Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:35, курсовая работа
Цель: выявить эффективность и целесообразность использования
интегрированных уроков развития речи и изобразительного искусства в
начальной школе.
Задачи:
- Показать значимость такого типа интеграции;
- Выявить возможность данного типа интеграции в школьной практике
исходя из содержания школьных программ.
Введение. 3
ГЛАВА I. Проблема межпредметных связей в психолого-педагогической и
методической литературе. 5
§ 1 Психологические основы межпредметных связей на уроках в начальной
школе. 5
§ 2 Использование межпредметных связей при интеграции уроков развития речи
и изобразительного искусства. 8
§ 3 Психологические основы художественного восприятия произведений
изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного
возраста. 13
§ 4 Выводы к I главе. 17
ГЛАВА II. Возможность и пути реализации интеграции изобразительного
искусства и развития речи в начальной школе. 18
§ 1 Анализ педагогического опыта учителей по проблеме интеграции
изобразительного искусства и развития речи в начальной школе. 18
§ 2 Анализ содержания программных материалов. 22
§ 3 Выводы ко II главе. 24
Заключение. 25
БИБЛИОГРАФИЯ. 26
межпредметных связей позволяет создавать целостную систему развития у
школьников художественно-творческой активности.
Все многообразное воздействие искусства протекает в процессе
восприятия его произведений. Эффективность этого воздействия находится в
прямой зависимости от культуры художественного восприятия. Восприятие
литературного текста и произведений искусства неразрывно связано и во
многом дополняет друг друга
Спецефические приемы обучения для интегрированных уроков находятся в
стадии разработки и говорить об их разнообразии еще рано.
ГЛАВА II. Возможность и пути реализации интеграции изобразительного
искусства и развития речи в начальной школе.
§ 1 Анализ педагогического опыта учителей по проблеме интеграции
изобразительного искусства и развития речи в начальной школе.
В этом параграфе мы рассмотрим приемы работы педагогов, опубликованные
в журналах «Русский язык в школе» и «Начальная школа» за последние 5-6 лет.
В статье «Видеозапись на уроках развития речи учащихся»[11] автор
ставит целью статьи - рассказать об использовании видеозаписи на уроках
развития речи — для обучения языку как средству общения, воспитания речевой
культуры, приобщения к искусству.
В статье подробно рассматриваются в качестве примера три видеофильма:
1. «В гости к дымке» — материалы для описания произведения народного
творчества—дымковской игрушки
2. «Что может быть интереснее человеческого лица!» — материал для
описания детского портрета из коллекции Ярославского художественного музея;
3. «Просто все, а как для сердца много...» — материал для описания
памятника архитектуры — церкви Ильи Пророка в Ярославле и для описания
интерьера, фресок этого храма.
Хотя видеоматериалы, описанные в данной статье, предназначены для
учащихся средней школы, подобный вид работы можно использовать и в
начальной школе, подобрав адаптированные для младшего школьного возраста
видеосюжеты.
Статья «Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела
«Устное народное творчество» [12] знакомит читателя с мнением автора о том,
что мир устного фольклора не является чуждым изобразительному фольклору, а
очень близок к нему, порой даже отражён в нём.
Автор предлагает после прочтения детьми какого-либо произведения с
описанием быта русского народа попросить их рассказать, какие предметы из
этих произведений есть у них дома. Это будет для детей своеобразным
открытием искусства.
В статье «Устное народное творчество и изобразительное искусство»[13]
автор отмечает, что раздел «Устное народное творчество» в учебнике по
чтению «Родная речь»[14] для учащихся начальной школы представлен народными
песнями, небылицами, сказками. Вполне естественно, считает автор, что
различные виды народного искусства, возникавшие в народной среде, были
близки по содержанию и эстетическим принципам. Поэтому мотивы вышивки с их
композиционной ясностью и величавостью образов сопоставимы с размеренным
складом былин, а легкий, ритмический узор берестяных туесков с песенными
мелодия ми, имеющими свои ритмические повторы.
