Лингвистическое и методическое обоснование развития речи при изучеии темы: « Имя прилагательное на уроках русского языка в начальной школ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы является рассмотрение методическую системы по развитию речи в процессе изучения имени прилагательного в начальных классах .
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
-изучить лингвистическую, психолого-педагогическую методическую литературу по теме исследования;
- рассмотреть систему работы по изучению имени прилагательного с использованием принципов и приёмов развивающего обучения;
- иследовать упражнения, для развития речи в процессе изучения «имени прилагательного»;
- разработать планы-конспекты уроков о проблеме формирования речевых умений учащихся в связи с изучением темы «имя прилагательное»;
Объект исследования - учебный процесс, связанный с развитием речи младших школьников при изучении лексико-семантических групп и грамматических категорий имени прилагательного.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………..2
Глава1.Лингвистическое и методическое обоснование развития речи при изучеии темы: « Имя прилагательное»…………………………………..7
1.1Прилагательные и его категории при изучении русского языка…7
1.2Проблемы развития детей младшего школьного возраста…………12
1.3 Упражнения по развитию речи при изучении имени прилагательного ……………………………………………………………………………………………………………….21
1.4 Занимательные упражнения по развитию речи имени прилагательного……………………………………………………………………………………28
Глава 2. Практическая работа по проблеме развития речи при изучении темы «Имя прилагательное на уроках русского языка в начальной школе»……………………………………………………………………………………………………35
2.1Комплект учебников………………………………………………………………………….35
2.2 Конспеты уроков……………………………………………………………………………….61
Заключение……………………………………………………………………………………………72
Библиография…………………………………………………………………………………………73

Файлы: 1 файл

ЮЛИЯДокумент Microsoft Office Word (5).docx

— 125.75 Кб (Скачать)

занимательность; научность; сознательность и активность; наглядность; доступность; связь теории с практикой; индивидуальный подход к учащимся.

Включение элементов  занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение  игровых элементов не должно снижать  обучающей, развивающей, воспитывающей  роли занятий по “Занимательной грамматике”.

В отборе материала  к занятиям учитель должен ориентироваться  на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость  осуществления преемственности  между начальным и средним  звеном.

Программа данного  курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем  мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для  формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной  деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть  “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для  успешного усвоения всех учебных  предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики”  следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства  языка. Воспитательные возможности  русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей  мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических  норм речевого поведения.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики”  содействуют приобретению и закреплению  школьниками прочных знаний и  навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные  виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный  материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в  большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более  легкому усвоению и запоминанию.

Все это открывает  для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Приведем несколько  примеров:

1.Упражнение «Ассоциации» Цель: Изучение степени тревожности учащихся, связанной со словом «школа». Изучение мнений учащихся о степени значимости школы в их жизни.Время выполнения 10 минут.

Содержание упражнения: Учащимся предлагается назвать прилагательные, которыми они бы хотели охарактеризовать свою школу, и поделиться своим мнением  о том, чему учат в школе.

– Школа, в которой  я учусь…;– В нашей школе учат…;

2.«Эльфхен»    (11-словие),    стихотворение,    состоящее    из    11    слов, расположенных на пяти строчках:

  1. строка - цвет (прилагательное);
  2. строка - о чем пишу (прилагательное + существительное);
  3. строка - раскрытие темы в трех словах;
  4. строка - о себе (4слова);
  5. строка- результат, вывод.

Белоствольная Русская береза Ты воспета поэтами Я любуюсь тобой весной.

        Красота!

Стихотворение по началу.

3. Презентация о животных.

У. Кто это? Определите часть речи. Что я знаю об имени  существительном?

Д. Медведь, заяц, лиса и т.д.

У. Опишите животных по внешнему виду, подставляя вопросы. (какая? какой?  какое?)

Д. М. – косолапый, большой, хищный, бурый.

      З.  – белый, трусливый, маленький.

      Л.  – рыжая, хитрая, ловкая.

2). Самостоятельная  работа.

У. Опишите домашнее животное.(На выбор.)

КОНКУРС 2. «Слова близкие  по смыслу»

На доске записаны три столбика прилагательных:

мудрый - …ласковый - …быстрый - …

веселый - …прилежный - грустный

густой - …сильный - сырой - …

неловкий - …холодный - …большой - …

смирный - …неряшливый - липкий - …

страшный - …душистый - …злой - …

Играющим надо подобрать  к каждому слову близкое по смыслу прилагательное (синоним) и записать его. Побеждает команда, которая  быстрее справится с заданием и допустит меньше ошибок.

Возможные ответы: умный, радостный, дремучий, неуклюжий, тихий, ужасный, нежный, старательный, скорый, печальный, мокрый, громадный, клейкий, сердитый.

КОНКУРС 3.

На доске в столбик  записан ряд словосочетаний:

Свежий ветер, свежие краски, свежая рубашка, свежий хлеб, свежая газета.

Один из игроков  должен подобрать к каждому словосочетанию прилагательное близкое по смыслу, а другой - противоположное по смыслу.

Слова противоположные  по смыслу (антонимы) записываются слева, а слова близкие по смыслу (синонимы) записываются справа от словосочетаний.

Ответы: теплый - свежий ветер - прохладный; тусклые - свежие краски - яркие; грязная - свежая рубашка - чистая; черствый - свежий хлеб - мягкий; старая - свежая газета - новая.

КОНКУРС 4. «Образуй прилагательное»

На доске в два  столбика написаны имена существительные: ужас, осень, вкус, лес, дом, несчастье, холод, туман, лето, место.

Нужно образовать от существительного однокоренное ему  прилагательное и составить словосочетание этого прилагательного с существительным. Члены команд по очереди выходят  к доске и записывают свои сочетания. Побеждает команда, которая правильно  и быстрее другой выполнит задание.

