Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:02, курсовая работа
Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, целесообразно уделять внимание формированию культуры речи в младшем школьном возрасте. Это является одной из важнейших задач учителя начальных классов. В настоящее время дети допускают большое количество ошибок в произношении слов, словообразовании, словоизменении, употреблении слов, постановке ударения.
Введение……………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы формирования культуры речи младшего школьника на уроках русского языка…………………………………………..6
1.1 Цели и задачи формирования культуры речи учащихся начальной ступени обучения……………………………………………………………………………...6
1.2 Критерии сформированности культуры речи младших школьников……….11
2 Методические аспекты формирования культуры речи младшего школьника на уроках русского языка…………………………………….……23
2.1 Анализ программных требований к формированию культуры речи на уроках русского языка………………………………………………………………………23
2.2 Методика написания изложений на уроках русского языка в начальной школе………………………………………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы…………………………………………...34
Приложение. Изложения для начальной школы………………………………...37
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Теоретические
основы формирования культуры
речи младшего школьника на
уроках русского языка………………………
1.1 Цели и задачи
формирования культуры речи
1.2 Критерии сформированности
культуры речи младших
2 Методические аспекты формирования культуры речи младшего школьника на уроках русского языка…………………………………….……23
2.1 Анализ программных
требований к формированию куль
2.2 Методика написания изложений на уроках
русского языка в начальной школе…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Приложение. Изложения для начальной школы………………………………...37
Введение
В языковом образовании учащихся важно определить то лингвистическое содержание, с помощью которого язык транслирует культуру. При отборе содержания языкового образования в контексте лингвокультурологического подхода следует учитывать национальную специфику русского языка, которая находит отражение в традициях, обычаях, обрядах, бытовой культуре, повседневном поведении (нормах общения), художественной культуре и т.д.
Нацеленность образовательного
процесса на осознание учащимися
красоты и выразительности
Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, целесообразно уделять внимание формированию культуры речи в младшем школьном возрасте. Это является одной из важнейших задач учителя начальных классов. В настоящее время дети допускают большое количество ошибок в произношении слов, словообразовании, словоизменении, употреблении слов, постановке ударения. Школьный курс русского языка, основной практической целью которого является развитие, усовершенствование речевых навыков учащихся, всегда в той или иной степени решал культурно-речевые вопросы. К сожалению, не всегда учителя уделяют должное внимание формированию культуры речи, поэтому необходим поиск путей ее повышения.
В ежегодном Послании Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстана сказано: «Личным кредо каждого казахстанца должно стать «образование в течение жизни» [1, с. 10].
Проблемы интеллектуального и личностного развития детей являются фактором активизации комплексного теоретического и практического изучения особенностей обучения и развития детей, особенностей развития культуры речи.
Государственные общеобразовательные стандарты среднего общего образования Республики Казахстан по русскому языку, в разделе 7 ставят задачи развития речи на уроках русского языка:
Понятие о сущностях
феноменов речи, механизмах формирования
и общих закономерностях
На переломных этапах
истории обостряется
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте. Именно в этом возрасте дети особенно сензитивны к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном школьном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей, обогащения их словарного запаса младшего школьного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.
Цель курсовой работы: выявление роли изложений для формирования культуры речи на уроках русского языка на начальном этапе обучения.
Объект исследования: процесс обучения русскому языку в начальной школе.
Предмет исследования: формирование культуры речи младшего школьника при написании изложений.
Задачи исследования:
- рассмотреть современные подходы к изучению проблемы культуры речи младшего школьника;
- установить критерии
сформированности культуры
- осуществить анализ
программных требований к
- рассмотреть изложение как средство развития культуры речи младшего школьника.
Методы исследования: анализ базового понятия, литературы по проблеме исследования.
Практическая значимость дипломной работы в том, что теоретический материал может быть использованы для развития культуры речи младших школьников.
1 Теоретические основы формирования культуры речи младшего школьника на уроках русского языка
1.1 Цели и
задачи формирования культуры
речи учащихся начальной
Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным - это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека [3].
В школе развитие культуры речи становится самостоятельной задачей и связывается с теоретическими сведениями о языке как системе и функционировании ее в речи. При этом закладываются прочные и осознанные основы речевого поведения и культуры ребенка. Овладение учениками связной речью в начальный школьный период способствует их успешному обучению по всем предметам общеобразовательного цикла, поскольку развитая речь - одно из важнейших условий хорошей успеваемости. Еще одним необходимым условием эффективной работы по развитию устной речи является согласованность в этой работе между дошкольным звеном, начальной и средней школой. Современный подход к проблеме развития речи основывается на необходимости единой лингвометодической базы в этой работе на всех этапах обучения и воспитания детей.
Известно, как богат и стилистически многообразен русский язык. В течение веков в процессе устного общения и под пером выдающихся писателей он развил в себе сложную систему средств выражения, обслуживающих все стороны общественной жизни.
Неуклонное пополнение
словарного состава и другие изменения,
совершавшиеся в русском языке,
одновременно с развитием литературно-
Особенно существенным звеном высокой культуры речи является правильное словоупотребление в широком смысле. Именно оно, в сочетании с правильным произношением, ударением и с правильным использованием грамматических форм в речи, определяет точность, ясность и выразительность языка. А между тем вопросы правильности словоупотребления являются наименее разработанной в теоретическом отношении областью. Еще во многом здесь господствуют суждения, основанные на субъективной оценке фактов. Соответствующие руководства и отдельные работы обычно не выходят за пределы эмпирических наблюдений и отдельных обобщений [5].
В узком лингвистическом смысле культура речи – это владение языковыми нормами /в произношении, ударении, словоупотреблении, в построении фраз и тому подобное /, а также умение пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения в соответствии с целью и содержанием речи, но культура речи в более широком смысле – это и культура чтения, и важнейшая часть общей культуры человека [6].
Под культурой речи понимается:
Таким образом, культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.
Культура речи:
- владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи;
- раздел языкознания, исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры [7].
Культура речи предполагает, прежде всего, правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве образца.
Языковая норма — это центральное понятие языковой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших.
Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения. Выбор необходимых для данной цели языковых средств — основа коммуникативного аспекта культуры речи.
Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия.
В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта культуры речи носители языка должны владеть функциональными разновидностями языка.
Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т.п.; обращение на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формулы обращения и др.).
На использование речевого этикета большое влияние оказывают следующие факторы: возраст участников речевого акта (целенаправленного речевого действия), их социальный статус, характер отношений между ними (официальный, неофициальный, дружеский, интимный), время и место речевого взаимодействия и т.д.
Само слово «культура» от латинского буквально значит «возделывание», «обрабатывание». Это то, что «обработано», «возделано» и передано нам по наследству нашими предшественниками; это то, что «обрабатывается» и «возделывается», шлифуется нами, чтобы передать следующим поколениям [8].
Культура речи – прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются два вопроса: как говорить правильно и как говорить хорошо.
Возникла культура речи как учение о нормах литературного языка. Понятие «языковая норма» считалось центральным понятие этого раздела языкознания, а вопросы правильности речи – единственным объектом изучения.
Правильность и
Информация о работе Формирование культуры речи младшего школьника