Формирование у младших школьников гигиенических представлений в процессе изучения предмета "Человек и мир"

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – определить формы и методы формирования гигиенических представлений у детей младшего школьного возраста в процессе изучения темы «Организм человека» курса «Человек и мир».
Для реализации поставленной цели исследования решается ряд конкретных задач:
• рассмотреть возрастные особенности детей младшего школьного возраста;
• определить цели, задачи и содержание работы в процессе изучения темы «Организм человека»;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР» 6
1.1. Гигиеническое воспитание в целостном педагогическом процессе 6
1.2. Формы и методы обучения формирования гигиенических представлений младших школьников при изучении темы «Организм человека» курса «Человек и мир» 15
2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» КУРСА «ЧЕЛОВЕК И МИР» ВО 2 КЛАССЕ 31
2.1. Изучение гигиенических представлений второклассников 31
2.2. Формирование гигиенических представлений у учащихся младших классов 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 41

Файлы: 1 файл

18127_кр_формирование у младших школьников гигиенических представлений в процессе изученя предмета человек и мир2_16_05.03.2012.doc

— 964.50 Кб (Скачать)

1. Жгуча крапива годится,

Да в салат пригодится,

2. Одна крапива заменяет семерых врачей.

Малина. Жаропонижающее средство. При простудных заболеваниях, ангине, гриппе, бронхите, гастрите, поносах.

Земляника. Много витаминов. Пьют ее как чай /листья, плоды, цветки/, используют при заболеваниях сердца, печени, почек, повышенном давлении, запорах, заболеваниях кожи, употребляют при болезни Боткина. Из нее делают вкусные соки, джемы, варенье, мармелад, кисели.

Черника. Противовоспалительное средство. Употребляют при поносах, заболеваниях мочевого пузыря, при камнях в почках, желчном пузыре. Хорошо улучшает зрение. Из этих ягод готовят варенье, сиропы, кисели, экстракты соков готовят из этих ягод.

Одуванчик. В народной медицине называют «жизненным эликсиром» и применяют при разных болезнях /печени, желчного пузыря, заболеваниях кожи, при бессоннице/. Листья одуванчика хороши в весенних салатах, только их предварительно надо вымочить в подсоленной воде. Во Франции его специально выращивают на полях как пищевое растение. Из цветков варят варенье, а поджаренные корни используют как заменитель кофе.

 


МЕТОДОБЪЕДИНЕНИЕ ПО ПРОБЛЕМЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОРГАНИЗМОМ ЧЕЛОВЕКА И ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ

Цели:

                    Систематизировать знания педагогов по ознакомлению младих школьников с организмом человека и формированию валеологического мышления детей.

                    Формировать способность быстро и логически мыслить, культурно общаться, умение работать в коллективе с коллегами, объединенными одной задачей.

Подготовка

1. Тематический контроль “Обеспечение дидактическим материалом в осуществлении валеологического образования”, сравнительный анализ посещаемости и заболеваемости в начальной школе.

2. Обобщение опыта работы педагога Тищенко В.И. по проблеме валеологического воспитания детей младшего школьного возраста.

3. С целью изучения проблемы валеологического образования проведены консультации:

- “Концепция индивидуального здоровья и основополагающие принципы валеологии”;

- “Основные составляющие здорового образа жизни”;

- “Цели, задачи цикла “Я и мое здоровье”. Сравнение содержания, задач, методов, приемов, объема знаний об организме человека в разных образовательных программах.

- “Методы ознакомления детей, направленные на познание самого себя”;

- “Валеологические подходы к воспитательно-образовательному процессу”;

- “Валеологические требования к организации занятий в начальной школе.”;

- “Стресс и ребенок. Снятие стресса, напряжения. Упражнения для снятия стрессов, тренинги для детей”.

4. Открытые просмотры:

Урок по теме «Органы чувств человека» во 2 «А» классе

 

5. Конкурс на лучшее оформление “Уголка здоровья” в классе.

6. Оформление для родителей информационного материала по теме методобъединения.

Повестка дня

1. Сообщение завуча начальных классов о выполнении решения предыдущего методобъединения.

2. Сообщение учителя Тищенко В.И. об итогах тематической проверки.

3. Педагогический КВН.

Под музыку “Мы начинаем КВН” педагоги делятся на 2 команды.

Завуч представляет команды, жюри и предлагает занять всем свои места.

I .“Приветствие команд”.

Завуч. Чтобы определить насколько уважаемые коллеги знают и понимают проблему валеологического образования, объявляется следующий конкурс.

П. “Экзамен”.

Капитаны команд выбирают конверты с вопросами.

Примерные вопросы:

- Почему перед педагогами остро встала проблема осуществления валеологического образования детей.

- Какие основополагающие принципы валеологии Вы знаете. Кратко охарактеризуйте их.

- Какие составляющие ЗОЖ необходимы каждому человеку. Докажите.

- Каковы особенности методики ознакомления детей с собственным организмом.

(При оценке учитывается: четкость формулировки, краткость, полнота ответа, научность знаний)

Завуч. Работая над данной темой надо быть не только подкованным теоретически, но и быть эрудированным. Поэтому, чтобы проверить эрудицию педагогов объявляю следующий конкурс.

