Лидерство в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования:
Изучить проявление лидерства в группе младших школьников. Объектом исследования является группа младших школьников, а предметом – лидеры в начальной школе.

В процессе нашего исследования мы будем решать следующие задачи:
- раскрыть понятие лидерства

Оглавление

Глава 1. Теоретическое изучение лидерства в начальной школе
1. О лидерстве
1.1 Понятие о лидерстве_______________ 6
1.2 Функции лидера___________________ 10
1.3 Стили лидерства__________________ 11
2. Понятие о лидерстве в начальной школе
1.1 Общая характеристика младшего школьного возраста__________ 13
1.2 Лидерство в начальной школе____________ 15
1.3 Отношения в группе____________________ 19
1.4 Лидер в коллективе младших школьников___________________ 21
1.5 Позиция, статус, внутренняя обстановка ____________________

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

       Не подлинно “трудной”  становится вовсе не эта часть детей, оказавшихся за кругом общения. К “трудным” принадлежат школьники, которые самоизолировались в детской группе. Часть из них замкнулись в себе, ни с кем не дружат, часто вступают в конфликты с товарищами и взрослыми.

       А  ребята, которые пользуются наибольшим доверием и авторитетом в классе, и к которым тянуться нити эмоциональных[ привязанностей и душевных симпатий. Как они себя чувствуют?  Школьники этой категории с большим желанием посещают школу. Они испытывают явное удовлетворение от окружающего их внимания, им льстит завоеванный авторитет, уважение товарищей. Большинство их них хорошие ребята : это активные общественники, они хорошо успевают, скромны, общительны, отзывчивы.

       Однако некоторые дети, принадлежащие к этой группе, характеризуются иначе. Это эгоисты. Оказывается, что порой активная общественная деятельность пробуждается личностными мотивами. Они не терпят критики, любят единолично командовать, чрезвычайно заботятся о сохранении своего “центрального” положения, не отвечают симпатии товарищей, ищут дружеских связей среди взрослых или более старших ребят.

     Одним словом,  эта казалось бы весьма благополучная категория ставит, пожалуй; не менее сложные педагогические проблемы. И они тем серьезнее и тем более чреваты последствиями, что часто учителя, не только не всегда и не сразу замечают эти отрицательные проявления, но порой энергично поддерживают таких ребят; выдвигают их год от года в классный и школьный актив и тем самым невольно принимают участие в воспитании зазнайства, эгоизма, завышенной самооценки.

       Конечно, в этом трудно винить учителя. Характер межличностных  отношений скрыт от него. В большей мере скрыты причины, вызывающие столь резкое расслоение класса.

Между тем, не зная их, трудно, а скорее, просто невозможно тактично и в то же время эффективно вмешиваться в эту сложнейшую область человеческих отношений, представляющую собой одну из самых важных сторон воспитательной работы.

       Отдельные ребята, раз заняв то или иное положение, сохраняют его до конца учебы в школе. Когда ученик, занимавший в одном классе высокое положение, при переходе в другую школу или даже в параллельный класс оказался в неблагоприятном положении: те качества, которые в одном классе оценивались как положительные (стремление хорошо учиться), принципиальность в отношениях товарищами, вежливость к педагогам, в новом классе воспринимались как стремление выслужиться перед учителем, карьеризм и т.п.

       У четвероклассников решающее место начинают занимать в оценке  товарища моральные качества: смелость, воля, скромность, простота в общении, жизнерадостность. Осуждаются: лживость, нечестность, ябедничество, лень. Еще дальше на первый план выдвигаются: верность дружбе, готовность прийти на помощь, умение хранить секреты, самостоятельность, инициативность, богатство фантазии, ровный характер, привлекательная внешность (особенно у девочек).

       Таким образом лидерство в детской группе, считается очень важной проблемой, так как учителю при организации учебно-воспитательного процесса необходимо отношения детей, стараться избавиться от их плохих качеств.

       Именно умение найти в своем классе помощника (лидера), который, смог бы поднять, увлечь за собой ребят, помогает учителю в учебно-воспитательном процессе и в формировании нормальной, здоровой детской группы.

