Лингвистическое и методическое обоснование развития речи при изучеии темы: « Имя прилагательное на уроках русского языка в начальной школ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы является рассмотрение методическую системы по развитию речи в процессе изучения имени прилагательного в начальных классах .
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
-изучить лингвистическую, психолого-педагогическую методическую литературу по теме исследования;
- рассмотреть систему работы по изучению имени прилагательного с использованием принципов и приёмов развивающего обучения;
- иследовать упражнения, для развития речи в процессе изучения «имени прилагательного»;
- разработать планы-конспекты уроков о проблеме формирования речевых умений учащихся в связи с изучением темы «имя прилагательное»;
Объект исследования - учебный процесс, связанный с развитием речи младших школьников при изучении лексико-семантических групп и грамматических категорий имени прилагательного.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………..2
Глава1.Лингвистическое и методическое обоснование развития речи при изучеии темы: « Имя прилагательное»…………………………………..7
1.1Прилагательные и его категории при изучении русского языка…7
1.2Проблемы развития детей младшего школьного возраста…………12
1.3 Упражнения по развитию речи при изучении имени прилагательного ……………………………………………………………………………………………………………….21
1.4 Занимательные упражнения по развитию речи имени прилагательного……………………………………………………………………………………28
Глава 2. Практическая работа по проблеме развития речи при изучении темы «Имя прилагательное на уроках русского языка в начальной школе»……………………………………………………………………………………………………35
2.1Комплект учебников………………………………………………………………………….35
2.2 Конспеты уроков……………………………………………………………………………….61
Заключение……………………………………………………………………………………………72
Библиография…………………………………………………………………………………………73

Файлы: 1 файл

ЮЛИЯДокумент Microsoft Office Word (5).docx

— 125.75 Кб (Скачать)

Средствами выражения  морфологических значений степеней сравнения служат для положит. степени  вся совокупность форм прилагательных, в которых выявляются знач. рода, числа и падежа, а для сравнит. степени - особая неизменяемая форма  компаратива: добрее, красивее, прилежнее, прохладнее, тише, хуже

В трудах по морфологии русского языка наблюдаются различия в трактовке имени прилагательного как части речи .

 Авторы “Русской  грамматики” дают такое определение:  “Имя прилагательное – это  часть речи, обозначающая непроцессуальный  признак предмета и выражающая  это значение в словоизменительных  морфологических категориях рода, числа и падежа”[4, с. 540]. С этим  определением перекликается формулировка  Гужвы Ф.К.: «Имя прилагательное  – это значительная часть речи, обладающая грамматическим значением  непроцессуального признака и  выражающая его зависимых частно-грамматических  категориях рода, числа и падежа»  [8, с. 54]

 П.А. Леконт  в основу определения кладет  грамматическую зависимость имени  прилагательного от имени существительного. “Имя прилагательное – часть  речи, выражающая категориальное  грамматическое значение признака  предмета в форме в форме  грамматической зависимости от  имени существительного…”. [46, с.189-201]

 Н.М. Шанский  и А.Н. Тихонов также говорят,  что имена прилагательные

 «обозначают признак  предмета и выражают грамматическую  зависимость признака от предмета  в формах согласования с существительным  в роде, числе и падеже». [53, с.120-134] Эти авторы определяют значение  признака как «категориальное  (классифицирующее) имени прилагательного  как части речи», понимая под признаком широкий круг свойств, качеств, явлений, характеристик предметов.

  По классификация Гужвы Ф.К., грамматическим значением признака объединяются слова, обозначающие: а) качества и свойства предметов, воспринимаемые органами чувств ; б) внешние или физические качества людей и животных ; в) пространственные и временные свойства ; г) общие оценки ; д) отношение предмета к лицу, животному, отвлеченному понятию, действию, месту, времени, числу ; е) принадлежность предмета .

Все авторы пишут  о свойственных имени прилагательному  морфологических категориях рода, числа  и падежа, указывая на словоизменительный характер этих категорий и возможность  выявлений их только синтаксически: «морфологические значения прилагательных повторяют морфологические значения существительных, с которыми они  согласуются.» [44, с.545]

 Авторы других  учебников по современному русскому  языку называют имя прилагательное  типа авиа, хинди, хаки, нетто и  т. п. несклоняемые и определяют  связь их с существительными  как примыкание. П.А. Леконт в  эту же группу включает некоторые  формы степеней сравнения имени  прилагательного (красивее, всего  дороже). Нет разногласий у авторов  учебников по поводу синтаксической  роли имени прилагательного в  предложении: определение или  часть составного именного сказуемого.

 Таким образом,  можно сделать вывод, что имя  прилагательное как часть речи  характеризуется зависимыми категориями  рода, числа и падежа, изменяемостью  по родам, числам, падежам, особой  системой формирования (степенями  сравнения, краткой и полной  формой и словообразования, функциями  в предложении).

