Формирование дисциплины школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:08, реферат

Краткое описание

Отсутствие первой части превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без ясной и осознанной цели, когда человек не видит личностного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как значимые, важные, необходимые для себя. Отсутствие же третьей части также приводит к потере цели деятельности, поскольку у человека не сформирована при этом способность оценить свое поэтапное продвижение к желаемому результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своего поведения в дальнейшем. Успешность деятельности, возможность ее корректировать, развитие своих творческих способностей и самосовершенствование в целом становятся весьма затруднительными при отсутствии или невысоком уровне сформированности рефлексии.

Оглавление

Введение.
Формирование дисциплины школьников.
Основы и методы воспитания сознательной дисциплины и дисциплинированности учащихся:
а) воспитание сознательной дисциплины в деятельности;
б) воспитательное значение режима;
в) роль требования и разъяснения в воспитании дисциплины;
г) воспитательное значение оценки поведения учащихся.
4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей при воспитании сознательной
дисциплины.
Воспитание навыков и привычек культурного поведения.
Дисциплина в школе.
Причины нарушения дисциплины:
а) нарушении нервно-психической сферы;
б) нарушение дисциплины с целью привлечения внимания;
в) поведение, направленное на утверждение собственной власти.
8. Вывод.
9. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Методика формирования сознательной дисциплины младших школников..docx

— 53.63 Кб (Скачать)

        Особенно  велика роль требований в начальном  периоде работы с детским коллективом.  Большинство требований педагога  в этот период направлено на  формирование дисциплинированного  поведения. От их четкости и  последовательности педагога в  первые дни работы с классом  во многом зависит все последующее  поведение учащихся. Учитель в  дальнейшей работе с классом  подкрепляет или лишь частично  видоизменяет поведение учащихся.

         Требования не могут произвольно устанавливаться педагогом. Они должны быть едиными, и каждый учитель руководствуется ими в работе с классом. Характер требований согласуется с «правилами для учащихся». Требования определяют начала дисциплины школьного коллектива и отдельных учащихся. Опыт показывает, что при условии целеустремленности и согласованности в работе педагогический коллектив может добиться уже в течение первой четверти соблюдения учащимися единых требований. Но эта работа проводится в определенной системе. В слабо организованном коллективе лучше вводить требования постепенно.

         Определенное значение имеет  и правильный выбор момента  для предъявления требований. Если  воспитатель не уверен в том,  что можно предъявить определенные  требования к ученику, лучше  подождать. Как только воспитатель  убедился, что его требования  разумны, он предъявляет их  в самой категорической форме,  добиваясь поддержки со стороны  актива, а затем и коллектива  в целом.

         Вместе с требованиями большое  значение имеет разъяснение основ  дисциплины учащимся, убеждение  их в необходимости установленных  норм и правил поведения. Основные  нормы поведения сформулированы в «правилах для учащихся». Правила концентрируют внимание на ответственном отношении к учебе, прилежании, активном участии в общественно полезных делах, соблюдении установленного режима и т. п.

         Разъяснение смысла правил —  важнейшая область работы учителя.  Лучшие учителя при разъяснении  правил меньше говорят о том,  чего нельзя делать, а концентрируют  внимание детей на том, как  нужно делать или как поступать  в том или ином случае.

       В ходе  разъяснения учителю важно направлять  свои усилия на формирование  у детей положительных мотивов  дисциплинированного поведения  и создавать условия для разносторонней  деятельности учащихся.

 

        г) воспитательное значение оценки поведения учащихся.

 

       Сравнительно давно педагогика пришла к выводу о необходимости использования оценки поведения учащихся в воспитании сознательной дисциплины. Устав школы подчеркнул ее значение. Главным критерием оценки поведения является выполнение учеником своих основных обязанностей, сформулированных в «правилах для учащихся». Поведение учащихся оценивается учителем I—III классов и классным руководителем IV X (XI) классов, при этом учитывается мнение остальных учителей и общественных организации школы. Выставление оценок поведения учащихся требует от учителя правильного методического подхода и педагогического такта. Оценка должна быть объективной и отражать действительную картину поведения ученика, выполнения им норм и правил социалистического общежития.

        Уставом  средней общеобразовательной школы  введены три оценки поведения  учащихся: «примерное», «удовлетворительное»  и «неудовлетворительное». Две из  них являются положительными. Оценка  «удовлетворительное» выставляется  учащимся, которые выполняют основные  требования школы, предусмотренные в правилах, принимают участие в общественной жизни школы и общественно полезном труде. Оценка «примерное» выставляется учащимся, которые наиболее старательно учатся и особенно активно участвуют в общественной жизни класса и школы и в общественно полезном труде, образцово ведут себя в школе, дома и на улице, неуклонно выполняют Правила для учащихся, служат примером для других школьников.