 

 

1.3. Отношения в группе

      [3]Психология и поведение отдельного человека как личности существенно зависит от социальной сферы. Социальная сфера представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соединения, называемые группами. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Большие представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами, другими социальными общностями, выделяемыми по профессиональным, экономическим, религиозным, культурным, образовательным, возрастным, половым и другим всевозможным признакам. Через эти опосредованно осуществляется воздействие идеологии общества на психологию составляющих их людей.

       Группа – это некоторая совокупность людей, рассматриваемых с точки зрения их социальной, производственной, экономической, бытовой, профессиональной, возрастной, половой и т.п. общности.

       Группы бывают большими и малыми, условными и реальными. Реальные группы делятся на малые и большие, официальные и неофициальные, устойчивые и ситуативные, организованные и стихийные, контактные и неконтактные.

       Среди общих качеств групп рассматриваются :

1.      Интегративность – мера единства, слитности, общности членов группы друг с другом.

2.      Микроклимат определяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой, комфортность нахождения в ней.

3.      Референтность – степень принятия членами группы групповых эталонов.

4.      Лидерство – степень ведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направлении осуществления групповых задач.

5.      Интрагрупповая активность – мера активизации группой составляющих ее личностей.

6.      Интергрупповая активность – степень влияния данной группы на другие группы.

7.      Целенаправленность группы – социальная ценность принятых его целей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и групповых норм.

8.      Организованность – реальная способность группы к самоуправлению.

9.      Интеллектуальная коммуникативность – характер межличностного восприятия и установления,  нахождение общего языка.

10. Эмоциональная коммуникативность – межличностные связи эмоционального характера, преобладающей настрой группы.

11. Волевая коммуникативность – способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее стрессоустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях.

 

Активно участвуя в жизни и деятельности группы у ребенка развиваются определенные отношения с его товарищами.

Человеческие отношения в группе образуют сложную, развивающуюся систему. Можно выделить несколько видов отношений.

      - Личностные отношения – складываются между людьми независимо от их работы.

      - Деловые межличностные отношения – возникают в связи с современной работой людей.

      - Официальные отношения – возникают на должностной основе, устанавливаются законом, регулируются уставом.

      - Отношения по вертикали – межличностные связи, которые образуются между руководителем и подчиненными, или между лидерами и остальными членами группы.

Изучая разные отношения, характеризующие развитую группу надо помнить, что их основой выступает совместная общественно-значимая деятельность и организованное внутри ее общение и взаимодействие участников.

       Психологически развитой считается такая малая группа, в которой сложилась дифференцированная система различных деловых и личных взаимоотношений, строящихся на высокой нравственной основе.

       С приходом в школу в первое время отмечается уменьшение взаимоотношения между детьми по сравнению с детским садом. Это объясняется новизной группы и новой для ребенка учебной деятельностью.

       Взаимоотношения на первом году обучения во многом определяются учителем через организацию учебной деятельности детей.

       Младшие школьники сотрудничают друг с другом прежде всего как представители определенной социальной общности – учащихся. Характер их межличностных контактов обусловлен в первую очередь влиянием учителя, его оценкой, утверждением в классе гуманных ценностей и норм общения.

       Учитель стимулирует стремление младших школьников к объединению в совместной деятельности – привлекательной по содержанию и результату ( игра, подготовка спектакля, праздника ).

       Организация под руководством педагога внеучебных интересных групповых дел помогает установить в классе микроклимат сотрудничества, взаимопомощи, понимания и дружбы, то есть создать определенную соцкультурную среду для позитивного развития личности.

 

 

1.4. Лидер в коллективе младших школьников

       При формировании коллектива младших школьников часто вводится система лидерства, например, в бригадах назначаются бригадиры, лидеры, дежурные или же привносится лидерское руководство путём назначения лидера.

