Формирование у младших школьников гигиенических представлений в процессе изучения предмета "Человек и мир"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить формы и методы формирования гигиенических представлений у детей младшего школьного возраста в процессе изучения темы «Организм человека» курса «Человек и мир».
Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:
• рассмотреть возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
• определить цели, задачи и содержание работы в процессе изучения темы «Организм человека»;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР» 6
1.1. Гигиеническое воспитание в целостном педагогическом процессе 6
1.2. Формы и методы обучения формирования гигиенических представлений младших школьников при изучении темы «Организм человека» курса «Человек и мир» 15
2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР» ВО 2 КЛАССЕ 31
2.1. Изучение гигиенических представлений второклассников 31
2.2. Формирование гигиенических представлений у учащихся младших классов 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 41

Файлы: 1 файл

18127_кр_формирование у младших школьников гигиенических представлений в процессе изученя предмета человек и мир2_16_05.03.2012.doc

— 964.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ формирования гигиенических представлений детей младшего школьного возраста в процессе изучения курса «Человек и мир»

1.1. Гигиеническое воспитание в целостном педагогическом процессе

1.2. Формы и методы обучения формирования гигиенических представлений младших школьников при изучении темы «Организм человека» курса «Человек и мир»

2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ  ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР» ВО 2 КЛАССЕ

2.1. Изучение гигиенических представлений второклассников

2.2. Формирование гигиенических представлений у учащихся младших классов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

5

 



ВВЕДЕНИЕ

 

 

Жизнь XXI века ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья ребёнка на основе здоровьеформирующего образования.

Здоровье - это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие человека. Важную роль в сохранении здоровья играет соблюдение правил личной гигиены. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Проблема формирования гигиенических представлений и навыков у детей младшего школьного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.

Таким образом, проблема формирования гигиенических представлений у детей младшего школьного возраста является весьма актуальной.

Значительные возможности для формирования гигиенических навыков детей дошкольного возраста представляет курс «Человек и мир», обладающий ярко выраженным воспитывающим и развивающим потенциалом. Курс предназначен для формирования у младших школьников знаний об окружающем их мире с целью заложить у них механизмы адаптации, саморегуляции, самозащиты, саморазвития, необходимые для становления личности, ее духовной культуры.

Однако, несмотря на важность данного курса в воспитании и развитии детей младшего школьного возраста, вопросы методически изучения курса «Человек и мир» в психолого-педагогической литературе освещены недостаточно полно. В частности, ощущается недостаток специальных исследований, в которых бы рассматривались особенности изучения возможностей курса для формирования гигиенических представлений у младших школьников. Данная проблема затронута лишь учебно-методических пособиях В. М. Вдовиченко, Л. И. Дурейко, В. И. Кучинским, С. П. Докишем, где авторы дали методические рекомендации к проведению уроков по отдельным темам программы. Однако этого явно недостаточно, что и определяет актуальность данного исследования.

Объект исследования – формирование гигиенических представлений у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования – формирование гигиенических представлений у детей младшего школьного возраста в процессе изучения темы «Организм человека» курса «Человек и мир».

Цель исследования – определить формы и методы формирования гигиенических представлений у детей младшего школьного возраста в процессе изучения темы «Организм человека» курса «Человек и мир».

Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:

      рассмотреть возрастные особенности детей младшего школьного возраста;

      определить цели, задачи и содержание работы в процессе изучения темы «Организм человека»;

      проанализировать систему методов обучения первоклассников младших школьников при изучении темы «Организм человека»;

      выявить уровень сформированности гигиенических представлений у второклассников, предложить направления работы по его оптимизации.

С учетом специфики изучаемой проблемы для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: библиографический поиск, теоретический анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме; тестирование, методы математической обработки результатов, качественный анализ полученных результатов, педагогический эксперимент.

База исследования: учащиеся 2 класса УО "Краснослободская СШ Солигорского района Минской области".

 

 

 

 


1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ формирования гигиенических представлений детей младшего школьного возраста в процессе изучения курса «Человек и мир»

1.1. Гигиеническое воспитание в целостном педагогическом процессе

 

Здоровье организма человека закладывается с раннего детства. Детский организм особо чувствителен к воздействию окружающей среды. Здоровье человека будет зависеть от того, насколько благоприятны или неблагоприятны эти воздействия. Гигиеническое обучение и воспитание ребенка является основой укрепления, а также охраны его здоровья.

Гигиеническое воспитание школьников включает в себя комплексную обучающую и воспитательную деятельность, направленную на формирование осознанного и ответственного поведения человека в целях улучшения, сохранения и восстановления здоровья, формирование гигиенической культуры учащихся.

Из данного определения вытекает необходимость дать понятие о санитарно-гигиенической культуре учащихся как составной части общей культуры, совокупности социальных норм и ценностей, связанных с охраной, укреплением и восстановлением здоровья. Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравооохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.

Одной из важных задача, которую педагог должен решить, осуществляя гигиеническое воспитание, заключается в формировании основ личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приемами самомассажа, способами закаливания и др. Если гигиеническое воспитание проходит успешно, младший школьник должен освоить следующие знания, умения и навыки, касающиеся проблем гигиены и охраны здоровья:

- знать названия основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

- понимать значение здорового образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;

- знать и соблюдать правила личной гигиены,

- гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;

- уметь правильно строить режим дня и выполнять его.

Основой гигиенического воспитания является формирование умений и навыков позитивного гигиенического поведения, а также активная деятельностная позиция в сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья ок­ружающих. Очень важно воспитывать у младших школьников навыки личной гигиены и, в первую очередь, поддержания чистоты тела и одежды.

Личная гигиена — это ежедневное, систематическое выполнение гигиенических правил по уходу за телом, одеждой, обувью и жили­щем.

Правила личной гигиены просты, легко выполнимы, однако, чтобы они стали привычкой каждого младшего школьника, необхо­димо обучать и закреплять их повседневно не только в школе, но и дома.

Гигиена тела. Наряду с сообщением учащимся основных правил личной гигиены, учитель устанавливает повседневный контроль за чистотой и опрятностью учащихся. Еще до начала учебного года учитель знакомит родителей с требованиями школы по соблюдению учащимися правил личной гигиены. Следует установить полную со­гласованность школы и семьи, добиваться создания в семье условий, способствующих воспитанию навыков личной гигиены.

Крайне важно приучить школьников тщательно мыть руки. Уже в первом классе необходимо научить учащихся правилам умывания и ухода за телом.

— Утром и вечером умываться в майке, а еще лучше разде­тым до пояса.

— Руки мыть водой из умывальника и обязательно с мы­лом, высоко засучив рукава.

— Тереть следует не только ладони, но и тыльные стороны кистей.

— При мытье рук и ног ногти мыть с помощью специальной, хорошо намыленной щетки. Ногти на руках и ногах — места скопления грязи, поэтому их, кроме мытья, надо стричь коротко через каждые 6—7 дней. На руках дуго­образно по форме концевой фаланги пальца, на ногах — прямо, без срезания углов во избежание их врастания.

— Вытираться после мытья надо насухо. У детей кожный покров нежный, но из-за небрежного ухода он может огрубеть, покраснеть, трескается, начинает шелушиться. Кожу рук после мытья надо смазывать вазелином, гли­церином или каким-либо смягчающим кремом.

— Лицо надо мыть чистыми руками два раза в день -утром и вечером.

— Каждый школьник должен иметь свое полотенце для лица и рук и. отдельно полотенце для ног. Через общее полотенце может передаваться целый ряд кожных забо­леваний, особенно грибковых.

— В целях профилактики глистных и заразных кожных заболеваний (чесотка, микроспория) дети должны обя­зательно мыть руки горячей водой с мылом после игр с животными.

— Ноги надо мыть ежедневно на ночь водой комнатной температуры. Это уменьшает их потливость и способс­твует закаливанию.

Кожа — это не только защитный покров тела, но и орган, прини­мающий участие в процессах дыхания, выделения и обмена веществ. Для того чтобы кожа функционировала нормально, необходимо содержать ее в чистоте. Пренебрежение уходом за кожей тела может привести к ряду довольно серьезных расстройств здоровья человека. Взрослые иногда устают говорить своему ребенку после прогул­ки, после игры, перед едой: «Вымой руки». Но шестилетнему маль­чику или девочке выполнить это, вроде бы простое действие, совсем непросто. Чтобы «вымыть руки», нужно вспомнить о важности этого действия, а затем задуматься, какие же маленькие действия состав­ляют большое -«мытье рук».

Правила мытья рук

а. закатали рукава;

б. открыли кран;

в. смочили руки;

г. взяли мыло;

д. смочили руки и мыло;

е. намылили руки;

ж. положили мыло;

з. движениями кистей рук размыливаем мыло на тыльной и ладонной поверхности, между пальцами, в области за­пястья;

и. смыли мыльную пену;

к. слегка стряхнули воду;

л. закрыли кран;

м. взяли полотенце и вытерли руки со всех сторон;

н. повесили, наконец, полотенце на место;

о. опустили закатанные рукава.

Уход за волосами. Каждый волос существует от 3—4 месяцев (рес­ницы) до 3—4 лет (волосы на голове). После этого волос выпадает, со­сочек несколько месяцев отдыхает, а затем из него вырастает новый волос. За день волосы головы отрастают на 0,2-0,4 мм, они могут достигать длины 1—1,5 м. В руководствах по гигиене детей рекомен­дуется мыть голову 1 —2 раза в 7— 10 дней. Очевидно, не будет особого вреда для волос, если мыть голову и чаще. Девочкам рекомендуется к решению этого вопроса подходить сугубо индивидуально. Для маль­чиков аккуратная, достаточно короткая прическа будет выглядеть чисто и опрятно при мытье головы 1 раз в 3—4 дня.

Гигиена полости рта. Уход за зубами является неотъемлемой час­тью поддержания хорошего здоровья.

Большинство стоматологов рекомендуют чистить зубы два раза в сутки — утром и вечером (утром — после завтрака). В настоящее время существует большое количество видов зубных паст, облада­ющих теми или иными преимуществами, и их выбор (так же как и выбор зубной щетки) — дело индивидуальное или результат беседы со стоматологом.

После каждого приема пищи желательно прополоскать рот слег­ка теплой водой.

Учащиеся должны знать, что больные зубы могут быть причиной возникновения заболеваний сердца, суставов, почек. С шести лет у детей молочные зубы начинают меняться на постоянные. Достаточ­но хрупкие, они легко подвергаются заболеваниям и могут привести к порче находящихся рядом постоянных зубов. По уходу за зубами младшие школьники должны усвоить следующие правила:

— Каждый школьник должен иметь свою личную зубную щётку, которая хранится в специальном футляре.

— Пищу необходимо пережёвывать обеими сторонами че­люсти.

— Для лучшего сохранения эмали зубов пища не должна быть слишком горячей; разгрызание неокрепшими детскими зубами твёрдых орешков, сахара, конфет нежелательно; полезно для зубов есть сырую морковь, яблоки, капусту.

Гигиена одежды и обуви. Требования к детской одежде опреде­ляются в первую очередь физиологическими особенностями детей, отличными от организма взрослых.

Информация о работе Формирование у младших школьников гигиенических представлений в процессе изучения предмета "Человек и мир"