Лидерство в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования:
Изучить проявление лидерства в группе младших школьников. Объектом исследования является группа младших школьников, а предметом – лидеры в начальной школе.

В процессе нашего исследования мы будем решать следующие задачи:
- раскрыть понятие лидерства

Оглавление

Глава 1. Теоретическое изучение лидерства в начальной школе
1. О лидерстве
1.1 Понятие о лидерстве_______________ 6
1.2 Функции лидера___________________ 10
1.3 Стили лидерства__________________ 11
2. Понятие о лидерстве в начальной школе
1.1 Общая характеристика младшего школьного возраста__________ 13
1.2 Лидерство в начальной школе____________ 15
1.3 Отношения в группе____________________ 19
1.4 Лидер в коллективе младших школьников___________________ 21
1.5 Позиция, статус, внутренняя обстановка ____________________

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

Обязательное условие лидерства - обладание  властью  в  конкретных  формальных  или  неформальных  организациях  самых  разных  уровней и  масштаба   -   от    государства    и    даже    группы    государств  до правительственных учреждений,  местного самоуправления или народных  и  общественных  групп  и  движений.  Формализованная  власть  лидера  закрепляется  законом.  Но  во  всех случаях лидер имеет социальную и  психологическую,  эмоциональную опору в обществе  или  в  коллективах  людей, которые за ним следуют.

 

1.2. Функции лидера

     Карьера лидера зависит не только от общих условий, но и от его личных качеств.  Его успех возможен при осуществлении ряда  функций.  Назовем  некоторые из них.

     Конструктивная функция - выражение интересов общества в конкретной  программе.  Она должна быть ориентирована на удовлетворение интересов  всех  или  деятельного  большинства  общества,  притязаний   возможно  большего  числа  людей  и  групп,  но  при условии,  что они не будут  ущемлять интересы других слоев общества.  Эта идеальная установка  на  практике  редко  может  быть  осуществлена,  особенно полностью,  без  исключений.  Но сама по себе она - условие лидерства  и  его  успеха.  Немало  реформ  и  революций  окончилось  неудачей  из-за  отсутствия  своевременных, ясных и продуманных, понятных обществу и доступных для  выполнения политических программ.

   Когда в далеком 1517 г.  Мартин Лютер прибил на портале  церкви  в  Виттенберге   свои   знаменитые   95   тезисов   о   злоупотреблениях  католической иерархии и церковных властей,  он точно  отразил  в  них  настроение  отчаявшегося  от  нужды  и  преследований  народа.  Лютер  оказался подлинным лидером.  Идея религиозной и политической  реформы  овладела  умами  и  всколыхнула  Германию,  а за ней и другие страны.  Лидер предлагает обществу свою программу и по  существу  вырабатывает  ее совместно с обществом и лучшими выразителями его интересов.  Когда  в 1917 г.,  через  400  лет,  в  другую  эпоху  великих  исторических  перемен,  в  России  у власти оказалось Временное правительство,  его  глава А.  Ф.  Керенский не сумел найти программы, которая отвечала бы  чаяниям общества. И оно не пошло за Керенским, не ставшим лидером.

     Организационная функция  включает  создание   кадров   и   системы  управления,    сплочение   сторонников,   планирование   политических  процессов и  действий,  практических  аспектов  политической  работы.  Лидер  формирует  аппарат,  распределяет  в нем обязанности,  создает  условия  для  воспитания,  выдвижения  и  назначения   руководителей,  контролирует  и  регулирует  отношения между ними,  ориентирует их на  компромисс или на решительное изменение политики и замену руководства  и др.

     Координационная функция - согласование действий институтов власти,  учреждений,  направлений  их деятельности.  Лидер должен приводить их  решения и политический выбор в соответствие с общественным мнением, с  принятой в обществе системой ценностей.

     Интегративная функция  -  сплочение  единомышленников,  окружения,  общества вокруг программы лидера.

 

 

 

1.3. Стили лидерства.

       Кроме самого понятия лидерства в социальной психологии широко используются и другие понятия, уточняющие представления о феномене психологического влияния людей друг на друга в группе, и о механизме этого влияния. Основное среди них – это понятие и стиль лидерства.

       Хотя явление руководства и лидерства теоретически различны, однако практически, когда говорят о стиле лидерства, имеют обычно в виду и стиль лидерства., так как на практике речь в данном случае идет о способе общения и взаимодействия человека с другими людьми.

       Что же такое стиль лидерства?

