Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 10:40, курсовая работа
Детский церебральный паралич (ДЦП) обозначает группу двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля со стороны нервной системы за произвольными движениями.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 7 ЛЕТ 5
1.1.Подготовительный этап развития речи……………………………..5
1.2. Предшкольный этап 7
1.3.Дошкольный этап развития речи……………………………………9
2. РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ 12
2.1. Факторы, определяющие патологию речи у детей при ДЦП 13
2.2. Специфические расстройства двигательной сферы, влияющие на формирование речи 14
2.3. Алалия и задержка развития речи 17
2.4. Дизартрия и анартрия 18
2.5. Способы развития речи при ДЦП 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
Разумеется,
дизартрия может проявляться
в различной степени – от полной
неспособности к произношению (анартрии)
до минимальных расстройств
Анартрия – полная неспособность к произношению, обусловленная расстройствами иннервации периферического речевого аппарата. Анартрия встречается значительно реже, чем дизартрия. При анартрии двигательные расстройства в оральной области так велики, что ребенок может долгое время есть лишь с посторонней помощью, а в дальнейшем процесс еды носит специфический характер.
И.И. Панченко разграничила детей с анартрией на три группы:
· дети с полным отсутствием голоса и речи;
· дети с наличием голосовых реакций;
· дети со слабовыраженной звукослоговой активностью.13
И.И.
Панченко отметила, что дети с анартрией
имели в основном смешанную неврологическую
симптоматику, демонстрировавшую грубую
патологию как центральных
2.5. Способы развития
речи при ДЦП
Несмотря на то, что патология развития речи встречается не у всех детей с ДЦП, частота ее настолько велика, что все дети с таким диагнозом нуждаются в профилактической логопедической работе уже на первом году жизни. В доречевой период логопедическая работа направлена на формирование предпосылок развития речи – создание оптимальных социальных условий, развитие сенсомоторной сферы ребенка, развитие и нормализацию сенсомоторной основы артикуляции.
На этом этапе, прежде всего, необходимо создать оптимальные социальные условия для развития речи ребенка. Нужно объяснить родителям, какие проблемы могут возникнуть при формировании речи и каковы последствия отклонений в ее развитии. Беседу следует проводить тактично, на доступном для родителей уровне, так, чтобы они, с одной стороны, осознавали необходимость систематического выполнения рекомендаций логопеда, а с другой стороны, подготовились к тому, что результаты работы могут быть и ниже ожидаемых.
Корректируя
отношение родителей к ребенку,
логопеду зачастую приходится выступать
в роли психолога. В первые годы жизни
ребенка подавляющее
Молодых
родителей часто беспокоит
Логопедическую работу в доречевом периоде желательно проводить при родителях, для того, чтобы они усваивали правильный стиль общения с ребенком, осваивали основные приемы работы, для самостоятельного проведения дополнительных занятий дома. Это обеспечит системность работы даже в случае вынужденных перерывов в работе логопеда.
С детьми раннего возраста на логопедических занятиях реализуются следующие направления работы:
1.
развитие коммуникативности
2.
стимуляция сенсомоторного
3.
формирование сенсомоторных
При
нормальном развитии процесс становления
первичной коммуникативной
Первоначально
потребность в общении с
У детей с ДЦП необходимо с первых дней целенаправленно формировать потребность в общении, используя различные средства коммуникации. Онтогенетически более ранними являются экспрессивно-мимические средства общения: взгляды, мимика, жесты, экспрессивные вокализации. С помощью этих средств взрослые выражают внимание и интерес к ребенку, доброжелательность и общее расположение.
Дети
с церебральным параличом, безусловно,
нуждаются в ситуативно-
По
мере овладения словарем становится возможным
переименование предмета в игре и – в
дальнейшем – полное замещение предмета
словом. Этот процесс тесно связан с развитием
абстрактного мышления и формированием
лексики. Для стимуляции данного процесса
необходим уже некоторый дефицит игровых
предметов, чтобы возникала необходимость
их замещения.
Заключение
Детский церебральный паралич - это тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования. Основным клиническим симптомом при детском церебральном параличе является нарушение зрения, слуха, речи, интеллекта. У некоторых детей наблюдаются судорожные синдромы.
В
настоящее время детский
В
отечественной клинической
- статистическая диплегия, при данной форме поражены ноги, однако ребенок может научиться частично обслуживать себя. Часто наблюдается задержка психического развития.
-
гемипаретическая форма
-
гиперкинетическая форма
-
атонически-астатическая форма
- двойная гемиплегия - самая тяжелая форма, наблюдаются тяжелые речевые нарушения, выраженное снижение интеллекта15.
У детей с церебральным параличом препятствует нормальному развитию познавательных способностей психоорганический синдром в виде астенических состояний, вегетативных, эмоциональных нарушений, инертности нервных процессов. Наиболее характерны задержки психического развития с точки зрения динамики различных видов мышления. У детей с церебральным параличом наблюдаются затруднения в формировании восприятия формы, соотнесения элементов в пространстве, в правильном восприятии пропорций и перспективы. Интеллектуальная недостаточность при детском церебральном параличе характеризуется недоразвитием пространственного гнозиса и праксиса, функций арифметического счета, страдает распознание и начертание букв.
При
детском церебральном параличе отмечается
определенная взаимосвязь двигательных
и речевых расстройств. Это проявляется
в общности нарушений скелетной и речевой
мускулатуры. Речевые нарушения у детей
с ДЦП включают: фонетико-фонематические,
которые проявляются в рамках различных
форм дизартрии; специфические особенности
усвоения лексической системы языка, обусловленные
спецификой самого заболевания; нарушения
грамматического строя речи, которые неразрывно
связаны с лексическими и фонетико-фонематическими
расстройствами, их формирование осуществляетсякак
единый неразрывный процесс; нарушения
формирования связной речи и понимания
речевого сообщения, которые имеют некоторую
специфику при разных формах церебрального
паралича; все формы дисграфии и дислексии.
Список используемой
литературы