Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа
Цель работы является рассмотрение методическую системы по развитию речи в процессе изучения имени прилагательного в начальных классах .
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
-изучить лингвистическую, психолого-педагогическую методическую литературу по теме исследования;
- рассмотреть систему работы по изучению имени прилагательного с использованием принципов и приёмов развивающего обучения;
- иследовать упражнения, для развития речи в процессе изучения «имени прилагательного»;
- разработать планы-конспекты уроков о проблеме формирования речевых умений учащихся в связи с изучением темы «имя прилагательное»;
Объект исследования - учебный процесс, связанный с развитием речи младших школьников при изучении лексико-семантических групп и грамматических категорий имени прилагательного.
Введение……………………………………………………………………………………..2
Глава1.Лингвистическое и методическое обоснование развития речи при изучеии темы: « Имя прилагательное»…………………………………..7
1.1Прилагательные и его категории при изучении русского языка…7
1.2Проблемы развития детей младшего школьного возраста…………12
1.3 Упражнения по развитию речи при изучении имени прилагательного ……………………………………………………………………………………………………………….21
1.4 Занимательные упражнения по развитию речи имени прилагательного……………………………………………………………………………………28
Глава 2. Практическая работа по проблеме развития речи при изучении темы «Имя прилагательное на уроках русского языка в начальной школе»……………………………………………………………………………………………………35
2.1Комплект учебников………………………………………………………………………….35
2.2 Конспеты уроков……………………………………………………………………………….61
Заключение……………………………………………………………………………………………72
Библиография…………………………………………………………………………………………73
Формы, средства и методы обучения направлены на формирование у младшего школьника предпосылок (в 1-м полугодии первого класса), а затем умений учебной деятельности. Комплект программ содержит специальный раздел «Учебная деятельность». Среди принципиальных особенностей УМК авторы-разработчики выделяют следующие.
• Сопровождается педагогической диагностикой. Основными целями педагогической диагностики, в отличие от мониторинга и контрольной работы, является, во-первых, получение объективных данных о продвижении ученика в формировании у него умений учебной деятельности; во-вторых, не количественная (ученик справился - ученик не справился с заданием), а качественная (почему не выполнил конкретное задание, каждая ошибка имеет свою причину) оценка усвоения учащимися изученного материала, в том числе их умение применить освоенные способы действия в стандартных и нестандартных ситуациях.
• В процессе
обучения реализуется интегрированный
подход. Комплект содержит интегрированные
курсы: «Окружающий мир», «Литературное
чтение», «Русский язык» и «Математика».
Дело в том, что, по мнению авторов
УМК, начальная школа должна быть
природосообразной, то есть соответствовать
потребностям детей этого возраста
(в познании, общении, разнообразной
продуктивной деятельности), учитывать
типологические и индивидуальные особенности
их познавательной деятельности и уровень
социализации. С этой точки зрения
особенно важен адаптационный период,
организация которого должна помочь
каждому первокласснику с учетом
его готовности к школьному обучению
безболезненно перейти от дошкольного
детства к школьному этапу
жизни. Интегрированные учебные
дисциплины наряду с образовательными
функциями как раз и
• Учебная задача имеет приоритет перед задачей практической, традиционно используемой в начальной школе. В основе решения учебной задачи - обнаружение, выбор из имеющихся или реализация способа решения. Деятельность ученика направлена не на получение результата -ответа, а на процесс решения. Выполнение отдельно взятого задания открывает перед учеником перспективу понимания и установления способа разрешения аналогичных или типовых учебных ситуаций, способствует переносу знания в нестандартную ситуацию. Авторы используют возможности каждого предмета для развития умений учебной деятельности: понимать и решать учебную задачу; анализировать, сравнивать и классифицировать; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, а также качества и признаки предметов (объектов); работать с моделями; осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. Так, если обсуждать позицию школьника, то это ответ на вопросы: «Зачем я учусь?», «Что я должен сделать, чтобы решить эту учебную задачу?»,«Каким способом я выполняю учебную задачу и как я это делаю?», «Каковы мои успехи и что у меня не получается?». С позиции содержания и структуры средств обучения - это новые подходы к развитию контролирующей и оценочной деятельности учащихся (рубрика «Проверь себя», задания «Сравни свой ответ с текстом», «Найди ошибки» и др.) и т.д.
• В ходе обучения реализуется дифференцированный подход. Авторская позиция в создании новых подходов к дифференциации обучения
заключается в целенаправленной
педагогической помощи и поддержке
школьника в условиях гетерогенного
разноуровневого класса. Учебники и
тетради содержат разноуровневые задания.
Для предупреждения и преодоления
причин трудностей учеников в учении
комплект имеет тетради для
• Отдельные учебные предметы в комплекте решают общиедидактические задачи. Важнейшими дидактическими задачами
являются следующие: расширение круга представлений, общего кругозора и эрудиции на основе дальнейшего развития учебно-познавательной мотивации ученика; расширение и закрепление учебных действий ребенка, их отдельных операций и последовательности;развитие у школьников контроля и самоконтроля, оценки и самооценки как важнейших показателей сформированности учебной деятельности; выявление детей, у которых не сформированы те или иные умения, навыки, качества и корректировка учебного процесса с целью организации специальной помощи этим детям.
