Интегрированные уроки изо и развития речи в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить эффективность и целесообразность использования
интегрированных уроков развития речи и изобразительного искусства в
начальной школе.
Задачи:
- Показать значимость такого типа интеграции;
- Выявить возможность данного типа интеграции в школьной практике
исходя из содержания школьных программ.

Оглавление

Введение. 3


ГЛАВА I. Проблема межпредметных связей в психолого-педагогической и
методической литературе. 5

§ 1 Психологические основы межпредметных связей на уроках в начальной
школе. 5
§ 2 Использование межпредметных связей при интеграции уроков развития речи
и изобразительного искусства. 8
§ 3 Психологические основы художественного восприятия произведений
изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного
возраста. 13
§ 4 Выводы к I главе. 17

ГЛАВА II. Возможность и пути реализации интеграции изобразительного
искусства и развития речи в начальной школе. 18

§ 1 Анализ педагогического опыта учителей по проблеме интеграции
изобразительного искусства и развития речи в начальной школе. 18
§ 2 Анализ содержания программных материалов. 22
§ 3 Выводы ко II главе. 24

Заключение. 25


БИБЛИОГРАФИЯ. 26

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 173.00 Кб (Скачать)


МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                            РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

           НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

           ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

                               КУРСОВАЯ РАБОТА

             ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

 

 

 

                            ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ

        ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И РАЗВИТИЯ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

 

 

 

                                   Выполнил студент группы  п60а

                                       Шеренков Роман Николаевич

 

                                    Руководитель:  ассистент каф. ПиМНО

 

                                  Комолова Е. Г.

 

 

 

                          г. Нижневартовск 2000 г.

 

                                 Содержание

 

Введение.   3

 

 

ГЛАВА I. Проблема межпредметных связей  в психолого-педагогической и

методической литературе.     5

 

  § 1 Психологические основы межпредметных связей на уроках в начальной

  школе.    5

  § 2 Использование межпредметных связей при интеграции уроков развития речи

  и изобразительного искусства.    8

  § 3 Психологические основы художественного восприятия произведений

  изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного

  возраста. 13

  § 4 Выводы к I главе.      17

 

ГЛАВА II. Возможность и пути реализации интеграции изобразительного

искусства и развития речи в начальной школе. 18

 

  § 1 Анализ педагогического опыта учителей по проблеме интеграции

  изобразительного искусства и развития речи в начальной школе.     18

  § 2 Анализ содержания программных материалов.     22

  § 3 Выводы ко II главе.    24

 

Заключение. 25

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ.    26

 

 

 

                                  Введение.

 

 

      Система  уроков  развития   речи,   как   и   система   художественно-

эстетического  воспитания  школьника  —   два   взаимосвязанных   компонента

обучения, один из которых является в одно  и  тоже  самое  время  началом  и

продолжением другого. Речевое однообразие, бедность языковых  средств  может

свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также  о

неумении наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». В тоже  самое

время наблюдаются и  обратные  тенденции.  Задача  педагога  —  соединить  в

сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов, вернее, даже не  соединить,

а раскрыть их  взаимообусловленность,  что  самым  непосредственным  образом

будет способствовать гармоничному развитию личности младшего школьника.

      Данный тип интеграции  по  нашему  мнению  позволит  повысить  уровень

развития речевых умений и умений приобретаемых в процессе творческой  работы

у младших школьников.

      Анализ педагогической  периодики  дает  понять,  что  многие  педагоги

работали над использованием данного типа интеграции. В  статье  «Видеозапись

на уроках развития речи учащихся»1 автор ставит целью  статьи  -  рассказать

об использовании видеозаписи на уроках развития речи —  для  обучения  языку

как средству общения, воспитания речевой культуры, приобщения  к  искусству.

Статья  «Знакомство  с  изобразительным  фольклором  при  изучении   раздела

«Устное народное творчество» [1] знакомит читателя с мнением автора  о  том,

что мир устного фольклора не является чуждым изобразительному  фольклору,  а

очень близок к нему, порой даже отражён в  нём.  В  статье  «Интегрированный

цикл эстетических занятий в начальной школе» [2] автор говорит о том, что  в

условиях коренной перестройки всех сфер  жизнедеятельности  нашего  общества

особое значение приобретает эстетическое воспитание и развитие  подрастающих

поколений.

      Исходя из изучения данной  периодической  и  научной  литературы  было

сделано заключение об  актуальности  изучения  взаимосвязи  и  взаимовлияния

художественного творчества и речевого развития младшего школьника в  учебном

процессе.

