Развитие речи при ДЦП

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:40, курсовая работа

Краткое описание

Детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 7 ЛЕТ 5
1.1.Подготовительный этап развития речи……………………………..5
1.2. Предшкольный этап 7
1.3.Дошкольный этап развития речи……………………………………9
2. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ 12
2.1. Факторы, определяющие патологию речи у детей при ДЦП 13
2.2. Специфические расстройства двигательной сферы, влияющие на формирование речи 14
2.3. Алалия и задержка развития речи 17
2.4. Дизартрия и анартрия 18
2.5. Способы развития речи при ДЦП 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Файлы: 1 файл

РАзвитие речи при ДЦП КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

       Разумеется, дизартрия может проявляться  в различной степени – от полной неспособности к произношению (анартрии)  до минимальных расстройств звукопроизношения  и просодики. Общий характер расстройства речи зависит от условий формирования артикуляционного праксиса и фонематической системы. При этом надо иметь в виду, что  в формировании праксиса при псевдобульбарной дизартрии  на первый план выступают расстройства произвольных движений, требующих коркового контроля. В связи с этим моторные проблемы ярче проявляются при необходимости реализации сложных, иерархически организованных движений. Особенно страдает произношение сложных переднеязычных звуков, требующих более высокого уровня моторного контроля, - ротовых смычно-проходных, вибрантов, свистящих, шипящих.

       Анартрия  – полная неспособность к произношению, обусловленная расстройствами иннервации периферического речевого аппарата. Анартрия встречается значительно  реже, чем дизартрия. При анартрии двигательные расстройства в оральной области так велики, что ребенок может долгое время есть лишь с посторонней помощью, а в дальнейшем процесс еды носит специфический характер.

       И.И. Панченко разграничила детей с анартрией  на три группы:

       ·       дети с полным отсутствием голоса и речи;

       ·       дети с наличием голосовых реакций;

       ·       дети со слабовыраженной звукослоговой  активностью.13

       И.И. Панченко отметила, что дети с анартрией  имели в основном смешанную неврологическую  симптоматику, демонстрировавшую грубую патологию как центральных двигательных отделов, так  и стволово-подкорковых отделов мозга. Наблюдалась выраженная асинхронность  дыхательной, фонаторной и артикуляционной моторики у детей с анартрией  было затруднено не только произношение, но и жевание, глотание, мимика. По анамнестическим данным, у детей в онтогенезе отсутствовал лепет. 

       2.5. Способы развития  речи при ДЦП 

       Несмотря  на то, что патология развития  речи встречается не у всех детей  с ДЦП, частота ее настолько велика, что все дети с таким диагнозом  нуждаются в профилактической логопедической работе уже на первом году жизни. В доречевой период  логопедическая работа направлена на формирование предпосылок  развития речи – создание оптимальных социальных условий, развитие сенсомоторной сферы ребенка, развитие и нормализацию сенсомоторной основы артикуляции.

       На  этом этапе, прежде всего, необходимо создать  оптимальные социальные условия  для развития речи ребенка. Нужно  объяснить родителям, какие проблемы могут возникнуть  при формировании речи и каковы последствия отклонений в ее развитии. Беседу следует проводить тактично, на доступном для родителей уровне, так, чтобы они, с одной стороны, осознавали необходимость систематического выполнения рекомендаций логопеда, а с другой стороны, подготовились к тому, что результаты работы могут быть  и ниже ожидаемых.

       Корректируя отношение родителей к ребенку, логопеду зачастую приходится выступать  в роли психолога. В первые годы жизни  ребенка подавляющее большинство  родителей надеется на полное его  излечение, хотя есть небольшая часть  родителей, считающих своего ребенка безнадежным. В любом случае, ни те, ни другие не готовы к жизни с ребенком-инвалидом, нуждающимся  не только в длительном лечении, но и в специальном образовании. Поэтому многие родители, обнаруживая малую результативность  отдельных занятий, считают, что или логопед работает неправильно, или вообще эта работа для их ребенка бесполезна. Логопеду нужно учитывать эти особенности родительской психологии и постоянно объяснять, с какой целью используются те или иные приемы работы  и какие результаты при этом достигаются.  При этом среди рекомендаций родителям самой главной должна стать  о необходимости создания  спокойной, доброжелательной атмосферы в семье. К сожалению, родители нередко «зацикливаются»  на поиске причин рождения больного ребенка и взаимных обвинениях по этому поводу. Нужно объяснить родителям, что больной ребенок – не несчастье, а человек, нуждающийся  в помощи окружающих и в родительской любви.

