Формирование у младших школьников гигиенических представлений в процессе изучения предмета "Человек и мир"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить формы и методы формирования гигиенических представлений у детей младшего школьного возраста в процессе изучения темы «Организм человека» курса «Человек и мир».
Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:
• рассмотреть возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
• определить цели, задачи и содержание работы в процессе изучения темы «Организм человека»;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР» 6
1.1. Гигиеническое воспитание в целостном педагогическом процессе 6
1.2. Формы и методы обучения формирования гигиенических представлений младших школьников при изучении темы «Организм человека» курса «Человек и мир» 15
2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР» ВО 2 КЛАССЕ 31
2.1. Изучение гигиенических представлений второклассников 31
2.2. Формирование гигиенических представлений у учащихся младших классов 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 41

Файлы: 1 файл

18127_кр_формирование у младших школьников гигиенических представлений в процессе изученя предмета человек и мир2_16_05.03.2012.doc

— 964.50 Кб (Скачать)

Примерные вопросы и задания после чтения статьи: из чего состоит наша пища? В каких продуктах много белка? Для чего он нужен? Назовите продукты, которые содер­жат много углеводов? Какая роль углеводов в жизни орга­низма? Какие еще продукты снабжают организм энергией? Какие продукты содержат жиры? В чем много вита­минов? Минеральных веществ? Какие ты знаешь витами­ны? Минеральные вещества? Какова их роль?

Было бы хорошо на этом этапе использовать карточки с изображением разных продуктов в качестве раздаточного материала. А для обратной связи можно использовать кар­точку, изображающую здоровое питание, например, яблоко, а также карточку, символизирующую продукты, не полезные для здоровья. Дети могут придумать свой рису­нок с их изображением, названием.

Следующий этап урока можно посвятить правилам здо­рового питания, полезной для здоровья пище, умению выбирать пищу. Работу провести по группам (методика «Обучение сверстников»).

Первая группа готовит ситуации для обсуждения (методическое пособие); вторая — коллективную таблицу «Раскрашенные продукты» или «Что спрятать в продуктах»; третья — «Зеленые загадки»; четвертая — игру «Я выбираю»; пятая — игру «Попади» или другие игры.

Если позволяет время, можно провести краткую беседу о недоедании, переедании, диете; недоедание и перееда­ние вредны для здоровья. Как этого избежать? Что зна­чит, что кто-то неправильно питается? Правильно? Знаете ли вы, что такое ожирение? Истощение? Что такое диета? Сколько должен весить ребенок твоего возраста? А сколько вы весите?

Сообщение учителя: недоедание и истощение — это когда ребенок весит меньше, чем положено. Чем больше не хватает килограммов, тем больше надо обращать внимание на состояние здоровья, особенно если это ребенок.

Ожирение — если масса тела превышает норму более чем на 10-20 %.

Диета — способ питания больных людей, одна из форм лечения через пищу. Она помогает сохранить здоровье.

Возможна работа с дневником здоровья. Дети в течение 2—3 предыдущих дней анализируют свое питание с помо­щью таблицы «Мое меню».

Домашнее задание может быть таким: продолжить за­полнение таблицы в дневнике здоровья «Мое меню», под­готовить рассказ «Наша пища».

 


Уход за зубами. Отравления

Цели: познакомить учащихся более подробно со строением зубов, их ролью в пищеварении; формировать на­выки правильного ухода за зубами; учить детей предуп­реждать кариес, отравления, другие заболевания органов пищеварения.

Оборудование: учебник «Человек и мир», таблицы «Зубы их строение», плакаты «Правила ухода за зубами», «Ядовитые грибы», «Ядовитые растения» и т.д.

Ход урока

В ходе проверки домашнего задания можно проанали­зировать заполнение таблицы «Мое меню». Возможна игра из серии «Ледокол».

Объяснение нового материала целесообразно начать с наблюдений учащихся с помощью зеркальца за своими зу­бами и предложить им ответить на вопросы: сколько у тебя зубов? Сколько из них за последние годы сменилось новыми? Одинаковые ли они по форме? Чем они отличаются? Как ты думаешь, почему?

Объяснительное чтение статьи «Уход за зубами» мо­жет сопровождаться рассказом учителя, рассматрива­нием рисунка, таблиц, плакатов. Вопросы и задания мо­гут быть такими: когда у ребенка появляются первые зубы? Как их называют? Сколько их? Когда они начи­нают заменяться новыми? Сколько зубов у взрослого человека? Назовите их разновидности. Из чего состоят зубы? Расскажите об их строении. Как нужно беречь зубы?

