Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:02, курсовая работа
Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, целесообразно уделять внимание формированию культуры речи в младшем школьном возрасте. Это является одной из важнейших задач учителя начальных классов. В настоящее время дети допускают большое количество ошибок в произношении слов, словообразовании, словоизменении, употреблении слов, постановке ударения.
Введение……………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы формирования культуры речи младшего школьника на уроках русского языка…………………………………………..6
1.1 Цели и задачи формирования культуры речи учащихся начальной ступени обучения……………………………………………………………………………...6
1.2 Критерии сформированности культуры речи младших школьников……….11
2 Методические аспекты формирования культуры речи младшего школьника на уроках русского языка…………………………………….……23
2.1 Анализ программных требований к формированию культуры речи на уроках русского языка………………………………………………………………………23
2.2 Методика написания изложений на уроках русского языка в начальной школе………………………………………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы…………………………………………...34
Приложение. Изложения для начальной школы………………………………...37
Программа по русскому языку в третьем классе включает следующие разделы [24]:
- Повторение изученного во втором классе (10 часов).
- Слово и его значение. Развитие речи (10 часов).
- Состав слова и словообразование. Правописание. Развитие речи (12 часов).
- Части речи. Правописание. Развитие речи (59 часов):
1) Имя существительное. 30 часов; 2) Имя прилагательное. 10 часов; 3) Местоимение. 4 часа; 4) Глагол. 15 часов
- Предложение. Члены предложения. Развитие речи (15 часов).
- Текст. Развитие связной письменной и устной речи (20 часов).
- Повторение изученного за 3 класс (10 часов)
В качестве ведущего принципа, объединяющего все занятия по этим разделам, выступает развитие речи, что придает всему курсу русского языка четкую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно читать, говорить и писать, дать младшим школьникам доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развивать их внимание и интерес к речи.
Основными речевыми умениям, которые формируются уже в начальной школе в процессе обучения, являются следующие:
- доказывать, что данная группа предложений является (не является) текстом;
- определить тему и основную мысль текста;
- озаглавить его, делить на смысловые части;
- определять основной тип, стиль текста (если они ярко выражены). Эти речевые умения касаются восприятия текста. И здесь, с точки зрения методики, важно опираться на высокохудожественные тексты образцы, что в целом не характерно для большинства учебников русского языка в начальной школе. Поэтому упражнения используются как продукт речевой деятельности, как средство обучения, как цель речевого развития.
Содержание знаний: Предложение и текст. Тема и основная мысль текста. Типы текста: описание и повествование. Структура текста: начало, основная часть, концовка.
Содержание практической деятельности: Нахождение текста по признаку связности и целостности. Определение темы и основной мысли текста. Установление типа текста. Нахождение в тексте-описании прилагательных. Нахождение в тексте-повествовании глаголов. Деление текста на части. Составление плана текста.
Основным средством реализации программного материала и одновременно моделью учебного процесса является учебник. Эффективное использование на уроках русского языка материала школьного учебника повышает мыслительную активность учащихся при обучении. Ведь учебник по праву стоит в центре системы средств обучения. В нем, как в фокусе, в сконцентрированном виде отражаются, сосредоточившиеся и конкретно выражаются цели содержания программы, общие и методические идеи и отдельные методические подходы, объем и глубина изучаемого.
2.2 Методика написания изложений на уроках русского языка в начальной школе
Научить ребенка правильной и красивой речи - сложная задача современной начальной школы, требующая комплексного подхода. Один из важнейших ее компонентов – написание младшими школьниками изложений. Передавая своими словами небольшие отрывки художественных произведений, детские впечатления окружающего мира, ребенок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, учиться содержательно и убедительно высказывать собственные мысли. Эмоционально-экспрессивная, логичная, отвечающая всем языковым нормам речь – основной показатель интеллектуального уровня развития ребенка.
Анализ педагогической, методической, лингвистической литературы показал, что вопросы, связанные с работой над устным пересказом и изложением в методике рассматриваются параллельно. Под изложением М.Р. Львов понимает «письменный пересказ образцовых текстов» [25]. И.Д. Морозова определяет изложение как «одно из средств обучения связной речи, средство для формирования и совершенствования умений, необходимых для реализации коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения» [26]. По М.Е. Львовой изложение – это «вид самостоятельной работы по развитию речи в начальных классах» [27]. Роль письменных изложений состоит в том, чтобы на фоне разнообразной устной речевой деятельности тренировать младших школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть поняты учеником.
М.Р. Львов особенно подчеркивает
роль изложения как «упражнения,
приобщающего детей к лучшим образцам
языка. Высокохудожественные тексты, написанные
выдающимися мастерами слова
и затем письменно
В методике преподавания русского языка и развития речи сложились несколько видов письменных изложений. В начальных классах проводятся изложения: близкие к тексту, сжатые, выборочные, с творческими дополнениями.
По М.Р. Львову «самый
простой вид изложения –
Изложить тему нужно уметь не только подробно (близко к тексту), но и кратко, конспективно. Такой вид изложения в методике принято называть сжатым, который необходим для развития связной речи.
Следующий вид изложения – выборочное изложение. Для него характерен пересказ в соответствии с заданием не всего текста, а какой-то его части. Как и при подробном и сжатом изложении, ученик должен осмыслить текст с точки зрения содержания, жанра, языковых особенностей, а потом пересказать его тем или иным способом. Специфика выборочного изложения состоит в том, что дети учатся выделять в тексте отдельные темы, вычленять материал, относящийся к той или иной теме, строить высказывание на основе собранного материала. Выборочное изложение, по мнению Т.Б. Кармановой, «связующее звено между изложением и сочинением» [28].
