Развитие речи при ДЦП

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:40, курсовая работа

Краткое описание

Детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 7 ЛЕТ 5
1.1.Подготовительный этап развития речи……………………………..5
1.2. Предшкольный этап 7
1.3.Дошкольный этап развития речи……………………………………9
2. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ 12
2.1. Факторы, определяющие патологию речи у детей при ДЦП 13
2.2. Специфические расстройства двигательной сферы, влияющие на формирование речи 14
2.3. Алалия и задержка развития речи 17
2.4. Дизартрия и анартрия 18
2.5. Способы развития речи при ДЦП 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

РАзвитие речи при ДЦП КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

       В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала  ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее  — мягкие и твердые согласные  и, наконец, — сонорные, шипящие и  свистящие звуки.

       На  протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлечённая, обобщённая, лишённая наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребёнком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.  

 

  1. Развитие  речи  при детском  церебральном параличе
 

       Детский церебральный паралич -заболевание  ЦНС при ведущем поражении  двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

       При ДЦП имеет место раннее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга. Причины этих нарушений могут быть разные: инфекционные заболевания, особенно вирусной этиологии, различные интоксикации и травмы во время беременности, хронические заболевания, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови. Предрасполагающими условиями могут быть недоношенность или переношенность, а также генетические факторы. В более редких случаях причинами ДЦП может быть акушерский травматизм, в результате нарушений родовой деятельности у матери, затяжные роды. ДЦП может возникнуть и после рождения в результате перенесенных нейроинфекций, тяжелых ушибов головы6.

       Особое  место в клинике ДЦП занимают речевые расстройства. Частота речевых  нарушений при детском церебральном параличе составляет 80%. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга .Отставание в развитии речи у детей с ДЦП связано не только с более медленным темпом созревания поздно формирующихся корковых отделов мозга, и в частности корковых речевых зон, но и с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметно-практической деятельности и социальных контактов. Ошибки воспитания могут более утяжелять отставание в развитии речи. При воспитании ребенка с ДЦП дома взрослые обычно чрезмерно опекают, стремятся все сделать за него. Это не формирует у него потребности в деятельности и речевом общении.

       2.1. Факторы, определяющие  патологию речи у детей при ДЦП 

       Большинство исследователей связывают нарушения  речи  самым непосредственным образом  с ДЦП, пытаясь все симптомы речевых  нарушений обусловить патологией движений органов артикуляционного аппарата. Такой подход является несколько  односторонним, так как патология речи при ДЦП может иметь и традиционную этиологию, не зависящую от моторных расстройств или связанную с ними лишь опосредованно.

       Учитывая  разнообразие нарушений речи при  ДЦП и сложную структуру данной патологии, можно представить, что развитие речи у этих детей во многом зависит от проявлений данного расстройства. Так на развитие речи оказывают влияние:

       ·       те же обстоятельства, которые вызывают патологию речи  у детей  без  ДЦП;

       ·       моторные нарушения в периферическом речевом аппарате7.

       В зависимости от их распространенности, интенсивности  и характера у  детей развиваются разные формы  дизартрии;

       ·       сенсорные расстройства, которые  могут быть связаны с моторными  нарушениями.

       Нарушения зрения, слуха и осязания, задержка в развитии перцепции отрицательно влияют на овладение лексикой и речью в целом;

       ·       частные отклонения в строении артикуляционного аппарата, обусловленные внутриутробной патологией, которые могут  являться механическим препятствием к овладению  правильным произношением;

       ·       органические поражения ЦНС, затрагивающие  не только ее моторные отделы. При наличии  билатеральных диструкций в височных зонах  и заднем ассоциативном  комплексе  возникают алалии;

       ·       социальные условия развития  больного ребенка – позднее становление ситуативно-делового общения и предметно-практической деятельности, частичная изоляция от окружающих.8

       В свою очередь речевые расстройства также оказывают влияние на развитие ребенка с церебральным параличом: ограничивают речевое общение или  привносят в него специфический компонент, отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности, возникают проблемы  в развитии вербального интеллекта.