       Это совокупность социально-психологических приемов и средств, применяемых руководителем или лидером с целью воздействия на зависимых от них людей. Традиционно принять различать три основных стиля лидерства:

       - авторитарный,

       - демократический,

       - либеральный.

       Авторитарный стиль лидерства характеризуется выраженной властью лидера, директивностью, самостоятельностью в принятии решений, систематическим контролем за действиями ведомых. Авторитарный лидер обычно не позволяет зависимым от него людям вмешиваться в руководство, подвергать сомнению, оспаривать принимаемые решения. Он четко разделяет свои собственные права и обязанности ведомых, ограничивая действия последних лишь исполнительскими функциями.

       Демократический стиль лидерства отличается от авторитарного тем, что лидер постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними, привлекает их к выработке и принятию решений, к сотрудничеству и управлению группой. Он не проводит четкой линии между собственными обязанностями и правами ведомых. Часть своих полномочий он предлагает членам группы и, в свою очередь, берет на себя часть их обязанностей, если в этом возникает необходимость. Демократический лидер активно поддерживает инициативу, постоянно заботится о создании и поддержании в группе хороших взаимоотношений между людьми.

       Либеральный стиль лидерства – это такая форма поведения лидера, при которой он фактически уходит от своих обязанностей руководителя. Он ведет себя в группе так, как если бы он не был лидером, а был одним из членов группы. Эту форму в поведении лидера можно называть лидерством лишь условно.

       В истории исследований стиля лидерства, которое насчитывает не один десяток лет, перед психологами неоднократно возникал вопрос : какой из рассмотренных стилей лидерства наиболее эффективен?

       Сначала считали, что демократический стиль лидерства предпочтительнее всех остальных. Впоследствии, выяснилось, что в ряде случаев эффективнее других оказался авторитарный и даже либеральный стили лидерства. В конечном же счете пришлось вообще отказаться от поисков единственного стиля лидерства. Оказалось, что каждый из указанных стилей сам по себе без учета других обстоятельств  не может являться ни лучшим, ни худшим. Эффективность разных стилей лидерства зависит от индивидуальных черт лидера, решаемой задачи, уровня развития группы и ситуации, сложившейся  нем.

       Тем не менее предпочтительный стиль лидерства все же существует.

       Это так называемый гибкий стиль лидерства, реализуя который лидер ведет себя по-разному: и авторитарно, и демократично, и либерально в зависимости от обстоятельств. “Гибкий ” лидер должен менять стиль лидерства в соответствии со сложившейся в группе обстановке.

 

2. Понятие о лидерстве в начальной школе

 

1.1.Общая характеристика младшего школьного возраста.

     Основой для определения возрастных границ этого периода служит время обучения детей  в начальных классах(6-9 лет).

      [2]В этот период происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма. К 7 годам совершается морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий, что создаёт возможности для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования и выполнения программ действий. К 6-7 годам возрастает подвижность нервных процессов, отмечается большее, чем у дошкольников , равновесие процессов возбуждения и торможения, хотя процессы возбуждения превалируют( что определяет такие характерные особенности младших школьников, как непоседливость, повышенная эмоциональная возбудимость и т.п.) возрастает функциональное значение второй сигнальной системы, слово приобретает обобщающее значение, сходное с тем, какое оно имеет у взрослого человека. В целом можно сказать, что у детей 7-10 лет основные свойства нервных процессов по своим характеристикам приближаются к свойствам нервных процессов взрослых людей. Вместе с тем, эти свойства у отдельных детей ещё очень неустойчивы, поэтому многие физиологи считают, что говорить о типе нервной системы у младших школьников можно лишь условно.

        В этом возрасте происходит также существенные изменения в органах  и тканях тела, существенно повышающие, по сравнению с предшествующим периодом, физическую выносливость ребёнка. Всё это создаёт благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для осуществления учебной деятельности.

       Возрастная физическая выносливость, повышение работоспособности носит относительный характер, и в целом для детей остаётся характерной высокая утомляемость.

       С поступлением ребёнка в школу в его жизни происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация развития, формируется учебная деятельность, которая является для него ведущей. Именно на основе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста.

       Обучение выдвигает мышление в центр сознания ребёнка. Тем самым мышление становится доминирующей функцией, начинает определять  работу  и всех других функций сознания- они интеллектуализируются и становятся произвольными. В отечественной психологической литературе в настоящее время в качестве основных новообразований младшего школьного возраста выделяются произвольность психических процессов и развитие внутреннего плана действий.

