Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:40, курсовая работа
Детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 7 ЛЕТ 5
1.1.Подготовительный этап развития речи……………………………..5
1.2. Предшкольный этап 7
1.3.Дошкольный этап развития речи……………………………………9
2. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ 12
2.1. Факторы, определяющие патологию речи у детей при ДЦП 13
2.2. Специфические расстройства двигательной сферы, влияющие на формирование речи 14
2.3. Алалия и задержка развития речи 17
2.4. Дизартрия и анартрия 18
2.5. Способы развития речи при ДЦП 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Вид работы:курсовая работа
Дисциплина:психология
Тема:Развитие речи при ДЦП
Срок:13.09.2011
Объем:20 стр
Шрифт:14
План (срок):2 главы. 1.- Развитие речи от 0 до 7 лет,
2. развитие речи
при ДЦП
Содержание
Введение
Детский
церебральный паралич (ДЦП) обозначает
группу двигательных расстройств, возникающих
при поражении двигательных систем
головного мозга и
В настоящее время проблема ДЦП приобретает не только медицинскую, но и социально-психологическую значимость, так как психомоторные нарушения, двигательная ограниченность, повышенная раздражительность мешают таким детям адаптироваться к жизни в обществе, усваивать школьную программу. При неблагоприятных обстоятельствах такие дети не могут реализовать свои способности, не имеют возможности стать полноправными членами общества. Поэтому особо актуальной является проблема коррекции прежде всего речевого аппарата при ДЦП.
Поэтому целью данной курсовой работы мы обозначим рассмотрение вопросов развития речи при ДЦП.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть процесс развития речи у детей в норме от 0 до 7 лет;
- изучить процесс развития речи у детей с ДЦП.
Проблема речевого развития дошкольников с детским церебральным параличом достаточно широко освещена в научной литературе. В своем исследовании мы опирались на работы таких авторов, как: О.Н. Усанова, Н.А. Государев, Т.Б. Епифанцева, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская и др.
Объектом исследования в данной курсовой работе является развитие речи при ДЦП.
Предметом
- психические нарушения при
Структура
работы определена поставленными целями
и задачами и состоит из введения,
двух глав основной части, заключения
и списка используемой литературы.
Речь
ребёнка формируется под
В
развитии речи детей от 0 до 7-ми лет
различают подготовительный, преддошкольный
и дошкольный этапы.
С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Это ещё не человеческие звуки, но и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
В возрасте 2-х недель ребёнок начинает реагировать на голос говорящего: перестаёт плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Малыш начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами – появляется реакция сосредоточения на речевом общении. Ребёнок уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.
В 2 – 3 месяца при общении со взрослым появляется гуление, улыбка, комплекс оживления.
В 4-е месяца происходит дифференцированность комплекса оживления, появляется смех. Малыш прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнаёт знакомые голоса.
В 5 месяцев осуществляется дифференциация направления звука, гуление становится певучим, ребёнок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка. В дальнейшем путём подражания ребёнок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.
В начале 6-го месяца появляется лепет. Лепет — это многократное повторение одинаковых слогов (агу-угу, тя-тя, ба-ба, ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и т. п.).
В 7 месяцев у ребёнка возникает готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик, звучащую игрушку1.
Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воздействия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).
В возрасте 8 — 9 месяцев появляется реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов: ба-ба, ма-ма, общение с помощью жестов, мимики, игра в «Ладушки». Ребёнок понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам («Поцелуй маму», «Дай ручку», «Нельзя» и др.).
С 10 — 12 месяцев понимание речи ситуационное, малыш использует 1-3 «лепетных» слова, понятных при соотнесении с ситуацией.
В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребёнка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.).
К концу первого года жизни количество самостоятельных слов увеличивается, ребёнок понимает простую инструкцию, дополняемую жестами.
1.2.
Предшкольный этап
В 1 год 3 месяца словарный запас увеличивается до 6 слов, ребёнок понимает простую инструкцию без жеста, узнаёт и показывает предметы на сюжетных картинках.
С появлением первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребёнка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые
слова ребёнка носят обобщенно-
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов. В полтора года малыш показывает одну из частей тела, словарный запас около 7 – 20 слов.
В 1 год 9 месяцев ребёнок понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа «Покажи, кто сидит, кто спит», показывает 3 части тела, появляется фраза из 2-х слов. Словарный запас – около 20 слов.
На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребёнка происходит значительное накопление словаря2.
Различные исследователи приводят разные количественные данные о росте словаря детей. Наиболее распространённые данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 году 6 месяцам — 10 — 15 слов; к концу 2-го года — 300 слов; к 3 годам — около 1000 слов. Значения слов становятся всё более определёнными.
В 2 года малыш понимает двухэтапную инструкцию типа «Пойди в кухню и принеси чашку», начинает использовать предложение из 2-х слов. К 2-м годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания, понимает значения предлогов в привычной конкретной ситуации («На чём ты сидишь?»).
В 2 года 6 месяцев понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинку, а затем и без неё, адекватно использует местоимения я, ты, мне; использует предложение из 2 слов.
К началу 3-го года жизни у ребёнка начинает формироваться грамматический строй речи. Сначала ребёнок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.
Ребёнок общается предложением из 3-х и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет своё имя, пол и возраст, понимает значение предлогов, выполняет задания типа «Положи кубик на чашку», «Положи кубик в коробку»3.
В
это время понимание речи взрослого
значительно превосходит произносительные
возможности.
На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.
На протяжении периода от 3-х до 7-ми лет у ребёнка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребёнка к 4 — 6 годам достигает 3000 — 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например, по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки - «леять», вместо лопатка - «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребёнка растёт опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
К. Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребёнку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении4.
Параллельно с развитием словаря идёт развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После 3-х лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объём. Это ведёт к усложнению структуры предложений. По определению А. Н. Гвоздева, к 3-м годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.5
Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»). К 4-м годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.
К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения, и ребёнок говорит совсем чисто.
На
5 году жизни дети относительно свободно
пользуются структурой сложносочиненных
и сложноподчиненных
Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.
В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 — 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью.