Формирование у младших школьников гигиенических представлений в процессе изучения предмета "Человек и мир"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить формы и методы формирования гигиенических представлений у детей младшего школьного возраста в процессе изучения темы «Организм человека» курса «Человек и мир».
Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:
• рассмотреть возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
• определить цели, задачи и содержание работы в процессе изучения темы «Организм человека»;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР» 6
1.1. Гигиеническое воспитание в целостном педагогическом процессе 6
1.2. Формы и методы обучения формирования гигиенических представлений младших школьников при изучении темы «Организм человека» курса «Человек и мир» 15
2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР» ВО 2 КЛАССЕ 31
2.1. Изучение гигиенических представлений второклассников 31
2.2. Формирование гигиенических представлений у учащихся младших классов 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 41

Файлы: 1 файл

18127_кр_формирование у младших школьников гигиенических представлений в процессе изученя предмета человек и мир2_16_05.03.2012.doc

— 964.50 Кб (Скачать)

Костя уже давно хотел купить себе модель самолета для склеивания. Он похвастался своим друзьям, что у него есть свои деньги.

—  Ну и прекрасно! — сказали товарищи. — Ты, нако­нец, угостишь нас тем, чем мы постоянно угощали. Купи хорошие сигареты.

Когда дети вернулись домой, мама сказала:

—  Ну, ребята, расскажите, что вы купили себе за за­работанные деньги.

Аня показала маме красивую книжку. Костя стоял, опу­стив голову, и молчал.

Хорошо ли дети использовали заработанные деньги?

Ситуация 2. Нина и Настя пошли навестить Машу. Дверь открыла женщина с матовыми, бесцветными волосами и с желтой кожей.

—  Войдите, — сказала она и улыбнулась, открыв зубы, покрытые желтым налетом.

Когда девочки проходили мимо нее, они услышали не­приятный запах.

—  Почему твоя мама выглядит такой замученной и ус­талой? — спросили они, когда вошли в комнату Маши.

—  Но это не моя мама. Это старшая сестра. Она посто­янно курит и поэтому выглядит замученной и на много лет старше.

Что потеряла сестра Маши, куря сигареты?

Ситуация 3. «Что с тобой такое, может, ты болен! — спросил тренер Игоря. — Ты постоянно покашливаешь, быстро устаешь, тяжело дышишь. Если так будет продол­жаться, я тебя не возьму на соревнование».

—  Куда подевались твои силы? — удивлялся тренер.

—  Лучше всего, если ты пойдешь к врачу, — сказал он наконец.

—  Ох, разве врач тут поможет! — подумал Слава, друг Игоря. Он уже давно заметил, что Игорь начал курить. — Придется ему проститься со спортивной карьерой.

Изучение темы «Организм человека» предполагает проведение многочисленных опытов и наблюдений. Большинство из них определено учебниками. Среди них можно назвать следующие:

- по теме «Органы чувств» детям предлагается назвать предметы и явления, которые можно увидеть с помощью зрения, несколько необычных звуков, запахи, которые ребенку приятны (подготовительный класс);

- по теме «Кожа» учащиеся рассматривают кожу через увеличительное стекло, исследуют свойства кожи (2 класс);

- по теме «Скелет» школьники находят на себе основные части скелета, мышцы (2 класс);

- по теме «Кровообращение» учатся определять пульс и т.д.

Кроме тех опытов и наблюдений, которые предложены учебником для 2 класса, можно провести следующие.

Попробуй определить, какой участок языка ощущает сладкое, какой соленое, кислое и горькое. Для этого приготовьте растворы сахара, соли, горчицы и лимонного сока. Сначала возьмите сладкий раствор, заостренным кусочком спички, смоченной сладким раствором, коснитесь сначала задней части языка, потом — боковых, центра и, наконец, передней его части. Какой из них ощущает сладкое? То же проделайте с другими растворами. Сделайте вывод.

Чтобы почувствовать вкус, пища должна раствориться в слюне. Проверьте. Обсушите салфеткой кончик языка и положите на него кусочек сахара. Пока сахар не намокнет от слюны, сладость его...

Обоняние тесно связано со способностью ощущать вкус. Когда у тебя будет насморк, ты сразу же поймешь, как трудно почувствовать вкус еды, не ощущая одновременно его запаха. Это можно легко проверить и без насморка. Попроси товарища завязать тебе глаза, потом зажми нос или заткни его на несколько минут маленькими кусочками ваты. Теперь попробуй какую-нибудь знакомую еду. На этот раз вкус ее не покажется тебе таким уж знакомым. А может быть, ты его и вовсе не узнаешь.

