задачами исследования и возрастом испытуемых. Беседа должна быть живой и непринужденной, проводиться в атмосфере доверия в обстановке максимальной естественности.
Анкетирование представляет собой перечень вопросов, которые дают изучаемым лицам письменного ответа.
Материал бесед и анкет представляет ценность тогда, когда он подкрепляется и контролируется методами, в частности наблюдением.
Широко применяется в современной психологии метод теста. Тест – особый вид экспериментального исследования, представляющий собой задание или систему заданий. Время выполнения задания обычно учитывается. Тестовое исследование отличается сравнительной простотой процедуры, оно кратковременно, проводится без сложных технических приспособлений, требует самого простого оснащения.
В психологии используют целый ряд методов. Какой из них рациональней применить, решают в каждом отдельном случае в зависимости от задач и объекта исследования.
1.2. Социометрическая методика.
Это метод исследования межличностных отношений, разработан Джоном Морено ( название происходит от латинского “социус” – друг, товарищ и “метрум ” – измерение, мера. ) В отличие от всех остальных методик, данных уже в полностью готовом виде и не подлежащих изменению, здесь выбор и формулировка критерия (вопроса) можно изменять в зависимости от целей.
Цель: в составе классе наличие малых групп и их взаимоотношения, определить наиболее и наименее популярных в классе учащихся – с одной стороны своего рода “вожаков” , с другой – детей, которых класс не любит, не принимает, игнорирует.
Социометрическая процедура начинается с вопроса типа “C кем бы вы(ты) хотели участвовать в той или иной деятельности? ” Может быть применен и вариант отрицательного выбора “А кто бы вас не выбрал, не пригласил? ”.
Требования, предъявляемые к группе и процедуре исследования.
1. Границы группы, в которой проводится исследования, должны быть четко обозначены.
2. Все выборы членами группы должны делаться самостоятельно.
3. Вопросы должны формулироваться таким образом, чтобы они были понятны всем членам группы.
4. Группа должна иметь известный опыт современной деятельность.
5. Для выявления выборов индивиды должны опрошены в терминах определенного критерия.
6. Критерии должны быть значимы для членов группы.
Инструкция : учащимся был предложен вопрос : “Кого бы ты пригласил на свой день рождения?” – выбери трех человек из класса. Каждый член группы индивидуально письменно отвечает на вопрос.
Социометрическая структура группы представляет собой совокупность позиций членов группы в системе межличностных отношений. Социометрическая структура определяется анализом важнейших социометрических характеристик группы: социометрического статуса её членов, взаимности эмоциональных предпочтений, наличия устойчивых групп межличностного предпочтения, характера отвержений в группе. Система межличностных отношений включает в себя совокупность симпатий и антипатий, предпочтений и отвержений всех членов группы.
Каждый индивид в группе имеет свой социометрический статус, который может быть определён при анализе суммы предпочтений и отвержений, получаемых от других членов. Социометрический статус может быть более высоким или низким в зависимости от того, какие чувства испытывают другие члены группы по отношению к данному субъекту – положительные или отрицательные. Совокупность всех статусов задает статусную иерархию в группе.
Весьма часто позицию социометрической звезды рассматривают как позицию лидера. Это не совсем верно, поскольку лидерство связано с вмешательством в процесс действия, а социометрический статус определяется чувствами, которые участники взаимодействия испытывают по отношению друг к другу. В то же время можно встретить субъектов, являющихся одновременно и социометрическими звездами и лидерами, но такие сочетание является крайне редким.
1.3 Выводы по социометрической методике
С помощью социометрического измерения – социометрии, мы выявили “звезду” класса, то есть ребенка, к которому максимально положительно эмоционально настроены дети.
Диагностировали межличностные отношения, симпатии, антипатии. Во 2 ‘Б’ классе выделились следующие группы детей”
- 3 человека – “звезды” класса;
- 1 человек – наиболее предпочитаемый;
- 11 человек – предпочитаемые;
- 11 человек – менее предпочитаемые;
- 3 человека – аутсайдеры.
