Формирование дисциплины школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:08, реферат

Краткое описание

Отсутствие первой части превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без ясной и осознанной цели, когда человек не видит личностного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как значимые, важные, необходимые для себя. Отсутствие же третьей части также приводит к потере цели деятельности, поскольку у человека не сформирована при этом способность оценить свое поэтапное продвижение к желаемому результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своего поведения в дальнейшем. Успешность деятельности, возможность ее корректировать, развитие своих творческих способностей и самосовершенствование в целом становятся весьма затруднительными при отсутствии или невысоком уровне сформированности рефлексии.

Оглавление

Введение.
Формирование дисциплины школьников.
Основы и методы воспитания сознательной дисциплины и дисциплинированности учащихся:
а) воспитание сознательной дисциплины в деятельности;
б) воспитательное значение режима;
в) роль требования и разъяснения в воспитании дисциплины;
г) воспитательное значение оценки поведения учащихся.
4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей при воспитании сознательной
дисциплины.
Воспитание навыков и привычек культурного поведения.
Дисциплина в школе.
Причины нарушения дисциплины:
а) нарушении нервно-психической сферы;
б) нарушение дисциплины с целью привлечения внимания;
в) поведение, направленное на утверждение собственной власти.
8. Вывод.
9. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Методика формирования сознательной дисциплины младших школников..docx

— 53.63 Кб (Скачать)

                                                         План.

 

  1. Введение.
  2. Формирование дисциплины школьников.
  3. Основы и методы воспитания сознательной дисциплины и дисциплинированности учащихся:

а) воспитание сознательной дисциплины в деятельности;

б) воспитательное значение режима;

            в)  роль требования и разъяснения в воспитании дисциплины;

             г) воспитательное значение оценки поведения учащихся.

       4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей при воспитании сознательной          

дисциплины.

  1. Воспитание навыков и привычек культурного поведения.
  2. Дисциплина в школе.
  3. Причины нарушения дисциплины:

а) нарушении нервно-психической сферы;

б) нарушение дисциплины с целью привлечения внимания;

в) поведение, направленное на утверждение собственной власти.

       8.  Вывод.

       9.  Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Введение.

      Любая деятельность состоит из трех частей:

- ориентировочно-мотивационной;

- операционально-исполнительной;

- рефлексивно-оценочной.

        Отсутствие первой части превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без ясной и осознанной цели, когда человек не видит личностного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как значимые, важные, необходимые для себя.  Отсутствие же третьей части также приводит к потере цели деятельности, поскольку у человека не сформирована при этом способность оценить свое поэтапное продвижение к желаемому результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своего поведения в дальнейшем. Успешность деятельности, возможность ее корректировать, развитие своих творческих способностей и самосовершенствование в целом становятся весьма затруднительными при отсутствии или невысоком уровне сформированности рефлексии.

        Отсутствие любой из трех частей сводит на нет либо снижает дисциплинарный уровень школьника.

        Поэтому учебная деятельность, как и любая другая, должна обязательно содержать все три указанных компонента и важнейшая задача образования - научить учащихся строить свою деятельность как полноценную, разумную, в которой все три части сбалансированы, достаточно развернуты, осознанны и полностью осуществлены. При этом имеется в виду, что все действия, в том числе контроль и оценку, осуществляет сам обучаемый.

 

 

2.Формирование дисциплины школьников.

 

        Поведение  людей в обществе регламентируется определенными правилами. Подчинение членов общества установленному порядку называется дисциплиной.

       Школьная дисциплина отражает отношения между людьми данного общества. Школьная дисциплина в условиях нашего общества не является чем-то обособленным от складывающихся в обществе отношений. Учитель добивается также, чтобы дисциплинированность учащихся была составной частью их характера, а не просто чисто внешней привычкой к соблюдению некоторых правил.

        Для  ориентировки в воспитательной  работе учителю полезно не  только знать особенности школьной  дисциплины, но и иметь определенное  представление о том, какого  человека в нашем обществе  мы можем назвать в полном  смысле слова дисциплинированным. Такое представление было сформулировано  А. С. Макаренко. Он писал,  что в советском обществе дисциплинированным  человеком называют такого, который  всегда сумеет выбрать правильное  поведение, наиболее полезное  для общества.

