Формирование у младших школьников гигиенических представлений в процессе изучения предмета "Человек и мир"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить формы и методы формирования гигиенических представлений у детей младшего школьного возраста в процессе изучения темы «Организм человека» курса «Человек и мир».
Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:
• рассмотреть возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
• определить цели, задачи и содержание работы в процессе изучения темы «Организм человека»;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР» 6
1.1. Гигиеническое воспитание в целостном педагогическом процессе 6
1.2. Формы и методы обучения формирования гигиенических представлений младших школьников при изучении темы «Организм человека» курса «Человек и мир» 15
2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР» ВО 2 КЛАССЕ 31
2.1. Изучение гигиенических представлений второклассников 31
2.2. Формирование гигиенических представлений у учащихся младших классов 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 41

Файлы: 1 файл

18127_кр_формирование у младших школьников гигиенических представлений в процессе изученя предмета человек и мир2_16_05.03.2012.doc

— 964.50 Кб (Скачать)

По желанию дети могут наклеивать иллюстрации, фотографии или собственные рисунки. Делаются записи различных интересных фактов, в т.ч. и из жизни животных (о дыхании животных, об их пульсе, пищеварении и др.).

Рассмотрим методы обучения, которые могут использоваться учителями начальных классов при изучении темы «Организм человека».

Следует отметить, что, к сожалению, учителя начальных классов на уроках используют преимущественно такие традиционные методы, как рассказ, беседа, демонстрация наглядности, при которых в основном задействованы слух и зрение учащихся. Такие методы не дают высоких результатов, потому что, как свидетельствуют исследования психологов и педагогов, наибольший объем информации усваивается в том случае, когда в восприятии принимает участие большинство органов чувств (см. рис. 1).

Рисунок 1. Эффективность усвоения информации с помощью различных органов чувств

Очевидно, что необходимы новые подходы, формы обучения, которые бы содействовали наиболее полному усвоению детьми изучаемого материала, формировали у них навыки здорового образа жизни. Эти методы можно представить в виде Пирамиды знаний, где в процентном отноше­нии показана степень усвоения информации ( см. рис. 2).

Рисунок 2. Эффективность усвоения информации с помощью различных методов и форм обучения

Лекция или рассказ учителя (5 % усвоения) — наиболее быстрый способ подачи необходимой информации, однако не совсем эффективный. Ученики находятся в положении пассивных слушателей. А если рассказ длинный и скучный, большинство школьников даже не слышит, о чем говорит учитель. Использовать этот метод можно только в сочетании с другими способами обучения.

Рассказ учителя присутствует практически на каждом уроке. Без него нельзя обойтись при изучении организма человека во 2 и 3 классах. Практическая деятельность детей и групповая работа также завершаются обобщающим рассказом педагога.

Рассказ обязательно делится на 3-5 этапов, каждый из которых логически закончен, сопровождается демонстрацией наглядного материала, аудио­визуальными средствами. При этом ученики могут делать короткие записи.

Чтение (10 % усвоения) — один из самых распространенных методов обучения в начальной школе. Безусловно, индивидуальное или коллективное чтение является необходимым, но само по себе не позволяет достичь глубокого усвоения материала. Эффективным оно станет лишь в сочетании с другими методами обучения.

Тексты, которые предусмотрены учебным пособием «Человек и его здоровье» для подготовительного класса, в I полугодии читает учитель или читающие дети. В 1 классе учитель читает тексты, специально предназначенные для чтения педагогом. Протяженность чтения не должна превышать 3-5 минут. В 1-3 классах основной учебный материал читают учащиеся. Любое чтение должно сопровождаться вопросами, заданиями, демонстрацией наглядного материала, последующей самостоятельной работой школьников. В качестве обучающего средства можно использовать учебник, раздаточный материал с текстом для чтения, дополнительную литературу.

Аудиовизуальные средства (20 % усвоения) оказывают учителю значительную помощь при объяснении материала урока. В сочетании с последующим обсуждением они повышают степень усвоения информации учениками.

Большую пользу несут учебные фильмы, диапозитивы, слайды, диафильмы по проблемам здоровья, а также фильмы, которые, при наличии необходимой техники, можно создать в школе. Например: «Оказание первой помощи при порезах (кровотечениях, ожогах, ушибах, переломах)», «Полезная и не очень полезная пища», «Как увеличить силу сердца (о пользе и видах физических упражнений)» и др. Возможно создание видеотеки в школе, городе, районе.

При изучении темы «Органы чувств» целесообразно использовать магнитофонные записи голосов птиц, различных звуков, музыки и т.д.

Наглядные пособия (30 % усвоения) дают школьникам возможность задействовать те органы чувств, при помощи которых они лучше усваивают материал. К ним относятся таблицы разных типов, плакаты, раздаточный материал, муляжи и многое другое.

