Уроки общения в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 09:54, доклад

Краткое описание

Цель – повышение адаптации ребенка в школе и обществе, через формирование коммуникативных навыков обучающихся.
Задачи:
• формирование коммуникативной культуры обучающихся;
• формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию;
• выработка защитных качеств личности: уверенность в себе, открытость, чувства юмора.
Уроки общения проводятся 1 раз в неделю /1 час выделяется из школьного компонента учебного плана/, продолжительность урока - 40 минут.
Структура занятия: каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия; основное

Файлы: 1 файл

начальная шк ..docx

— 130.75 Кб (Скачать)

В заключение дайте детям  возможность представить свои лучшие варианты классу.

Итоговый  сбор. Игра «Настроение»

Цель: развивать умение экспериментировать с образом своего «Я», подвести итог занятию.

Инструкция: Начните ходить по комнате, при этом ощутите все  свое тело, свои ноги и ступни, руки и кисти, позвоночник и голову... Заметьте, какие части тела вы ощущаете как бодрствующие, а какие —  Как сонные. А теперь подумайте  о настроении, с которым вы начали упражнение, и выразите это настроение походкой. Пожалуйста, при этом не разговаривайте и не обращайте внимание на других членов группы. (15 секунд)

А теперь вы должны походкой выразить другое настроение. Представьте  себе, что вы совсем обессилели. Ходите некоторое время как человек, который очень устал. (15 секунд)

А теперь идите как совершенно счастливый человек, получивший чудесное известие. (15 секунд)

Теперь — как очень  пугливый человек. (15 секунд)

Дальше идите как лунатик, бредущий во сне с открытыми глазами. (15 секунд)

А теперь — как тот, у  кого нечистая совесть. (15 секунд)

А сейчас идите как гений  — вы только что получили Нобелевскую  премию, (15 секунд).

А теперь идите как предельно  собранный человек, станьте канатоходцем, идущим по проволоке. (15 секунд)

И в заключение вы можете сами придумать, что вам хотелось бы выразить своей походкой... (15 секунд)

Остановитесь на минуту и  попытайтесь понять, как вы себя чувствуете в данный момент. Возвращаясь  на свое место, выразите всем своим  телом это настроение.

                                                Занятие 7

Цель: Формировать навык сотрудничества в группе.

Приветствие. Игра «Необычный привет»

Цель: Развивать фантазию, настроить на позитивное общение.

Инструкция: Придумайте любой  жест или движение для приветствия  друг друга, можно использовать слова. Затем каждый встанет с места  и поприветствует всех этим жестом.

Игра  «Зеркало»

Цель: Учить взаимодействовать  в паре.

Инструкция: Участники разбиваются  на пары, и партнеры встают друг напротив друга. Один из них медленно совершает  различные движения, а второй по возможности синхронно повторяет  их — как в зеркальном отражении.

При этом нужно соблюдать  следующие правила:

• Партнеры не должны касаться друг друга.

• Все движения должны совершаться  в замедленном темпе.

• Ноги не должны отрываться от пола.

Через 2 минуты партнеры меняются ролями.

Упражнение «Семь предпосылок»

Цель: Развивать умение договариваться, находить общий язык, отстаивать свое мнение.

Инструкция: Участники разбиваются  на небольшие группы (по пять-шесть  человек), которые расходятся по разным местам в комнате. Каждая команда  составляет список из семи качеств, которые  кажутся игрокам наиболее важными  для работы в коллективе, например: умение внимательно слушать, способность  поставить себя на место другого, уважение к партнеру, ясное мышление, доверие, фантазия, мудрость и др.

(5 минут.)

Теперь каждая команда  должна проранжировать все эти качества по их важности для работы в коллективе (10 минут).

После этого команды сходятся вместе и представляют результаты своей  деятельности. Задайте участникам следующие  вопросы:

• Насколько быстро и  слаженно они смогли составить список?

• Быстро ли был найден приемлемый для всех вариант ценностной градации?

• О каких качествах  спорили долго?

• Было ли у вас ощущение, что остальные члены вашей  команды поняли ваши идеи?

• Можно ли было донести  свою точку зрения до остальных более  эффективно, чем вы это сделали?

• Научились ли вы чему-нибудь новому в этом упражнении?

• Какое качество лично  вам кажется особенно важным?

• Какое качество вы хотели бы развивать в себе в дальнейшем?

Игра «Распускающийся  бутон»

Цель: Активизировать совместную деятельность детей в малых группах.

Инструкция: Разбейтесь на группы по пять человек. Сядьте в круг на полу и возьмитесь за руки. Постарайтесь все вместе одновре менно встать, не отпуская рук. Вы можете предварительно обсудить, кто где будет стоять, чтобы лучше выполнить эту задачу.

После того, как одна из групп  выполнит задачу и встанет на ноги, на чнется вторая часть этой игры. Каждая группа превратится в расцветаю щий бутон. Для этого дети должны отклоняться назад, крепко держа друг друга за руки. Здесь тоже очень важно, чтобы группа была очень хорошо сбалансирована.