       Молодых родителей часто беспокоит отношение  окружающих, некоторые родители даже прячут ребенка от посторонних глаз, боятся и стесняются того, что окружающие  могут заметь его болезнь. Если взрослые занимают такую позицию, то проблемы в развитии ребенка раздражают их, в семье возникает нервозная обстановка. Конечно, такая семья нуждается в помощи психолога, но логопеду также нужно учитывать  особенности отношений в семье и способность их нормализации.

       Логопедическую  работу в доречевом периоде  желательно проводить при родителях, для  того, чтобы они усваивали правильный стиль  общения с ребенком, осваивали основные приемы работы, для самостоятельного проведения дополнительных занятий дома. Это обеспечит системность работы даже в случае вынужденных перерывов в работе логопеда.

       С детьми раннего возраста на логопедических занятиях реализуются  следующие  направления работы:

       1.     развитие коммуникативности ребенка;

       2.     стимуляция сенсомоторного развития;

       3.     формирование сенсомоторных предпосылок  развития артикуляции14

       При нормальном развитии процесс становления  первичной коммуникативной потребности осуществляется  в течение первых двух месяцев жизни, но в условиях социальной депривации такая потребность не формируется и к четырем годам.

       Первоначально потребность в общении с взрослым возникает из биологических нужд ребенка и стремления к новым  впечатлениям. Именно взрослый удовлетворяет эти потребности и  тем самым становится значимым фактором, выделяемым ребенком из окружающей среды, взрослый же начинает формировать самый первый вид деятельности ребенка – общение.  В связи с тем, что в основе овладения любым видом деятельности лежит подражание,  в данном случае взрослый предстает перед ребенком в качестве образца коммуникативного поведения. Он относится к ребенку  как к объекту коммуникации и нередко придает социальное значение непроизвольным движениям ребенка, моделируя  коммуникационный процесс. Таким образом, социальное воздействие взрослых имеет решающее значение для возникновения и развития потребности  ребенка в общении.

       У детей с ДЦП необходимо с первых дней целенаправленно формировать  потребность в общении, используя различные  средства коммуникации. Онтогенетически более ранними  являются  экспрессивно-мимические средства общения: взгляды, мимика, жесты, экспрессивные  вокализации. С помощью этих средств взрослые выражают внимание и интерес к ребенку, доброжелательность и общее расположение.

       Дети  с церебральным параличом, безусловно, нуждаются в ситуативно-личностном общении со взрослым. Это общение  затруднено в связи с тем, что  вследствие рефлекторно-двигательной патологии ребенку трудно повернуть голову в сторону взрослого, остановить взор на его лице, уловить мимику и жесты. Поэтому взрослому необходимо стараться  попасть в поле зрения ребенка. Но даже когда ребенок с ДЦП не смотрит на  партнера, он воспринимает адресованную ему речь.

       По  мере овладения словарем становится возможным переименование предмета в игре и – в дальнейшем – полное замещение предмета словом. Этот процесс тесно связан с развитием абстрактного мышления и формированием лексики. Для стимуляции данного процесса необходим уже  некоторый дефицит игровых предметов, чтобы возникала необходимость их замещения. 

 

        Заключение 

       Детский церебральный паралич - это тяжелое  заболевание, которое возникает  у ребенка в результате поражения  головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования. Основным клиническим симптомом при детском церебральном параличе является нарушение зрения, слуха, речи, интеллекта. У некоторых детей наблюдаются судорожные синдромы.

       В настоящее время детский церебральный паралич рассматривается как  заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальный период или период новорожденности.

       В отечественной клинической практики используются классификация К.А. Семеновой, в которую включены собственные  данные и элементы классификации  Д.С. Футера и М.Б. Цукера. В данной классификации выделяется пять основных форм детского церебрального паралича:

       - статистическая диплегия, при данной форме поражены ноги, однако ребенок может научиться частично обслуживать себя. Часто наблюдается задержка психического развития.

