Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 18:35, курсовая работа
Цель: выявить эффективность и целесообразность использования
интегрированных уроков развития речи и изобразительного искусства в
начальной школе.
Задачи:
- Показать значимость такого типа интеграции;
- Выявить возможность данного типа интеграции в школьной практике
исходя из содержания школьных программ.
Введение. 3
ГЛАВА I. Проблема межпредметных связей в психолого-педагогической и
методической литературе. 5
§ 1 Психологические основы межпредметных связей на уроках в начальной
школе. 5
§ 2 Использование межпредметных связей при интеграции уроков развития речи
и изобразительного искусства. 8
§ 3 Психологические основы художественного восприятия произведений
изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного
возраста. 13
§ 4 Выводы к I главе. 17
ГЛАВА II. Возможность и пути реализации интеграции изобразительного
искусства и развития речи в начальной школе. 18
§ 1 Анализ педагогического опыта учителей по проблеме интеграции
изобразительного искусства и развития речи в начальной школе. 18
§ 2 Анализ содержания программных материалов. 22
§ 3 Выводы ко II главе. 24
Заключение. 25
БИБЛИОГРАФИЯ. 26
творчества, в статьях, что писатель пользуется ими как средствами
изобразительности.
Реализации взаимосвязи развития речи и художественного творчества
детей служит рациональная организация активной деятельности учащихся на
уроке. Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к знанию. Глубокий
интерес формируется под воздействием, как содержания материала, так и
приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск. Свойства
искусства слова и особое качество словесного образа яснее предстанут перед
младшими школьниками в сопоставлении со спецификой изобразительного
искусства, а разнообразный художественный контекст создаст условия, когда
четче выявляется специфическая природа искусства как такового. Изучение
таких понятий, как образ и образность, тема, идея, композиция, стиль
сегодня необходимо осуществлять только при широком привлечении знаний,
приобретенных на уроках изобразительного искусства, в процессе
индивидуального и коллективного, внеклассного и внешкольного общения с
искусством.
В современной педагогической практике широко используется
иллюстративный принцип для активизации взаимосвязи с изобразительным
искусством в процессе приобщения школьника к речевой культуре. В целях
более глубокого и творческого освоения речевых навыков учитель привлекает
произведения изобразительного искусства. Иллюстративный принцип широко
распространен в практике.
Активизация взаимосвязи с изобразительным искусством и использование
комплекса искусств в учебно-воспитательной работе на уроках развития речи
позволяет:
- формировать высокую языковую культуру и внутренне единое художественно-
эстетическое сознание;
- формировать творческий подход к языковому образованию;
- глубоко понимать изучаеме;
- установливать органическую связь между искусством слова и
изобразительным искусством и более основательно понимать особенности
каждого из них.
Таким образом именно в условиях взаимосвязи языкового обучения и
художественного творчества более успешно формируется не только определенный
комплекс речевых умений у ребёнка, но и полноценная «культурная личность».
Для того чтобы с наименьшими затратами времени включать учащихся в
активное восприятие знаний с помощью межпредметных связей, следует овладеть
несложными методическими приемами, которые уже сложились в практике и
получили признание ученых. К этим приемам относятся: напоминание, задачи и
вопросы на межпредметной основе, а также другие общепринятые методы
обучения.
Методический прием напоминание (припоминание) строится на основе как
внутрипредметных, так и межпредметных связей и дает заметные положительные
результаты в обучении. И более действенным становится этот прием, когда
привлекаются знания из смежных дисциплин. Такое припоминание разнообразит
подготовку учащихся к восприятию нового, расширяет возможности активизации
учеников, способствует созданию условий для самостоятельного мышления в
процессе усвоения вновь изучаемой темы. Стимулирование припоминания не
только подготавливает восприятие, но и способствует устойчивости,
целенаправленности и сосредоточенности внимания.
Учащиеся вначале затрудняются самостоятельно применить ранее усвоенные
знания в новых условиях, на уроках других предметов. Поэтому наиболее
экономным путем воспроизведения знаний смежных предметов является
напоминание учителем того, что уже известно учащимся.
Подготовка направленности внимания учащихся ко вновь изучаемому —
первостепенная задача напоминания, и решить ее можно различными способами:
сообщить учащимся о том, что данный факт, событие, явление, тема им
известны из ранее изучаемого смежного предмета; поставить вопрос, ответ на
который требует припоминания материала смежного предмета; дать задание на
припоминание другой дисциплины; привлечь известное произведение,
художественный образ, событие из изученного произведения и, наконец,
организовать сравнение, сопоставление материала различных предметов.
В повседневной практике различные методические приемы по использованию
межпредметных связей широко распространены и при объяснении нового
материала, особенно методом беседы. И это вполне естественно потому, что
беседа—такой метод обучения, при котором учитель, опираясь на имеющиеся у
учащихся знания и практический опыт, пользуясь вопросами, подводит учащихся
к пониманию и усвоению новых знаний.
Непременное условие применения этого метода — наличие знаний из ранее
пройденных тем данного предмета, других учебных дисциплин и жизненного
опыта учащихся.
В процессе обучения учащиеся узнают много новых фактов и положений,
выводов, законов. Чтобы они были более осознанно и прочно усвоены,
необходима систематическая работа по закреплению изученного материала.
Закрепление необходимо и для того, чтобы учащиеся могли использовать
полученные знания и умения в дальнейшей учебной деятельности.
Закрепление должно быть в то же время и одним из этапов овладения
новыми знаниями: как правило, оно включает в себя вторичное восприятие и
осмысление изучаемого материала, укрепляет в сознании учащихся те следы и
связи, которые образовались при первичном восприятии. И. П. Павлов писал,
что вновь образованная связь в коре головного мозга обычно бывает слабой и
неустойчивой, и без своевременного повторения вновь образованных путей и
следов она может очень скоро нарушиться и даже исчезнуть совсем.
§ 3 Психологические основы художественного восприятия произведений
изобразительного искусства и литературы детьми младшего школьного возраста.
Все многообразное воздействие искусства протекает в процессе
восприятия его произведений. Но эффективность этого воздействия находится в
прямой зависимости от культуры художественного восприятия.
Человеку иногда, когда он встречается с каким либо необычайным
явлением природы, которое ему удалось увидеть, кажется: «Вот бы художник
увидел и написал! Да ведь не поверит никто». Нам кажется что только здесь,
сейчас, на одно мгновение мир, в котором мы живем, показал свой
удивительный лик. На самом деле это мы отдали миру одно мгновение полного,
бескорыстного внимания. А развитое художественное восприятие всегда, или по
крайней мере очень часто, бывает таким.[9] Исходя из этого необходимо
открыть ребенку такую истину, что в природе не существует одинаковых вещей.
Природа окружающая нас богата и разнообразна, и для развития
художественного восприятия нужно видеть природу во всем ее разнообразии. Но
необходимо помнить о двух моментах художественного восприятия, одинаково
важных и на первый взгляд противоположных, на самом деле дополняющих друг
друга: «нет в мире двух одинаковых предметов, все неповторимо и уникально,
и нет в мире двух предметов, до такой степени непохожих, чуждых друг другу,
чтобы между ними не было совсем ничего общего, никакого сходства ни в
чем»[10].
Художественное восприятие выступает, прежде всего, как психический
процесс, который протекает под непосредственным воздействием произведения
искусства.
Главная особенность художественного восприятия произведений
изобразительного искусства - необычайно сложная структура. Главная роль
принадлежит здесь интеллектуальному постижению значений выразительно-
смысловых элементов произведения, в которых заложено основное содержание
художественных образов.
