Интегрированные уроки изо и развития речи в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить эффективность и целесообразность использования
интегрированных уроков развития речи и изобразительного искусства в
начальной школе.
Задачи:
- Показать значимость такого типа интеграции;
- Выявить возможность данного типа интеграции в школьной практике
исходя из содержания школьных программ.

Оглавление

Введение. 3


ГЛАВА I. Проблема межпредметных связей в психолого-педагогической и
методической литературе. 5

§ 1 Психологические основы межпредметных связей на уроках в начальной
школе. 5
§ 2 Использование межпредметных связей при интеграции уроков развития речи
и изобразительного искусства. 8
§ 3 Психологические основы художественного восприятия произведений
изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного
возраста. 13
§ 4 Выводы к I главе. 17

ГЛАВА II. Возможность и пути реализации интеграции изобразительного
искусства и развития речи в начальной школе. 18

§ 1 Анализ педагогического опыта учителей по проблеме интеграции
изобразительного искусства и развития речи в начальной школе. 18
§ 2 Анализ содержания программных материалов. 22
§ 3 Выводы ко II главе. 24

Заключение. 25


БИБЛИОГРАФИЯ. 26

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

межпредметных  связей  позволяет  создавать  целостную  систему  развития  у

школьников художественно-творческой активности.

      Все  многообразное  воздействие   искусства   протекает   в   процессе

восприятия его произведений. Эффективность  этого  воздействия  находится  в

прямой  зависимости  от  культуры  художественного  восприятия.   Восприятие

литературного текста и  произведений  искусства  неразрывно  связано  и   во

многом дополняет друг друга

      Спецефические приемы обучения для интегрированных уроков  находятся  в

стадии разработки и говорить об их разнообразии еще рано.

 

 

     ГЛАВА II. Возможность и пути реализации интеграции изобразительного

                искусства и развития речи в начальной школе.

 

 

      § 1 Анализ педагогического опыта учителей по проблеме интеграции

        изобразительного искусства и развития речи в начальной школе.

 

 

      В этом параграфе мы рассмотрим приемы работы педагогов, опубликованные

в журналах «Русский язык в школе» и «Начальная школа» за последние 5-6 лет.

      В статье «Видеозапись на  уроках  развития  речи  учащихся»[11]  автор

ставит целью статьи - рассказать  об  использовании  видеозаписи  на  уроках

развития речи — для обучения языку как средству общения, воспитания  речевой

культуры, приобщения к искусству.

      В статье подробно рассматриваются в качестве примера три видеофильма:

      1. «В гости к дымке» — материалы для описания  произведения  народного

творчества—дымковской игрушки

      2. «Что может быть интереснее  человеческого  лица!»  —  материал  для

описания детского портрета из коллекции Ярославского художественного музея;

      3. «Просто все, а как для сердца много...»  —  материал  для  описания

памятника архитектуры — церкви Ильи  Пророка  в  Ярославле  и  для  описания

интерьера, фресок этого храма.

      Хотя видеоматериалы, описанные  в  данной  статье,  предназначены  для

учащихся  средней  школы,  подобный  вид  работы  можно  использовать  и   в

начальной школе, подобрав адаптированные  для  младшего  школьного  возраста

видеосюжеты.

      Статья «Знакомство с изобразительным фольклором при  изучении  раздела

«Устное народное творчество» [12] знакомит читателя с мнением автора о  том,

что мир устного фольклора не является чуждым изобразительному  фольклору,  а

очень близок к нему, порой даже отражён в нём.

      Автор предлагает после прочтения  детьми  какого-либо  произведения  с

описанием быта русского народа попросить их рассказать,  какие  предметы  из

этих произведений  есть  у  них  дома.  Это  будет  для  детей  своеобразным

открытием искусства.

      В статье «Устное народное творчество и изобразительное  искусство»[13]

автор отмечает, что  раздел  «Устное  народное  творчество»  в  учебнике  по

чтению «Родная речь»[14] для учащихся начальной школы представлен  народными

песнями,  небылицами,  сказками.  Вполне  естественно,  считает  автор,  что

различные виды народного  искусства,  возникавшие  в  народной  среде,  были

близки по содержанию и эстетическим принципам. Поэтому мотивы вышивки  с  их

композиционной ясностью и величавостью  образов  сопоставимы  с  размеренным

складом былин, а легкий, ритмический узор  берестяных  туесков  с  песенными

мелодия ми, имеющими свои ритмические повторы.