По теме «Сердце и кровеносные сосуды» (2 класс) можно провести следующие опыты.

Педагог просит учащихся воткнуть конец спички в маленький кусочек пластилина (чем он меньше, тем лучше). Затем дети должны положить руку на стол ладонью вверх и прилепить кусочек пластилина со спичкой в разных ме­стах на запястье около основания большого пальца, пока не будут заметны колебания спички. Учащимся предлагается сосчитать, сколько колебаний совершит спичка за минуту. Школьники отмечают, что спичка равномерно колеблется. У ребенка она совершает от 80 до 120 колебаний в минуту. Почему это происходит? Когда сердце бьется, то при его сокращении кровь выталкивается в крове­носные сосуды. Кровь ритмично поступает в сосуды, вызывая их пульсацию на запястье. Пульсация наблюдается во всех кровеносных сосудах, но на запястье они нахо­дятся совсем близко к поверхности, и поэтому здесь пульсацию легко наблюдать. Закрепив пластилином спичку непосредственно над сосудом, мы видим, как тот крови заставляет ее колебаться.

Выступление в роли учителя (90 % усвоения) — один из самых эффективных способов привлечь внимание детей к обучению и заставить их изменить свое поведение. В результате у младших школьников развиваются навыки общения. Они учатся принимать решения, оказывать помощь людям в разных жизненных ситуациях. Среди наиболее эффективных методик, где ученик выступает в роли учителя следует выделить «Мозаику» и «Уроки со сверстниками».

Резюмируя сказанное, отметим, что основной формой формирования гигиенических представлений младших школьников при изучении темы «Организм человека в начальных классах» является урок. При этом для того, чтобы процесс обучения был эффективен, учителю целесообразно использовать сочетание разнообразных методов обучения:   лекция или рассказ учителя, чтение материала учебника учащимися и учителем, изучение нового материала с помощью аудиовизуальных средств и наглядных пособий, обсуждение в группах,  обучение практикой действия (рисование, раскрашивание, соединение линией, наклеивание и др., практические занятия, опыты, наблюдения, экскурсии, ролевая игра, решение ситуативных задач), выступление учащихся в роли учителя.

 


2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР» ВО 2 КЛАССЕ

 

2.1. Изучение гигиенических представлений второклассников

 

 

В рамках исследования проблемы формирования гигиенических представлений младших школьников в процессе изучения темы «Организм человека» курса «Человек и мир» в начальных классах нами была проведена диагностика сформированности гигиенических представлений у учащихся второго класса (20 человек). С этой целью второклассникам было предложено ответить на ряд вопросов, объединенных в тематические блоки.

Результаты исследования наглядно представлены в таблице 1.

Таблица 1. Уровень гигиенических представлений учащихся 2 класса (гигиена органов чувств)

вопросы

Ответили верно, %

Ответили частично верно,%

Ответили невер

но,%

С помощью чего мы узнаем все то, что окружает нас вокруг?

60

40

0

Какую роль зрение играет в жизни человека?

Какое строение имеют глаза человека?

Как правильно промыть глаза?

60

30

40

40

40

40

0

30

20

Зачем человеку уши?

Из чего состоит человеческое ухо?

Как следует беречь уши?

60

30

40

40

40

40

0

30

20

Зачем человеку нос?

Как работает орган обоняния человека?

Каковы основные правила по охране этого важного органа обоняния?

60

30

40

40

40

40

0

30

20

Для чего человеку язык?

Какие особенности строения языка помогают нам ощущать вкус пищи?

Как следует оберегать язык?

60

30

40

40

40

40

0

30

20

 

Таким образом, из данных, приведенных в таблице видно, что уровень сформированности знаний второклассников об особенностях человеческого организма в исследуемом классе удовлетворительный. Однако следует отметить, что по ряду вопросов младшие школьники имеют недостаточно четкое и полное представление. Так, если вопросы, связанные с назначением того или иного органа в организме человека практически не вызвали затруднений у отвечавших, то вопросы, направленные на выяснение уровня гигиенических представлений детей младшего школьного возраста, вызвали некоторые сложности.

Анализ результатов диагностики сформированности гигинических представлений позволил выявить младших школьников с тремя различными уровнями знаний: высоким, средним и низким.

По результатам диагностики, высоким уровнем сформированности гигиенических представлений обладают 30% испытуемых. Для этих второклассников характерны глубокие представления не только о назначении того или иного органа человека, но и о строении и правилах заботы о своем здоровье.

