Лингвистическое и методическое обоснование развития речи при изучеии темы: « Имя прилагательное на уроках русского языка в начальной школ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы является рассмотрение методическую системы по развитию речи в процессе изучения имени прилагательного в начальных классах .
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
-изучить лингвистическую, психолого-педагогическую методическую литературу по теме исследования;
- рассмотреть систему работы по изучению имени прилагательного с использованием принципов и приёмов развивающего обучения;
- иследовать упражнения, для развития речи в процессе изучения «имени прилагательного»;
- разработать планы-конспекты уроков о проблеме формирования речевых умений учащихся в связи с изучением темы «имя прилагательное»;
Объект исследования - учебный процесс, связанный с развитием речи младших школьников при изучении лексико-семантических групп и грамматических категорий имени прилагательного.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………..2
Глава1.Лингвистическое и методическое обоснование развития речи при изучеии темы: « Имя прилагательное»…………………………………..7
1.1Прилагательные и его категории при изучении русского языка…7
1.2Проблемы развития детей младшего школьного возраста…………12
1.3 Упражнения по развитию речи при изучении имени прилагательного ……………………………………………………………………………………………………………….21
1.4 Занимательные упражнения по развитию речи имени прилагательного……………………………………………………………………………………28
Глава 2. Практическая работа по проблеме развития речи при изучении темы «Имя прилагательное на уроках русского языка в начальной школе»……………………………………………………………………………………………………35
2.1Комплект учебников………………………………………………………………………….35
2.2 Конспеты уроков……………………………………………………………………………….61
Заключение……………………………………………………………………………………………72
Библиография…………………………………………………………………………………………73

Файлы: 1 файл

ЮЛИЯДокумент Microsoft Office Word (5).docx

— 125.75 Кб (Скачать)

                           Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..2

Глава1.Лингвистическое и методическое обоснование развития речи при изучеии темы: « Имя прилагательное»…………………………………..7

1.1Прилагательные  и его категории при изучении  русского языка…7

1.2Проблемы развития  детей младшего школьного возраста…………12

1.3 Упражнения по  развитию речи при изучении  имени прилагательного ……………………………………………………………………………………………………………….21

1.4 Занимательные  упражнения по развитию речи  имени прилагательного……………………………………………………………………………………28

Глава 2. Практическая работа по проблеме развития речи при  изучении темы «Имя прилагательное на уроках русского языка в начальной  школе»……………………………………………………………………………………………………35

2.1Комплект учебников………………………………………………………………………….35

2.2 Конспеты уроков……………………………………………………………………………….61

Заключение……………………………………………………………………………………………72

Библиография…………………………………………………………………………………………73 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                 

                                             ВВЕДЕНИЕ

Динамичность развития человеческой личности выдвигает перед  учеными, занимающимися исследованием  вопросов деятельности человека, ряд  задач, одна из которых заключается  не только в том, чтобы объяснить  с научной точки зрения происхождение  речи, присущей только человеку, но и  выявить закономерности и пути развития речевой деятельности, а также  показать сущность возрастных особенностей развития устной и письменной речи школьников.

Среди основных задач  начальной школы названа задача развития речи учащихся. Одной из ее сторон является обогащение словарного запаса детей. Причем расширение словаря  учащихся должно идти не за счет увеличения количества речевых единиц, а за счет совершенствования семантики  каждого слова. Одной из составляющих методики литературы обучения русскому языку является методика развития речи, которая опирается на лексику, теорию текста, грамматические теории.Имена прилагательные по своим выразительным качествам не могут сравниться ни с одной частью речи. На значение обогащения словаря ребенка именами прилагательными указывал Н.С.Рожденственский. Он писал: “Обогащение словаря ребенка прилагательными имеет важное значение потому, что с их помощью ребенок выделяет в предметах, лицах и явлениях те качества, которые осмысливаются им по своей жизненной значимости в связи с его интересами и потребностями.”

Имена прилагательные представляют собой обширный материал, использовать который можно для  наблюдений над синонимами, антонимами, над употреблением прилагательных в переносном смысле.

Сама тема “Имя прилагательное”  является очень интересной и благодатной  в плане развития речи учащихся. М.Р.Львов установил, что “достижение  пика интенсивности” имен прилагательных опережает систематическое изучение их в школьном курсе русского языка  и приходится на третий класс. Следовательно, необходимо искать пути и возможности  обогащения речи учащихся начальных  классов именами прилагательными  еще до “пика интенсивности”, в  первом, особенно во втором, классе. Такое  обогащение является очень важным, так как именно признаковые слова  делают речь выразительной и яркой, т.е. изобразительной. Известные русские методисты Н.М. Соколов и Г.Г. Тумим уделяли много внимания вопросам «внутренней связи между всеми отделами родного языка», в число которых они включали грамматику и развитие речи. Они призывали учителей и методистов ни на минуту не забывать, что любой раздел языка «есть только один из участков в общей работе, один из факторов в общем действии».Н.М. Соколов и Г.Г. Тумим придавали решающее значение эвристическому методу обучения, дающему учителю возможность «следить за уровнем детского понимания, за очередными детскими вопросами». Методистами разработаны логически последовательные вопросы на темы, интересующие детей и дающие им возможность наблюдать за явлениями языка. В разработке методов и приемов изучения грамматики С.П. Редозубов продолжал линию К-Д. Ушинского и Ф.И. Буслаева, отстаивая эвристический метод работы учителя, а в качестве логических путей познания он признавал как индукцию, так и дедукцию. Система,работы над сочинением и изложением, предложенная С.П. Редозубовым, предельно проста и укладывается в три звена: усвоение образца, подражание образцу и самостоятельная творческая работа.

