Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2015 в 14:21, курсовая работа
Воспитание культуры поведения всегда было актуальным вопросом педагогики. Из поколения в поколение люди находили и передавали самые удобные, разумные способы действий в определенных ситуациях. Это, если так можно выразиться «кристаллы человеческого опыта».
В истории человечества, которая представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций, сохраняются некоторые, общие для всех исторических эпох, условия жизни и формы человеческого поведения.
Введение 3-4 стр.
Раздел 1.Проблема формирования воспитания культуры младших школьников.
1.1. Причины формирования культуры поведения младших школьников 5-8 стр.
1.2 Теоретические основы проблемы в психолого-педагогической литературе 9-18 стр.
1.3 Основные правила культурного поведения 19-23стр.
Раздел 2. Анализ исследования проблемы формирования воспитания культуры у младших школьников
2.1 Основные условия эффективности работы 24-25 стр.
2.2 Формы и методы формирования культуры поведения младших школьников 26-29
Вывод 30 стр.
Список литературы 31 стр.
Министерство образования молодёжи и спорта Украины, Луганский Национальный университет имени Тараса Шевченко
институт педагогики и психологии
Кафедра дошкольного и начального образования
Курсовая работа на тему:
«Формирование культуры поведения младших школьников »
Выполнила студентка 3 курса
Группы ПО «б»(м.с)
Аулова Александра Анатольевна
Научный руководитель профессор
Чиж А.Н.
Луганск 2013 г
План
Введение 3-4 стр.
Раздел 1.Проблема формирования воспитания культуры младших школьников.
1.1. Причины формирования культуры поведения младших школьников 5-8 стр.
1.2 Теоретические основы проблемы в психолого-педагогической литературе 9-18 стр.
1.3 Основные правила культурного поведения 19-23стр.
Раздел 2. Анализ исследования проблемы формирования воспитания культуры у младших школьников
2.1 Основные условия эффективности работы 24-25 стр.
2.2 Формы и методы формирования культуры поведения младших школьников 26-29
Вывод 30 стр.
Список литературы 31 стр.
Введение
Воспитание культуры поведения всегда было актуальным вопросом педагогики. Из поколения в поколение люди находили и передавали самые удобные, разумные способы действий в определенных ситуациях. Это, если так можно выразиться «кристаллы человеческого опыта».
В истории человечества, которая представляет собой последовательную смену общественно-экономических формаций, сохраняются некоторые, общие для всех исторических эпох, условия жизни и формы человеческого поведения.
В основном это касается требований, связанных с простейшими формами взаимоотношений людей: не воровать, не убивать, выполнять обещания, говорить правду и т.п. Во все времена, так или иначе, осуждались жестокость, жадность, трусость, клевета и поощрялись смелость, честность, самообладание, скромность, великодушие.
Поведение человека, культура его регулируется во всех сферах жизни моралью. Наравне с моралью действуют и другие регуляторы поведения – правовые нормы и декреты государства; уставы и инструкции, обычаи и традиции, общественное мнение и воспитание.
Мораль – явление историческое, она изменяется и развивается в ходе общего прогресса человеческого общества.
Процесс по воспитанию культуры поведения младших школьников раскрывает единство содержания, форм, методов воспитательной работы учителя как комплекс различных сторон воспитания в соответствии с особенностями возраста учащихся и процессом их развития, учетом реальных условий воспитания.
Методы по воспитанию культуры поведения позволяют реализовать цели и задачи воспитания и трансформировать их в процессе развития личности.
В воспитании культуры поведения младшего школьника главная задача педагога: добиться не автоматического выполнения правил поведения, а развития активности и сознательности учащегося, чтобы культура поведения, ее навыки стали частью характера, потребностью личности. Знания должны перейти в убеждения – глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть процесс воспитания культурного поведения у школьников.
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы
воспитания культурного
- выявить сущность и
- проанализировать проблему в воспитании культуры младших школьников;
- проанализировать
- сделать выводы.
1.1 Причины формирования культуры поведения младших школьников
Многие дети в начальных классах умеют выполнять и выполняют правила культурного поведения. Они ведут себя достойно в школе, в семье, в общественных местах. Но волнует другое. Еще часто в среде школьников, даже младших, встречается грубость, неряшливость, невоспитанность, несоблюдение пристойностей, отсутствие элементарного вкуса, в одежде. Это вызывает тревогу учителей, родителей и общественности.