Большинство второклассников, принимавших участие в исследовании, обладает средним уровнем (40%) сформированности гигиенических представлений. Эти дети имеют достаточные представления о назначении того или иного органа человеческого организма, его строении и  правилах заботы о своем здоровье, однако в их знаниях существуют пробелы.

30% второклассников отнесено по результатам диагностики к низкому уровню сформированности гигиенических представлений. У этих младших школьников отсутствует ряд представлений о назначении органов организма человека, их строении и  правилах заботы о здоровье.

Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о необходимости совершенствования работы по формированию гигиенических представлений в процессе изучения темы «Организм человека» в данном классе.

2.2. Формирование гигиенических представлений у учащихся младших классов

 

 

Работа по коррекции гигиенических представлений у учащихся второго класса проводилась на протяжении полутора месяцев. В изучения темы «Организм человека» использовались передовые технологии, активные формы и методы работы со школьниками: обучение в группах; применение дискуссионных форм обучения; ролевые игры и тренинги.

В процессе работы учащиеся учились находить выход из создавшихся ситуаций, делать правильный осознанный выбор, придерживаться определённых норм поведения. На уроках создавались условия для самовыражения личности, проигрывания жизненных ситуаций, уважительного отношения к чужому мнению (конспекты занятий см. в Приложении).

Работа над формированием гигиенических представлений учащихся проводилась также во внеурочное время. Были организованы беседы врача с учащимися; осуществлялся просмотр и обсуждение фильмов, слайдов по вопросам здоровья; подготовка юных учителей здоровья; подготовка и проведение дней здоровья, разработка памяток, инструкций, пособий для детей в целях формирования навыков здорового образа жизни.

С целью предупреждения заболеваний учащихся, профилактики вредных привычек, пропаганды здорового образа жизни в изучаемом классе раз в неделю организовывался выпуск классной газеты «Мое здоровье», в которой давались материалы, содержащие полезную информацию о способах самооздоровления, правильного питания, соблюдение режима дня и др. Учащиеся принимали активное участие при выпуске газеты, проявляя большую заинтересованность, находя интересные материалы, привлекая при этом к поискам и своих родителей.

Особое внимание уделялось работе с родителями по вопросам здоровья детей: информация врачей о здоровье учащихся на классных родительских собраниях, подготовка рекомендаций по укреплению здоровья школьников; индивидуальные и групповые консультации «Здоровье» для родителей, лекторий для родителей (лекции врачей, учителей).

По окончании опытного обучения была проведена повторная диагностика уровня сформированности гигиенических представлений у учащихся второго класса. Детям было предложено повторно ответить на вопросы о строении организма человека и мер по охране здоровья.

Результаты исследования наглядно отражены на рисунке 3.

Первоначальная                Итоговая

диагностика                      диагностика

 

Рисунок 3. Результаты итоговой диагностики

Высоким уровнем гигиенических представлений обладает большинство младших школьников (65% испытуемых).


Средний уровень гигиенических представлений характерен для 35 %.

В классе не стало второклассников, у которых отсутствовал бы ряд представлений о назначении органов человеческого организма, их строении и мер по охране здоровья.

Таким образом, результаты итоговой диагностики свидетельствуют об эффективности проведенной работы: увеличилось число второклассников с высоким уровнем гигиенических представлений, отсутствуют младшие школьники с низким гигиенических представлений.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Охрана здоровья детей — важнейшая государственная задача, потому что благополучие нации определяется жизнедеятельностью подрастающего поколения. Младший школьный возраст наиболее благоприятный для развития гигиенических представлений и формирования навыков здорового образа жизни. Гигиеническое воспитание школьников включает в себя комплексную обучающую и воспитательную деятельность, направленную на формирование осознанного и ответственного поведения человека в целях улучшения, сохранения и восстановления здоровья, формирование гигиенической культуры учащихся. Гигиеническое воспитание, проводимое школой, включает работу по внедрению среди детей гигиенических навыков и обучение их гигиене в порядке учебной работы в классе, в пределах, предусмотренных школьными программами, а также сообщение им медико-биологических знаний путем внеклассной и внешкольной работы. Не менее важно вовлечение учащихся в общественную работу по охране и укреплению здоровья, поддержанию гигиенического режима в школе и семье и проведению отдельных медико-санитарных мероприятий. 

Информация о работе Формирование у младших школьников гигиенических представлений в процессе изучения предмета "Человек и мир"