Актуальность исследования

 Язык в качестве уникальной системы, созданной народом на протяжении истории его развития, выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности. Среди них ведущей является функция общения. Вот почему проблема формирования коммуникативных умений, воспитание у школьников дара живого слова, культуры монологической и диалогической речи на уроках родного языка приобретает в настоящее время исключительную актуальность. Анализ устной и письменной речи учащихся  показывают, что они в недолжной мере обладают такими качествами хорошей речи, как точность, ясность, богатство, выразительность, чистота и благозвучие. Поскольку одна из задач современной школы состоит в том, чтобы научить детей выражать свои мысли не только правильно, но и точно, образно, то возникает  необходимость в ознакомлении учащихся с изобразительными свойствами имен прилагательных. В отличие от имени существительного, обозначающего понятие о предмете в совокупности со всеми его признаками, прилагательное суживает объем понятия, делает его конкретным и отчетливым.

Чтобы добиться свободного владения языком, необходимо в ходе обучения обеспечить достаточный словарный  запас, важной составной частью которого являются имена прилагательные. Поэтому  одним из путей развития и совершенствования  речевых умений и навыков учащихся является целенаправленная работа по обогащению их речи именами прилагательными. Умелое их использование придает  высказыванию неповторимое своеобразие, особую экспрессивность, делает речь красочной, выразительной. Однако задания, предлагаемые в учебниках, не всегда эффективны, так как низкий уровень начитанности, бедность словаря, стереотипность в  подборе прилагательных приводит к  тому, что речь учащихся обогащается  прилагательными медленно, происходит подмена (замена) новых слов более  привычными, знакомыми. Сказанное свидетельствует, насколько важно обучение школьников имени прилагательному для развития речевых умений. Однако до сих пор нет специального исследования, посвященного обучению этому классу слов с учетом комплекса выполняемых ими функций. Не решены вопросы их презентации и активизации по годам обучения, не разработаны серии упражнений, направленных на развитие у детей логического мышления и связной речи при изучении прилагательных. Таким образом, на современном этапе налицо несоответствие между реальными потребностями учащихся в усвоении значений и функций имен прилагательных и практическим удовлетворением этих потребностей при изучении грамматики в начальной школе.

Исходя из данного  противоречия, была сформулирована проблема исследования работы по развитию речи при изучении темы: « Имя прилагательное на уроках русского языка в начальной  школе».

Цель работы является рассмотрение  методическую системы  по развитию речи в процессе изучения имени прилагательного в начальных  классах .

Для достижения указанной  цели были поставлены следующие задачи:

-изучить лингвистическую,  психолого-педагогическую методическую  литературу по теме исследования;

- рассмотреть систему  работы по изучению имени прилагательного  с использованием принципов и  приёмов развивающего обучения;

- иследовать упражнения, для развития речи в процессе изучения «имени прилагательного»;

- разработать планы-конспекты уроков  о проблеме формирования речевых умений учащихся в связи с изучением темы «имя прилагательное»;

Объект исследования - учебный процесс, связанный с  развитием речи младших школьников при изучении лексико-семантических  групп и грамматических категорий  имени прилагательного.

Предмет исследования - содержание и методическая организация  дидактического материала по развитию речи учащихся младших классов в  процессе изучения имени прилагательного.

Рабочая гипотеза исследования заключается в следующем: работа по развитию речи учащихся начальных  классов при изучении имени прилагательного  будет более эффективной, если:создать  методическую систему, учитывающую  психологические закономерности развития речи младших школьников при усвоении имени прилагательного;использовать специальную систему упражнений и методических приёмов, позволяющих  в полном объёме решать задачи развития речи, воспитывающих внимание к слову, многообразию его значений и функций; соблюдать в системе упражнений поэтапность работы с учетом начальной  школы.

Для реализации поставленных задач использовались следующие  методы исследования: теоретические - анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование;

эмпирические - наблюдение, фиксация, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);

Методологическую  основу исследования составили положения  философии о диалектической связи  языка и мышления, о языке как  средстве общения, средстве существования  и выражения мысли, единстве теории и практики, основополагающие принципы лингвистики, лингводидактики, педагогики и психологии.