В качестве наглядного пособия можно использовать раздаточный материал «Азбука питания» вкла­дыша к учебному пособию для подготовительного класса, а также некоторые из таблиц по ознакомлению с окружаю­щим миром, пособия по анатомии (скелет и др.). Следует проводить работу с различными плакатами. Наглядный материал (в рисунках или альбомах) может изготовить учитель с помощью стар­шеклассников. Работая в группах, дети с помощью загото­вок — рисунков и надписей — могут изготовить самодель­ные таблицы и плакаты на самые разнообразные темы: «Полезная и не очень полезная пища», «О вреде алкоголя и курения», «Полезные и вредные привычки» и др.

Обсуждение в группах (50 % усвоения) представляет собой устный обмен мнениями между обучаемыми и учителем. Оно позволяет ученикам поделиться своими впечатлениями, чувствами, мыслями в рамках изучаемой темы. Школьники подробно рассказывают о собственных выводах, узнают разнообразные мнения своих одноклассников. Это углубляет понимание учащимися материала урока и предоставляет им возможность практически реализовать полученные знания.

Оптимальное количество учеников в группах — 6-8 человек.

В подготовительном классе обсуждение в группах целесообразно организовать по следующим темам: «Органы чувств», «Правила охраны зрения и слуха».

Достаточное количество заданий для груп­повой формы работы содержится в учебнике «Человек и его здоровье» для 1 класса. Например, при изучении темы «Режим дня» обсуждается вопрос Что случилось бы с тобой, если бы исчезли все часы?

Задания для работы в группах есть и в учебниках для этих 2 и 3 классов. Здесь возможно применение метода мозговой атаки при изучении таких сложных тем как «Гигиена умственного труда», «Как увеличить силу сердца», «Гигиена воздуха», «О вреде курения», «Отравление», «О вреде алкоголя», «Вредные привычки и их предупреждение» и т.д.

Эффективным способом улучшения обучения является разбивка классов по парам и образование так называемого обучающего партнерства. Оно может состоять из серии кратких упражнений или заданий:

- обсудить определенный вопрос;

- взять интервью друг у друга;

- прорецензировать письменную работу или высказывание товарища;

составить вопросы учителю;

- повторить пройденный материл;

- ответить на вопрос учителя;

- протестировать друг друга и др.

Элементарная работа в парах возможна уже в подготовительных классах. Дети шести лет могут выполнять задания: «Расскажи товарищу о...», «Назови товарищу по паре продукты, полезные для здоровья (не полезные)» и т.п.

В 1 классе соседи по парте могут обсудить, что нужно делать, чтобы не заболеть гриппом; как избавиться от головной боли и т.д.

Второклассники и третьеклассники могут брать друг у друга интервью по вопросам охраны здоровья, милосердия. Можно практиковать рецензирование устных ответов, составление вопросов к классу или учителю и др.

Рассмотрим некоторые приемы активизации работы в группах и в парах [5, 6,7, 17, 18, 19].

Работа по карточкам. Ученики обсуждают вопрос, записанный на карточках, что позволяет сэкономить время и получить краткие ответы на поставленный вопрос.

Опрос мнений. Этот метод может быть реализован при заполнении школьниками небольшой и несложной анкеты. Результаты анкетирования сообщаются классу.

Партнеры по обучению. Дети, сидящие за одной партой, вместе обсуждают ответы на вопросы учителя или выполняют предложенные задания.

Заготовки. Используются для получения быстрых и кратких ответов. Ими могут служить начала предложений.

Цепочка — прием, который позволяет вызвать к доске сразу нескольких учеников, чтобы они по очереди изложили свои взгляды. Однако пользоваться им целесообразно только тогда, когда время позволяет серьезно сконцентри­роваться на проблеме.

Аквариум, или дискуссионный клуб. Несколько учеников обсуждают пути решения предложенной ситуации. Одноклассники стоят вокруг и слушают их высказывания. К участию в дискуссии можно пригласить других учеников, которые становятся членами «аквариума».

Игры. Забавные упражнения или викторины, при помощи которых выявляются знания и умения учащихся. За основу можно взять известные телеигры: «Что? Где? Когда?», «Устами младенца» и др. Игры активизируют ребят, способствуют лучшему запоминанию изучаемого материала.

Самостоятельный выбор партнера. Ученик выбирает одноклассника для совместного обсуждения задания или вопроса. Использовать этот прием можно в том случае, когда учитель уверен, что обсуждение вызовет большой интерес.

Обучение практикой действия (70 % усвоения). Для учеников подготовительного класса практическая работа предусмотрена учебным пособием: рисование, раскрашивание, соединение линией, наклеивание и др.

К практической деятельности можно отнести: практические занятия по обучению мытью рук, ухода за зубами, по выбору продуктов, полезных для здоровья (подготовительный класс), разучивание подвижных игр, упражнений для предупреждения близорукости, практические занятия по обучению правилам поведения за столом (1 класс), разучивание упражнений, полезных для сердца, дыхательных упражнений (2 класс) и т.д.