        Оценка  «неудовлетворительное» выставляется  ученикам, которые систематически  не выполняют своих основных обязанностей, предусмотренных правилами, не подчиняются требованиям школы, учителей, проявляют недисциплинированность в школе, дома, в общественных местах. В отдельных случаях оценка «неудовлетворительное» может быть выставлена учащимся за совершение единичных антиобщественных поступков.

         Оценка поведения производится  по итогам учебных четвертей  и учебного года. Она выставляется  в дневник ученика и доводится  до сведения родителей. Годовая  неудовлетворительная оценка по  поведению выставляется после  соответствующего решения педагогического  совета школы.    

            Такой порядок оценки поведения учащихся дает в руки учителей важное средство укрепления дисциплины школьников.

 

        4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей при воспитании сознательной дисциплины.

 

         Какие возрастные особенности учителю приходится иметь в виду при воспитании сознательной дисциплины младших школьников? В высшей нервной деятельности младших школьников процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Поэтому детям легче выполнять указания воспитателей, которые побуждают их к определенным действиям. Период обучения детей в начальных классах является наиболее благоприятным для привития детям положительных навыков и привычек поведения. Учитель до деталей продумывает характер и объем навыков поведения, чтобы четко определить систему методов их формирования и закрепления.

         Учитывая неустойчивость произвольного внимания младших школьников, их импульсивность, важно, чтобы требования учителя к поведению детей были немногочисленны, кратко и четко сформулированы и постоянно подкреплялись напоминаниями, разъяснениями, показом, одобрением или осуждением.

        Младшие  школьники очень подвижны и  деятельны. Но они быстро устают  от однообразных занятий. Эта  их особенность требует от  учителя смены видов и форм  деятельности, использования разнообразных  методов обучения и воспитания. Учащиеся начальных классов, особенно  в первый год, не привыкли  еще готовить пересказ в уме,  безмолвно выполнять упражнения. Поэтому они часто говорят  вслух, подкрепляют свои умственные  действия некоторыми движениями  рук. С этим приходится также  считаться при обучении детей  умению коллективно работать. Учитывая  образность мышления младшего  школьника, приходится широко  пользоваться в воспитании живыми, близкими детям конкретными примерами,  наглядностью и другими средствами.

       Большая  эмоциональная возбудимость младших  школьников требует от учителя  более широкого использования  метода поощрения, сочетаемого  с возрастающей требовательностью к их поведению. Но даже в пределах младшего школьного возраста методика воспитания учащихся существенно меняется. Методы воспитания учащихся I и II классов отличаются от методов работы со школьниками III класса.

       При  наблюдении за детьми учитель  очень скоро обнаруживает, что  одни капризны, упрямы, другие застенчивы, рассеянны, медлительны. Чтобы  эти недостатки не превратились  в постоянные черты характера,  учителю важно направлять свои  усилия на устранение этих  условий. Но сделать это сразу  не удается. Да к тому же  только устранение условий не  обеспечивает исправления недостатков  в характере детей. Не следует  забывать, что недостатки характера  складывались постепенно и являются  относительно устойчивыми. Каждый  недостаток может быть исправлен  определенной системой мер.

В работе с капризными и  упрямыми детьми необходим ровный, но настойчивый и требовательный тон. Дети сравнительно быстро привыкают  к такому отношению учителя, понимают, что капризничать и упрямиться бесполезно, и подчиняются требованиям педагогов.

       Застенчивых  детей приходится постепенно  включать в жизнь коллектива. Приучение, тренировка — наиболее  рациональные приемы работы с  медлительными, рассеянными учащимися.

       Дисциплинированность  является важной чертой характера  и тесно связана со всеми  другими свойствами личности. Особенно  большое значение имеет воспитание  выдержки у детей.

        Важную  роль в воспитании дисциплины  играет учет интересов школьников, их использование для вовлечения  в полезную и интересную работу, а также внимание к здоровью, состоянию нервной системы. Воспитательная  работа требует от учителя  большого внимания к детям,  учета всех изменений в характере  и поведении учащихся. Только  тогда учитель безошибочно наметит  план действий по отношению  к своим воспитанникам.

 

 

       5.Воспитание навыков и привычек  культурного поведения.

 

      Воспитание  сознательной дисциплины тесно  связано с воспитанием культуры  поведения у детей. Культура  поведения — понятие очень  емкое. М. И. Калинин отмечал,  что в понятие культура входит  все — от умывания лица до  последних высот человеческой  мысли.

       Культура  поведения проявляется в соблюдении  человеком общепринятых норм  общественного порядка, личной  гигиены, организации своего труда,  норм отношений к окружающим  людям, а также в уровне эстетической  культуры, помогающей соблюдать  чувство меры в своем поведении  (речь, жесты, мимика, внешний вид  и др.).

       Культура  поведения не может воспитываться  обособленно при помощи каких-то  специальных средств, ее воспитание  является частью всей деятельности  школы. Проводя работу по воспитанию  дисциплинированности учащихся, учителю  необходимо направлять свои усилия  на развитие у детей стремления  вести себя культурно, прививать  им навыки и привычки культурного  поведения.