Теоретическую основу  работы составили исследования по лингвистическим  проблемам развития речи (Д.В.Бондаренко, Г.В.Золотова, Л.М.Лосева и др.), психологическим  основам теории речевой деятельности и психофизиологическим механизмам формирования связной речи (Б.Г.Ананьев, В.А.Артёмов, Д.Н.Богоявленский, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Н.И.Жинкин, И.А.Зимняя, А.А.Леонтьев.

Опытно-экспериментальную  базу исследования составили начальные классы1-3 начальной школы № 159 г. Новосибирска. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава1.Лингвистическое и методическое обоснование развития речи при изучеии темы: « Имя прилагательное на уроках русского языка в начальной школе».

1.1Прилагательные  и его категории при изучении  русского языка

Имя прилагательное — это грамматическая категория, формирующая и объединяющая слова, которые означают признак предмета (качественный, относительный или  указательно-определительный) и которые  являются определяющими имена существительные  и обычно согласуемыми с ними в  роде, числе и падеже частями речи. Семантической основой имени  прилагательного является понятие качества . Слово, подводимое под категорию имени прилагательного, представляет собою комплекс форм, которые все вместе образуют своеобразную парадигму именного склонения, отличную от парадигмы склонений существительных. Эти формы имени прилагательного — синтетические, объединяющие в своей структуре указание на род, число и падеж (так же как у имен существительных). Однако формы рода, числа и падежа имен прилагательных выражают не внутренние оттенки качественных значений, а лишь указывают на синтаксическую связь прилагательных с именами существительными в процессе речи. Эти основные формы имен прилагательных являются формами синтаксических отношений, формами грамматического согласования. Таким образом, грамматические формы имени прилагательного  не выражают никаких дополнительных лексических значений, кроме общего значения согласуемого признака. Они вполне синтаксичны и в силу этого — более абстрактны.  В современном русском языке имена прилагательные — это самая многочисленная после имен существительных армия слов. При этом больше всего имен прилагательных, производных от основ существительных или глаголов. Качественность ищется в формах отношений между лицами, предметами, отвлеченными понятиями. Она выводится из отношения к предмету или действию.

Прилагательному как  части речи свойственны морфологические  категории рода, числа и падежа. Все эти категории у прилагательного - словоизменительные и выявляются синтаксически; морфологические значения прилагательных повторяют морфологические значения существительных, с которыми они согласуются.

 Категория рода  прилагательного - это словоизменительная  категория, выражающаяся в системе  противопоставленных друг другу  рядов форм и обозначающая  отношение прилагательного к  существительному (или местоимению-существительному) в составе определительного словосочетания. Категория рода представлена  тремя рядами форм: мужского, женского  и среднего рода. Формы мужского  рода указывают, что названный  прилагательным признак принадлежит  предмету (или лицу), который назван  существительным мужского рода; формы женского рода указывают,  что признак принадлежит предмету (или лицу), который назван существительным  женского рода; формы среднего  рода указывают на принадлежность  признака предмету, названному существительным  среднего рода. Таким образом,  морфологические значения рода  у прилагательных выявляются  только в сочетании с определяемыми  существительными и служат синтаксическим  выявлением значения рода определяемого  существительного.

Категория числа  прилагательных - это словоизменительная синтаксически выявляемая морфологическая  категория, представленная двумя рядами морфологических форм: падежными  формами ед. ч. (муж., жен. и сред. р.) и мн. числа. Категориальные морфологические  значения ед. и мн. ч. прилагательных повторяют одноименные морфологические  значения определяемого сущ. и выражаются системами падежных флексий: большой  стол - большие столы; интересная книга - интересные книги; зеленое поле - зеленые  поля; красное знамя - красные знамена. В том случае, если признак принадлежит  предмету или лицу, названному несклоняемым сущ., формы ед. и мн. ч. прилагательного  указывают на морфологическое значение числа этих существительных: розовый  фламинго - розовые фламинго; трудное  па - трудные па; компетентное жюри - компетентные жюри.

Категория степени  сравнения у прилагательных - это  словоизменительная морфологическая  категория, образуемая двумя рядами противопоставленных друг другу  форм с морфологическими значениями положительной и сравнительной  степени. В формах положительной  степени заключено морфологическое  значение, представляющее названный  прилагательным признак вне сравнения  по степени его проявления. Форма  положит. степени характеризует  признак предмета непосредственно и безотносительно к его проявлению в других предметах: веселый, сильный, сладкий, твердый. В формах сравнительной степени (компаратива) заключено морфологическое значение, указывающее на большую - по сравнению с чем-либо - степень признака: веселее, сильнее, слаще, тверже; Погода была прекрасная, еще прекраснее, чем прежде (Тург.).

Информация о работе Лингвистическое и методическое обоснование развития речи при изучеии темы: « Имя прилагательное на уроках русского языка в начальной школ