       Дискуссионным остается вопрос как именно следует применять эту систему? Стоит ли выбирать бригадира – лидера и как это надо делать? Пойти ли по пути назначения всех по очереди или по пути избрания лидера самими детьми? Если вводить очередность, то чаще всего это будут дежурные. Думается, что назначение лидера в порядке очередности более демократично, т.к. делает возможным получение опыта лидерства всеми детьми. В этом случае нужно рассмотреть следующие моменты.

       Прежде всего определить то, что учитель ожидает от содержания деятельности ребёнка, назначенного на роль лидера.

       Выдвигая лидера с целью, чтобы он чему-то научил коллектив, необходимо прежде всего позаботиться о том, чтобы продумать для ребёнка, выполняющего в данный момент роль лидера, определённый объём работы по организации деятельности своих товарищей. А для проведения такой деятельности надо дать лидеру соответствующие полномочия для руководства.

       Эта работа, как и всякая другая практическая деятельность, должна носить такой характер, чтобы исполнители смогли делать её попеременно. Если лидером становятся все по очереди, содержание деятельности лидера необходимо ограничивать кругом повседневных практических дел.

       Если же требовать от детей исполнения работы, для которой требуется соответствующий пакет полномочий на руководство, то появятся такие, кто и без назначения на лидерство будет прекрасно выполнять порученное. С виду принцип очередности выглядит вполне демократичным, обеспечивающим равенство. Но разве на деле опыт практического лидера не заставляет испытать чувство превосходства, неравенства.

       Размышляя о том, что такое лидер коллектива, нельзя подходить к этому явлению односторонне, уделяя внимание только тем детям, которые могут спать лидерами. Коллектив должен уметь сам выбирать наиболее подходящего для себя лидера, критиковать и переизбирать его, если он не оправдывает надежд группы. Наряду с осознанием возможности для себя стать лидером, возможности влиять на события ребёнку важно иметь способности избирать и переизбирать лидера.

       В этом плане идеал очередности имеет один недостаток : в ней не предполагается избрание лидера, как наиболее достойного. Система передачи роли лидера каждому члену коллектива по очереди не даёт власть лидера автоматически каждому ребенку, а напротив, становится тормозом в понимании значения лидерства.

       Возникают также сомнения относительно того, что, если нет системы в очередности лидерства, в коллективе остаются дети, которых не выбирают лидерами и такой ребенок может никогда не испытать, что такое быть лидером.

       Однако лидер имеет основную задачу руководства другими детьми, и чем лучше результат его руководства, тем больше пользы от него руководимым, т.е чем лучше руководит лидер, тем сильнее и самостоятельнее становится коллектив.

       Сущность работы лидера не в управлении другими, не в умении распределить обязанности. Его воздействие должно быть направлено на обретение другими навыка быть самостоятельными.

 

1.5. Позиция, статус, внутренняя установка

       Отношения в группе связаны с такими понятиями, как : позиция, статус, внутренняя установка, цель.

       Позиция – понятие, обозначающие официальное положение человека в той или иной подсистеме отношений. Она определяется связями данного человека с остальными членами группы. От позиции занимаемой человеком в группе зависит мера его формального влияния на мнение и поступки других членов группы.

       Статус индивида в группе – это неформальное социолого-психологическая характеристика его положения в структуре отношений, степень его авторитета для остальных членов группы.

       Внутренняя установка человека в системе групповых отношений – это личное, субъективное восприятие человека своего собственного статуса ( как оценивает человек свое положение, уважение к себе, со стороны других членов группы, свой авторитет и степень своего влияния на них ).

       Роль – в социальной психологии определяется как нормативно заданный, одобряемый образец поведения, ожидаемого от человека, занимающего то или иное положение, ту или иную позицию в группе.

       Роль может определяться официальным местом, занимаемым человеком в группе ( роль старосты ), и она может быть вовсе также приобретена, или избрана самим членом по собственной воле, или предложена товарищу по группе ( роль лидера ).

       Каждый человек занимает определенное положение в системе групповых отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.      Практическое изучение лидерства в начальной школе.

Информация о работе Лидерство в начальной школе