Формирование культуры речи младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, целесообразно уделять внимание формированию культуры речи в младшем школьном возрасте. Это является одной из важнейших задач учителя начальных классов. В настоящее время дети допускают большое количество ошибок в произношении слов, словообразовании, словоизменении, употреблении слов, постановке ударения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы формирования культуры речи младшего школьника на уроках русского языка…………………………………………..6
1.1 Цели и задачи формирования культуры речи учащихся начальной ступени обучения……………………………………………………………………………...6
1.2 Критерии сформированности культуры речи младших школьников……….11
2 Методические аспекты формирования культуры речи младшего школьника на уроках русского языка…………………………………….……23
2.1 Анализ программных требований к формированию культуры речи на уроках русского языка………………………………………………………………………23
2.2 Методика написания изложений на уроках русского языка в начальной школе………………………………………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы…………………………………………...34
Приложение. Изложения для начальной школы………………………………...37

Файлы: 1 файл

курсовая работа по культуре речи.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

 

1 Теоретические  основы формирования культуры  речи младшего школьника на  уроках русского языка…………………………………………..6

1.1 Цели и задачи  формирования культуры речи учащихся  начальной ступени обучения……………………………………………………………………………...6

1.2 Критерии сформированности  культуры речи младших школьников……….11

 

2 Методические  аспекты формирования культуры  речи младшего школьника на уроках русского языка…………………………………….……23

2.1 Анализ программных  требований к формированию культуры речи на уроках русского языка………………………………………………………………………23

2.2 Методика написания изложений на уроках русского языка в начальной школе………………………………………………………………………………...25

 

Заключение………………………………………………………………………...33

 

Список использованной литературы…………………………………………...34

 

Приложение. Изложения для начальной школы………………………………...37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В языковом образовании  учащихся важно определить то лингвистическое  содержание, с помощью которого язык транслирует культуру. При отборе содержания языкового образования в контексте лингвокультурологического подхода следует учитывать национальную специфику русского языка, которая находит отражение в традициях, обычаях, обрядах, бытовой культуре, повседневном поведении (нормах общения), художественной культуре и т.д.

Нацеленность образовательного процесса на осознание учащимися  красоты и выразительности русского языка, развитие средствами языка интеллектуальной, эмоциональной, эстетической, нравственной сферы личности обучающегося, его  высокой духовности является отличительной особенностью языкового образования, ориентированного на культуру. Овладевая русским языком как средством общения и освоения культурных ценностей, учащиеся постигают его лексическое и грамматическое богатство и разнообразие, образность, выразительность, красоту, благозвучие.

Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, целесообразно уделять внимание формированию культуры речи в младшем  школьном возрасте. Это является одной из важнейших задач учителя начальных классов. В настоящее время дети допускают большое количество ошибок в произношении слов, словообразовании, словоизменении, употреблении слов, постановке ударения. Школьный курс русского языка, основной практической целью которого является развитие, усовершенствование речевых навыков учащихся, всегда в той или иной степени решал культурно-речевые вопросы. К сожалению, не всегда учителя уделяют должное внимание формированию культуры речи, поэтому необходим поиск путей ее повышения.

В ежегодном Послании Президента Н.А.Назарбаева народу Казахстана сказано: «Личным кредо каждого  казахстанца должно стать «образование в течение жизни» [1, с. 10].

Проблемы интеллектуального  и личностного развития детей являются фактором активизации комплексного теоретического и практического изучения особенностей обучения и развития детей, особенностей развития культуры речи.

Государственные общеобразовательные  стандарты среднего общего образования  Республики Казахстан по русскому языку, в разделе 7 ставят задачи развития речи на уроках русского языка:

  • Практическое применение изучаемого теоретического материала всех уровней языка на основе обогащения словарного запаса учащихся.
  • Связь развития речи с мышлением. Развитие логического, творческого мышления. Развитие связной письменной речи (составление предложений, текстов, написание изложений, сочинений и т. п.).
  • Текст как единица речи. Виды текста (описание, повествование, рассуждение). Тема и основная мысль текста. Заголовок, части текста [2].

Понятие о сущностях  феноменов речи, механизмах формирования и общих закономерностях является главным фактором, определяющим развитие учебной деятельности младшего школьника. Одним из базовых компонентов  в обучении и воспитании детей является развитие связной речи. Большинство учёных (языковедов, философов, психологов, социологов, педагогов) озабочены снижением общего уровня речевой культуры. В этой связи задачей современной школы является достижение наиболее эффективной общественной формы организации учебной деятельности детей.

На переломных этапах истории обостряется самосознание народа, возрастает интерес к своим  истокам, корням, культуре, всему тому, что характеризует его самобытность. Детство и младший школьный возраст - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки мировой культуры.

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в школьном возрасте. Именно в этом возрасте дети особенно сензитивны к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном школьном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных  языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей, обогащения их словарного запаса младшего школьного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

Цель курсовой работы: выявление роли изложений для формирования культуры речи на уроках русского языка на начальном этапе обучения.

Объект  исследования: процесс обучения русскому языку в начальной школе.

Предмет исследования: формирование культуры речи младшего школьника при написании изложений.

Задачи  исследования:

- рассмотреть современные подходы к изучению проблемы культуры речи младшего школьника;

- установить критерии  сформированности культуры речи  младшего школьника;

- осуществить анализ  программных требований к развитию  речи младших школьников на уроках русского языка;

- рассмотреть изложение как средство развития культуры речи младшего школьника.

