Формирование культуры речи младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, целесообразно уделять внимание формированию культуры речи в младшем школьном возрасте. Это является одной из важнейших задач учителя начальных классов. В настоящее время дети допускают большое количество ошибок в произношении слов, словообразовании, словоизменении, употреблении слов, постановке ударения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы формирования культуры речи младшего школьника на уроках русского языка…………………………………………..6
1.1 Цели и задачи формирования культуры речи учащихся начальной ступени обучения……………………………………………………………………………...6
1.2 Критерии сформированности культуры речи младших школьников……….11
2 Методические аспекты формирования культуры речи младшего школьника на уроках русского языка…………………………………….……23
2.1 Анализ программных требований к формированию культуры речи на уроках русского языка………………………………………………………………………23
2.2 Методика написания изложений на уроках русского языка в начальной школе………………………………………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы…………………………………………...34
Приложение. Изложения для начальной школы………………………………...37

Файлы: 1 файл

курсовая работа по культуре речи.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

Второе условие – неравнодушие, интерес автора речи к тому, о  чем он говорит или пишет, к  тому, что он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет.

Третье условие – хорошее  знание языка, его выразительных  возможностей. Такое знание редко  достигается без помощи науки  о языке. Вот почему желательно широкое  лингвистическое просвещение.

Необходимо знать о звуках и  их выразительных возможностях. Об ударении и его выразительных свойствах. О словах и их воздействии на речевую выразительность.

Четвертое условие – хорошее  знание свойств и особенностей языковых стилей – так как каждый из них  налагает свой отпечаток на отдельные  группы и слои средств языка, которые, таким образом, оказываются стилистически окрашенными. Эта окрашенность предоставляет очень большие возможности авторам речи и в усилении речевой выразительности.

Пятое условие – систематическая  и осознанная тренировка речевых навыков. Нужно учиться контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно и серо. Навык самоконтроля необходим любому человеку, если он хочет постепенно улучшать свою речь.

Выразительные средства языка иногда сводят к так называемым выразительно-изобразительным, то есть тропам и фигурам, но выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней – начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями. Даже отдельный звук, не говоря уже о какой-то их комбинации, может оказаться в речи выразительным. Припомним звукозапись, к которой иногда прибегают поэты, ассонансы и аллитерации, скандирование речи.

Лексическая система  языка сложна и многолика Возможности  постоянного обновления в речи принципов, способов, признаков объединения в пределах целого текста слов, взятых из различных групп, скрывают в себе и возможности обновления речевой выразительности и ее типов.

Выразительные возможности  слова поддерживаются и усиливаются  актуализацией его семантики. Актуализация семантики слова в поэзии обычно связана с тем, что можно назвать ассоциативностью образного мышления. Эти ассоциации во многом зависят от предшествующего жизненного опыта читателя и психологических особенностей работы его мысли и сознания в целом.

А теперь перейдем к эпитетам, метафорам и другим средствам языка.

Эпитет – это не слово в  словаре; эпитетом слово становится, когда попадает в речь. В словосочетании деревянная полка прилагательное – не эпитет; в словосочетаниях деревянный взгляд или деревянная походка это же слово стало эпитетом. Эпитет ведет сознание от значения слова к личностному смыслу, а личностные смыслы могут и не совпадать у автора речи и читателя или двух читателей с различным жизненным опытом. Очень нужна семантическая и структурная типология эпитетов – по степени их близости к значению слова-определения и ассоциативной удаленности от него.

Метафора – это словосочетание, имеющее семантику скрытого сравнения. Если эпитет – не слово в словаре, а слово в речи, то тем более  справедливо утверждение: метафора – не слово в словаре, а сочетание слов в речи. Можно вколачивать гвоздь в стену. Можно вколачивать мысли в голову – возникает метафора, грубоватая, но выразительная. В метафоре, три элемента: информация о том, что сравнивается; информация о том, с чем сравнивается; информация об основании сравнения, то есть о признаке, общем в сравниваемых предметах (явлениях).

Речевая актуализация семантики метафоры и объясняется необходимостью такого отгадывания. И чем больше усилий требует метафора для того, чтобы  сознание превратило скрытое сравнение в открытое, тем выразительнее, очевидно, сама метафора.