Когда весь класс справится  с этой задачей, можно попробовать  со ставить бутоны большего размера, добавляя в каждую пятерку по одно му ребенку.

Анализ упражнения:

— Насколько тебе понравилась  эта игра?

— Как твоя группа справилась с этим заданием?

— Быстро ли вы смогли подняться?

— Были ли у вас какие-нибудь трудности при этом?

— Обсуждали ли вы друг с  другом, как будете справляться с  этими трудностями?

— От чего в первую очередь  зависит выполнение этой задачи?

Игра «Конфета в бутылке»

Цель: Формировать умение точно согласовывать друг с другом действия.

Инструкция: Разбейтесь на тройки и в течение двух минут обсудите между собой, что вы будете делать для того, чтобы в своей тройке успешно справиться со сложной задачей. Каким образом вы сможете стать  хорошей согласованной командой? Эта процедура продолжается примерно 2 минуты. По завершении пусть дети кратко расскажут о результатах своих  обсуждений.

А теперь я расскажу, какую  именно задачу вам предстоит решить. Каждая команда получит четыре связанные  между собой веревочки. На длинной  нити висит конфета. Каждый из вас  должен взять в руки одну из коротких веревочек. Затем вы должны будете засунуть конфету в бутылку. Вы не должны прикасаться  к ней руками. Как только вы выполните  задание, громко прокричите: "У нас  получилось!"

По завершении попросите  детей вкратце рассказать, удалось  ли им сделать так, чтобы они выполняли  работу все вместе?

Итоговый сбор.

Цель: Подвести итоги занятия.

- Обсуждали ли вы друг  с другом, как будете справляться  с заданиями?

- Зачем это надо делать?

— От чего в первую очередь  зависит выполнение задачи?

   Занятие 8

Цель: Формировать умение ладить с  людьми.

Приветствие.

Цель: эмоциональный настрой  на занятие, мобилизация энергии  группы.

Инструкция: Педагог встает вместе с детьми в круг и предлагает им приветствовать друг друга разными  способами: пальчиками, ладонями, плечиками, коленками, кивком головы, улыбкой и  т.д.

Затем взрослый предлагает детям взяться за руки и, подняв их вверх, дружно произнести: «Всем, всем, всем - здравствуйте».

Игра «Командная аэробика»

Цель: Помочь каждому участнику  узнать лучше группу, мобилизировать энергию.

Инструкция: Игроки маленькими шагами (но не бегом!) передвигаются  по комнате, причем каждый должен следить  за тем, чтобы расстояние между ним  и его ближайшими соседями не изменялось при передвижении и комната была заполнена как можно более  равномерно. руководитель дает команды образовывать различные геометрические фигуры: «Стоп! Четыре круга!.. Стоп! Три квадрата!.. Стоп! Пять треугольников!.-» и т. д. При этом все участники должны стараться равномерно распределяться по комнате, избегая пустоты и скученности.

Медитация «Волшебные туфли»

Цель: Повысить уверенность  в себе, дать возможность почувствовать  себя более привлекательными.

Инструкция: Сядьте поудобнее, закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

Представь себе, что тебя пригласили на детский праздник. Ты стоишь в своей комнате и думаешь, как бы тебе одеться. Ты достаешь все  вещи, которые хочешь надеть, и тут  вдруг обнаруживаешь в глубине  шкафа пару волшебных золотых  туфель. Они сверкают таким ясным  и теплым светом, что ты сразу  достаешь их и начинаешь примерять. Они сидят на твоих ногах, как  влитые. И едва ты успеваешь их надеть, как замечаешь, что чувствуешь себя теперь совсем по-другому, как будто  ты стал как-то больше, значительнее и  привлекательнее. И ты уверен, что  в этих туфлях уже не будешь смущаться, и что все остальные ребята будут восхищаться тобой.

Представь себе, что в  этих золотых туфлях ты идешь на праздник. Едва ты открываешь дверь, как  все ребята подходят к тебе и здороваются  с тобой. Каждый хочет пожать тебе руку или обнять тебя. Все в один голос говорят, что они рады тебя видеть. Ты проходишь в комнату  и оказываешься в центре группы ребят, которые улыбаются тебе и всем своим видом показывают, что ты им нравишься. Представь себе, что  ты играешь с ними, и они снова  и снова говорят тебе о том, как они рады, что ты пришел... И  как им хорошо быть с тобой рядом. (15 секунд.)

Теперь представь себе, что ты уже собираешься уходить. Ты слышишь, как остальные ребята говорят тебе: "Пожалуйста, не уходи, побудь еще немного с нами". Слушай, как они приглашают тебя к себе в гости и говорят: "Я  хочу, чтобы ты пришел и ко мне на день рождения... Приходи ко мне в гости, я хочу поиграть с тобой... Я хочу сходить с тобой в цирк..." Ты улыбаешься ребятам в ответ и договариваешься с ними о будущих встречах. Уже уходя домой, ты слышишь, как они говорят друг другу: "Мне так нравится дружить с ним (с ней)... Как хорошо, что он (она) пришел сюда сегодня..."