Методы  исследования: анализ базового понятия, литературы по проблеме исследования.

Практическая  значимость дипломной работы в том, что теоретический материал может быть использованы для развития культуры речи младших школьников.

 

 

 

1 Теоретические  основы формирования культуры  речи младшего школьника на  уроках русского языка

1.1 Цели и  задачи формирования культуры  речи учащихся начальной ступени  обучения

 

Развитие речи ребенка как один из показателей общего развития его личности наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным - это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Кроме того, речевая способность является первоосновой любой деятельности человека [3].

В школе развитие культуры речи становится самостоятельной задачей  и связывается с теоретическими сведениями о языке как системе  и функционировании ее в речи. При  этом закладываются прочные и осознанные основы речевого поведения и культуры ребенка. Овладение учениками связной речью в начальный школьный период способствует их успешному обучению по всем предметам общеобразовательного цикла, поскольку развитая речь - одно из важнейших условий хорошей успеваемости. Еще одним необходимым условием эффективной работы по развитию устной речи является согласованность в этой работе между дошкольным звеном, начальной и средней школой. Современный подход к проблеме развития речи основывается на необходимости единой лингвометодической базы в этой работе на всех этапах обучения и воспитания детей.

Известно, как богат  и стилистически многообразен русский  язык. В течение веков в процессе устного общения и под пером  выдающихся писателей он развил в себе сложную систему средств выражения, обслуживающих все стороны общественной жизни.

Неуклонное пополнение словарного состава и другие изменения, совершавшиеся в русском языке, одновременно с развитием литературно-художественных и публицистических стилей, сопровождались и изменениями стилистических норм литературного языка. Постепенное совершенствование грамматических и произносительных норм в процессе развертывания внутренних закономерностей развития языка привело к сосуществованию, на определенных этапах, новых, прогрессивных элементов и старых, отживающих. Создавались серии дублетных способов выражения, возникали колебания в стилистических, грамматических и произносительных нормах литературного языка. Кроме того, в силу ряда причин, вызванных особенностями исторического развития общества, возникали явные неправильности, искажавшие и нарушавшие нормы литературной речи [4].

Особенно существенным звеном высокой культуры речи является правильное словоупотребление в  широком смысле. Именно оно, в сочетании с правильным произношением, ударением и с правильным использованием грамматических форм в речи, определяет точность, ясность и выразительность языка. А между тем вопросы правильности словоупотребления являются наименее разработанной в теоретическом отношении областью. Еще во многом здесь господствуют суждения, основанные на субъективной оценке фактов. Соответствующие руководства и отдельные работы обычно не выходят за пределы эмпирических наблюдений и отдельных обобщений [5].

В узком лингвистическом смысле культура речи – это владение языковыми нормами /в произношении, ударении, словоупотреблении, в построении фраз и тому подобное /, а также умение пользоваться выразительными средствами языка в разных условиях общения в соответствии с целью и содержанием речи, но культура речи в более широком смысле – это и культура чтения, и важнейшая часть общей культуры человека [6].

Под культурой речи понимается:

  • соблюдение этики общения;
  • владение нормами литературного языка в его устной и письменной формах;
  • умение выбрать и организовать языковые средства, которые в определенной ситуации общения способствуют достижению поставленных задач коммуникации.

Таким образом, культура речи содержит три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный и этический.

Культура речи:

- владение  нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи;

- раздел языкознания,  исследующий проблемы нормализации с целью совершенствования языка как орудия культуры [7].

Культура  речи предполагает, прежде всего, правильность речи, то есть соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве образца.

Языковая  норма — это центральное понятие языковой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших.

Культура  речи вырабатывает навыки отбора и  употребления языковых средств в процессе речевого общения. Выбор необходимых для данной цели языковых средств — основа коммуникативного аспекта культуры речи.

Коммуникативная целесообразность считается одной из главных категорий теории культуры речи, поэтому важно знать основные коммуникативные качества речи и учитывать их в процессе речевого взаимодействия.

В соответствии с требованиями коммуникативного аспекта  культуры речи носители языка должны владеть функциональными разновидностями языка.

Этический аспект культуры речи предписывает знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т.п.; обращение на «ты» и «вы»; выбор полного или сокращенного имени, формулы обращения и др.).

На использование  речевого этикета большое влияние оказывают следующие факторы: возраст участников речевого акта (целенаправленного речевого действия), их социальный статус, характер отношений между ними (официальный, неофициальный, дружеский, интимный), время и место речевого взаимодействия и т.д.

Само слово «культура» от латинского буквально значит «возделывание», «обрабатывание». Это то, что «обработано», «возделано» и передано нам по наследству нашими предшественниками; это то, что «обрабатывается» и «возделывается», шлифуется нами, чтобы передать следующим поколениям [8].

Культура речи – прикладной раздел языкознания, в котором рассматриваются  два вопроса: как говорить правильно  и как говорить хорошо.

Возникла культура речи как учение о нормах литературного  языка. Понятие «языковая норма» считалось центральным понятие  этого раздела языкознания, а  вопросы правильности речи – единственным объектом изучения.

Правильность и коммуникативная  целесообразность речи считаются двумя ступенями – низшей и высшей – овладение литературным языком. «Правильность речи – непременный, но элементарный критерий речевой культуры. Подлинная высота речевой культуры определяется разнообразия способов выражения того же смысла, находящихся в рассмотрении говорящего, точностью и целесообразностью их выбора соответственно коммуникативной задаче» [9].

Информация о работе Формирование культуры речи младшего школьника