       - гемипаретическая форма детского  церебрального паралича в 80 % случаев  развивается у ребенка в постнатальный  период. При этой форме поражена  одна сторона: левая -при правостороннем  поражении мозга, правая - при  поражении левого полушария. У 25-30 % детей наблюдается дебильность, у 40-50 % -вторичная задержка умственного развития:

       - гиперкинетическая форма детского  церебрального паралича развивается  вследствие билирубиновой энцефалопатии,  что является гемолитической  болезнью новорожденных. У этих больных наблюдаются гиперкинезы, мышечная регидность шеи, туловища, ног;

       - атонически-астатическая форма характеризуется  снижением мышечного тонуса, нарушением  координации движений, равновесия;

       - двойная гемиплегия - самая тяжелая  форма, наблюдаются тяжелые речевые нарушения, выраженное снижение интеллекта15.

       У детей с церебральным параличом  препятствует нормальному развитию познавательных способностей психоорганический  синдром в виде астенических состояний, вегетативных, эмоциональных нарушений, инертности нервных процессов. Наиболее характерны задержки психического развития с точки зрения динамики различных видов мышления. У детей с церебральным параличом наблюдаются затруднения в формировании восприятия формы, соотнесения элементов в пространстве, в правильном восприятии пропорций и перспективы. Интеллектуальная недостаточность при детском церебральном параличе характеризуется недоразвитием пространственного гнозиса и праксиса, функций арифметического счета, страдает распознание и начертание букв.

       При детском церебральном параличе отмечается определенная взаимосвязь двигательных и речевых расстройств. Это проявляется в общности нарушений скелетной и речевой мускулатуры. Речевые нарушения у детей с ДЦП включают: фонетико-фонематические, которые проявляются в рамках различных форм дизартрии; специфические особенности усвоения лексической системы языка, обусловленные спецификой самого заболевания; нарушения грамматического строя речи, которые неразрывно связаны с лексическими и фонетико-фонематическими расстройствами, их формирование осуществляетсякак единый неразрывный процесс; нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения, которые имеют некоторую специфику при разных формах церебрального паралича; все формы дисграфии и дислексии. 

 

        Список используемой литературы 

  1. Абрашина, Н.А. Двигательные церебральные нарушения./ Н.А. Абрашина. - Саратов: Приволжской  книжное издательство,2007. - 244 с.
  2. Адрущенко, Т.Ю., Карабекова, Н.В.. Коррекция психологического развития младших школьников на начальных этапах обучения/ Т.Ю. Адрущенко, Н.В. Карабекова //Вопросы психологии, 2001. - № 1.
  3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. М., 2009 -343 с
  4. Архипова, Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом./Е.Ф. Архипова. - М.: Просвещение, 1999. - 244с.
  5. Бабина, Г.В. Речевые нарушения при детском церебральном параличе/ Г.В. Бабина // Вопросы логопедии. - М.: МГПИ, 1978. - 136 с.
  6. Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студентов дефектологических факультетов высших педагогических учебных заведений - М., 2003 - 368 с.
  7. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи./ Л.О. Бадалян и др. - Киев, 1988. - 326 с.
  8. Белова-Давид, Р.А. Нарушение речи у дошкольников./Р.А. Белова-Давид. - М.: Просвещение, 1972. - 242 с. Беккер, К.-П. Логопедия. /К.-П. Беккер, М. Совак./Пер. с нем. -- М.: Медицина, 2001. - 288 с.
  9. Блыскина, И.В. Массаж в коррекции артикуляционных расстройств./ И.В. Блыскина, В.А. Ковшиков. - СПб.: Сатис, 2005. - 136 с.
  10. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте./ Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 2008. - 400 с.
  11. Воспитание и обучение детей с нарушениями речи./Под ред. С.С. Ляпидевского и В.И. Селиверстова. - М.: Просвещение, 2008. - 142 с.
  12. Ловейко И.Д., Фонарев М.И. Лечебная физкультура при заболеваниях позвоночника у детей. Л: Медицина, 2008 - 97с.
  13. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом . М.: Просвещение, 2001 - 159с.
  14. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом / Под ред. М.В. Ипполитовой. М., 2009. – 245 с
  15. Семенова К.А. Детские церебральные параличи. М., 1968 - 289 с

Информация о работе Развитие речи при ДЦП