Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа
Цель работы является рассмотрение методическую системы по развитию речи в процессе изучения имени прилагательного в начальных классах .
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
-изучить лингвистическую, психолого-педагогическую методическую литературу по теме исследования;
- рассмотреть систему работы по изучению имени прилагательного с использованием принципов и приёмов развивающего обучения;
- иследовать упражнения, для развития речи в процессе изучения «имени прилагательного»;
- разработать планы-конспекты уроков о проблеме формирования речевых умений учащихся в связи с изучением темы «имя прилагательное»;
Объект исследования - учебный процесс, связанный с развитием речи младших школьников при изучении лексико-семантических групп и грамматических категорий имени прилагательного.
Введение……………………………………………………………………………………..2
Глава1.Лингвистическое и методическое обоснование развития речи при изучеии темы: « Имя прилагательное»…………………………………..7
1.1Прилагательные и его категории при изучении русского языка…7
1.2Проблемы развития детей младшего школьного возраста…………12
1.3 Упражнения по развитию речи при изучении имени прилагательного ……………………………………………………………………………………………………………….21
1.4 Занимательные упражнения по развитию речи имени прилагательного……………………………………………………………………………………28
Глава 2. Практическая работа по проблеме развития речи при изучении темы «Имя прилагательное на уроках русского языка в начальной школе»……………………………………………………………………………………………………35
2.1Комплект учебников………………………………………………………………………….35
2.2 Конспеты уроков……………………………………………………………………………….61
Заключение……………………………………………………………………………………………72
Библиография…………………………………………………………………………………………73
Средствами выражения морфологических значений степеней сравнения служат для положит. степени вся совокупность форм прилагательных, в которых выявляются знач. рода, числа и падежа, а для сравнит. степени - особая неизменяемая форма компаратива: добрее, красивее, прилежнее, прохладнее, тише, хуже
В трудах по морфологии русского языка наблюдаются различия в трактовке имени прилагательного как части речи .
Авторы “Русской
грамматики” дают такое
П.А. Леконт
в основу определения кладет
грамматическую зависимость
Н.М. Шанский и А.Н. Тихонов также говорят, что имена прилагательные
«обозначают признак
предмета и выражают
По классификация Гужвы Ф.К., грамматическим значением признака объединяются слова, обозначающие: а) качества и свойства предметов, воспринимаемые органами чувств ; б) внешние или физические качества людей и животных ; в) пространственные и временные свойства ; г) общие оценки ; д) отношение предмета к лицу, животному, отвлеченному понятию, действию, месту, времени, числу ; е) принадлежность предмета .
Все авторы пишут
о свойственных имени прилагательному
морфологических категориях рода, числа
и падежа, указывая на словоизменительный
характер этих категорий и возможность
выявлений их только синтаксически:
«морфологические значения прилагательных
повторяют морфологические
Авторы других
учебников по современному
Таким образом,
можно сделать вывод, что имя
прилагательное как часть речи
характеризуется зависимыми
Род, число
и падеж имени прилагательного
– это грамматические
- Имя существительное в форме единственного или множественного числа; Имя существительное в форме того или иного падежа. Отсюда следует, что категории рода, числа и падежа существенно отличается от тех же категорий имени существительного. У существительных эти категории имеют самостоятельное значение, которое не зависит от связи существительного с другими словами, а у прилагательных они зависят от рода, числа и падежа определяемого существительного,то есть категории рода, числа и падежа имени прилагательного имеют чисто синтаксическое значение, являясь показателем его связи (согласование) существительного и выразителем синтаксического отношения (определение) к существительному.
Авторы “Современного русского языка” Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А.К. Федоров и другие дают такое определение: «имя прилагательное – часть речи, которая выражает признак предмета, изменяется по родам, числам и падежам, в предложении является определением или именной частью составного сказуемого». Это пособие содержит следующие сведения: признак, который выражается именем прилагательным, отнесен к предмету (синее небо, каменный дом, высокое напряжение, забавная история) и не мыслится в отвлечении от предмета – почему прилагательное всегда связано с существительным – носителем признака. Они указывают на специальные признаки, предмет может:
1. Характеризовать
свойства самого предмета
2. Определять предмет
по отношению к другому
3. Определять предмет
по принадлежности к другому
предмету (заячий след - след зайца;
медвежья берлога – берлога
медведя; мамино пальто –
Прилагательное
изменяется по родам, числам, падежам
существительных (интересная
Таким образом,
можно сделать вывод, что имя
прилагательное как часть речи
характеризуется
1.2 Проблемы развития детей младшего школьного возраста.
С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово – половина счастья». Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся считаю развитие речевой деятельности. Важнейшей задачей начального образования является развитие речи младших школьников. О необходимости развивать речь ребёнка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д. Ушинский обращал внимание на развитие «дара слова», подчёркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребёнка и для дальнейшего обучения. «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета». Проблема развития речи в наше время встала наиболее остро. Кино, телевидение, компьютеризация пытаются всё больше заменить собой живую человеческую речь. Наметилась тенденция снижения популярности общения между детьми школьного возраста. Социальный заказ в области изучения русского языка требует подготовки школьников к осуществлению межличностного общения на родном языке. Выпускник начальной школы должен владеть системой языковых знаний, навыков и умений в различных видах речевой деятельности; иметь достаточно богатый словарный запас; ясно и грамматически правильно излагать свои мысли; уметь работать с различными словарями: толковым, словарём синонимов и антонимов, фразеологическим словарём.
Речь представляет собой очень сложное и в то же время, дифференцированное явление: это и фонетика, и лексика, морфология и синтаксис, орфография и пунктуация.
Среди основных задач начальной школы названа задача развития речи учащихся. Одной из ее сторон является обогащение словарного запаса детей. Причем расширение словаря учащихся должно идти не за счет увеличения количества речевых единиц, а за счет совершенствования семантики каждого слова. К требованиям, предъявляемым к речи младших школьников, относятся следующие:
Правильность речи (грамматическая, орфографическая, пунктуационная);
Ясность речи (доступность для понимания);
Чистота речи (отсутствие сниженных слов);
Точность речи;
Выразительность речи (умение передать чувства, которыми сопровождается информация, содержащаяся в речи).
В начальном курсе русского языка всё более чётко выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое образование и речевое развитие. При этом знания по языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Развитие речевой деятельности на уроках русского языка происходит неразрывно с изучением разделов русского языка. Рассмотрим проблемы развития речевой деятельности при изучении разделов русского языка.
Сегодня приходится констатировать, что, несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое в последние годы, эти задачи решаются не полностью. И речевая среда, в которой растёт ребёнок, не всегда удовлетворяет школу, и обучение речи пока страдает большими недостатками.
Фонетика. К моменту
поступления в школу дети в
большинстве случаев имеют
- влиянием диалекта;
- влиянием
орфографии. Такие ошибки особенно
часты при чтении вслух («того»
Однако, независимо
от конкретных причин, орфоэпические
ошибки всегда связаны с неумением
вслушиваться в звуковой состав слова,
оценивать своё и чужое произношение
с точки зрения его нормативности.
Как утверждают методисты, люди с
хорошо развитым речевым слухом, оказавшись
вне диалектной среды, быстро избавляются
от диалектного произношения, усваивая
литературную норму путём простого
подражания. Большинству же учащихся
приходится преодолевать ряд серьёзных
затруднений, чтобы приобрести устойчивые
навыки литературного произношения.
Существенным компонентом произносительно-