       У дошкольников с церебральным параличом  могут встречаться любые нарушения  речи, известные в логопедии. В то же время есть ряд речевых расстройств, которые так же как ДЦП, обусловлены органическим поражением центральной нервной системы и поэтому встречаются особенно часто у этой категории детей. К таким нарушениям относятся  дизартрия и алалия, которые представлены разными формами и выражены по-разному. 

       2.2. Специфические расстройства  двигательной сферы, влияющие на формирование речи 

       Известно, что «ядерным» синдромом ДЦП  является патология рефлекторного  развития. У ребенка неправильно  развиваются безусловные рефлексы, и это влияет на  развитие моторики.

       Большинство безусловных рефлексов при нормальном развитии исчезает на первом году жизни. На смену им приходят установочные рефлексы, позволяющие человеку овладеть произвольными  движениями и позами. При ДЦП безусловные рефлексы часто появляются с опозданием и, не исчезая, препятствуют образованию нормальных моторных схем. Нередуцированные рефлексы в искаженном виде становятся добавочными компонентами движений, в связи с чем движения приобретают  нерациональный и неестественный характер.

       Для понимания того, как ребенок овладевает произношением, наибольшее значение имеет  анализ развития  оральных рефлексов  и оральной моторики. На первом году жизни ребенка.

       Оральные  рефлексы (сосательные, поперечный, выталкивающие, рефлексы взаимосвязи оральной области и руки)   относятся к важнейшим врожденным рефлексам, обеспечивающим жизнедеятельность организма. Патология оральных рефлексов может отрицательно влиять  на формирование произношения и затруднять  проведение логопедической работы. Когда рефлексы сосания не редуцированы, любое движение губ может «запускать» сосательно-жевательную синкинезию, при которой суженный кончик языка продвигается вперед, а средняя часть спинки языка поднимается. Соответственно возникают эффекты  межзубности и палатализации. Проявления сосательных рефлексов (поискового, хоботкового, кусательного) затрудняют  проведение логопедической работы, особенно применение манипуляций во рту ребенка. Известно, что артикуляционный массаж, пассивная гимнастика органов  артикуляции и установка артикуляционных поз с помощью рук, зондов и других приспособлений особенно эффективны в постановке звуков при дизартрии.  Все эти приемы практически невозможно реализовать в отношении ребенка с оживленными рефлексами сосания.

       Патологическая  активность поперечного рефлекса (при  раздражении боковой поверхности  языка он движется по направлению  к раздражителю, перемещая пищу во рту при жевании) приводит к  избыточным боковым движениям  кончика языка  и провоцирует боковое произношение звуков.

       У детей с ДЦП часто чрезмерно  оживлены кашлевой и рвотный рефлексы, относящиеся к выталкивающим  (оборонительным). Это может проявляться  в выталкивании при попытках манипуляций  в полости рта.

       Если  не редуцированы рефлексы взаимодействия оральной области и руки, то движения рук ребенка провоцируют  движения в оральной области и затрудняют артикуляцию.

       Гиперкинезы в оральной области проявляются  преимущественно в виде хореического и  атетоидного. Они встречаются  только у детей с гиперкинетической  формой церебрального паралича. Гиперкинезы  могут проявляться во всех отделах  речевого аппарата. Во время гиперкинеза все мышечные движения выходят из-под контроля, произношение при этом искажается и становится невозможным. У детей с такими симптомами отмечаются трудности автоматизации любых, особенно тонких движений.

       Атаксия характеризуется гиперметрией и  нарушением координации движений.  При атаксии  характерны проблемы в управлении дыханием и голосом – интенсивность в начале фразы и ослабление к концу. Нарушения координации движений проявляются  в недостаточном управлении работой мягкого неба и наличии ринофонии, а также в асинхронности работы всех отделов речевого аппарата9.

       Синкинезии  – это добавочные содружественные  движения. В оральной области они  проявляются  в добавочных лишних  артикуляционных движениях, которые  искажают произношение10.