Итог художественного восприятия выступает как многослойная структура,
в которой взаимопроникают результаты перцептивных и интеллектуальных актов,
постижения воплощенных в произведении художественных образов и активного
творческого овладения ими, его (произведения) духовного и практического
воздействия. Из этого вытекает еще одна особенность художественного
восприятия: оно требует активной работы многих механизмов психики —
непосредственно-отражательных
продуктивных, причем их соотношение на разных уровнях восприятия различно.
Художественного восприятия протекает сложно. В нем различают обычно
несколько фаз (или стадий): предкоммуникативную, т. е. предшествующую
контакту ребенка с произведением и подготавливающую его к этому контакту;
коммуникативную, объединяющую время этого контакта; и посткоммуникативную,
когда контакт уже прерван, а живое влияние произведения еще продолжается.
Эту стадию можно условно назвать художественным последействием.
Главное в ней — подготовка психики к активному и глубокому художественному
постижению произведении искусства, т. е. психологической установки на
художественное восприятие. Как и установка на создание произведений
искусства, она бывает и общей, и специальной, и частной.
В любой психологической установке, так или иначе, выражены
определенные потребности и опыт их удовлетворения. Художественная
потребность личности при всей своей неоднозначности выступает на
поверхности, прежде всего как жажда художественного наслаждения. Полученное
при частом общении с искусством, оно рождает ожидание радости от новых
встреч с ним, что, в свою очередь, вызывает тягу к искусству, активную
готовность к его восприятию, концентрацию душевных сил для предстоящей
встречи с ним. Так выступает на поверхности общая установка на восприятие
художественных произведений.
При восприятии произведений литературы смысл восприятия не
исчерпывается извлечением информации, таящейся в этих значениях, оно и
здесь носит духовно-практический характер, а потому, как и в других сферах
искусства, не может не обладать всеми рассмотренными выше особенностями
художественного восприятия.
Печатный текст должен привести ребёнка к живой речи, и он это делает,
если в частом пользовании языком одновременно в обеих формах его
материального функционирования в психике складывается еще один ряд
ассоциаций: между изображением слов и их живым звучанием. Восприятие
литературного произведения, поэтому становится двухэтапным: на первом этапе
ученик, читая печатный текст, переводит его мысленно в живую речь (этому
помогает художественная организация словесного материала). Но здесь
механизм художественного воздействия еще не работает. Он вступает в силу на
втором этапе, где происходит своеобразная перцепция живой речи в ее
акустической материи, но не в непосредственно- отражательном акте, а в
представлениях.
Для восприятия на втором этапе необходимы не только жизненные
ассоциативные связи словесной речи, но и художественные, складывающиеся на
основе данной исторической системы художественной организации словесного
материала. Сам же переход с первого на второй этап требует большой
творческой работы. Творческий характер читательского «переводческого»
труда, кроме всего прочего, наглядно подтверждается наличием
профессионального исполнительства и в сфере литературы — искусства
художественного чтения.
Восприятие литературного текста и произведений искусства неразрывно
связано и во многом дополняет друг друга, что говорит о том, что их
объединение, даже в небольшой степени, может привести к положительным
результатам в свете развития у ребенка «полноценного» художественного
восприятия как искусства слова, так и изобразительного искусства.
§ 4 Выводы к I главе.
Межпредметные связи — важнейший фактор оптимизации процесса обучения,
повышения его результативности, устранения перегрузки учителей и учащихся.
Особое значение имеют межпредметные связи для эффективного использования
организационных форм обучения, а также целенаправленной перестройки всех
основных звеньев учебно-воспитательного процесса.
Сейчас интеграция искусств используется не в полной мере. Такая
ситуация требует определения единой внутренней структуры художественного
образования в целом, создания системы художественного образования,
пересмотра содержания образования (знаний, умений, навыков, уровня
творческого развития и воспитанности), постоянного использования
межпредметных связей, активизации на уроках комплекса искусств.
Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий
между разделами учебных предметов изобразительного искусства и развития
речи – одно из необходимых условий развития художественного творчества
школьников Обеспечение систематического функционирования внутрипредметных и
Информация о работе Интегрированные уроки изо и развития речи в начальной школе