Неплохо провести опыт «Яйцо в кислоте».

Дополнительно учитель может рассказать о вредных привычках, которые могут привести к искривлениям и дру­гим нарушениям зубов.

Вредные привычки

Чтобы зубы были ровными и красивыми, ничто не должно мешать их росту. Поэтому появление вредных привычек:

- держание во рту различных предметов (пальца, руч­ки, карандаша и прочее);

- давление языком на зубы;

- прикусывание губ может сдвинуть зубы, и они встанут в неправильное положение.

Во время роста человека развиваются не только кости рук, ног, но и кости лица, в том числе верхняя и нижняя челюсти. Они должны иметь нормальные размеры и пра­вильно располагаться относительно друг друга. Нарушить нормальное развитие могут: привычка спать на высокой подушке; неправильная осанка.

Зубная щетка

Необходимо выбирать щетку с мягкой щетиной. Перед чисткой зубов и после нее необходимо тщательно вымыть щетку.

Хранится щетка в стакане щетиной вверх.

Нельзя никому давать свою зубную щетку.

Щетку надо менять, когда она изнашивается — раз в 3—4 месяца.

Зубная паста 

Зубная паста должна содержать фтор.

Детям рекомендуются детские зубные пасты.

Работу можно продолжить в группах по методике «Обучение сверстников». Первая группа готовит плакат «Советы по уходу за зубами» с помощью заранее заготовленных рисунков и текстов; вторая - тест «Уход за зубами»; третья — профилактические советы по предупреждению пи­щевых отравлений, отравлений ядовитыми грибами и растениями, показ некоторых приемов оказания первой по­мощи при пищевых отравлениях; четвертая — ситуации или игры о вреде алкоголя. Для этого используются мето­дики «Шесть способов отказа» или «Кто поможет мне ска­зать «нет»!?»

После небольшой подготовки группы поочередно работают с классом.

Работа с дневником здоровья может вестись следующим образом. Примерно за неделю до проведения данного урока учащимся дают задание пронаблюдать, как они заботятся о здоровье своих зубов. Итог наблюдений подводится на уроке.

Обобщается пройденное по вопросам и заданиям. Необходимо дополнить предложения и составить правила пита­ния. Используется «россыпь слов»: «Чтоб иметь красивые зубы, надо есть то, что любят есть зубы».

Дома учащиеся составляют одно из сообщений (по выбору): «Органы пищеварения», «Наша пища», «Уход за зубами», «Вред алкоголя» или «Отравления».

 


Работа с родителями

Заседание клуба «Здоровячек»

Звучит музыка /спортивный марш, входят дети. Впереди два мальчика с плакатом Клуб «Здоровячек».

Мы спортивные ребята,

Любим прыгать, и играть.

В нашем клубе заниматься

И здоровье поправлять.

Спорт -- не просто увлеченье,

Спорт -- здоровье, красота.

Занимайтесь в нашем клубе

Первого класса «А».

Мы здоровый образ жизни

Предлагаем всем вести.

С быстрым танцем, добрым словом

Будет всем нам по пути.

Танец «Переменка».

Звучит музыка к песне «У самовара я и моя Маша». Дети, одетые в костюмы самовара и чашек, танцуют под музыку. Слова на фоне музыки.

Ученик:

Был листок зеленым --

Черным стал, томленым.

Был листок зубчатым --

Стал листок трубчатым.

Был травою на поляне --

Стал он чаем в нашем фитобаре.

Ученик: Созданный дарить тепло, согреет, придаст вам силы, поднимет настроение и внесет гармонию и уют в ваш дом. Пейте ароматный, полезный и приятный, душистый чай из трав! /Вручение пакетиков с чаем и рецептов к ним гостям/.

На фоне мелодии песни о цветах.

Нет ничего прекраснее цветов,

Пришедших в палисады и жилища.

Они пришли из глубины веков,

Чтоб сделать жизнь возвышенней и чище.

На день рожденья, в женский праздник

Мы дарим их друзьям, родным.

Они приносят людям радость,

Всегда и всюду рады им.

Они поднимут настроение,

Они повысят нам давление,

Снимут усталость, напряжение.

Их аромат вдыхаешь ты

И говоришь: «Как хороши!»

Цветы - лекарство для души.

/вручение цветов/

 

Чтобы со здоровьем

Все в порядке было,

Чтоб казался светлым

Вам любой денек,

На поход в аптеку

Вы не тратьте силы,

Лучше просто загляните

В клуб «Здоровячек».

Чтоб привычек

Вредных в жизни

Ни за что не заводить,

Постараемся

С праздником мы

И добром на свете жить!