III. “Пинг-понг”

Представитель каждой команды выбирает шарик с вопросом для противоположной команды. Кидает ей шарик. Каждый вопрос заранее оценен определенным количеством баллов. Поэтому конкурс немного коварный, на удачу.

Примерные вопросы:

1. Скажите, пожалуйста, какое отношение могут иметь к нашему методобъединению букеты цветов стоящие на столах?

Ответ: При напряженном дне, насыщенном умственной работой и зрительном напряжением очень хорошо иметь в помещении композицию из цветов, имеющих белую, розовую, желтую и зеленую окраску. Эти цвета стимулируют нервную деятельность, т.к. меньше утомляют зрение, а зеленый – восстанавливает. А красивые цветы улучшают наше настроение.

2. Как Вы понимаете выражение: “голубая кровь”. Откуда возникло это выражение?

Ответ: Голубая кровь существует у раков и морских червей. Происхождение понятия “голубая кровь” древнее, родом из Испании, где простые крестьяне отличались от богатых людей темной загорелой кожей. Белая кожа с хорошо просматриваемыми голубыми жилками была признаком благородства. Это перешло и в другие страны.

3. Какой музыкальный инструмент считается самым лечебным?

Ответ: Фортепиано.

4. Что на свете самое сладкое?

Ответ: Сон.

5. У какого дерева голова внизу, а говорящий корень вверху, нелетающая птичка посередине?

Ответ: Легкие и сердце между ними.

6. Почему у женщин тонкие голоса, а у мужчин – низкие и грубые?

Ответ: У женщин воздушный тоннель уже в 3 раза. Чем тоньше труба, тем тоньше голоса.

Завуч. Очень активно в настоящее время используют модели. Как в валеологии можно использовать моделирование?

IV. “Кодирование и декодирование”.

Составить памятку в виде модели, схемы на освоение детьми определенных правил, продемонстрировать его команде-сопернице, которая должна декодировать данную модель.

Оценивается: научность подхода, оригинальность исполнения.

Пример:

- сохранение ЗОЖ – закаливание, зарядка, спорт, прогулки, рациональное питание.

- правила ухода за своим телом;

- здоровое сердце – нормальный вес, рациональное питание, движение, пребывание на свежем воздухе, отказ от вредных привычек, не допускать нервных перегрузок.

Завуч. Дети наши неутомимые почемучки и каждый педагог должен умело, грамотно, доступно ответить на детские вопросы, Да и взрослые часто задают порой непростые вопросы. Давайте посмотрим как наши педагоги справятся с непростым заданием.

V. “Ты мне – я тебе”.

Каждая команда заранее готовит вопросы. Детские вопросы звучат в грамзаписи.

(по 4 детских вопроса и по 3 взрослых)

Примерные вопросы:

1. На каком музыкальном инструменте учатся играть с самого рождения и всю жизнь?

Ответ: речевой аппарат.

2. Может ли любовь к комфорту принести вред человеку?

Ответ: Существует инфекция, возникающая из-за этой любви. Это легионеллез. Возбудитель любит влажную среду. Заражение происходит при вдыхании мельчайших капелек инфицированной воды, образующихся в распылителях кондиционеров и душевых установок. Больше всего болезнь похожа на воспаление легких.

3. Еще португалец Санчес, лейб-медик при дворе императрицы Елизаветы, говорил, что во врачебной науке нет такого лекарства, которое бы по своей силе и целебности равнялось русской бане. Как оздоравливает баня?

Ответ:

1) улучшает состав крови: повышает уровень гемоглобина, уничтожает болезнетворные микроорганизмы.

2) повышает устойчивость к холоду.

3) повышает устойчивость теплу.

4. Чем отличаются мышцы и кости запястья младших школьников от взрослых? Какая норма продолжительности письма должна соблюдаться в младшем школьном возрасте?

5. Какие функции даются легче леворуким детям? К чему может привести переучивание леворуких детей?

6. Физкультура и спорт необходимы всем. ЗОЖ предполагает тренировку своего тела. А каких писателей Вы знаете, которые активно занимались спортом?

Ответ: А.С.Пушкин активно занимался гимнастическими упражнениями, неутомимый ходок пешком. Любил ездить верхом.

Не пренебрегали физическими упражнениями Л.Н.Толстой и М.Горький. М.Горький любил греблю, катался на коньках.

Завуч. К сожалению, мы очень часто забываем, что очень эффективным методом в работе с детьми являются юмор и шутка. Они создают атмосферу непринужденности и эмоциональной близости.

VI. Конкурс “Домашнее задание”.

Придумать и инсценировать шуточную сказку для детей “Королевство Простуды”. “Страна ватных одеял”.

Подведение итогов. Слово жюри.

Проект решения методобъединения.

1. Молодым педагогам посетить цикл занятий по валеологии.

2. Рекомендовать педагогам использовать в своей деятельности опыт работы воспитателя Тищенко В.И.

3. Провести общее родительское собрание “Азбука здоровья”.

4. Всем педагогам представить в методический кабинет собственные разработки развивающих игр по валеологии.

5. В методическом кабинете оформить выставку из этих игр.

 

 

 


ФОТОПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

5

 



Информация о работе Формирование у младших школьников гигиенических представлений в процессе изучения предмета "Человек и мир"