Кроме того, можно проводить опыты, наблюдения, экскурсии. Любят дети различные физические упражнения, имитации, пантомимы, другие виды работ, связанные с движением, переменой позы.

К видам практической деятельности относится ролевая игра. Ученикам предлагается представить себя в той или иной роли при решении какой-то жизненной ситуации. Игра длится несколько минут и рассчитана на то, чтобы помочь детям проанализировать свои чувства, мысли и действия в определенной обстановке. Учитель инструктирует ребят, помогает им справиться с ролями. Можно предложить де­тям поменяться ими, чтобы выявить новые точки зрения на ситуацию.

Игра может быть использована для привлечения внимания к учебному материалу или для его закрепления (продолжение 3—7 минут). Она будет эффективной при методически правильной организации, соответствии возрасту школьников, связи с изучаемым учебным материалом, обеспечении необходимой наглядностью и реквизитом (маски, костюмы и т.п.). Следует иметь в виду, что в ней ставится одна дидактическая задача.

Игра может быть нескольких вариантов:

- одновременная — учащиеся делятся на группы в зависимости от количества персонажей и одновременно разыгрывают свои роли;

- на публику — один или несколько учеников разыгрывают сцену, остальные дети выступают в роли зрите­лей, рецензентов;

- вертушка — ученики выполняют роли по очереди;

- на лучшего актера — выбирается несколько актеров для разыгрывания одной и той же ситуации, что дает возможность проанализировать ее с разных точек зрения, сравнить стили поведения исполнителей;

- с поворотом — ролевая игра с одним и тем же сюжетом может разыгрываться несколько раз [19].

Учебниками предусматривается и такой вид деятельности, как решение ситуативных задач. Использовать его можно в любом классе при индивидуальной, групповой, коллективной формах работы.

Так, например, во 2 классе для обсуждения предлагаются различные ситуации.

Мозг и нервы

Ситуация 1. У Миши плохое зрение. Но он стесняется надевать очки. Сегодня он долго смотрел телевизор, а по­том с другом играл в компьютерные игры. К вечеру у него заболела голова.

Какие ошибки допустил Миша?

Ситуация 2. Сережа — очень подвижный мальчик. Вот и сегодня после уроков он долго играл в футбол, затем катался на велосипеде. А после этого до позднего вечера играл с друзьями в подвижные игры. Домой пришел он со­всем без сил. Что нужно изменить в режиме дня Сережи?

Ситуация 3. Аня и Сергей любят часто смотреть мульт­фильмы на видео. Учительница заметила, что в последнее время они менее активны на уроках, их отметки стали хуже. Учащиеся всегда скучные и замученные. Почему?

Охрана слуха

Ситуация 1. Петя любил слушать музыку. Он включал магнитофон на полную мощность.

Как ты думаешь, что ему сказали соседи? Мама? Ма­ленький братишка? А что сделала собака?

Ситуация 2. Ваня любил иногда исподтишка подбежать к кому-нибудь из друзей и громко крикнуть прямо в ухо.

Как ты думаешь, что говорили друзья Ване? Что мог­ла сказать ему учительница? Что могло случиться с ре­бятами?

Ситуация 3. Антон часто ковырялся в ухе. Мама никак не могла отучить его от дурной привычки. И однажды...

Что могло случиться с Антоном? Что бы ты ему посо­ветовал?

Пищеварение

Ситуация 1. Мама попросила Юру сходить в магазин и купить продукты на ужин. Мальчик купил большую бутыл­ку газированного напитка, банку тушенки и пакетик хрус­тящего картофеля.

Что сказала мама Юре?

Ситуация 2. У Лены день рождения. Лена и мама гото­вили угощение. На стол поставили вазу с фруктами — яблоками, грушами, апельсинами, виноградом. Посреди стола стояло большое блюдо с ломтиками ярко-красного арбуза. Был там и грушевый, и томатный, и абрикосовый соки.

Назови количество наименований полезных блюд.

Ситуация 3. Катя была в гостях у Маши. Маша была сластена и поэтому она предложила много сладостей гос­тям. На столе были шоколад, конфеты, карамель, большой торт, много разных пирожных, халва, мармелад.

Назови количество названий блюд, не полезных для здоровья.

Органы дыхания

Ситуация 1. Аня и Костя всю неделю помогали тете собирать клубнику.

— Спасибо вам за помощь, — сказала она, когда клубника была собрана. — Заработали себе немного денег, можете пойти себе купить что-нибудь, чего вам давно хотелось.

Аня взяла деньги и купила себе красивую иллюстриро­ванную книгу «Энциклопедия для девочек». Будет хорошая память о сборе клубники.

Информация о работе Формирование у младших школьников гигиенических представлений в процессе изучения предмета "Человек и мир"