Метафора оказывает очень большое  влияние на выразительность речи. Не случайно так велико ее место  в речи художественной. И чем метафора свежее, непривычнее, тем она выразительнее. Правда, везде должно быть чувство меры, логическая и эстетическая норма.

Ясность речи – это ее доступность  тем людям, к кому она обращена. Среди требований, предъявляемых  к языку говорящего или пишущего, выделяется требование понятности или  ясности. М.М. Сперанский (1772 – 1839) в «Правилах высокого красноречия» подчеркивал, что говорить так, чтобы нас не понимали, «есть нелепость, превосходящая все меры нелепостей».

Соблюдение данного требования важно потому, что оно связано  с действенностью, эффективностью устного слова.

По мнению исследователей, общепонятность языка определяется, прежде всего, отбором  речевых средств, а именно необходимостью ограничить использование слов, находящихся  на периферии словарного состава  языка и не обладающих качеством коммуникативной общей значимости.

Огромный словарь русского языка  с точки зрения сферы употребления можно разделить на две большие  группы – лексику неограниченной сферы употребления, в которую входят общеупотребительные, понятные для всех слова, и лексику ограниченного употребления, в которую включены профессионализмы, диалектизмы, жаргонизмы, термины, то есть слова, употребляемые в определенной сфере – профессиональной, территориальной, социальной.

Лексика неограниченной сферы употребления состоит из общеупотребительных слов, которые в определенных социальных условиях должны быть понятны всем носителям данного языка во всех случаях: хлеб, семья, город, сад, тетрадь, школьник, врач, мороз, луна, птица, любовь, сила. Общеупотребительный словарный фонд русского языка огромен. Он-то и делает нашу речь общедоступной для каждого, кто владеет русским языком.

Гораздо труднее обстоит дело с  восприятием слов ограниченной сферы  употребления. Она так и названа  потому, что ее не могут и не должны понимать абсолютно все.

Профессионализмами называются слова и выражения, используемые людьми одной профессии (журналисты, электронщики, плотники, шахтеры и  другие). Они в большинстве случаев  не относятся к официальным, узаконенным  наименованиям [19].

Диалектная лексика – слова, ограниченные в территориальном отношении, входящие в словарный состав отдельных диалектов, понятные лишь жителю данной местности.

Жаргонизмы – слова и выражения, принадлежащие какому-либо жаргону. В современной лингвистической литературе слово жаргон обычно употребляется для обозначения различных ответвлений общенародного языка, которые служат средством общения различных социальных групп [20].

Лексика ограниченной сферы  употребления требует вдумчивого с  ней обращения. Не нужно полностью  исключать ее из своей речи. Если приходится общаться в узкопрофессиональной среде, то можно свободно использовать в речи принятые там специальные слова и профессионализмы. Но если нет уверенности, что все слушатели знакомы со специальной лексикой, то следует раскрыть, объяснить каждое необщеупотребительное слово.

Особого внимания требует использование  еще одной значительной группы слов ограниченной сферы употребления – терминологической лексики.

Термины – это слова, которые являются точным обозначением определенного понятия какой-либо специальной области науки, техники, искусства, общественной жизни и тому подобное. Напомним, что понятие – это мысль об общих существенных свойствах, связях и отношениях предметов или явлений объективной действительности. Как форма мышления понятие неразрывно связано с языком. Всякое понятие формируется и реализуется в слове или словосочетании. Формирование понятий является важнейшим условием научного знания [21].

Чрезвычайна важна также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии – произносительных норм литературного языка, умение говорить и читать выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями и прочее.

И выразительность, и ясность речи предполагают ее чистоту, то есть лишних слов, грубых просторечных слов и выражений и тому подобное.

Чистота речи – отсутствие в ней лишних слов, слов-сорняков, слов-паразитов. Конечно, в языке названных слов нет, такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. К сожалению, многие активно вставляют в свою речь «любимые словечки»: так сказать, значит, вот, собственно говоря, видите ли, понятно, да, так, понимаете и др. Это производит очень неприятное впечатление.

Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, которые начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении.

Забота о чистоте  речи повышает качество речевой деятельности.

Для школы особенно большое  значение имеет правильность речи, то есть соответствие литературной нормы.