КОНКУРС 5. «Предмет-признак»

Игра проводится в форме эстафеты. Каждая команда  получает карточку-задание с именами  существительными:

скука - …длина - …туман - …

стена - …небеса - …опасность - …

радость - …старина - …капуста - …

весна - …вкус - …  место - …

грусть - … ячмень - … честь - …

теснота - …картон - …ремень - …

книга …машина - …камень - …

конь - …хлеб - …карман - …

Каждый игрок образует от существительного однокоренное прилагательное и записывает его напротив существительного, после чего передает карточку следующему игроку. Команда, закончившая игру, передает карточку ведущему, который  проверяет запись и определяет победителя.

КОНКУРС 6. «В каком  магазине?»

На доске в три  столбика записаны названия предметов:

посуда - … цветы - … овощи - …

рыба - …обувь - …книги - …

мясо - …мебель - …молоко - …

хлеб - …продукты - …обувь - …

Игроки должны записать прилагательное, обозначающее, в каком  магазине можно купить тот или  иной предмет. Побеждает команда, которая  правильно и быстрее других выполнит задание.

При изучении темы «Имя прилагательное» можно предложить ребятам следующие упражнения:

  1. Представь, что ты видишь, трогаешь, слышишь мамин смех. Какой он? (Теплый, нежный, мягкий, серебристый, васильковый, звонкий.)
  2. Какой голос у папы, бабушки?
  3. Какой запах у счастья?
 

    Образное воображение  развивает игра «Укрась 4 слова».

      а) За 1 минуту подбери как можно  больше имен прилагательных к словам погода, рассказ, улица.

      б) За 1 минуту вспомни объекты желтого  цвета, черного цвета, горячие, интересные, прекрасные, хорошие объекты.

      в) Подбери имена прилагательные, которые  изображают злую колдунью и добрую фею.

     4. Подбери  как можно больше слов для  описания листьев.

      5.«Давайте  говорить друг другу комплименты».

      6. Кто больше скажет друг другу  добрых слов. 

Выводы по перво  главе.

Разговорная речь ребёнка  тесно связана с формированием  интереса к речи вообще и к собственной речи в частности, с потребностью совершенствовать и обогащатьеё. Начинать эту работу нужно с первых дней обучения ребёнка в школе. Задача учителя начальных классов – в доступной для учащихся форме раскрытьосновные функции речи как средства общения, передачи и усвоения определённой информации организации и планирования деятельности, воздействия на мысли,чувства, поведение людей. В процессе изучения любой темы предметом постоянного внимания должно бытьразвитие у школьников осознанного и точного употребления изучаемого явления. Тема "имя прилагательное представляет для этого неограниченные возможности". 
 
 
 
 

Глава 2. Практическая работа по проблеме развития речи при  изучении темы «Имя прилагательное на уроках русского языка в начальной  школе».

2.1Комплект учебников.

В последние  годы изменения в начальном образовании  проявились в совершенствовании  и обновлении содержания начального образования, а также в появлении  альтернативных учебно-методических комплектов.

Целостные модели начального обучения, обеспеченные комплектами учебников по всем предметам  с первого по четвертый класс, позволяют учителю выбрать траекторию учебно-воспитательного процесса, соответствующую  возможностям и потребностям учеников, педагога, традициям общеобразовательного учреждения. Каждый учебно-методический комплект (УМК) имеет концепцию. Содержание обучения учебных дисциплин, методический аппарат, средства ориентировки для  учителя и учеников в пособиях выстраиваются в четком соответствии с концептуальными положениями  и особенностями УМК.

Для учителя  современной начальной школы  при выборе УМК важно получить ответы на следующие вопросы:

1.   Каковы  концептуальные положения комплекта?

2.   В  чем состоят принципиальные особенности  УМК, отличающие его от других  комплектов?

3. Каковы особенности методики преподавания русского языка, литературного чтения, окружающего мира, математики?

4. Какова  роль УМК в формировании у  младшего школьника умения учиться?

5. Каковы отличительные особенности характеристики выпускника начальной школы?

Ответы на эти вопросы были положены в основу характеристики пяти ведущих учебно-методических комплектов, участвовавших в эксперименте по совершенствованию структуры  и содержания начального общего образования:

1. «Начальная школа XXI века» (научный руководитель - Н.Ф. Вино­градова).

2. Система начального образования Л.В. Занкова (научный руководитель - Н.В. Нечаева).

3. Система начального образования Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова (научный руководитель - Б.Д. Эльконин).

4. «Гармония» (научный руководитель - Н.Б. Истомина).

5 «Школа 2000...» - «Школа 2100» (научный руководитель -

Л.Г. Петерсон).

Также вниманию педагогов  начальной школы предлагаются УМК: «Школа России» (под редакцией А.А. Плешакова); «Классическая начальная  школа»; «Перспективная начальная школа» (научный руководитель -Н.А. Чуракова); «Планета знаний» (под редакцией  И.А. Петровой).

«Начальная школа XXI века» -(научный руководитель - Н.Ф. Виноградова)

Комплект базируется на теории деятельности А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. Общая  цель обучения - формирование ведущей  для этого возраста деятельности. Цель педагогов начальной школы - не просто научить ученика, а научить  его учить самого себя, т.е. учебной  деятельности; цель ученика при этом - овладеть умениями учиться. Учебные  предметы и их содержание выступают  как средство достижения этой цели.Учебно-методический комплект функционирует в соответствии с Государственным стандартом начального общего образования и предназначен для массовой школы. Исходя из этого авторским коллективом созданы средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителей (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.).

Информация о работе Лингвистическое и методическое обоснование развития речи при изучеии темы: « Имя прилагательное на уроках русского языка в начальной школ