      Цель изучения:

      -   выявить    эффективность    и    целесообразность    использования

интегрированных  уроков  развития  речи  и   изобразительного  искусства   в

начальной школе.

      Задачи:

      - Показать значимость такого типа интеграции;

      - Выявить возможность данного типа  интеграции  в  школьной  практике

        исходя из содержания школьных программ.

      Изучение особенностей, оптимальных условий, путей и средств  обучения,

развития и воспитания младших школьников на уроках развития речи при  помощи

реализации    взаимосвязи    с    изобразительным    искусством    позволили

сформулировать гипотезу исследования: использование  интегрированных  уроков

развития речи и ИЗО позволяет повысить уровень  развития  речевых  умений  и

творческих способностей у детей.

 

 

 

    ГЛАВА I. Проблема межпредметных связей  в психолого-педагогической и

                          методической литературе.

 

 

 

         § 1 Психологические основы межпредметных связей на уроках в

                              начальной школе.

 

 

      Психологические основы  межпредметных  связей  были  заложены  учением

академика  И.П.  Павлова  о  динамическом  стереотипе  и  второй  сигнальной

системе. Физиологическим  механизмом  усвоения  знаний  И.П.  Павлов  считал

образование в коре головного мозга сложных систем временных связей,  которые

он отождествлял с тем, что в психологическом плане ассоциации  —  это  связи

между  всеми  формами  отражения  объективной  действительности,  в   основе

которых лежат ощущения. «Все обучение заключается  в  образовании  временных

связей, — пишет он, — а это есть мысль, мышление, знание»[3].

      Как правило, предметы и явления реальной  действительности,  связанные

между собой цепью различных обстоятельств, предстают  взаимосвязанными  и  в

памяти человека. Встретившись с  одним  из  данных  предметов  или  явлений,

человек по ассоциации может вспомнить и другой предмет, связанный с  ним.  В

жизни каждого встречается случай,  когда  полностью  забывается  событие,  в

котором он принимал самое непосредственное участие. Но достаточно  напомнить

ему или вспомнить самому одно действующее лицо, как  все  событие  отчетливо

воспроизводится в памяти.

      Успех обучения во многом  будет  зависеть  от  количества  необходимых

взаимосвязанных фактов, событий, явлений, помогающих  развивать  способности

воспитанников  быстро  и  точно  воспроизводить  в  памяти  ранее  усвоенные

знания. В формировании этой  способности  межпредметным  связям  принадлежит

важная роль.

      Всякое обучение сводится к образованию новых связей, ассоциаций. Новые

знания вступают в  многообразные  связи  (ассоциации)  с  уже  имеющимися  в

сознании сведениями, которые были получены в результате обучения и опыта.  В

свое  время Л.С. Выготский в работе «Исследование развития  научных  понятий

в детском возрасте» писал, что «всякая новая ступень  в  развитии  обобщения

опирается на обобщение  предшествующих  ступеней.  Новая  ступень  обобщения

возникает  не  иначе,  как  на   основе   предыдущей»[4].   Л.С.   Выготский

экспериментально установил, что  предшествующая  мыслительная  деятельность,

способствовавшая формированию обобщений, «не  аннулируется  и  не  пропадает

зря, но включается и входит  в  качестве  необходимой  предпосылки  в  новую

работу мысли».

      Таким образом, необходимость межпредметных связей  заключена  в  самой

природе   мышления,   диктуется   объективными   законами   высшей   нервной

деятельности, законами психологии и физиологии.

       Многочисленные исследования психологов подтвердили и конкретизировали

положение И.М. Сеченова, высказанное им в работе  «Элементы  мысли»:  «Через

голову человека в течение всей  его  жизни  не  проходит  ни  единой  мысли,

которая не создалась бы из элементов, зарегистрированных в памяти. Даже  так

называемые новые мысли, лежащие в основе  научных  открытий,  не  составляют

исключения из этого правила» [5].

      Психологи установили, что все воспринимаемое человеком оставляет следы

в коре больших полушарий головного мозга. Эти  следы  не  бездействуют.  Они

способствуют  возникновению  возбуждения  и   тогда,   когда   раздражитель,

оставивший  след,  отсутствует.  Поэтому  человеческая  память   не   только

запоминает и сохраняет  знания,  усвоенные  ранее,  но  и  воспроизводит  их

тогда, когда это требуется.

