Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:02, курсовая работа
Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, целесообразно уделять внимание формированию культуры речи в младшем школьном возрасте. Это является одной из важнейших задач учителя начальных классов. В настоящее время дети допускают большое количество ошибок в произношении слов, словообразовании, словоизменении, употреблении слов, постановке ударения.
Введение……………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы формирования культуры речи младшего школьника на уроках русского языка…………………………………………..6
1.1 Цели и задачи формирования культуры речи учащихся начальной ступени обучения……………………………………………………………………………...6
1.2 Критерии сформированности культуры речи младших школьников……….11
2 Методические аспекты формирования культуры речи младшего школьника на уроках русского языка…………………………………….……23
2.1 Анализ программных требований к формированию культуры речи на уроках русского языка………………………………………………………………………23
2.2 Методика написания изложений на уроках русского языка в начальной школе………………………………………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы…………………………………………...34
Приложение. Изложения для начальной школы………………………………...37
2) Объясни написание приставок.
П..ехали, п …катили, пр…селочной, н…чинался, пр…ехали, п…спешили
3) Спиши. Выдели орфограммы ШИ, ЧА, ЧН, НЧ.
Широкое,
поспешили, встречались,
4) Выпиши имена собственные.
5) Прочитай трудные слова по слогам. Обрати внимание на них, когда будешь писать изложение.
Велосипед, километры, лиственные, обратно.
6. Лексическая подготовка
1) Подбери синонимы.
Жить -., иногда.- , скоро.- .
2) Подбери антонимы.
извилистый, спуститься
3) Объясни значение слова.
Извилистый
4) Перифраз. Скажи по-другому.
Мальчики выехали из поселка и покатили по проселочной дороге через широкое поле. За полем начинался лес.
5) Перескажи текст по плану.
7. Коммуникативно-
В этом тексте пропущен абзац, где описывается поле. Когда будешь писать изложение, не забудь дать это описание.
8. Напиши изложение «Велосипедная прогулка».
Изложение № 2
1. Речевая разминка.
1) Определи границы предложения.
Наступили первые дни весны солнышко ярче светит и сильнее греет теплые лучи рушат снежные крепости у крыльца лужи всюду звенит капель на ветках набухли душистые почки распустились кустики ивы на ветку клена села ворона она хрипло кричит галка ищет место для гнезда.
2) Правильно построй предложение.
3)
Коммуникативно-
В тексте пропущен отрывок. Его отсутствие нарушает логичекую связность. Найди это место и восстанови (придумай и запиши) текст.
Мы возвращались на машине с дачи. Машину вел мой папа. После дождя дорогу сильно развезло. Мама пересела за руль, а папа вышел из машины. Ему пришлось долго толкать автомобиль, прежде чем мы смогли ехать дальше.
4) Подбери
синонимы из литературного
5) Отредактируй предложения. Убери ненужные слова.
6) Подбери подходящее слово.
7) Отредактируй текст. Убери ненужные повторы событий.
Нашей кошке Мурке не разрешается лежать на подушке. Но Мурка любит спать на мягком. Вот киска прыгает на диван и укладывается на подушку. Но ей нельзя там лежать. Я ласково беру Мурку на руки и пересаживаю на кресло.
2. Прослушивание текста.
Друг
Маша давно мечтала о собаке. И вот на день рождения родители подарили ей щенка таксы. Он был черный с рыжими лапками. На маленькой остренькой мордочке выделялись крупные карие глаза с длинными черными ресницами. Маша была счастлива. Она осторожно прижимала к груди теплый живой комочек. Щенок лизал ей лицо и руки. Девочка назвала своего нового друга Кингом. Она заботилась о нем, водила щенка на прогулку, оберегала от крупных собак. А щенок рос. Постепенно он вырос в красивую таксу. Кинг стал замечательным Машиным другом.
3. Вопросы по тексту.
Как еще можно озаглавить этот текст?
Как исполнилась Машина мечта?
Каким был щенок?
Как Маша растила Кинга?
Какие чувства вы испытали, читая этот рассказ?
4.
Прочитай текст. Перескажи.
5. Орфографическая подготовка.
1) Подбери проверочные слова. Вставь буквы.
д.. вно - , р.. ждения - , р.. дители - , щ...нка, ла.. ками - , выд.. лялись - , гл за - , счас лива - , приж.. мала - , ж..вой - , к…мочек - , л...зал - , л…цо - , назв..ла - , в…дила - , об..р..гала - , щ..нок - , выр..с - , кр..сивую - .
2) Объясни написание приставок.
П…дарили, …сторожно, н…звала, з…ботилась, ...берегала, з…мечательным,
3) Спиши. Объясни написание удвоенной согласной.
Длинными
4) Выпиши имена собственные.
5) Прочитай трудные слова по слогам. Обрати внимание на них, когда будешь писать изложение.
Черный, постепенно.
6. Лексическая подготовка
1) Подбери синонимы.
Осторожно.- , заботиться.- , оберегать -...
2) Подбери антонимы.
Крупный - , красивый - .
3) Объясни значение слова.
Замечательный
4) Перифраз. Скажи по-другому.
Постепенно он вырос в крупную красивую таксу. Кинг был замечательным Машиным другом.
7. Пунктуационная подготовка
1) Прочти предложение. Обрати внимание на знаки препинания. Объясни их постановку или послушай объяснение учителя.
Она
заботилась о нем, водила
2). Перескажи текст по плану.
8. Напиши изложение «Друг».
Информация о работе Формирование культуры речи младшего школьника