Анализ упражнения:

— Как ты себя чувствовал, когда на тебе были "волшебные  туфли"?

— Как другие ребята показывали тебе, что ты им нравишься, и они  хотят дружить с тобой?

— В каких ситуациях  ты можешь использовать "золотые  туфли"?

— Есть ли люди, которые временами  говорят тебе, что ты потрясающий, классный или замечательный человек? Кто эти люди?

— Говоришь ли ты сам время  от времени другим людям, что они  тебе нравятся, и тебе приятно быть вместе с ними?

— Почему важно, чтобы люди хорошо к себе относились?

Игра «Равновесие»

Цель: учить настраиваться  друг на друга в общении, сохранять  равновесие.

Инструкция: Сядьте на пол, образуя  двойной круг, так, чтобы вы попарно  сидели друг напротив друга. В паре возьмитесь за руки и отклонитесь  назад. При этом постарайтесь удерживать равновесие. Насколько далеко вы можете отклониться назад?

Теперь встаньте на колени, снова дайте руки друг другу и  отклонитесь назад. Что вам приходится делать, чтобы не упасть назад?

А теперь встаньте. Поставьте  ступни ног вплотную друг к другу, чтобы при этом они стояли прямо  перед сдвинутыми ступнями вашего партнера. Возьмитесь за руки и медленно отклонитесь  назад. Насколько далеко вы можете отклониться, удерживая равновесие?

Найдите себе новых партнеров.

Дайте детям возможность  попробовать выполнить эти задания  с разными партнерами.

Анализ упражнения:

— Насколько хорошо сотрудничал  с тобой твой партнер?

— Насколько хорошо ты сотрудничал  со своим партнером?

— С кем из ребят тебе было трудно играть в эту игру? Что  создавало затруднения? Что ты делал, чтобы их преодолеть?

— Что нужно делать для  того, чтобы поддерживать хорошее  равновесие с партнером?

— Бывают ли в классе ситуации, где важно поддерживать равновесие?

— Есть ли ребята, которые  говорят слишком много?

— Есть ли ребята, которым  обязательно надо во все влезть?

— Есть ли ребята, которые  всегда держатся в стороне?

Обратите особое внимание на детей, которые постоянно перетягивают партнера на себя, и помогите им понять, как это действует на их отношения  с другими детьми.

Игра «маленький начальник»

Цель: Всегда находятся дети, которые чрезмерно любят руководить и указывать другим, что им делать. Эта игра дает детям возможность  увидеть, как можно различными способами  реагировать на это.

Инструкция: Знаете ли вы людей, которые всегда всем указывают, что  надо делать? Не называйте, пожалуйста, имен, а просто расскажите, как такие  люди себя ведут...

Я передам вам сейчас один разговор троих ребят на эту тему:

Андрей: Вы знаете, что я  делаю с теми, кто всегда всем указывает? Я говорю им, чтобы они  сматывались. А когда кто-нибудь пытается командовать мною, я просто говорю ему, чтобы он не задавался.

Алла: Когда ты так делаешь, Андрей, ты сам задаешься. Ты сам  говоришь другому, что он должен делать. Я просто говорю в таких случаях, что не люблю, чтобы мной командовали.

Коля: Мне кажется, вы оба  слишком серьезно к этому относитесь. Почему бы вам просто не отойти в  сторону, если кто-то пытается вами командовать? Я всегда именно так и делаю.

А как ты сам поступаешь с людьми, которые хотят всем указывать? Придумай свой вариант разговора  на эту тему. Нарисуй его или  запиши так, как записывают диалог в  пьесах. Возможно, тебе удастся в  одном случае показать какой-нибудь хороший способ того, как можно  обойтись с "маленьким начальником", а в другом случае — не самый  подходящий... (15 минут.)

Теперь объединитесь по трое и покажите друг другу то, что  вы нарисовали или написали. Обсудите друг с другом свои работы. (5-10 минут). Затем желающие могут представить свою работу всему классу.)

Анализ упражнения:

— Можно ли сказать что-нибудь хорошее о ребенке, который всем указывает, что делать?

— Почему маленький начальник  временами действует другим ребятам  на нервы?

— Надо ли следить за собой, чтобы не быть временами маленьким  начальником?

— Надо ли, наоборот, попытаться быть немного похожим на маленького начальника?

— В какой мере хороший  учитель должен командовать?

— Есть ли в твоей семье  маленький или большой начальник?

Игра «маленький начальник»

Цель: Подвести итоги занятия.

- Что полезного для  вас было сегодня на занятии?

- Что было интересно?

- Что поучительно?

- Было ли кому-нибудь  скучно?

                                             Занятие 9

Цель: Помогать детям выявлять и обозначать словами различные свои чувства, говорить о своих чувствах с другими и иногда заниматься анализом испытываемых чувств.

Приветствие. Песня –  танец «Если весело живется, делай  так…»

Цель: Активизировать детей  на совместное творчество.

Игра «Орфей и Эвридика»

Цель: Способствовать умению чувствовать себя и окружающую действительность.

Информация о работе Уроки общения в начальной школе