Если папа с мамой

Вас не воспитали,

Как сберечь здоровье,

Вам и невдомек, На родных сердиться

Стоит вам едва ли –

Лучше просто загляните

В клуб «Здоровячек»,

Здесь улыбки и веселье.

Игры, шутки каждый раз!

И хорошее настроение

Не покинет больше вас!

Звучит в записи стук сердца. Вот так стучит ваше здоровое сердце. А что же еще нужно, чтобы быть здоровым? Для этого нужно быть добрым. Злоба и зависть разрушает организм. И мы желаем вам рождать в себе только добро и дарить его людям. Радуйтесь солнышку, теплу, свету, каждому прожитому дню -- и тогда многие болезни уйдут. Будьте же здоровы!

Викторина «В царстве природы»

1. Злая, как волчица,

Жжется, как горчица!

Что это за диво!

Это же...../крапива/'.

Чем она полезна?

2. Стоит в поле кудряшка --

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое? /ромашка/.

3. Белая корзинка –

Золотое донце.

В ней лежит росинка

И сверкает солнце /ромашка/.

При каких заболеваниях ее употребляют?

4. На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у порожки.

Ветерочек зашуршал

И развеял этот шар /одуванчик/.

Чем он полезен?

5. Алые цветы колючего кустарника возвещают о начале лета. Как он называется? /шиповник/.

«Узнай по описанию»

6. Я похож на розу. Мои ягоды созревают поздно. Из них делают сироп, богатый витамином С, который укрепляет здоровье, помогает больным восстанавливать свои силы /шиповник/.

7. Я красив, пахуч. Капельки моего сока укрепляют мышцы сердца, успокаивают нервы. Расту в лесу, на огороде. Собирать меня нужно осторожно /ландыш/.

8. Весной -- белые цветки, осенью -- красные ягоды /ландыш/.

9. Какие цветы используются в медицине для приготовления лекарств? /ландыш, наперстянка, ноготки/.

10. Какие лекарственные растения используют при заболеваниях горла?

11.Узнай по картинке растения. Чем они полезны? Показать землянику, чернику и малину. Растительный мир часто называют «зеленой аптекой». Богат и разнообразен выбор лекарств в «зеленой аптеке», но этикеток здесь нет. Ядовитые растения могут выглядеть так же привлекательно, как и лекарственные растения. Поэтому важно знать, какие растения можно собирать в лечебных целях, а какие нет. Подорожник - лекарственное растение. В народе его называют «порезник», «чирьева трава». Догадались почему? Названия даны растению за ярко выраженные ранозаживляющие свойства. Растет около дорог, во дворах, садах, лугах. Используется при заболевании кишечника.

Ромашка. Цветы собирают не только для букета. В виде компрессов она помогает при ушибах, используется при полоскании рта, волосы, вымытые отваром соцветий ромашки, приобретают золотистый оттенок. Используется также при заболевании кишечника, при заболевании кожи, глаз.

Ландыши. Самые ароматные и самые изящные из весенних цветов. Из них делают ландышевые капли, которые успокаивают сильное сердцебиение, а также одеколон и мыло. При отравлении ландышем чувствуется слабость, головокружение, шум в ушах, рвота. Ядовиты не только ягоды, но и листья.

Мать-и-мачеха. Многолетнее травянистое растение, похожее на одуванчик, но меньшего размера. В начале апреля на проталинах, там, где припекает солнце, появляются желтые цветочные корзинки мать-и-мачехи. На ночь и в ненастье цветок плотно закрывает свои лепестки. Значительно позже, когда растение отцветает, вырастают сердцевидные зубчатые листья. Сверху они ярко-зеленые, блестящие, жестковатые, холодные. Снизу лист покрыт густым белым бархатным пушком, если его приложить к руке, он греет. Поэтому у этого растения и название такое - мать-и-мачеха. Это растение -- прекрасное средство от кашля. Им лечат раны на коже, различные повреждения на ней. Можно лечить перхоть и выпадение волос.

Крапива. Огородники считают крапиву жгучим сорняком, но ведь от нее и польза людям большая. Таблетки и порошки спрятаны в листьях и стеблях. Она прекрасно останавливает кровотечение, вылечивает простуженное горло, насыщает организм витаминами А, С. Вот почему ранней весной, когда витаминов мало, из крапивы можно приготовить не только вкусные, но и полезные блюда. Например, борщ с крапивой или крапивный салат.

Информация о работе Формирование у младших школьников гигиенических представлений в процессе изучения предмета "Человек и мир"