      Автор утверждает, что художественные впечатления учащихся  обогатятся,

если наряду с  иллюстрациями  в  учебнике,  они  познакомятся  с  подлинными

произведениями  художников  и  народных  мастеров  в  экспозициях  и  фондах

местных  художественных  и  краеведческих  музеев.  Они  могут  явиться  тем

критерием подлинной художественности произведения, который поможет  учащимся

выработать  умение  самостоятельно  и   верно   оценивать   многие   явления

сегодняшней художественной жизни.

      В статье «Интеграция учебных  занятий  в  начальной  школе»[15]  автор

детально  рассматривает  понятие  интеграции.  Интеграционные  связи   между

предметами начальной школы мало разработаны, изложены  противоречиво;  много

разногласий среди ученых в понимании сущности этих связей.

      Автор считает, что если  учебный  материал  по  курсу  чтения  —   ИЗО

рационально сгруппировать и соответствующим  образом  его  изучить,  то  это

будет  способствовать  систематизации   знаний,   школьники   лучше   усвоят

содержание учебного материала, смогут гораздо  легче  и  свободнее  излагать

изученный материал.

      В статье «Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в  мир  звуков  и

красок весны»[16] автор приводит фрагмент урока чтения в 3 классе, одной  из

целей которого  является:  осуществить  связь  содержания  уроков  чтения  с

произведениями, рекомендуемыми для внеклассного  чтения,  с  изобразительным

искусством.  В  уроке  удачно  реализованы  межпредметные  связи  (чтение  –

изобразительное искусство).

      В  статье  «Интегрированный  цикл  эстетических  занятий  в  начальной

школе». [17] автор говорит о том, что в  жизнедеятельности  нашего  общества

особое значение  приобретает  эстетическое  воспитание.  Именно  посредством

искусства осуществляется в основном передача духовного  опыта  человечества,

несущего с собой то главное, что способствует  восстановлению  связей  между

поколениями.  Искусство  помогает  учащимся  построить   целостную   картину

окружающего мира, облегчает принятие правильного решения в разных  жизненных

ситуациях. Эстетическое  воспитание  и  образование  начинать  играть  особо

важную  роль  при  переходе  от  педагогики  знаний,  умений  и  навыков   к

педагогике развития.

      Интегрированный  курс,  который  охватывает   следующие   предметы   -

литературное чтение, изобразительное искусство и  музыку,  имеет  общие  для

каждого из них цели, не нарушает принципов  дидактики,  сохраняет  специфику

разных видов искусств, учитывает  возрастные  и  индивидуальные  особенности

учащихся, фокусируется в  целом  на  познании  детьми  действительности,  на

полноценном восприятии красоты окружающего мира.

      Интегрированный эстетический курс  был  апробирован  автором  на  базе

школы-лаборатории   №351   Москвы.   Тематическое    планирование    данного

интегрированного курса для учащихся 1-1V классов  общеобразовательной  школы

составлено на учебный год из расчета 1 часа в неделю.

 

 

 

                § 2 Анализ содержания программных материалов.

 

 

      В настоящее время в общеобразовательных учреждениях  системный  подход

к  эстетическому  воспитанию  и  образованию   осуществляется   в   процессе

преподавания таких дисциплин,  как  «Изобразительное  искусство»,  «Музыка»,

«Мировая   художественная   культура»,   а   также   с   помощью   различных

факультативов, кружков по изучению искусства и других  форм  дополнительного

эстетического образования и  воспитания.  Базисный  учебный  план  позволяет

преподавать различные  интегрированные  курсы  искусства,  которые  получили

широкое распространение во вновь открывающихся нестандартных  типах  учебных

заведений.[18]

      В  программе  «Изобразительное  искусство   и   художественный   труд»

академика   РАО   Б.М.Неменского,    ведущей    задачей    в    преподавании

изобразительного  искусства  является   задача   формирования   у   учащихся

нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни  и

в искусстве.[19] Это становится возможным только если  удастся  закрепить  в

сознании ребенка понимания прочной связи искусств  с  его  личным  миром,  с

миром мыслей и чувств каждого человека, сказано там же.  Любые  иные  задачи

обучения искусству вытекают из этой и должны соотноситься с  ней.  Одним  из

важных    методических    аспектов    программы    выделяется     «Сочетание

изобразительного с музыкой и литературой»[20].  Связь с  поэзией  и  музыкой

позволяет образнее раскрыть тему урока. В программе приводится  перечень  не

только зрительного, но литературного и музыкального ряда.