Автор утверждает, что художественные впечатления учащихся обогатятся,
если наряду с иллюстрациями в учебнике, они познакомятся с подлинными
произведениями художников и народных мастеров в экспозициях и фондах
местных художественных и краеведческих музеев. Они могут явиться тем
критерием подлинной художественности произведения, который поможет учащимся
выработать умение самостоятельно и верно оценивать многие явления
сегодняшней художественной жизни.
В статье «Интеграция учебных занятий в начальной школе»[15] автор
детально рассматривает понятие интеграции. Интеграционные связи между
предметами начальной школы мало разработаны, изложены противоречиво; много
разногласий среди ученых в понимании сущности этих связей.
Автор считает, что если учебный материал по курсу чтения — ИЗО
рационально сгруппировать и соответствующим образом его изучить, то это
будет способствовать систематизации знаний, школьники лучше усвоят
содержание учебного материала, смогут гораздо легче и свободнее излагать
изученный материал.
В статье «Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и
красок весны»[16] автор приводит фрагмент урока чтения в 3 классе, одной из
целей которого является: осуществить связь содержания уроков чтения с
произведениями, рекомендуемыми для внеклассного чтения, с изобразительным
искусством. В уроке удачно реализованы межпредметные связи (чтение –
изобразительное искусство).
В статье «Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной
школе». [17] автор говорит о том, что в жизнедеятельности нашего общества
особое значение приобретает эстетическое воспитание. Именно посредством
искусства осуществляется в основном передача духовного опыта человечества,
несущего с собой то главное, что способствует восстановлению связей между
поколениями. Искусство помогает учащимся построить целостную картину
окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных жизненных
ситуациях. Эстетическое воспитание и образование начинать играть особо
важную роль при переходе от педагогики знаний, умений и навыков к
педагогике развития.
Интегрированный курс, который охватывает следующие предметы -
литературное чтение, изобразительное искусство и музыку, имеет общие для
каждого из них цели, не нарушает принципов дидактики, сохраняет специфику
разных видов искусств, учитывает возрастные и индивидуальные особенности
учащихся, фокусируется в целом на познании детьми действительности, на
полноценном восприятии красоты окружающего мира.
Интегрированный эстетический курс был апробирован автором на базе
школы-лаборатории №351 Москвы. Тематическое планирование данного
интегрированного курса для учащихся 1-1V классов общеобразовательной школы
составлено на учебный год из расчета 1 часа в неделю.
§ 2 Анализ содержания программных материалов.
В настоящее время в общеобразовательных учреждениях системный подход
к эстетическому воспитанию и образованию осуществляется в процессе
преподавания таких дисциплин, как «Изобразительное искусство», «Музыка»,
«Мировая художественная культура», а также с помощью различных
факультативов, кружков по изучению искусства и других форм дополнительного
эстетического образования и воспитания. Базисный учебный план позволяет
преподавать различные интегрированные курсы искусства, которые получили
широкое распространение во вновь открывающихся нестандартных типах учебных
заведений.[18]
В программе «Изобразительное искусство и художественный труд»
академика РАО Б.М.Неменского, ведущей задачей в преподавании
изобразительного искусства является задача формирования у учащихся
нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и
в искусстве.[19] Это становится возможным только если удастся закрепить в
сознании ребенка понимания прочной связи искусств с его личным миром, с
миром мыслей и чувств каждого человека, сказано там же. Любые иные задачи
обучения искусству вытекают из этой и должны соотноситься с ней. Одним из
важных методических аспектов программы выделяется «Сочетание
изобразительного с музыкой и литературой»[20]. Связь с поэзией и музыкой
позволяет образнее раскрыть тему урока. В программе приводится перечень не
только зрительного, но литературного и музыкального ряда.
