Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:40, курсовая работа
Детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 7 ЛЕТ 5
1.1.Подготовительный этап развития речи……………………………..5
1.2. Предшкольный этап 7
1.3.Дошкольный этап развития речи……………………………………9
2. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ 12
2.1. Факторы, определяющие патологию речи у детей при ДЦП 13
2.2. Специфические расстройства двигательной сферы, влияющие на формирование речи 14
2.3. Алалия и задержка развития речи 17
2.4. Дизартрия и анартрия 18
2.5. Способы развития речи при ДЦП 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, — сонорные, шипящие и свистящие звуки.
На
протяжении дошкольного периода постепенно
формируется контекстная (отвлечённая,
обобщённая, лишённая наглядной опоры)
речь. Контекстная речь появляется сначала
при пересказе ребёнком сказок, рассказов,
затем при описании каких-нибудь событий
из его личного опыта, его собственных
переживаний, впечатлений.
Детский церебральный паралич -заболевание ЦНС при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.
При ДЦП имеет место раннее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга. Причины этих нарушений могут быть разные: инфекционные заболевания, особенно вирусной этиологии, различные интоксикации и травмы во время беременности, хронические заболевания, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови. Предрасполагающими условиями могут быть недоношенность или переношенность, а также генетические факторы. В более редких случаях причинами ДЦП может быть акушерский травматизм, в результате нарушений родовой деятельности у матери, затяжные роды. ДЦП может возникнуть и после рождения в результате перенесенных нейроинфекций, тяжелых ушибов головы6.
Особое место в клинике ДЦП занимают речевые расстройства. Частота речевых нарушений при детском церебральном параличе составляет 80%. Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга .Отставание в развитии речи у детей с ДЦП связано не только с более медленным темпом созревания поздно формирующихся корковых отделов мозга, и в частности корковых речевых зон, но и с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметно-практической деятельности и социальных контактов. Ошибки воспитания могут более утяжелять отставание в развитии речи. При воспитании ребенка с ДЦП дома взрослые обычно чрезмерно опекают, стремятся все сделать за него. Это не формирует у него потребности в деятельности и речевом общении.
2.1. Факторы, определяющие
патологию речи у детей при ДЦП
Большинство исследователей связывают нарушения речи самым непосредственным образом с ДЦП, пытаясь все симптомы речевых нарушений обусловить патологией движений органов артикуляционного аппарата. Такой подход является несколько односторонним, так как патология речи при ДЦП может иметь и традиционную этиологию, не зависящую от моторных расстройств или связанную с ними лишь опосредованно.
Учитывая разнообразие нарушений речи при ДЦП и сложную структуру данной патологии, можно представить, что развитие речи у этих детей во многом зависит от проявлений данного расстройства. Так на развитие речи оказывают влияние:
· те же обстоятельства, которые вызывают патологию речи у детей без ДЦП;
· моторные нарушения в периферическом речевом аппарате7.
В зависимости от их распространенности, интенсивности и характера у детей развиваются разные формы дизартрии;
· сенсорные расстройства, которые могут быть связаны с моторными нарушениями.
Нарушения зрения, слуха и осязания, задержка в развитии перцепции отрицательно влияют на овладение лексикой и речью в целом;
· частные отклонения в строении артикуляционного аппарата, обусловленные внутриутробной патологией, которые могут являться механическим препятствием к овладению правильным произношением;
· органические поражения ЦНС, затрагивающие не только ее моторные отделы. При наличии билатеральных диструкций в височных зонах и заднем ассоциативном комплексе возникают алалии;
· социальные условия развития больного ребенка – позднее становление ситуативно-делового общения и предметно-практической деятельности, частичная изоляция от окружающих.8
В свою очередь речевые расстройства также оказывают влияние на развитие ребенка с церебральным параличом: ограничивают речевое общение или привносят в него специфический компонент, отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности, возникают проблемы в развитии вербального интеллекта.
У
дошкольников с церебральным параличом
могут встречаться любые
2.2. Специфические расстройства
двигательной сферы, влияющие на формирование
речи
Известно, что «ядерным» синдромом ДЦП является патология рефлекторного развития. У ребенка неправильно развиваются безусловные рефлексы, и это влияет на развитие моторики.
Большинство
безусловных рефлексов при
Для понимания того, как ребенок овладевает произношением, наибольшее значение имеет анализ развития оральных рефлексов и оральной моторики. На первом году жизни ребенка.
Оральные рефлексы (сосательные, поперечный, выталкивающие, рефлексы взаимосвязи оральной области и руки) относятся к важнейшим врожденным рефлексам, обеспечивающим жизнедеятельность организма. Патология оральных рефлексов может отрицательно влиять на формирование произношения и затруднять проведение логопедической работы. Когда рефлексы сосания не редуцированы, любое движение губ может «запускать» сосательно-жевательную синкинезию, при которой суженный кончик языка продвигается вперед, а средняя часть спинки языка поднимается. Соответственно возникают эффекты межзубности и палатализации. Проявления сосательных рефлексов (поискового, хоботкового, кусательного) затрудняют проведение логопедической работы, особенно применение манипуляций во рту ребенка. Известно, что артикуляционный массаж, пассивная гимнастика органов артикуляции и установка артикуляционных поз с помощью рук, зондов и других приспособлений особенно эффективны в постановке звуков при дизартрии. Все эти приемы практически невозможно реализовать в отношении ребенка с оживленными рефлексами сосания.