 Род, число  и падеж имени прилагательного  – это грамматические категории,  указывающие на то, что признак  принадлежит предмету (лицу), который  назван: - Имя существительное мужского, женского или среднего рода;

- Имя существительное  в форме единственного или  множественного числа; Имя существительное в форме того или иного падежа. Отсюда следует, что категории рода, числа и падежа существенно отличается от тех же категорий имени существительного. У существительных эти категории имеют самостоятельное значение, которое не зависит от связи существительного с другими словами, а у прилагательных они зависят от рода, числа и падежа определяемого существительного,то есть категории рода, числа и падежа имени прилагательного имеют чисто синтаксическое значение, являясь показателем его связи (согласование) существительного и выразителем синтаксического отношения (определение) к существительному.

Авторы “Современного  русского языка” Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К. Федоров и другие дают такое определение: «имя прилагательное – часть речи, которая выражает признак предмета, изменяется по родам, числам и падежам, в предложении  является определением или именной  частью составного сказуемого». Это  пособие содержит следующие сведения: признак, который выражается именем прилагательным, отнесен к предмету (синее небо, каменный дом, высокое  напряжение, забавная история) и не мыслится в отвлечении от предмета – почему прилагательное всегда связано  с существительным – носителем  признака. Они указывают на специальные  признаки, предмет может:

1. Характеризовать  свойства самого предмета безотносительно  к другим предметам (белый мост, широкая река, яркое солнце);

2. Определять предмет  по отношению к другому предмету, через другой предмет (городской  парк – парк находится в  городе; медная посуда – посуда  из меди);

3. Определять предмет  по принадлежности к другому  предмету (заячий след - след зайца;  медвежья берлога – берлога  медведя; мамино пальто – пальто  мамы). Семантическая связь прилагательного  с существительным передается  грамматическими единицами.

 Прилагательное  изменяется по родам, числам, падежам  существительных (интересная книга  – интересную книгу; интересный  сбор – интересного сбора,  интересное сообщение – интересному  сообщению) таким образом, грамматические  категории рода, числа, падежа  у прилагательных являются не  самостоятельными, а зависимыми  и выполняют формальную функцию.  В предложении прилагательные  могут быть определениями (интересная  книга) или именной частью составного  сказуемого (книга интересная). Прилагательные обладают своими особыми словообразовательными суффиксами: с (братский), чив (разговорчивый, находчивый), лив (говорливый, крикливый) и другие.

 Таким образом,  можно сделать вывод, что имя  прилагательное как часть речи  характеризуется частнограмматическими  зависимыми категориями рода, числа  и падежа, изменяемостью по родам,  числам и падежам, особой системой  формообразования (степенями средней,  полной и краткой формой и  словообразовательной функцией  в прилагательном).

 

1.2 Проблемы развития детей младшего школьного возраста.

С древнейших времён краткость и простота в  изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно  хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого  из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово –  половина счастья». Овладение языком, речью – необходимое условие  формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически  правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные  мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать  речевую культуру и развивать  умение общаться необходимо каждому. Поэтому  одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речевой деятельности.     Важнейшей задачей начального образования является развитие речи младших школьников.   О необходимости развивать речь ребёнка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д. Ушинский обращал внимание на развитие «дара слова», подчёркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребёнка и для дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета». Проблема развития речи в наше время встала наиболее остро. Кино, телевидение, компьютеризация пытаются всё больше заменить собой живую человеческую речь. Наметилась тенденция снижения популярности общения между детьми школьного возраста. Социальный заказ в области изучения русского языка требует подготовки школьников к осуществлению межличностного общения на родном языке. Выпускник начальной школы должен владеть системой языковых знаний, навыков и умений в различных видах речевой деятельности; иметь достаточно богатый словарный запас; ясно и грамматически правильно излагать свои мысли; уметь работать с различными словарями: толковым, словарём синонимов и антонимов, фразеологическим словарём.

Речь представляет собой очень сложное и в  то же время, дифференцированное явление: это и фонетика, и лексика, морфология и синтаксис, орфография и пунктуация.

Среди основных задач  начальной школы названа задача развития речи учащихся. Одной из ее сторон является обогащение словарного запаса детей. Причем расширение словаря  учащихся должно идти не за счет увеличения количества речевых единиц, а за счет совершенствования семантики  каждого слова. К требованиям, предъявляемым к речи младших школьников, относятся следующие:

Правильность речи (грамматическая, орфографическая, пунктуационная);

Ясность речи (доступность  для понимания);

Чистота речи (отсутствие сниженных слов);

Точность речи;

Выразительность речи (умение передать чувства, которыми сопровождается информация, содержащаяся в речи).