      Как пример можно взять урок 1 в 1 четверти 3  класса[21].  Тема  урока

«Твои игрушки». Дети в знакомстве с игрушкой познают  значение  ее  в  жизни

(ритуальное, как атрибут  праздника,  игровые  объекты).  На  уроке  учитель

использует пословицы,  поговорки,  фольклор,  русские  народные  сказки.  На

других  уроках  учителю  даются  рекомендации  в  использовании  программных

рассказов М. Пришвина, стихов С. Есенина.  Это  дает  хороший  материал  для

проведения интегрированных уроков с уроками чтения.

      В программе «Изобразительное искусство» члена  -  корреспондента  РАО,

доктора педагогических наук В.  С.  Кузина,  главной  целью  художественного

образования  ставится  цель   формирования   духовной   культуры   личности,

приобщения к общечеловеческим ценностям, овладения  национальным  культурным

наследием[22]. В основу программы включена система  межпредметных  связей  с

чтением и русским языком,  что  по  мнению  авторов  позволяет  почуствовать

практическую направленность уроков изобразительного искусства,  их  связь  с

жизнью. Предусмотрена работа по иллюстрированию  литературных  произведений,

входящих   в   программные   материалы   по   чтению.   Содержание   раздела

«Тематическое  рисование  и  иллюстрирование»  включает  рисование  на  темы

окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению  и  иллюстрирование

повестей, рассказов, сказок, басен и других литературных произведений.

 

 

 

                           § 3 Выводы ко II главе.

 

 

      Изучение опыта работы учителей в изучаемой проблеме позволяет  сделать

выводы, что проблема эта в настоящее время находится  в  стадии  разработки,

ищутся новые пути ее решения, новые подходы  к  пониманию  путей  интеграции

изобразительного  искусства  и  развития  речи  в  начальной  школе.  Многие

учителя разрабатывают методики проведения таких занятий,  опробируют  их  на

своих экспериментальных площадках. Многие из таких экспериментов дают  очень

неплохие результаты.

       В  программных  материалах   по   изобразительному   искусству   Б.М.

Неменского и В.С. Кузина  есть  много  моментов  сочетания  изобразительного

искусства и литературы, причем эти программы позволяют проводить  интеграцию

курса изобразительного искусства с курсом развития речи в  начальной  школе.

Элементы  данной  интеграции  непосредственно  заложены  в  изученные   нами

программные материалы. Многие темы курса развития речи  совпадают  с  темами

курса изобразительного искусства по своим целям, что говорит  о  возможности

их интеграции.

 

 

 

                                 Заключение.

 

      В  процессе  нашего  исследования  эффективности  и   целесообразности

использования  интегрированных  уроков  развития  речи  и   изобразительного

искусства в начальной  школе  мы  проанализировали  различные  материалы  по

данной проблеме и пришли к следующим выводам:

  - необходимость межпредметных связей заключена в самой природе  мышления,

    диктуется объективными законами высшей нервной  деятельности,  законами

    психологии и физиологии;

  -  обучение должно быть построено  таким  образом,  чтобы  формировать  у

    учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для  лучшего

    запоминания нового материала;

  - систематическое развитие  педагогически  целесообразных  взаимодействий

    между разделами учебных предметов изобразительного искусства и развития

    речи – одно из необходимых условий развития комплекса речевых умений  и

    художественных способностей у учащихся;

  - восприятие художественных произведений  литературы  и  изобразительного

    искусства носит схожую природу и дополняет друг друга;

  - исходя из проанализированных передовых работ  учителей  многие  из  них

    используют, и весьма успешно, данный тип интеграции;

  - образовательные программы по изобразительному искусству и развитию речи

    позволяют в полной мере использовать данный тип  интеграции  в  учебном

    процессе начальной школы;

  - интеграция изобразительного искусства и развития речи в начальной школе

    на практике используется не в полной мере, так  как  для  этого  многие

    учителя недостаточно подготовлены в научном и методическом плане, что в

    свою   очередь   требует   более   глубокой   методической   проработки

    интегративных процессов  между  курсами  изобразительного  искусства  и

    развития речи в начальной школе.

 

  БИБЛИОГРАФИЯ.

 

 

Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956.

Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.,

1981.

Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе.

// Начальная школа №1 1997

Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими

школьниками. Книга для учителя. М., 1991.

Лякишева Т.И., Маркевич Е.Ф. Интегрированнй урок по теме «Зима» с

использованием методов «театра педагогики». // Начальная школа №1 1995

Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к

учебным предметам. // Начальная школа №11 1995

Максимова З.Н. Знакомство

с изобразительным фольклором при изучении

раздела «Устное народное творчество». // Начальная школа №8 1993

Информация о работе Интегрированные уроки изо и развития речи в начальной школе