Формирование дисциплины школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 21:08, реферат

Краткое описание

Отсутствие первой части превращает деятельность в хаотическое скопление отдельных действий без ясной и осознанной цели, когда человек не видит личностного смысла в совершаемых действиях, не воспринимает их как значимые, важные, необходимые для себя. Отсутствие же третьей части также приводит к потере цели деятельности, поскольку у человека не сформирована при этом способность оценить свое поэтапное продвижение к желаемому результату, возможность его достижения, перспективы и последствия своего поведения в дальнейшем. Успешность деятельности, возможность ее корректировать, развитие своих творческих способностей и самосовершенствование в целом становятся весьма затруднительными при отсутствии или невысоком уровне сформированности рефлексии.

Оглавление

Введение.
Формирование дисциплины школьников.
Основы и методы воспитания сознательной дисциплины и дисциплинированности учащихся:
а) воспитание сознательной дисциплины в деятельности;
б) воспитательное значение режима;
в) роль требования и разъяснения в воспитании дисциплины;
г) воспитательное значение оценки поведения учащихся.
4. Учет возрастных и индивидуальных особенностей при воспитании сознательной
дисциплины.
Воспитание навыков и привычек культурного поведения.
Дисциплина в школе.
Причины нарушения дисциплины:
а) нарушении нервно-психической сферы;
б) нарушение дисциплины с целью привлечения внимания;
в) поведение, направленное на утверждение собственной власти.
8. Вывод.
9. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Методика формирования сознательной дисциплины младших школников..docx

— 53.63 Кб (Скачать)

         Обучение детей на последствиях  их действий - это не метод наказания.  Когда родители используют последствия  действий детей в качестве  способа дисциплинарного воздействия,  эти обстоятельства должны естественно  и логично вытекать из ситуации. К примеру, если Сергей разбил  окно, будет логично заставить  его заплатить за новое стекло  из своих карманных денег или  не купить то, что он просил, но совершенно неуместно «штрафовать»  его за беспорядок в его  комнате - в данном случае нет  никакой логической связи между  деньгами и его поведением.

        Чтобы  обучение детей на последствиях  их действий не превратилось  в наказание, родителям не следует  выходить из себя, напоминать, угрожать, предупреждать или использовать  фразы вроде: «Может хоть это  тебя чему-нибудь научить!» - само  действие будет воздействовать  более эффективно, чем сопровождающие  его «шумовые эффекты». Важно  вести себя в спокойной, но  твёрдой манере - иногда может  быть даже более уместно сказать  ребёнку: «Давай-ка, вместе уберём  это безобразие!», чем давать  ему возможность выбора. В самом  деле, не следует забывать о  том, что целью обучения детей  на последствиях их действий  является оказание им помощи  в выборе разумных решений,  а не принуждение их к выполнению  родительской воли. Поэтому этот  метод дисциплинарного воздействия  не должен использоваться в  качестве дополнительного аргумента  в пользу решения, уже принятого  родителями (за исключением, разве  что, ситуаций, когда данный метод  используется в воспитании совсем  маленьких детей). Наконец, важно  привлекать детей к обсуждению  важных для них решений (например, относительно того, в котором  часу они должны отправиться  в постель, какую работу по  дому они должны выполнять  и т.д.)

        «Всё  это, конечно, хорошо», скажут  некоторые родители. «Но в боль-шинстве  ситуаций я даже не могу  себе представить, что это за  логические по-следствия, поэтому  приходится прибегать к проверенным  методам: отчитывать и приказывать!»  Когда в голову не приходит, во что может вылиться поступок  ребёнка, появляется соблазн принять  волевое решение, что называется, по горячим следам. Советую вам  погодить с решением и на  время выйти из конфликта, особенно  если ситуация накалилась. Это  даст вам возможность спокойно  подумать. Можно также спросить  у ребёнка что, по его мнению, может произойти в результате  его действия или проступка.