“Звезды” получили по 9 выборов из 29. Эти дети оказывают ценностное влияние на класс, обладают такими качествами как: доброта, преданность, отзывчивость, справедливость, оказание помощи. С этими детьми хотят общаться почти все члены класса. Дети пытаются им подражать, все время находятся рядом. Многие мальчики из класса пытаются добиться внимании девочки “звезды”. Эти дети общаются со всеми одинаково с популярными и непопулярными детьми.
Дети – аутсайдеры почти ни с кем из класса не общаются. Они болели очень часто и мало посещали школу, из-за малого присутствия в школе класс их отверг. Пообщавшись с одним ребенком, я узнала, что ему ни кто не нравится в классе и что он не хочет не с кем общаться. У этого мальчика вообще нет друзей, он предпочитает быть один.
Климат в классе достаточно благоприятный. Дети играют в игры вместе. Даже аутсайдеры иногда играют с ними.
У многих детей преобладают коммуникативные особенности, многим нравиться общаться со сверстниками, но есть дети, кому нравиться общаться со старшими. Одна девочка попавшая в круг аутсайдеров не общается со сверстниками, выходя гулять она общается с подругами старше себя.
Организаторские способности выявляются слабо, многие дети не любят руководить, брать на меня инициативу в каких – либо делах, не готовы самостоятельно принимать решения. Что касается “звезд” они в нормальной степени обладают организаторскими способностями, любят в играх занимать главную роль, участвуют в кружках. Но все же в младшем школьном возрасте часть организаторских функций ложиться на учителя.
Заключение
Анализируя и систематизируя теоретические знания, полученные при написании курсовой работы, а также наблюдая за учениками второго класса, можно сделать следующие выводы:
1. В группе младших школьников невозможно выявить лидера, но можно увидеть учащихся с задатками лидера. В данном классе (он укомплектован детьми достаточно хорошо развитыми умственно) выдвижению в лидеры учащихся отдают предпочтение детям умным, инициативным, веселым, аккуратным и достаточно самостоятельным.
2. Учитель должен дать возможность каждому члену класса проявить свои личностные качества для дальнейшего определения месте и значимости в данном коллективе; стараться активизировать деятельность учащихся, которые безинициативны.
3. Опираясь на практическое исследование, можно сделать вывод, что потенциал лидерства у детей в младшем школьном возрасте заложен с завышенной, либо нормальной самооценкой; активных, знающих, как действовать(если рассматривать лидерство как руководство). Также у лидера должны присутствовать качества, которые являются идеальными для данной группы.
Список использованной литературы
1. Битянова М.Р “Социальный метод в школьной практике” 1999г.
2. Немов “Психология ”
3 . Социальная психология. Хрестоматия. СПб 2000г.
4. Коломинский Я.Р. – Психология детского коллектива – Минск 1984г.
5. Реан А.А., Коломинский Я.Я. – Социальная педагогическая психология СПб 1999г.
6. Социальная психология. Хрестоматия. М 2000г.
7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология М.1997г.
8. Крутецкий. – Психология. Просвещение 1986г.
9. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. – Психология. Справочник учителя.
10. Социальная психология. Хрестоматия. М. 2000г.
11. Битянова М.Р. – Социальная психология.
12. Психология. Словарь М.1990г.
13. Фридман, Волков К.Н – Психологическая наука – учителю. М. Просвещение, 1985г.
14. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.
15. Парыгин Б.Д. – Основы социально- психологической теории М.1971
16. Андреева Г.М. – Социальная Психология. М. 1999г.
17. Столяренко Л.Д. – Основы психологии
18. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. «Психология», М. 2000
19. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. «Психология малой группы» М. 1991г.
20. Платонов Ю.П. «Психология коллективной деятельности», ЛГУ 1990
2
[1] Парыгин Б.Д. Основа социально – психологической теории
[2] Андреева Г.М. Социальная психология М. 1999г.
[3] Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах