Лингвистическое и методическое обоснование развития речи при изучеии темы: « Имя прилагательное на уроках русского языка в начальной школ

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 14:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы является рассмотрение методическую системы по развитию речи в процессе изучения имени прилагательного в начальных классах .
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
-изучить лингвистическую, психолого-педагогическую методическую литературу по теме исследования;
- рассмотреть систему работы по изучению имени прилагательного с использованием принципов и приёмов развивающего обучения;
- иследовать упражнения, для развития речи в процессе изучения «имени прилагательного»;
- разработать планы-конспекты уроков о проблеме формирования речевых умений учащихся в связи с изучением темы «имя прилагательное»;
Объект исследования - учебный процесс, связанный с развитием речи младших школьников при изучении лексико-семантических групп и грамматических категорий имени прилагательного.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………………..2
Глава1.Лингвистическое и методическое обоснование развития речи при изучеии темы: « Имя прилагательное»…………………………………..7
1.1Прилагательные и его категории при изучении русского языка…7
1.2Проблемы развития детей младшего школьного возраста…………12
1.3 Упражнения по развитию речи при изучении имени прилагательного ……………………………………………………………………………………………………………….21
1.4 Занимательные упражнения по развитию речи имени прилагательного……………………………………………………………………………………28
Глава 2. Практическая работа по проблеме развития речи при изучении темы «Имя прилагательное на уроках русского языка в начальной школе»……………………………………………………………………………………………………35
2.1Комплект учебников………………………………………………………………………….35
2.2 Конспеты уроков……………………………………………………………………………….61
Заключение……………………………………………………………………………………………72
Библиография…………………………………………………………………………………………73

Файлы: 1 файл

ЮЛИЯДокумент Microsoft Office Word (5).docx

— 125.75 Кб (Скачать)

Программа данного  курса, предусматривает последовательное, органически взаимосвязанное системное  обучение. Показана взаимосвязь всех разделов. Учебники являются органической частью целостной программы развивающего обучения родному языку в начальной  школе и отвечают идее общего развития.

В них реализуются  дидактические принципы системы  Л. В. Занкова. Материал учебников рассчитан  на возможность его использования  в работе с детьми разного уровня подготовленности. [49, 9]

В целом курс русского языка 1-4 классов четырёхлетней школы  не является пропедевтическим, то есть предусматривающим предварительный  курс знаний, а рассматривается как  начальная ступень обогащения школьников знаниями. Он предполагает системное  получение знаний, умений и навыков, начиная с 1 класса.

 Программа предполагает  систематическое обращение к  языковому опыту учащихся, опору  на «чутьё языка», обогащение  речи новыми лексическими и  грамматическими категориями. [49, 291]

В 4 классе «Имя прилагательное»  как отдельная тема не изучается. Однако некоторые вопросы, касающиеся данной темы, рассматриваются в сочетании  с другими темами. Так связь  имён прилагательных с сушествительными рассматривается в теме «Образование прилагательных».

Таким образом, программа  предъявляет высокие требования к интенсивности мыслительной деятельности. Насыщенность её содержания теоретическими знаниями диктуется не только принципом обучения на высоком уровне трудности, но и принципом прохождения материала быстрым темпом. С точки зрения глубины осмысления знаний существенную роль играет направленность программы не только на постепенно расширяющийся крут сведений, объединяемых в систему, но и на тонкое разграничение грамматических понятий. [49, 297]

Методический аппарат  учебников предполагает систематичность, логичность и последовательность изложения  материала, соблюдение преемственности. Богатство методического аппарата, переслаивание разных разделов языка  в системе упражнений - всё это  обеспечивает практическую направленность обучения.

Содержание курса  русского языка представлено в учебниках  в развёрнутой системе упражнений и заданий. Учебный материал направлен  на развитие познавательных и коммуникативных  способностей, самостоятельности и  творческой активности учащихся, привлечение  жизненного и речевого опыта детей, развитие эмоциональной сферы.

В методическом аппарате учебника 1 класса большая роль отводится  приёму сравнения при организации  наблюдений учащихся над языком и  речью, нахождению сходства и различий языковых явлений. Упражнения составлены с таким расчётом, чтобы каждый ученик понял их по возможности самостоятельно. Однако требования самостоятельного выполнения упражнения не отрицает целесообразной подготовительной работы для уяснения учащимися предстоящих действий, каждое упражнение сопровождается инструкцией.При изучении темы «Имя прилагательное», упражнения направлены на знание учащимися того, что имя прилагательное обозначает признак предмет и отвечает на вопросы какой? Кроме того, в упражнениях содержится материал, дающий первоначальные представления о связи имени прилагательного с другими частями речи.

Так в учебнике для 1 класса в упражнении №256 детям предлагается описать предметы, изображённые на рисунке; написать по три слова, которые  могут не называя предмет дать его описание.

Задания к упражнениям  №257, №258 имеют своей целью понимание  учащимися лексического значения имён прилагательных. Так, в упражнении №259 детям предлагается распределить прилагательные по группам (размер, цвет, возраст и  т.д.); поставить вопросы к ним  от существительных. В упражнении №260 в перечне слов учащиеся должны подчеркнуть  слова, которые обозначают признак  и отвечают на вопрос какие?, какой?, какая?

Задание к упражнению №264 направлено на выявление связи  имени существительного с именем прилагательным. Детям предлагается в словосочетании хитрая лиса определить какое слово обозначает предмет, какое признак предмета, а также  поставить вопросы к данным словам.

Ряд упражнений (№ 265 - № 269) направлен на выработку у  учащихся навыка определения прилагательных как части речи.

 Упражнения (№270 - №275) формируют умения нахождения  прилагательных в предложениях, в тексте (посчитайте, сколько в  загадке имён прилагательных), №370 (выпишите имена прилагательные  во множественном числе и другие.)

Во втором классе при изучении имен прилагательных важно  до-биваться осознания детьми самого понятия «признак предмета», а следовательно, связи имен прилагательных с именами  суще-ствительными, для чего пользоваться терминами «словосочета-ние» и «согласование» («согласуются») (№° 287. 289. 292, 293. 311, 315, 330, 345). Важно также не только понимание учащимися разнообразия признаков, но и рассмотрение их по определенным группам: по форме, цвету, величине, назначению и т. д. (№ 291, 305).

Следует уделить  особое внимание различению имен прилага-тельных  и существительных (№ 288, 290, 295, 298. 304), прилагательных существительных и  глаголов (№ 294, 299, 300, 302. 306 )

Работа с прилагательными  продолжается в сочетании с пра-вописанием парных согласных на конце слова (№ 313, 317, 329), при изучении изменения  прилагательных по родам и чис-лам (№ 331--348), в упражнениях на правописание родовых окончаний прилагательных (№ 336. 338--340).

Можно составить  диктант из слов, трудных в орфографиче-ском отношении, если таковые будут написаны с ошибками при выполнении учащимися  упражнений 291, 297. 301, 303.

В ряде упражнений рассматриваются  имена прилагательные-синонимы (№ 308, 309), прилагательные-антонимы (.№ 305, 307), образные сравнения (№ 304, 329, 346), что  важно для

Накопления наблюдений о роли прилагательных в формировании образной речи, в частности эпитетов.

 В 4 классе, в  связи изучением главных и  второстепенных членов предложения  проводится синтаксический разбор  предложения: выделяется основа  предложения, определяется какой  частью речи выражен тот или  иной член предложения, и даётся  грамматическая характеристика  части речи. Так, в учебниках  для 4 класса ряд упражнений  направлен на раскрытие синтаксической  роли прилагательного. Например, в упражнении № 360 предлагается  задание: подчеркнуть главные  члены предложения, надписать  над ними, какой частью речи  они выражены и подчеркнуть  второстепенный член предложения,  обозначающий признак предмета. В упражнении № 163 учащимся  предлагается составить предложения  с прилагательными в качестве  определений. Формированию навыка  нахождения определений в предложении  и в тексте направлены упражнения  №366 - №371. Ряд упражнений (№373 - №376) предполагают задания по согласованию  прилагательных с существительными  в роде, числе, падеже (переделать  словосочетания, поставить вопросы  к прилагательным).

В 4 классе учащиеся овладевают навыками склонения имен прилагательных с мягкой и твердой  основой. Так, в упражнении № 260 учащиеся должны просклонять прилагательные женского рода и выделить окончания. В упражнении № 262 детям дается задание, поставить прилагательные, данные в  скобках, в нужном падеже. В упражнении № 263 от учащихся требуется выделить окончания прилагательных женского рода и определить падеж. Списать  текст, вставляя и объясняя окончания  прилагательных предлагается в упражнении № 264.

Задания к упражнению №343 направлены на подведение детей  к выводу правописаний окончаний  прилагательных мужского и среднего рода с мягкой основой. Так, учащиеся должны: 1) из текста выписать словосочетания с прилагательными 2) просклонять  их. 3) выделить окончания прилагательных. Здесь же перед учащимися ставится вопрос; какой вывод можно сделать  о правописании окончаний?

 В 4 классе, при  рассмотрении темы «Образование  прилагательных», упражнения направлены  на выявление связей имён существительных  с прилагательными, а также  на закрепление ранее полученных  знаний.

