Интегрированные уроки изо и развития речи в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель: выявить эффективность и целесообразность использования
интегрированных уроков развития речи и изобразительного искусства в
начальной школе.
Задачи:
- Показать значимость такого типа интеграции;
- Выявить возможность данного типа интеграции в школьной практике
исходя из содержания школьных программ.

Оглавление

Введение. 3


ГЛАВА I. Проблема межпредметных связей в психолого-педагогической и
методической литературе. 5

§ 1 Психологические основы межпредметных связей на уроках в начальной
школе. 5
§ 2 Использование межпредметных связей при интеграции уроков развития речи
и изобразительного искусства. 8
§ 3 Психологические основы художественного восприятия произведений
изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного
возраста. 13
§ 4 Выводы к I главе. 17

ГЛАВА II. Возможность и пути реализации интеграции изобразительного
искусства и развития речи в начальной школе. 18

§ 1 Анализ педагогического опыта учителей по проблеме интеграции
изобразительного искусства и развития речи в начальной школе. 18
§ 2 Анализ содержания программных материалов. 22
§ 3 Выводы ко II главе. 24

Заключение. 25


БИБЛИОГРАФИЯ. 26

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

творчества,  в  статьях,  что  писатель  пользуется   ими   как   средствами

изобразительности.

      Реализации взаимосвязи  развития  речи  и  художественного  творчества

детей служит рациональная  организация  активной  деятельности  учащихся  на

уроке.  Взаимосвязанное  обучение  возбуждает  интерес  к  знанию.  Глубокий

интерес формируется  под  воздействием,  как  содержания  материала,  так  и

приемов, которые  заставляют  учащихся  думать,  совершать  поиск.  Свойства

искусства слова и особое качество словесного образа яснее  предстанут  перед

младшими  школьниками  в  сопоставлении   со   спецификой   изобразительного

искусства, а разнообразный художественный контекст  создаст  условия,  когда

четче выявляется специфическая  природа  искусства  как  такового.  Изучение

таких понятий,  как  образ  и  образность,  тема,  идея,  композиция,  стиль

сегодня необходимо  осуществлять  только  при  широком  привлечении  знаний,

приобретенных   на   уроках   изобразительного   искусства,    в    процессе

индивидуального и  коллективного,  внеклассного  и  внешкольного  общения  с

искусством.

      В   современной   педагогической    практике    широко    используется

иллюстративный  принцип  для  активизации  взаимосвязи   с   изобразительным

искусством в процессе приобщения  школьника  к  речевой  культуре.  В  целях

более глубокого и творческого освоения речевых  навыков  учитель  привлекает

произведения  изобразительного  искусства.  Иллюстративный  принцип   широко

распространен в практике.

      Активизация взаимосвязи с изобразительным искусством  и  использование

комплекса искусств в учебно-воспитательной работе на  уроках  развития  речи

позволяет:

    - формировать высокую языковую культуру и внутренне единое художественно-

      эстетическое сознание;

    - формировать творческий подход к языковому образованию;

    - глубоко понимать изучаеме;

    -  установливать   органическую   связь   между   искусством   слова   и

      изобразительным искусством и более основательно  понимать  особенности

      каждого из них.

      Таким образом именно  в  условиях  взаимосвязи  языкового  обучения  и

художественного творчества более успешно формируется не только  определенный

комплекс речевых умений у ребёнка, но и полноценная «культурная личность».

      Для того чтобы с наименьшими затратами  времени  включать  учащихся  в

активное восприятие знаний с помощью межпредметных связей, следует  овладеть

несложными методическими  приемами,  которые  уже  сложились  в  практике  и

получили признание ученых. К этим приемам относятся: напоминание,  задачи  и

вопросы  на  межпредметной  основе,  а  также  другие  общепринятые   методы

обучения.

      Методический прием напоминание (припоминание) строится на  основе  как

внутрипредметных, так и межпредметных связей и дает  заметные  положительные

результаты в обучении. И более  действенным  становится  этот  прием,  когда

привлекаются знания из смежных дисциплин.  Такое  припоминание  разнообразит

подготовку учащихся к восприятию нового, расширяет  возможности  активизации

учеников, способствует созданию  условий  для  самостоятельного  мышления  в

процессе усвоения  вновь  изучаемой  темы.  Стимулирование  припоминания  не

только  подготавливает   восприятие,   но   и   способствует   устойчивости,

целенаправленности и сосредоточенности внимания.

      Учащиеся вначале затрудняются самостоятельно применить ранее усвоенные

знания в новых  условиях,  на  уроках  других  предметов.  Поэтому  наиболее

экономным  путем   воспроизведения   знаний   смежных   предметов   является

напоминание учителем того, что уже известно учащимся.