В начальном курсе  русского языка всё более чётко  выступают две взаимосвязанные  подсистемы: языковое образование и  речевое развитие. При этом знания по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором  происходит овладение речевыми умениями. Развитие речевой деятельности на уроках русского языка происходит неразрывно с изучением разделов русского языка. Рассмотрим проблемы развития речевой  деятельности при изучении разделов русского языка.

Сегодня приходится констатировать, что, несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое в последние годы, эти задачи решаются не полностью. И  речевая среда, в которой растёт ребёнок, не всегда удовлетворяет школу, и обучение речи пока страдает большими недостатками.

Фонетика. К моменту  поступления в школу дети в  большинстве случаев имеют достаточно тренированный речевой аппарат  и достаточно развитый речевой слух, чтобы различать на слух и воспроизводить в собственной речи все смыслоразличительные свойства звуковых единиц. Между тем  специальные исследования детской  речи показывают, что в развитии произносительного навыка учащихся имеются существенные проблемы. Так  значительная часть учащихся начальной  школы не владеет достаточно чёткой членораздельной речью. Это отражается и на навыках письменной речи: плохая дикция часто является причиной ошибок типа описок. Недостаток развития артикуляционного навыка учащихся проявляется в чрезмерном затруднении при произношении незнакомых слов, слов иноязычного происхождения  или сложных по составу («эксплуатация»), слова с повторяющимися звуками («лаборатория»). При произношении подобных слов детьми часто допускаются искажения (выпадение, перестановка звуков), причём такого рода затруднения не проходят сами по себе с возрастом, а нередко  сохраняются на всю жизнь. С недостаточным  развитием речевого слуха чаще всего  связаны и отклонения от орфоэпической  нормы. Нарушение литературной произносительной нормы может быть обусловлено:

-     влиянием  диалекта;

-     влиянием  орфографии. Такие ошибки особенно  часты при чтении вслух («того», «учиться»).

Однако, независимо от конкретных причин, орфоэпические  ошибки всегда связаны с неумением  вслушиваться в звуковой состав слова, оценивать своё и чужое произношение с точки зрения его нормативности. Как утверждают методисты, люди с  хорошо развитым речевым слухом, оказавшись вне диалектной среды, быстро избавляются  от диалектного произношения, усваивая литературную норму путём простого подражания. Большинству же учащихся приходится преодолевать ряд серьёзных  затруднений, чтобы приобрести  устойчивые навыки литературного произношения. Существенным компонентом произносительно-слуховой культуры является умение на слух определять место ударения в слове. Недостаточное  развитие этого умения является одной  из причин устойчивости орфографических  ошибок, в постановке словесного ударения. С этим же связано недостаточное  развитие чувства речевого ритма. Это  проявляется, например, в неумении правильно  читать стихи, воспроизводя их ритмично-мелодическую структуру.  Необходимым компонентом  произносительно-слуховой культуры являются навыки интонационные, формирование которых  требует целенаправленной работы учителя. Исследования устной речи учащихся показывают, что недостатки в звуковом её оформлении обусловлены недостатками развития речевой деятельности в целом  и, прежде всего её синтаксической неразвитостью. Однако можно здесь говорить и  об отсутствии собственно фонетических умений. Нередко дети не умеют выразить голосом своё отношение к тому, о чём они говорят, делают случайные  логические ударения, не оправданные  задачей высказывания, не выделяют интонационно-звуковыми средствами главного, не умеют повысить или  понизить голос, сказать что-то громче, что-то тише. Иными словами, интонационное  оформление речи не соответствует тому логическому и эмоциональному содержанию, которое выражается в произносимом тексте. При этом ребёнок иногда затрудняется интонационно правильно  произнести тот или иной отрезок  речи, хотя и понимает его семантико-синтаксические отношения. Здесь сказывается отсутствие чисто «технического» умения воспроизвести  тот или иной интонационный рисунок  речи, умение имитировать нужную интонацию, что также связано со слабым развитием речевого слуха. Указанные недостатки свойственны в основном монологической речи учащихся. Ими же характеризуется чтение вслух: учащиеся часто не умеют выразительно читать знаки препинания, передавать голосом смысловые отношения между частями текста, логическое и эмоциональное содержание читаемого, выдерживать нужный темп и громкость. У ребёнка внутренне сознающего эти недостатки своего речевого развития появляется боязнь публичных выступлений, развёрнутых устных ответов перед классом, публичного чтения вслух. Что касается разговорной диалогической речи школьников, то и здесь в качестве недостатков следует отметить чрезмерную резкость, порой грубость интонаций, неумение регулировать в соответствии с ситуацией общения громкость речи и её общий тон. Последнее проявляется в неумении голосом выразить внимание, сочувствие, уважение к собеседнику, неумение говорить с интонацией подчёркнутой вежливости при обращении к старшим.

Информация о работе Лингвистическое и методическое обоснование развития речи при изучеии темы: « Имя прилагательное на уроках русского языка в начальной школ