       Дисциплинированность является сложной чертой личности. Процесс ее формирования является комплексным, он требует длительной работы, воли и настойчивости со стороны воспитателей, определенных усилий со стороны воспитанников. В детском возрасте дисциплинированность может иметь разные уровни в своем становлении: от временного проявления до устойчивого качества личности. Школьник может проявлять дисциплинированность под влиянием временных мотивов: интереса к деятельности, авторитета взрослого, боязни наказания. В данном и аналогичных случаях ребенок проявляет дисциплинированность до тех пор, пока действует тот или иной мотив. Устойчивое дисциплинированное поведение регулируется действием воли. Сильное влияние на формирование дисциплинированности как устойчивой черты личности оказывают такие волевые черты, как настойчивость, инициатива и самостоятельность, сдержанность, организованность. Наоборот, леность, лживость, нерешительность и неуверенность как показатели слабого волевого развития препятствуют формированию дисциплинированности.

      Формирование дисциплины у детей начинается задолго до поступления их в школу. В семье, саду  ребенок получает первые представления о правилах поведения, приучается к выполнению посильных поручений, умению жить и трудиться в коллективе.

       С поступлением ребенка в школу изменяется характер его жизни. Содержание новой для него деятельности требует организованности, самодисциплины, усидчивости и послушания. Используя метод разъяснения учитель терпеливо проводит изучение правил для учащихся, добивается их неукоснительного выполнения.

         Сознательная дисциплина формируется в конкретных делах учащихся. Многие школьники учатся не в полную меру своих возможностей, из-за чего “недобирают” знаний, умений и опыта, которые могли бы приобрести в школе. Важными причинами этого явления являются – недостаточное осознание школьниками жизненной значимости знаний, а также недисциплинированность в учении.

        Не используя в полную меру данные природой и социальной средой возможности в приобретении знаний, умений и навыков, ученик не может осуществить и развить всех своих возможностей. От этого страдает личность (недобрала, не смогла, не сформировала в себе все необходимое для подлинного развития) , но многое теряет и все окружение в целом.

         Дисциплина школьников на уроке – это высокий деловой настрой при выполнении учебных заданий учителя. Подлинная дисциплина учащихся на уроке характеризуется их хорошим эмоциональным настроем, внутренней сосредоточенностью, но не скованностью. Это порядок, но не ради самого порядка, а ради создания условий для плодотворного учебного труда.  

       3.Основы и методы воспитания  сознательной дисциплины и дисциплинированности  учащихся.

        Перед  началом своей самостоятельной  работы молодой учитель испытывает  немало волнений. Больше всего  его беспокоит, сможет ли он  добиться хорошей дисциплины  учащихся, так необходимой для  успешного обучения. Эти тревоги  и волнения не напрасны, так  как в период педагогической  практики в училище учащиеся  проводят свои пробные уроки,  как правило, в присутствии  учителя и руководителей практики.

 Как же добиться  того, чтобы с первых шагов  обучения в классе была необходимая  дисциплина?

          В процессе длительной повседневном  работы с детьми каждый учитель  вырабатывает и постепенно совершенствует свою систему воспитания сознательной дисциплины. Прежде всего необходимо понять, что педагогика рассматривает дисциплину как результат всей воспитательном работы школы, а не только каких-то специально дисциплинарных мер.

          Учитель сможет добиться успеха  в воспитании сознательной дисциплины  у учащихся, если он до деталей  продумает всю организацию жизни  детей, свое собственное поведение,  свои взаимоотношения с учащимися.

           Дисциплинированные, активные, высокосознательные  люди могут быть воспитаны  в тех школах, где коллектив  детей напряженно трудится, где  царит обстановка высокой деловой  активности и нет места расхлябанности  и недисциплинированности. В таких  школах сами учащиеся и прежде  всего их актив влияют на  отдельных недисциплинированных  детей, так как недисциплинированность  нарушает принятый ритм жизни  коллектива. Каждый ученик это  хорошо понимает и подчиняется  требованиям коллектива.

         Педагогические коллективы таких  школ стремятся превратить каждый  класс в ячейку общешкольного  коллектива, используя шефство старших  над младшими, совместное выполнение  учебных и трудовых дел, совместный  отдых, подготовку к праздникам, занятия спортом.

        Учителю  важно также понять свою роль  и уровень собственной активности  в воспитании сознательной дисциплины.