        Использование  воспитательного воздействия последствий  действия де-тей требует от  родителей определённой твёрдости  и силы духа (но не грубо-сти). Соседи, друзья, даже учителя ждут  от вас, что вы будете вести  себя как «хорошие» (т.е. «добренькие»), но не как ответственные родители. Вас могут, например, подвергнуть  критике за то, что вы не  проследили, чтобы ребёнок вовремя  пришёл на занятия в школу  (кстати, иногда полезно обсудить  ваши планы с учителем). Да и  сами вы можете почувствовать  себя виноватыми, если позволите  детям заиграться и забыть  об обеде, а потом будете  вынуждены отправлять их в  школу голодными. Но надо твёрдо  стоять на своём. Только тогда  дети чему-то научатся - и очень  быстро - и вам будет приятно  видеть, что они сами начинают  следить за временем и т.д.

           Обучая детей на последствиях  их собственных поступков, необходимо  проявлять определённую гибкость  и ориентироваться на конкретные  обстоя-тельства: данный метод применим  к периодически возникающим проблемам,  но ни в коем случае не  к чрезвычайным ситуациям.

        Не  перебарщивайте: не следует забывать  и о других методах родительского  воздействия. Вряд ли вы добьётесь  чего-нибудь путного, если, увлёкшись  дисциплиной, начнёте муштровать  детей, забывая о том, что  они нуждаются вол внимании  и поддержке.

Воспитание дисциплины должно опираться на пример, который подаёте  вы сами. Если вы сами горазды срываться  на крик, перебивать других на полуслове, распускать руки, ругаться и критиковать  всех и вся, можете быть уверены в  том, что ваш ребёнок всему  этому научится. В то же время  ваши доброта, твёрдость, честность, внимательность, способность попросить прощение и поддерживать в трудную минуту учат детей быть добрыми, твёрдыми. честными, отзывчивыми.

          Детям совершенно необходимы  ограничения, хотя бы для того, чтобы против них протестовать. Когда ребенок поднимает бунт  против ограничений, закатывает  истерики, бросает вам в лицо  «Я тебя ненавижу»- не поддавайтесь  панике: просто надо дать ему  возможность выразить свои чувства,  может быть даже обнять его,  когда он пытается вас ударить  и орёт благим матом, и оставаться  с ним, пока он не выплачется. Вы сами сможете убедиться,  какой благотворный эффект это  на него окажет.

       Нет  готового рецепта в деле воспитания  детей, разные дети, разные ситуации, разные обстоятельства требуют  использования разных подходов. Например, если применение метода  обучения ребёнка на последствиях  его собственных действий приводит  к тому, что он только озлобляется,  и не даёт ожидаемых результатов,  попробуйте что-нибудь ещё - может  быть имеет смысл попытаться  более активно использовать методы  поддержки и поощре-ния: дети  никогда не отказываются от  искренней поддержки со стороны  своих родителей.

 

         Не ставьте себе невыполнимых задач. Если вы не будете стремиться превзойти самих себя и в рекордно короткие сроки стать эталоном родительской добродетели, вы избавите себя от множества разочарований и трудностей.

 

 

  1. Список литературы.

 

  1. Ю.К. Бабанский  “Оптимизация учебно-воспитательного процесса” М, Ран-издат, 2002
  2. Е.В.Беликова, О.И.Битаева, Л.В.Елисеева  Теория и методика воспитания. Конспект лекций
  3. Электронная версия учебного пособия. «Педагогика школы в двух словах».          В.В.Воронов
  4. Т.И. Шамова, К.А. Нефедова  “Воспитание и обучение” М, Лара-пресс, 1999
  5. А.К. Маркова, А.Б. Орлов “Мотивация учения и ее воспитания у школьников” М, Инфра_с, 1999
  6. Н. В. Савин. Педагогика "Просвещение", Москва, 1978 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Формирование дисциплины школьников