Следующее требование речи – это богатство и разнообразие речи. Богатство и разнообразие, оригинальность речи говорящего или пишущего во многом зависит от того, насколько он осознает, в чем заключается самобытность родного языка, его богатство.

Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Лексическое богатство русского языка отражено в различных лингвистических словарях. Так, «Словарь церковнославянского и русского языка», изданный в 1847 году, содержит около 115 тысяч слов. В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов, Д.Н. Ушаков в «Толковый словарь русского языка» – около 90 тысяч слов.

Одни исследователи  считают, что активный словарь современного человека обычно не превышает 7 – 9 тысяч  разных слов, но подсчетам других, он достигает 11 – 13 тысяч слов. А теперь сопоставьте эти данные со словарем великих мастеров художественного слова.

Например, А.С. Пушкин употребил  в своих произведениях и письмах  более 21 тысяч слов (при анализе  повторяющиеся слова принимались за одно), причем половину этих слов он употребил только по одному или два раза. Это свидетельствует об исключительном богатстве словаря гениального поэта.

Приведем сведения о  количестве слов у некоторых других писателей и поэтов: Есенин – 18890 слов, Сервантес – около 17 тысяч слов, Шекспир – около 15 тысяч слов (по другим источникам – около 20 тысяч), Гоголь – около 10 тыс. слов. А у некоторых людей запас слов бывает чрезвычайно беден. Недаром И. Ильф и Е. Петров в знаменитых «Двенадцати стульях» высмеяли Эллочку-«людоедку», которая обходилась всего тридцатью словами. Этих слов ей было достаточно, чтобы разговаривать с родными, друзьями, знакомыми и незнакомыми. Нетрудно представить себе, каким было это общение.

Говорящему человеку необходимо иметь достаточный запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно. Важно постоянно заботиться о расширении этого запаса, стараться использовать богатства родного языка. Богатство языка определяется и смысловой насыщенностью слова, то есть его многозначностью.

Чаще всего в речи реализуется одно из значений многозначного  слова. Если было бы иначе, то люди часто  не понимали бы друг друга или понимали неправильно. Однако многозначность может  быть использована как прием обогащения содержания речи.

Следует помнить: серая, наполненная словесными штампами речь вызывает в сознании слушающих необходимых ассоциаций. Вряд ли человек, злоупотребляющий стандартными выражениями, может взволновать слушателей, убедить их в чем-то, воздействовать на них. Шаблонная, избитая фраза отскакивает от слушателей, не дает им возможности вникнуть в суть высказывания.

Кроме того, убогая, бедная в языковом отношении речь воспринимается как отрицательная характеристика человека, свидетельствующая о его  поверхностных знаниях, низкой речевой культуре, о недостаточном запасе слов. Но главное: бедность, серость, однообразие языка связывается с бедностью, серостью и неоригинальностью мысли [22].

Таким образом, говорить о хорошей речи можно лишь в том случае, если:

1) она богата и разнообразна по использованным в ней лексических и грамматических средств;

2) в ней точно передано  содержание высказывание;

      1. в ней учтены особенности ситуации общения, выдержан определенный стиль речи [23].

2 Методические  аспекты формирования культуры  речи младшего школьника на уроках русского языка

2.1 Анализ программных  требований к формированию культуры  речи на уроках русского языка

 

Уроки русского языка  должны способствовать формированию творческой языковой личности, способной к активной трудовой и умственной деятельности в различных областях общественной жизни.

Основное содержание учебного предмета «Русский язык» на начальной ступени школы определяется лингвистической наукой. В начальных  классах закладываются основы знаний о строе языка, язык изучается  пропедевтически. Здесь формируются и совершенствуются орфографические и пунктуационные умения и навыки.

Программа по русскому языку  разработана на основе государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования.

Базовое содержание образования  по предмету «Русский язык» представлено такими разделами современной лингвистики, как фонетика и графика, состав слова, грамматика, лексика, а также культура речи. Учебный материал расположен в соответствии с линейно-концентрическим принципом, который позволяет «учитывать возрастные возможности учащихся, обеспечивать раннее ознакомление учащихся с теоретическим материалом, а также прочность усвоения в результате двух-трехкратного возвращения к теме на новом уровне».

Информация о работе Формирование культуры речи младшего школьника