       Ранее было принято считать, что для детей младшего школьного возраста ведущим является конкретно-образное мышление, однако в настоящее время, в первую очередь благодаря работам  Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова и их сотрудников, доказано, что дети этого возраста имеют гораздо большие познавательные возможности, что позволяет развивать у них основы теоретических форм мышления.

       Согласно концепции американского психолога Эриксона, в этот период формируется такое важное личностное образование, как чувство социальной и психологической компетентности( или при неблагоприятном развитии- социальной  и психологической неполноценности), а также  чувство дифференцированности своих возможностей.

       Особую роль в жизни младшего школьника играет учитель, который часто выступает как своего рода центр его жизни ( даже в тех случаях, когда ребенок не принимает педагога). К концу младшего школьного возраста особое значение начинает приобретать мнение сверстников, ребенок начинает стремиться завоевать признание товарищей.

       Наряду с учебной деятельностью существенное место в жизни младшего школьника продолжает занимать игровая деятельность, прежде всего игры с правилами игры-драматизации.

 

 

 

1.2. Лидерство в начальной школе

       Благоприятные отношения со сверстниками рождают у ребенка чувства общности с ними, привязанности к группе. Если же их нет, то возникает состояние напряженности и тревожности, приводящие либо к возникновению чувства неполноценности и подавленности, либо агрессивности. Это плохо в обоих случаях, ибо может способствовать формированию отрицательного отношения к детям ( а иногда к школе, людям вообще) , враждебности,  стремлению к уединению.

       Особой любовью, популярностью среди шести – семилетних детей пользуются, как правило, дружелюбные дети, умеющие придумывать и организовывать игры, общительные, развитые в умственном отношении, имеющие художественные способности, успешно участвующие в занятиях, достаточно самостоятельные, владеющие навыками, необходимыми для разных видов деятельности, веселые, эмоциональные, имеющие привлекательную внешность, аккуратные и опрятные.

       В число наименее популярных входят дети, характеризующие, как правило, противоположными качествами. Это часто дети замкнутые, крайне неуверенные в себе, малообщительные или же, напротив, сверхобщительные, агрессивные. Они нередко обижают сверстников, дерутся, толкаются, вызывая недовольство детей. «Непопулярные» шести - семилетки нередко отстают в развитии от своих сверстников, безынициативны,  иногда страдают недостатками речи, внешнего вида.

       Выявив таких детей, педагогу следует задуматься – а не виноват ли он, что эти дети попали в число «непопулярных»? Нужно пересмотреть свое отношение к ним. Нельзя не обратить внимание на тот факт, что в число «непопулярных» в этом возрасте входят, как правило, дети, которых учителя сами не любят (конечно же, такое отношение к ребенку не проходит бесследно и для других детей).

Появление «звезд» также не обходиться без учителя. Только всегда ли в их число попадают самые достойные?

Педагогу важно знать, за какие качества, поступки дети добиваются своего лидерства, на чем основан их авторитет. Ведь если повнимательней приглядеться, не всегда ценностные установки «популярные» детей являются положительными.

       Иногда в роли лидера может выступать и малолетний «деспот». Активный, общительный, порой с организаторскими задатками, физически крепкий, такой лидер нередко принимает в свою игру или заступается за более слабого сверстника лишь за определенную «взятку» (если ты мне дашь яблоко, игрушку и т.д.)

Педагогам важно изучить структуру класса, группы шести - семилеток с тем, чтобы целенаправленно влиять на детские взаимоотношения.

       Как утверждают социальные психологи около 6 % детей в детсадах и до 15% начальных классов не получают выборов. Неудовлетворенные своим положением, они обычно неохотно идут в школу – здесь их не ждет близкий друг, общество товарищей. При этом около половины этих детей тянется группе, к сверстникам, хотя и встречают с их стороны равнодушие. Такие ребята, не разорвавшие еще эмоциональных уз с классом, остро переживая свое положение, стремятся найти выход, пытаясь установить контакт мс теми, кому они симпатизируют. Часто они вмешиваются уже в сложившиеся отношения. Многие из них как показали исследование психологов, претендуют на более высокое место в группе .  Некоторые пытаются привлечь внимание товарищей другими средствами : шутовством, подкупом, ложным геройством. Нередко эти дети попадают в категорию “ трудных ” , хотя, не так труден сам ребенок, как его отношение, положение в системе сложившихся в классе отношений.

Информация о работе Лидерство в начальной школе