      Подготовка направленности внимания  учащихся  ко  вновь  изучаемому  —

первостепенная задача напоминания, и решить ее можно  различными  способами:

сообщить учащимся  о  том,  что  данный  факт,  событие,  явление,  тема  им

известны из ранее изучаемого смежного предмета; поставить вопрос,  ответ  на

который требует припоминания материала смежного предмета;  дать  задание  на

припоминание   другой   дисциплины;   привлечь    известное    произведение,

художественный  образ,  событие  из  изученного  произведения  и,   наконец,

организовать сравнение, сопоставление материала различных предметов.

      В повседневной практике различные методические приемы по использованию

межпредметных  связей  широко  распространены  и   при   объяснении   нового

материала, особенно методом беседы. И это  вполне  естественно  потому,  что

беседа—такой метод обучения, при котором учитель, опираясь  на  имеющиеся  у

учащихся знания и практический опыт, пользуясь вопросами, подводит  учащихся

к пониманию и усвоению новых знаний.

      Непременное условие применения этого метода — наличие знаний из  ранее

пройденных тем данного  предмета,  других  учебных  дисциплин  и  жизненного

опыта учащихся.

      В процессе обучения учащиеся узнают много новых  фактов  и  положений,

выводов,  законов.  Чтобы  они  были  более  осознанно  и  прочно   усвоены,

необходима  систематическая  работа  по  закреплению  изученного  материала.

Закрепление  необходимо  и  для  того,  чтобы  учащиеся  могли  использовать

полученные знания и умения в дальнейшей учебной деятельности.

      Закрепление должно быть в то же время  и  одним  из  этапов  овладения

новыми знаниями: как правило, оно включает в  себя  вторичное  восприятие  и

осмысление изучаемого материала, укрепляет в сознании учащихся  те  следы  и

связи, которые образовались при первичном восприятии. И.  П.  Павлов  писал,

что вновь образованная связь в коре головного мозга обычно бывает  слабой  и

неустойчивой, и без своевременного повторения  вновь  образованных  путей  и

следов она может очень скоро нарушиться и даже исчезнуть совсем.

 

 

 

     § 3 Психологические основы художественного восприятия произведений

изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного возраста.

 

 

      Все  многообразное  воздействие   искусства   протекает   в   процессе

восприятия его произведений. Но эффективность этого воздействия находится  в

прямой зависимости от культуры художественного восприятия.

      Человеку  иногда,  когда  он  встречается  с  каким  либо  необычайным

явлением природы, которое ему удалось увидеть,  кажется:  «Вот  бы  художник

увидел и написал! Да ведь не поверит никто». Нам кажется что  только  здесь,

сейчас,  на  одно  мгновение  мир,  в  котором  мы   живем,   показал   свой

удивительный лик. На самом деле это мы отдали миру одно  мгновение  полного,

бескорыстного внимания. А развитое художественное восприятие всегда, или  по

крайней мере очень  часто,  бывает  таким.[9]  Исходя  из  этого  необходимо

открыть ребенку такую истину, что в природе не существует одинаковых  вещей.

Природа   окружающая   нас   богата   и   разнообразна,   и   для   развития

художественного восприятия нужно видеть природу во всем ее разнообразии.  Но

необходимо помнить о двух  моментах  художественного  восприятия,  одинаково

важных и на первый взгляд противоположных, на самом  деле  дополняющих  друг

друга: «нет в мире двух одинаковых предметов, все неповторимо  и  уникально,

и нет в мире двух предметов, до такой степени непохожих, чуждых друг  другу,

чтобы между ними не было  совсем  ничего  общего,  никакого  сходства  ни  в

чем»[10].

      Художественное восприятие выступает,  прежде  всего,  как  психический

процесс, который протекает под  непосредственным  воздействием  произведения

искусства.

      Главная   особенность    художественного    восприятия    произведений

изобразительного искусства -  необычайно  сложная  структура.  Главная  роль

принадлежит  здесь  интеллектуальному  постижению   значений   выразительно-

смысловых элементов произведения, в  которых  заложено  основное  содержание

художественных образов.

      Итог художественного восприятия выступает как многослойная  структура,

в которой взаимопроникают результаты перцептивных и интеллектуальных  актов,

постижения воплощенных в произведении  художественных  образов  и  активного

творческого овладения ими,  его  (произведения)  духовного  и  практического

воздействия.  Из  этого  вытекает  еще  одна   особенность   художественного

восприятия:  оно  требует  активной  работы  многих  механизмов  психики   —

непосредственно-отражательных   и   интеллектуальных,    репродуктивных    и

продуктивных, причем их соотношение на разных уровнях восприятия различно.

      Художественного восприятия протекает сложно. В  нем  различают  обычно

несколько  фаз  (или  стадий):  предкоммуникативную,  т.  е.  предшествующую

контакту ребенка с произведением и подготавливающую его  к  этому  контакту;

коммуникативную, объединяющую время этого контакта;  и  посткоммуникативную,

когда контакт уже прерван, а живое влияние произведения еще продолжается.

      Эту  стадию  можно  условно  назвать  художественным   последействием.

Главное в ней — подготовка психики к активному и  глубокому  художественному

постижению  произведении  искусства,  т.  е.  психологической  установки  на

художественное  восприятие.  Как  и  установка  на   создание   произведений

искусства, она бывает и общей, и специальной, и частной.

      В  любой  психологической   установке,   так   или   иначе,   выражены

определенные  потребности   и   опыт   их   удовлетворения.   Художественная

потребность  личности  при   всей   своей   неоднозначности   выступает   на

поверхности, прежде всего как жажда художественного наслаждения.  Полученное

при частом общении с искусством,  оно  рождает  ожидание  радости  от  новых

встреч с ним, что, в свою  очередь,  вызывает  тягу  к  искусству,  активную

готовность к его  восприятию,  концентрацию  душевных  сил  для  предстоящей

встречи с ним. Так выступает на поверхности общая  установка  на  восприятие

художественных произведений.

      При   восприятии   произведений   литературы   смысл   восприятия   не

исчерпывается извлечением информации,  таящейся  в  этих  значениях,  оно  и

здесь носит духовно-практический характер, а потому, как и в  других  сферах

искусства, не может не  обладать  всеми  рассмотренными  выше  особенностями

художественного восприятия.

      Печатный текст должен привести ребёнка к живой речи, и он это  делает,

если  в  частом  пользовании  языком  одновременно  в   обеих   формах   его

материального  функционирования  в  психике  складывается   еще   один   ряд

ассоциаций:  между  изображением  слов  и  их  живым  звучанием.  Восприятие

литературного произведения, поэтому становится двухэтапным: на первом  этапе

ученик, читая печатный текст, переводит его мысленно  в  живую  речь  (этому

помогает  художественная  организация  словесного   материала).   Но   здесь

механизм художественного воздействия еще не работает. Он вступает в силу  на

втором  этапе,  где  происходит  своеобразная  перцепция  живой  речи  в  ее

акустической материи, но не  в  непосредственно-  отражательном  акте,  а  в

представлениях.

 

      Для  восприятия  на  втором  этапе  необходимы  не  только   жизненные

ассоциативные связи словесной речи, но и художественные,  складывающиеся  на

основе данной исторической  системы  художественной  организации  словесного

материала.  Сам  же  переход  с  первого  на  второй  этап  требует  большой

творческой  работы.  Творческий  характер   читательского   «переводческого»

труда,   кроме   всего    прочего,    наглядно    подтверждается    наличием

профессионального  исполнительства  и  в  сфере   литературы   —   искусства

художественного чтения.

      Восприятие литературного текста и  произведений  искусства  неразрывно

связано и  во многом дополняет  друг  друга,  что  говорит  о  том,  что  их

объединение, даже  в  небольшой  степени,  может  привести  к  положительным

результатам  в  свете  развития  у  ребенка  «полноценного»  художественного

восприятия как искусства слова, так и изобразительного искусства.

 

 

 

                            § 4 Выводы к I главе.

 

 

      Межпредметные связи — важнейший фактор оптимизации процесса  обучения,

повышения его результативности, устранения перегрузки учителей  и  учащихся.

Особое значение имеют межпредметные  связи  для  эффективного  использования

организационных форм обучения, а  также  целенаправленной  перестройки  всех

основных звеньев учебно-воспитательного процесса.

      Сейчас интеграция  искусств  используется  не  в  полной  мере.  Такая

ситуация требует определения  единой  внутренней  структуры  художественного

образования  в  целом,   создания   системы   художественного   образования,

пересмотра  содержания  образования   (знаний,   умений,   навыков,   уровня

творческого   развития   и   воспитанности),    постоянного    использования

межпредметных связей, активизации на уроках комплекса искусств.

      Систематическое развитие педагогически  целесообразных  взаимодействий

между разделами учебных  предметов  изобразительного  искусства  и  развития

речи – одно  из  необходимых  условий  развития  художественного  творчества

школьников Обеспечение систематического функционирования внутрипредметных  и

Информация о работе Интегрированные уроки изо и развития речи в начальной школе