      На основании этих особенностей обучение и должно быть построено  таким

образом, чтобы  формировать  у  учащихся  способность  воспроизводить  ранее

усвоенные знания для лучшего  запоминания  нового  материала.  Предметы  или

явления,  взаимосвязанные  в  природе,  связываются  и  в  памяти  человека.

Способность памяти запоминать новое на основе  ранее  известного  не  должна

ограничиваться лишь  внутрипредметными  связями,  межпредметные  связи  дают

возможность взглянуть на предмет с разных  сторон  и  прочнее  запомнить  на

основе межсистемных ассоциаций весь предмет  или  явление  действительности.

Важнейшими характеристиками запоминания  следует  считать  приемы  смысловой

группировки  учебного  материала  и  выделение  смысловых  опорных  пунктов,

смыслового  соотношения  того,  что  усваивается  в  связи  с  чем-либо  уже

известным.

      На этом  основании  можно  прийти  к  выводу,  что  овладение  приемом

переноса знаний одного предмета при усвоении  другого  вносит  в  аналитико-

синтетическую деятельность учащихся  большую  целенаправленность  в  решении

определенных задач,  повышает  активность  самостоятельных  методов  работы,

обеспечивает  лучшую  организацию  мыслительной  деятельности  и,   наконец,

вырабатывает логическую  последовательность  в  решении  как  общих,  так  и

частных задач

      Естественно, что реализация межпредметных связей не может решить  всех

сложных  задач  обучения.  Поэтому  активная  работа  каждого   учителя   по

усилению, расширению и углублению межпредметных  связей  является  одним  из

важных  путей  в  комплексном  решении   проблем   обучения   и   воспитания

школьников, формирования у них диалектического образа мышления.

 

§ 2 Использование межпредметных связей при интеграции уроков развития речи

                        и изобразительного искусства.

 

 

      Систематическое развитие педагогически  целесообразных  взаимодействий

между разделами учебных  предметов  изобразительного  искусства  и  развития

речи – одно  из  необходимых  условий  развития  художественного  творчества

школьников    [6].     Обеспечение     систематического     функционирования

внутрипредметных  и  межпредметных  связей  позволяет  создавать   целостную

систему развития у школьников художественно-творческой активности. При  этом

важно отметить, что межпредметные  связи  в  рамках  традиционного  учебного

плана являются первой ступенькой к интегрированному обучению.[7]

      Проблема интеграции актуализирует прежде всего универсальные понятия и

категории, присущие всем  видам  искусства.  Школьные  курсы  по  искусству,

построенные  на  интегративной  основе,  помогают  в   поиске   гармонизации

информационно-логической  и  эмоционально  образной  сторон  художественного

образования,  активному  формированию  творческой   личности,   эффективному

сочетанию индивидуальных форм  работы  с  коллективными,  созданию  подлинно

творческой атмосферы  на  уроках.  Развитие  личности  средствами  искусства

содействует формированию целостного  мироощущения,  созданию  нравственно  и

эстетически полноценной среды общения с искусством во всем многообразии  его

видов.[8]

      Особенно  эффективно   использование   межпредметных   связей   уроков

изобразительного  искусства  с  уроками  развития   речи,   которые   должны

обеспечить развитие комплекса речевых умений и  художественных  способностей

у учащихся.

      В психике ребенка обнаруживаются важнейшие  характеристики  творческой

личности. И все же  ставить  знак  равенства  между  творческой  активностью

детей и творчеством в контексте  человеческой  культуры  ни  в  коем  случае

нельзя, впрочем, так же как нельзя недооценивать  эти  творческие  потенции.

Великое педагогическое умение и искусство  как  раз  и  заключаются  в  том,

чтобы  тонко  соединить  живую  непосредственность   видения,   переживания,

мышления  ребенка  с  направленным  освоением  знаний,   навыков,   способов

постижения  действительности.  Саморазвитие  ребенка   и   осуществление   в

педагогических  действиях  определенных,  сознательно   поставленных   целей

должны органически слиться.

      Культура  речи  не  ограничивается  грамотностью  письма,   правильным

произношением, в языке передается не  только  логическое  содержание,  но  и

эстетическое  впечатление.   Обучаясь   языку,   дети   должны   все   яснее

представлять себе, что грамматика нужна не только для того,  чтобы  грамотно

писать,  а  что  грамматические  явления,  отражая   закономерности   языка,

присутствуют  в  художественных   произведениях,   произведениях   народного

Информация о работе Интегрированные уроки изо и развития речи в начальной школе