Так, в учебнике для 4 класса в упражнении № 354 учащимся предлагается списать однокоренные слова и определить образование  прилагательных. В упражнении № 358 - подчеркнуть прилагательные вместе с теми существительными, с которыми они согласуются, указать падежи. В упражнении № 360 от учащихся требуется  выписать имена прилагательные в  порядке косвенных падежей, затем  определяются суффиксы этих слов. В  упражнении № 362учащиеся должны выписать существительные, во второй - образованные от них прилагательные. А в упражнении № 363 учащимся предлагается подобрать  и записать десять прилагательных, образованных от существительных.

Упражнения № 364 - № 369 направлены на осознание учащимися  роли существительных в образовании  имён прилагательных. Так, в упражнении №360 учащиеся должны указать, от какой  части речи образованы прилагательные и с помощью каких суффиксов. В упражнении № 362 требуется образовать прилагательные и записать вместе с  существительными, данными скобках. Так как в 4 классе продолжается работа над предложением, ряд упражнений направлен на выявление синтаксической роли имени прилагательного. Предлагаются задания: разобрать предложение по членам предложения и частям речи; выписать отдельно определения и указать, какой частью речи они выражены и т. п.

2.2  Конспеты уроков.

Конспект урока  по русскому языку "Обобщение знаний об именах прилагательных" (3-й класс) .

Цели:

развивать умение точно  употреблять прилагательные в речи;

совершенствовать  навык правописания родовых и  падежных окончаний прилагательных в единственном и множественном  числе;

развивать орфографическую  зоркость,логическое мышление учащихся;

совершенствовать  навыки самостоятельной работы, каллиграфически  правильного письма;

воспитывать бережное отношение к природе, любовь к  родному краю.

Оборудование:

Компьютер, проекционный зкран;

учебник русского языка  для 3 класса (Т.Г.Рамзаева);

карточки для творческой работы;

дифферинцированные  карточки;

набор лекарственных  трав, тест.

                                         Ход урока

Минута чистописания: на листе тетради по русскому языку  я пишу материал для чистописания. Сканирую его.На уроке этот материал отображаю на проекционном экране. Пропущенные орфограммы ученики  вставляют маркером красного цвета.Перед  учащимися находится образец, по которому дети могут определить высоту и ширину букв.

На доске: раз- рас: ра.грузить, ра.чистить, ра.сыпать.

Ученики читают сочетания  букв. Называют соединения букв. Что  напоминают эти соединения? (Это  приставки) Выделите приставки, подчеркните  двойные согласные звуки.

Повторение изученных  слов: на компьютере набираю словарные  слова с пропущенными орфограммами. Отображаю их. Учащиеся красным маркером вставляют пропущенные буквы.

На доске: р.бота, п.суда, т.варищ, с.р.ка, яг.да, с.лдат.

Работа по обобщению  темы. На компьютере набираю задание 1. К этим существительным добавьте имена прилагательные подходящие по смыслу:

Цветок...,......,....

Лиса....,...,

Ученик...,....

Дружба...,.... (Слова  для справок: весенний, хитрая, прилежный, красный, крепкая, рыжая, старательный, нежный, настоящая)

- Что вы можете  сказать из записанного ?

- Имена прилагательные  обозначают признак предмета.

- Правильно, ребята. Имена прилагательные дружат  с существительными. Они всегда  “ходят” вместе, парой. А существительное  может “гулять” без прилагательного  (Например: кошка, снег, лес). А теперь  закройте имена существительные и прочитайте прилагательные.

- А прилагательные  могут “гулять «без существительных.

- Нет,не могут.Значит  нет смысла.Из этого какой вывод?

- Имена прилагательные  и существительные взаимосвязаны.

Устная самостоятельная  работа учащихся: составьте словосочетания существительное + прилагательное. Игровой  момент “Кто больше?” 

Задание 2: По правилам русского языка имена прилагательные должны стоять не только в том же роде, что и имена существительные, связанные с ними, но и в том  же числе. Перед каждым учеником карточка, напечатанная на компьютере. Определи род имен существительных и заполни  пропуски в окончаниях имен прилагательных.

Нарядн.. платьица, Желт.. брошки,

 Ни пятнышка  нет

 На красивой  одежке

 Такие весел...

 Эти ромашки.

Учащиеся комментируют: чтобы грамотно написать окончание прилагательного, нужно: найти существительное, с которым оно связано; определить род существительного; вспомнить окончания прилагательного в этом роде. А во множественном числе род не определяют.

Задание 3. Творческая работа. Спиши текст. Вместо точек  напиши имена прилагательные.

Мой щенок.

 У меня есть... щенок. Его зовут Тобик. У  Тобика... шерстка, она...и.... Хвостик  у Тобика.... Мой щенок очень.... Он любит бегать и играть.

(Выборочная проверка)

Физкультминутка

Задание 4.

Групповая работа. Составить  предложения по схемам.

1 группа. (какие ?) (кто?) играли в прятки 

Информация о работе Лингвистическое и методическое обоснование развития речи при изучеии темы: « Имя прилагательное на уроках русского языка в начальной школ