Основные положения методик обучения по русскому языку :
• ведущие задачи курса - развитие младшего школьника, раскрытие перед ним особенностей родного языка, привитие любви и интереса к языку, формирование навыка грамотного письма, развитие устной и, главное, письменной речи; курс является первым этапом непрерывного лингвистического образования учащихся: учебный материал излагается не концентрически, а линейно, реализуя научный подход к анализу языковых явлений;
• авторами выделяются три блока учебного содержания: «Как устроен наш язык» (знакомство с основными лингвистическими знаниями), «Правописание» (формирование грамотного письма), «Развитие речи» (развитие речи учащихся). Эти блоки взаимосвязаны, но самостоятельны. Они же одновременно являются структурными единицами учебника и представляют собой объединение уроков, реализующих определенную цель обучения.
Ведущими характеристиками
выпускника начальной школы являются
его способность самостоятельно
мыслить, анализировать любой вопрос;
умение строить высказывания, выдвигать
гипотезы, отстаивать выбранную точку
зрения; наличие представлений о
собственном знании и незнании по
обсуждаемому вопросу. Отсюда две методические
особенности УМК. Так, работая с
учебно-методическим комплектом «Начальная
школа XXI века», школьник осваивает
принципиально другую роль - не просто
«зритель», «слушатель», «репродуктор»,
а «исследователь». Такая позиция
определяет его заинтересованность
процессом познания: ученик может
выдвинуть свою гипотезу (рубрика
учебника «Выскажи предположение»), выбрать
и обосновать свой путь решения учебной
задачи, вступить в дискуссию (задания
«Выскажи свое мнение»). В этом случае
меняются место и роль образца (правила,
способа, вывода и пр.). Он не предъявляется
учителем в начале познавательной деятельности
как не подлежащий обсуждению, а
рождается в процессе коллективной
работы и часто завершает ее, что
дает возможность каждому ученику
«открыть» для себя и сознательно
принять научное знание. А также
усиление внимания к творческой деятельности
учащихся, основанной на инициативе и
самостоятельности каждого
Система начального образования Л.В. Занкова(научный руководитель - Н.В. Нечаева).
Ведущая цель этой дидактической системы - оптимальное общее развитие каждого школьника. Концепция сформулирована в 60-е годы XX века. Основополагающими в ней остаются следующие положения.
Во-первых, развитие
психической деятельности включает
три линии: ум, волю и чувства. Развитие
мыслительной деятельности предполагает
классификацию предметов и
Во-вторых, обучение осуществляется на высоком уровне трудности с соблюдением ее меры. Положение Л.С. Выготского о том, что обучение должно идти впереди развития, конкретизируется требованием соблюдения меры трудности и звучит так: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Мера трудности определяется как необходимостью учета индивидуального подхода к общему развитию каждого ученика, так и базовым уровнем содержания начального образования (в соответствии с Государственным стандартом).
В-третьих, УМК реализует принцип ведущей роли теоретических знаний и быстрый темп прохождения учебного материала. Этот подход имеет качественную (не количественную) характеристику: не спешить, но и не топтаться на месте при закреплении знаний; знакомое понятие должно рассматриваться во взаимосвязи с другими и под другим углом зрения. Такая подача материала отвечает требованию осознания школьниками процесса учения.
В-четвертых, руководящая идея системы и ее дидактические принципы являются достоянием каждодневной деятельности учителя и учения школьников. Методическая система обучения рассматривается как единство, обладающее типическими для преподавания всех предметов свойствами - это ее свойство многогранности и процессуальное™.
Реализация в учебном материале по разным предметам типических свойств методической системы в единстве с дидактическими принципами обеспечивает целостное развивающее воздействие на учащихся.
Принципиальными являются следующие особенности УМК:
• учебный материал во всех учебниках представлен в таких формах,которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по открытию и усвоению новых знаний;
• особое значение имеет организация учебного материала в различных формах сравнения, в том числе и для постановки проблемных задач.
Учебники обеспечивают регулярность включения подобных упражнений в процесс учения школьника;
• учебный материал направлен на формирование умений мыслительной деятельности: классифицировать (предметы и понятия путем формирования соответствующих операций), формулировать выводы, проводить анализ условий заданий и задач. Развитие обобщений у школьников базируется как на индуктивном, так и на дедуктивном пути в зависимости от характера раскрываемых знаний;
• в структуре содержания учебников отражаются следующие этапы организации учебного процесса:
первый этап - предъявление ученику системы заданий поискового характера с целью раскрытия понятия, правила, действия;
второй этап -
сличение результатов
третий этап -
применение усваиваемых знаний
в разнообразных условиях и
во взаимосвязи с изученным
ранее;
• авторы выделяют адаптационный период обучения детей. Основная задача обучения в это время - развитие психофизиологических функций школьника, необходимых для продуктивного обучения: слуховые, зрительные, речевые органы, мышцы руки, пространственная, временная,количественная ориентация, фонетический слух и т.п.
Основные положения методик обучения по русскому языку:
• курс изучается в единстве двух форм его существования: как система русского языка и как повседневная речевая деятельность;
• основной метод познания - исследование соответствия (или несоответствия) выбранных языковых средств данной речевой ситуации (в устной и письменной форме);
• обучение чтению строится на аналитико-синтетическом звукобуквенном методе, причем на первом этапе введено опосредованное чтение рисунков, пиктограмм, схем слов и предложений, перекодирование разных шрифтов, разгадывание ребусов;
• в ходе освоения нового материала активизируются объективно существующие языковые связи, их круг расширяется, осуществляется систематический возврат к ранее изученному;
•задачи периода обучения грамоте - развитие психофизиологических функций, необходимых для продуктивного обучения чтению и письму; научить детей читать и писать; предоставить первичные знания о речи, языке, литературе.
В процессе обучения
по УМК у младшего школьника формируются
и развиваются общеучебные