       Необходимо  иметь в виду, что если система  работы учителя рассчитана на  активность педагога и слепое  послушание детей, то с помощью  такой системы сознательной дисциплины  воспитать нельзя. Являясь проводником  дисциплины среди учащихся, педагог  стремится развить активность  коллектива и опирается на  коллектив во всей работе по  воспитанию дисциплины.

        В  работе по воспитанию сознательной  дисциплины учителю важно видеть  и учитывать результаты своего  труда. Он может сделать это,  если будет знать показатели  дисциплины в коллективе учащихся. Такими показателями педагогика  считает: наличие верных представлений  и понятий у детей в необходимости  дисциплины, выполнение школьниками  требований дисциплины, развитие  самоконтроля за поведением, активная  борьба с фактами недисциплинированного  поведения.

 

 а) воспитание сознательной дисциплины в деятельности.

 

        Важнейшее значение в воспитании сознательной дисциплины имеет организация разнообразной деятельности учащихся. Учебная работа на уроке протекает в значительной степени как работа коллективная, поэтому именно на уроке могут быть воспитаны сознательность, организованность и дисциплинированность.

       Благотворное влияние на воспитание дисциплинированности оказывает участие школьников во внеклассной работе. Включаясь в работу кружков, секций, ученик берет на себя определенные обязательства, приучается планировать свое время, отказываться во имя любимого занятия от игр и развлечений. Привычка к саморегулированию, приобретенная в ходе занятий любимым делом, может оказать благотворное влияние на всю личность школьника.

      Важное место в воспитании дисциплинированности занимает общественно полезный труд учащихся. Трудовая деятельность имеет общую для всех детей цель, требует слаженности, точного выполнения своих обязанностей каждым, высокой организованности. Эти черты трудовой деятельности сближают ее с учебной, и таким образом, качества, формируемые в учебной и трудовой деятельности, взаимодополняют друг друга, углубляются, совершенствуются.

        Трудовая, общественно полезная деятельность имеет большое значение не только в формировании навыков и привычек, но и благородных мотивов, которые побуждают школьника нести себя в соответствии с требованиями дисциплины.

 

        б) воспитательное значение режима.

 

       Разносторонняя деятельность детей должна быть определенным образом организована. Большое значение в организации жизни и деятельности принадлежит режиму. Режим — важный метод формирования многих нравственных качеств. Особенно велико его значение в воспитании сознательной дисциплины у школьников. Многие педагоги прошлого указывали на огромное воспитательное значение режима.

        Длительное, постоянно повторяющееся воздействие  на организм определенных раздражителей  создает в коре больших полушарий  головного мозга устойчивую систему  условнорефлекторных связей, названную  И. П. Павловым динамическим  стереотипом.   Для формирования  такой системы устойчивых связей  и необходимо систематическое  упражнение человека в выполнении  тех или иных действий. Такую  возможность дает режим. В педагогическом  понимании режим включает в  себя систему гигиенических требований, а также систему дисциплинарных  и моральных требований, которые  устанавливаются в зависимости  от цели воспитательной работы. Привычка вовремя вставать, вовремя  ложиться спать, в определенное  время выполнять домашние задания  — все это важные привычки, которые являются основой дисциплины. Но задача состоит в том,  чтобы выработать целую систему  привычек, например правильного  поведения на уроке, в свободное  время, в общественных местах  и т. д. Для этого необходимо  соблюдать в школе единые педагогические  требования.

         Особенно велико значение точного  режима в воспитании младших  школьников. Они принимают требования  режима без особых рассуждений  и проявляют стремление к неуклонному  их выполнению. При условии тщательного  совместного контроля со стороны  учителя и родителей режим  может прочно утвердиться в  жизни ребенка и стать важным  средством воспитания дисциплинированности.

 

         в) роль требования и разъяснения в воспитании дисциплины.

 

          Стоит внимательнее присмотреться к работе учителя на уроке, на внеклассном занятии, в повседневном общении с детьми, и мы заметим, какое большое значение в воспитании занимает педагогическое требование. В первые годы жизни ребенка оно направляет его разностороннюю деятельность, а с началом систематического обучения роль разнообразных требований еще больше возрастает. Без систематических, строго продуманных требований педагога нельзя себе представить организацию учебной, трудовой и общественно полезной деятельности детей.

Информация о работе Формирование дисциплины школьников