Существует еще один вид изложения – творческие изложения. В.И. Яковлева считает, что творческие изложения способны «вызвать у учеников эмоциональный отклик на произведение, усилить воздействие образной системы на читателя, т. е. осуществить те задачи, во имя которых литература и создается» [29]. Наиболее удобны для письменного оформления пересказы с изменением лица рассказчика, от лица одного из персонажей, с творческими дополнениями. По мнению М.Р. Львова, «творческие изменения и дополнения в письменном варианте пересказа не должны быть большими» [1, С. 108]. Они могут быть правильно сделаны лишь в том случае, когда школьники хорошо поняли содержание рассказа, знают все обстоятельства, в которых протекает действие.
Изложение – письменный пересказ образцовых текстов. Роль письменных изложений состоит в том, чтобы на фоне разнообразной устной речевой деятельности тренировать школьников составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманны учеником, тщательно проверены сначала им, а затем и учителем. Следует особенно подчеркнуть роль изложения, как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написаны выдающимися мастерами слова и затем письменно пересказанными детьми, способствуют формированию правильно речевых навыков, очищают речь, повышают ее культуру, прививают художественный вкус и развивают языковое чутье.
В этом смысле изложение полезно рядом с сочинением, так как последнее всегда несет в себе опасность некоторого влияния диалектов и просторечия. Так, готовя учащихся к сочинению на тему “В лес за грибами”, учитель проведет в классе изложение текста, в котором есть описание леса, грибов и другое, и это, несомненно повысит качество сочинений, так как дети смогут опереться на опыт мастера, писателя.
Например, проводим с детьми изложение "Где грибы выше леса?", это изложение текста по плану, составленному коллективно под руководством учителя.
На севере нашей Родины лежит тундра. Летом она покрыта густой травой. Сколько цветов? Голубые незабудки, золотые лютики.
На кочках мягкий мох. Во мху ягоды и грибы.
Удивительное дело? Грибы растут, а леса не видно. Как не видно? У тебя под ногами ивы и березы.
Этим крошкам много лет. Выше грибов они не вырастут. Долгая темная зима мешает, им вырасти.
Орфография: вопросительные и восклицательные предложения.
Анализ: так где же грибы выше леса? Почему деревца не растут? Какие слова в рассказе говорят, что деревья очень малы? Какая зима на Севере? Что появляется в тундру во время короткого лета? Что сказано о цветах?
Составление плана. Учитель дает один пункт плана. Учащиеся рассказывают ее содержание. О чем нужно сказать после этого? Как начинается рассказ? Что еще растет в тундре, кроме цветов?
Примерный план.
Слова для справок: пушица, вырасти.
С этой же целью проводится предварительный языковый анализ текста, предназначенного для изложения: Обращать внимание учащихся на то, какие слова, обороты речи использовал писатель, стремясь нарисовать яркую картину жизни, сильнее и глубже подчеркнуть главную мысль произведения.
В 3 классе дети пишут изложения всех видов.
Для того, чтобы изложения служили совершенствованию речи и повышению ее культуры, следует уделять большое внимание словарной работе и орфографической подготовке, тем самым, предупреждая возможные ошибки при написании изложения учащимися.
Все чаще проводятся творческие
изложения, которые развивают
Творческие изложения представляют собой переходную форму от изложения к сочинению.
Изложения разграничиваются
также как функционально-
1) Подготовка к краткому изложению состоит в следующем: текст прочитывается 1-2 раза, после этого выявляется главное – то, что обязательно надо отметить в сжатом тексте, и то, что можно опустить. Следовательно, необходима существенная устная подготовка.
Готовя детей к сжатому изложению, учитель особенно тщательно работает над планом, над последовательностью материала, так как при сокращении текста могут нарушиться логические связи, может потеряться общий смысл рассказа, его идея, исказиться тема.
Недостатком сжатых изложений является то, что сокращение неизбежно обедняет художественный текст, лишает его эмоциональности.
Используются такие способы сжатия:
1) «убери лишнее»;
2) «выдели ключевые слова»;
3) обобщение сходных эпизодов, предметов, явлений;
4) создание проблемных ситуаций: написать в виде рапорта, инструкции, письма, боевого задания, донесения.
2) Знание словаря не ограничивается одним пониманием значений слов, так как нужно еще знать условия и особенности их использования. Большинству наших слов присуща избирательность, то есть лексическая сочетаемость ограничена значением слова, его стилистической окраской, традицией употребления.
Процесс овладения словом состоит из двух стадий: одна из них – знакомство со значением слова, другая – усвоение и практическое овладение особенностями его использования. Подробный языковой анализ текста позволяет показать учащимся приемы построения предложения, его различные варианты, приемы писателя. «Повторение за писателем языкового образца – тоже творчество» (Пленкин Н.А.).
Подробный языковой анализ
текста дает возможность учащимся в
процессе написания изложения
3) Творческие изложения.
Обдумывая организацию работы, остановитесь на ряде моментов. Первый – требования к текстам изложений. Второй – требования к построению урока и, особенно главной его части, – анализу исходного текста. Этот этап складывается из:
а) общей беседы по содержанию, цель которой – проверить, понят ли текст, его тема, основная мысль;
б) анализа структуры текста с выявлением микротем, выделением частей, выяснением основной мысли каждой из них, составлением или рассмотрением готового плана;
в) языкового анализа, включающего наблюдение над использованием ярких, точных слов, синтаксических конструкций, предупреждение грамматических ошибок и речевых недочетов;
Информация о работе Формирование культуры речи младшего школьника