Патологическая
активность поперечного рефлекса (при
раздражении боковой
У детей с ДЦП часто чрезмерно оживлены кашлевой и рвотный рефлексы, относящиеся к выталкивающим (оборонительным). Это может проявляться в выталкивании при попытках манипуляций в полости рта.
Если не редуцированы рефлексы взаимодействия оральной области и руки, то движения рук ребенка провоцируют движения в оральной области и затрудняют артикуляцию.
Гиперкинезы в оральной области проявляются преимущественно в виде хореического и атетоидного. Они встречаются только у детей с гиперкинетической формой церебрального паралича. Гиперкинезы могут проявляться во всех отделах речевого аппарата. Во время гиперкинеза все мышечные движения выходят из-под контроля, произношение при этом искажается и становится невозможным. У детей с такими симптомами отмечаются трудности автоматизации любых, особенно тонких движений.
Атаксия характеризуется гиперметрией и нарушением координации движений. При атаксии характерны проблемы в управлении дыханием и голосом – интенсивность в начале фразы и ослабление к концу. Нарушения координации движений проявляются в недостаточном управлении работой мягкого неба и наличии ринофонии, а также в асинхронности работы всех отделов речевого аппарата9.
Синкинезии – это добавочные содружественные движения. В оральной области они проявляются в добавочных лишних артикуляционных движениях, которые искажают произношение10.
Оральные
автоматизмы – это насильственные движения
в оральной области: смех, плач, стон, сосание,
облизывание губ, причмокивание, являющиеся
показателем стволовых нарушений. Оральные
автоматизмы искажают произношение и
или вынуждают ребенка прерывать речь.11
2.3. Алалия и задержка
развития речи
Алалия – системное недоразвитие речи, в основе которого лежат трудности усвоения языковых единиц и правил их функционирования. Традиционно алалия разграничивается на две основные формы: моторную (экспрессивную) и сенсорную. При экспрессивной алалии в основе недоразвития речи лежит нарушение механизма перевода мысли в речь. При сенсорной алалии грубо нарушено распознавание лингвистических единиц, в связи, с чем затруднено понимание речи и ее развитие в целом.
Алалию вызывают органические поражения центральной нервной системы в пренатальном и натальном периоде развития ребенка. В этиологии алалии имеют место те же факторы, что и при ДЦП.
Задержка развития речи характеризуется более медленными по сравнению с нормальным развитием темпами усвоения родного языка. При задержке развития речи наблюдается равномерное отставание в формировании всех компонентов языка: лексики, грамматики, фонетики и фонологии. Характерно позднее появление первых слов и фраз.
В
связи с недостаточной
У
детей с ДЦП задержка развития
речи встречается часто и провоцируется
как сенсомоторной недостаточностью,
так и задержкой психического развития.
По данным И.А. Смирновой у дошкольников
с ДЦП темпы раннего речевого развития
менее отстают от нормы, чем темпы раннего
психомоторного развития. У 62% детей, охваченных
специальным образованием, в раннем возрасте
был нормальный темп развития речи, у 19%
- задержанный (гуление с 3-5 мес., лепет
с 6-8 мес., понимание речи с 9-11 мес., первые
слова с 12-18 мес., фразы – с 24-30 мес.), у 19%
- значительно задержанный12.
2.4. Дизартрия и анартрия
У
детей с ДЦП были обнаружены спастическая,
гиперкинетическая и
Все авторы сходятся во мнении, что у детей с ДЦП наиболее часто встречается псевдобульбарная дизартия. Для детей с псевдобульбарной дизартрией характерно в той или иной степени замедленное, напряженное произношение. Ограничение движений в дыхательном отделе приводит к тому, что воздушная струя недостаточна для образования звуков в передней части артикуляционного аппарата. При очень слабой воздушной струе невозможно образование даже губных звуков. Недостаточность воздушной струи может приводить к смещению артикуляции в средние и задние участки артикуляционного отдела.
Нарушение корковой регуляции голосовой функции проявляется в недостаточной модулированности голоса, сужении его диапазона. На характер вокализации влияет также спастичность голосовых складок, приводящая к неполному их смыканию, и вследствие этого – сиплому оттенку голоса. Расстройства управления работой мышц небно-глоточного кольца приводит к назальному оттенку голоса.
Фокусы образования переднеязычных согласных могут смещаться в средние отделы артикуляционной полости вследствие спастичности языка, при этом произношение приобретает смягченный или боковой характер. Спастичное сужение кончика языка приводит к образованию межзубного произношения звуков. В целом произношение имеет нечеткий характер, а вследствие повышенной саливации и ограничения движений органов артикуляции вполне сравнимо с эффектом произношения во время еды – «кашей во рту».