Как пример можно взять урок 1 в 1 четверти 3 класса[21]. Тема урока
«Твои игрушки». Дети в знакомстве с игрушкой познают значение ее в жизни
(ритуальное, как атрибут праздника, игровые объекты). На уроке учитель
использует пословицы, поговорки, фольклор, русские народные сказки. На
других уроках учителю даются рекомендации в использовании программных
рассказов М. Пришвина, стихов С. Есенина. Это дает хороший материал для
проведения интегрированных уроков с уроками чтения.
В программе «Изобразительное искусство» члена - корреспондента РАО,
доктора педагогических наук В. С. Кузина, главной целью художественного
образования ставится цель формирования духовной культуры личности,
приобщения к общечеловеческим ценностям, овладения национальным культурным
наследием[22]. В основу программы включена система межпредметных связей с
чтением и русским языком, что по мнению авторов позволяет почуствовать
практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с
жизнью. Предусмотрена работа по иллюстрированию литературных произведений,
входящих в программные материалы по чтению. Содержание раздела
«Тематическое рисование и иллюстрирование» включает рисование на темы
окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование
повестей, рассказов, сказок, басен и других литературных произведений.
§ 3 Выводы ко II главе.
Изучение опыта работы учителей в изучаемой проблеме позволяет сделать
выводы, что проблема эта в настоящее время находится в стадии разработки,
ищутся новые пути ее решения, новые подходы к пониманию путей интеграции
изобразительного искусства и развития речи в начальной школе. Многие
учителя разрабатывают методики проведения таких занятий, опробируют их на
своих экспериментальных площадках. Многие из таких экспериментов дают очень
неплохие результаты.
В программных материалах по изобразительному искусству Б.М.
Неменского и В.С. Кузина есть много моментов сочетания изобразительного
искусства и литературы, причем эти программы позволяют проводить интеграцию
курса изобразительного искусства с курсом развития речи в начальной школе.
Элементы данной интеграции непосредственно заложены в изученные нами
программные материалы. Многие темы курса развития речи совпадают с темами
курса изобразительного искусства по своим целям, что говорит о возможности
их интеграции.
В процессе нашего исследования эффективности и целесообразности
использования интегрированных уроков развития речи и изобразительного
искусства в начальной школе мы проанализировали различные материалы по
данной проблеме и пришли к следующим выводам:
- необходимость межпредметных связей заключена в самой природе мышления,
диктуется объективными законами высшей нервной деятельности, законами
психологии и физиологии;
- обучение должно быть построено таким образом, чтобы формировать у
учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего
запоминания нового материала;
- систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий
между разделами учебных предметов изобразительного искусства и развития
речи – одно из необходимых условий развития комплекса речевых умений и
художественных способностей у учащихся;
- восприятие художественных произведений литературы и изобразительного
искусства носит схожую природу и дополняет друг друга;
- исходя из проанализированных передовых работ учителей многие из них
используют, и весьма успешно, данный тип интеграции;
- образовательные программы по изобразительному искусству и развитию речи
позволяют в полной мере использовать данный тип интеграции в учебном
процессе начальной школы;
- интеграция изобразительного искусства и развития речи в начальной школе
на практике используется не в полной мере, так как для этого многие
учителя недостаточно подготовлены в научном и методическом плане, что в
свою очередь требует более глубокой методической проработки
интегративных процессов между курсами изобразительного искусства и
развития речи в начальной школе.
БИБЛИОГРАФИЯ.
Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956.
Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.,
1981.
Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе.
// Начальная школа №1 1997
Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими
школьниками. Книга для учителя. М., 1991.
Лякишева Т.И., Маркевич Е.Ф. Интегрированнй урок по теме «Зима» с
использованием методов «театра педагогики». // Начальная школа №1 1995
Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к
учебным предметам. // Начальная школа №11 1995
Максимова З.Н. Знакомство
с изобразительным фольклором при изучении
раздела «Устное народное творчество». // Начальная школа №8 1993
Информация о работе Интегрированные уроки изо и развития речи в начальной школе