привычки культурного  поведения.

        Школьникам  нужны и устойчивые убеждения,  и хорошие манеры поведения.  Поэтому современная педагогика  рекомендует вести целенаправленную  работу по формированию убеждений  в единстве с навыками и  привычками культурного поведения.  Важнейшее значение в этом  имеет организация всей жизни  школы: четкость учебного распорядка, чистота и порядок помещений,  культура поведения и внешнего  вида детей и школьного персонала, культура взаимоотношений. Все это дополняется систематической разъяснительной работой, привлечением семьи к воспитанию культуры поведения у детей.

       Как же проводить эту большую работу?

       Прежде  всего необходимо разъяснить  родителям, что воспитание культуры  поведения начинается до прихода  ребенка в школу и целиком  зависит от обстановки в семье.  Только в совместной работе  школы и семьи можно достичь  определенных результатов в воспитании  культуры поведения.

        Важная  роль в этом принадлежит разъяснению  норм и правил поведения. Разъяснение  проводится по-разному, в зависимости  от возраста. Если в старшем  школьном возрасте будут полезны  беседы, лекции, доклады о культуре  поведения и хорошем тоне, то  ребенку-дошкольнику и младшему  школьнику лучше всего кратко  сказать и показать на примере,  как нужно вести себя. Большую  роль играет контроль за поведением  детей.

       В формировании  навыков и привычек поведения  крайне необходимы разнообразные  упражнения. Установление твердого  режима поведения детей, единство  режимных требований семьи и  школы также обеспечивают воспитание  навыков и привычек культурного  поведения. Перед школой и семьей  возникает задача не только  привить детям положительные  навыки, но и преодолеть дурные  привычки. Среди некоторой части  детей бытуют такие дурные  привычки, как грубость, неряшливость, сквернословие. Искоренение их  — дело сложное. Издавна известно, что проще правильно воспитывать,  чем перевоспитывать. Для преодоления  дурных привычек должны применяться  те же средства — разъяснение,  требование, режим и т. д. Однако  искоренение каждой привычки  требует от учителя и родителей  правильного сочетания всей системы  средств.

 

 

       6. Дисциплина в школе.

 

        Воспитательный процесс в школе ставит основной своей задачей создание гармонически развитой личности. Одним из положительных результатов успешно проведенного педагогического процесса является дисциплина в классе и школе. Этот результат, в свою очередь, позволяет результативно провести процесс дальнейшего образования и воспитания.

        Именно поэтому проблема организации дисциплины в школе, а также проведение специальных мероприятий по обеспечению дисциплины являются основной задачей учителя и коллектива школы в целом.

        Дисциплиной считается соблюдение всеми учащимися школы определенных норм поведения, перечень которых приведен в уставе школы. Чаще всего с проблемой недисциплинированности в классе сталкиваются молодые неопытные учителя. Это может быть вызвано тем, что учитель еще не успел заработать авторитет.

         При этом учителя могут портить свои уроки неуместными интонациями, бестактностью, своими странностями, вообще всем тем, что выводит класс из делового равновесия. Однако учитель иногда не учитывает, что испортиться может даже самый хороший порядок по объективным причинам – если дети утомились. При этом нужно просто дать детям отдохнуть, изменить характер работы. Или, например, дети отвлечены какими-то событиями, например общешкольными мероприятиями.

         Это делает учащихся излишне эмоциональными. Существует также нарушение дисциплины отдельными учащимися. Это явление не такое массовое, как вышеописанные, но способны разрушить рабочую обстановку в классе, т. е. пострадает в результате весь класс.

        Причин нарушения порядка на уроке отдельными учащимися может быть очень много. Если попытаться классифицировать их, то получатся две большие группы.

       Причины,  связанные с общим настроением  класса. Отдельные учащиеся острее, чем все другие, воспринимают  это настроение и соответственно  активнее, иногда болезненнее реагируют.

         Причина нарушения связана уже  с непосредственной инициативой  отдельных учащихся, класс в нормальном  состоянии.

         В свою очередь в этой группе  можно выделить такого рода  нарушения дисциплины: нарушения,  обусловленные воздействием извне  (борьба с этими явлениями потребует  серьезной воспитательной работы с родными учащихся):

1) нарушения, связанные  с качеством урока (он идет  нудно, неинтересно, хочется развлечься);

2) нарушения, связанные  с внутренней жизнью класса (с  ними нетрудно справиться, если  знать, какие именно события взбудоражили учеников);

3) нарушения, проистекающие  от ненормальных личных взаимоотношений  учителя и ученика (единственный  способ борьбы – изменение  взаимоотношений). Причиной нарушения  порядка может быть болезненное  состояние учащегося (это вызывает  раздражительность, грубость, вялость,  апатию, потерю внимания).

Информация о работе Формирование дисциплины школьников