       Оральные  автоматизмы – это насильственные движения в оральной области: смех, плач, стон, сосание, облизывание губ, причмокивание, являющиеся показателем стволовых нарушений. Оральные автоматизмы искажают произношение и или вынуждают ребенка прерывать речь.11 
 

       2.3. Алалия и задержка развития речи 

       Алалия  – системное недоразвитие речи, в основе которого лежат  трудности  усвоения  языковых единиц и правил их функционирования. Традиционно алалия разграничивается на  две основные формы: моторную (экспрессивную) и сенсорную. При экспрессивной алалии в основе недоразвития  речи лежит  нарушение механизма перевода мысли в речь. При сенсорной  алалии грубо нарушено распознавание  лингвистических единиц, в связи, с чем затруднено понимание  речи и ее развитие в целом.

       Алалию  вызывают органические поражения центральной нервной системы в пренатальном и натальном периоде развития ребенка. В этиологии  алалии  имеют место те же факторы, что и при ДЦП.

       Задержка  развития речи характеризуется более  медленными по сравнению с нормальным развитием темпами усвоения  родного языка. При задержке развития речи наблюдается равномерное отставание в формировании всех компонентов языка: лексики, грамматики, фонетики и фонологии. Характерно позднее появление первых слов и фраз.

       В связи с недостаточной изученностью задержка речевого развития не имеет четких диагностических границ. Детей с этой проблемой трудно отличить от алаликов, а еще труднее отличить от детей с нормальным развитием речи, поскольку сама норма разнообразна.

       У детей с ДЦП задержка развития речи  встречается часто и провоцируется как сенсомоторной недостаточностью, так и задержкой психического развития. По данным И.А. Смирновой у дошкольников с ДЦП темпы раннего речевого развития менее отстают от нормы, чем темпы раннего психомоторного развития. У 62% детей, охваченных специальным образованием, в раннем возрасте был нормальный темп развития речи, у 19% - задержанный (гуление с 3-5 мес., лепет с 6-8 мес., понимание речи с 9-11 мес., первые слова с 12-18 мес., фразы – с 24-30 мес.), у 19% - значительно задержанный12. 

       2.4. Дизартрия и анартрия 

       У детей с ДЦП были обнаружены спастическая, гиперкинетическая и мозжечковая  формы дизартрии. В каждой форме  можно выделить три степени поражения: легкую, среднюю и тяжелую. Исследователями  наблюдались у детей с ДЦП смешанные формы: спастико-атактическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактико-гиперкинетическая.

       Все авторы сходятся во мнении, что у  детей с ДЦП наиболее часто  встречается псевдобульбарная дизартия. Для детей с псевдобульбарной дизартрией характерно в той или иной степени замедленное, напряженное произношение. Ограничение движений в дыхательном отделе приводит  к тому, что воздушная струя недостаточна для образования звуков в передней части артикуляционного аппарата. При очень слабой воздушной струе невозможно образование даже  губных звуков. Недостаточность воздушной струи может приводить к смещению артикуляции в средние и задние участки артикуляционного отдела.

       Нарушение корковой регуляции голосовой функции  проявляется в недостаточной  модулированности голоса, сужении его диапазона. На характер вокализации влияет также спастичность голосовых складок, приводящая к неполному их смыканию, и вследствие этого – сиплому оттенку голоса. Расстройства управления работой мышц небно-глоточного кольца приводит к назальному оттенку голоса.

       Фокусы  образования переднеязычных согласных  могут смещаться в средние  отделы артикуляционной полости  вследствие спастичности языка, при  этом произношение приобретает смягченный или боковой характер. Спастичное сужение кончика языка приводит к образованию межзубного произношения звуков. В целом произношение имеет нечеткий характер, а вследствие повышенной саливации и ограничения движений органов артикуляции вполне сравнимо с эффектом произношения во время еды – «кашей во рту».

Информация о работе Развитие речи при ДЦП