Часто учитель приучает детей к культуре поведения от случая к случаю. Если деть не знают, как нужно вести себя в конкретной ситуации, учитель разъясняет , демонстрирует, как нужно вести себя, организует упражнения, выдвигает требования, контролирует поведение. Если деть нарушают норму, им указывают на ошибку. Вся эта работа, связана с конкретной ситуацией, которая только что возникла, это дает некоторый позитивный результат. . Стихийность и случайность могут привести к существенным пробелов в воспитании культуры поведения. Одна из причин нарушения правил заключается в том, что деть просто их не знают. Например, деть не знают, что считается неучтивым подавать первым руку, когда здороваешься со взрослым, неприлично сидеть, когда разговариваешь с взрослым, если он стоит.
Устранить эту причину легко. Содержание правил культурного поведения достаточно полно и обстоятельно раскрыто во многих специальных книгах, брошюрах, статьях, в популярных и педагогических журналах. Следовательно, учитель, заметив, какие правила неизвестны детям, а иногда и родителям, должен рассказать о них.
Некоторые правила деть знают, но не умеют их выполнять. Например, они знают, что взрослому нужно уступить место в транспорте, и уступают, но часто делают это навязчиво и подчеркнуто. Это значит, что учитель должен не только рассказать им те или другом правиле, но и продемонстрировать, как нужно его выполнять.
В других случаях деть знают правила, но не выполняют их. Например, они знают, что нужно придерживаться правил гигиены: чистить зубы, пользоваться носовым платочком, быть опрятным, присматривать за своей одеждой и обувью. Но дети не делают этого, главным образом, через лень, отсутствию волевого усилия, когда нужно заставить себя сделать то, чего не хочется.. Некоторых правил деть не выполняют, считая их ненужными и неважными. Они убеждены, что много правил придумали взрослые и вынуждают их выполнять, а в действительности для жизни эти правила не имеют никакого значения. В этом случае деть сознательно не соблюдают известные им нормы Например, в своем детском обществе, в коллективе сверстников они не говорят слова вежливости («спасибо», «пожалуйста» и др.), не считают, что постыдно быть грязным и грубым. Выходит, только знание правил поведения не делает школьников воспитанными и культурными. Усвоение правил поведения допускает позитивное отношение к ним школьников и активное стремление наследовать правилам.
Важно добиться того, чтобы требования, связанные с выполнением правил культурного поведения, поступали не только от взрослых, но и от самих школьников. Некоторые дети считают, что можно быть красивым гражданином, не выполняя правила культурного поведения. Под воздействием таких «нигилистов» и младшие перестают, выполнять даже простые правила вежливости, боясь быть осмеянными. Преодоление такой мысли — важное задание учителя и ученических организаций. Начиная работу с воспитания культуры поведения, учителю необходимо сформировать общественную мысль в детском коллективе, который будет регулировать и соответствующим образом оценивать выполнение (невыполнение ли) простых норм поведения. Коллектив детей с помощью взрослых должен произвести правила, выполнение которых считается необходимым. Тогда требования придерживаться определенных норм будут поступать не только от взрослых, но и от самих детей, от школьного коллектива.
Одна из серьезных причин невыполнения детьми правил поведения лежит в людях, которые окружают ребенка. Дело в том, что взрослые далеко не всегда поводят себя образцово в общественных местах, дома, на улице. Они бывают нервными и грубыми, безтактными и неучтивыми, то есть позволяют себе такое поведение, которое резко осуждается у детей.
Следовательно, воспитывая культуру поведения, взрослые сами должны постоянно сурово и придирчиво следить за своим поведением, быть образцом для детей. Это одно из основных положений педагогики должно быть донесено родителям и другим воспитателям детей.
Часто деть не выполняют правило культурного поведения потому, что взрослые не придерживаются единства в тех требованиях, которые предъявляют детям. Расхождения в требованиях бывают значительными. Не одинаковые требования предъявляет школа и семья. В пределах школы не все педагоги бывают единодушные в требованиях к ученикам, точно так же в семье не все взрослые солидарны в педагогических взглядах.
Да, характер требований, их последовательность и объем, бывают разными у отца и матери, бабушки и дедушки и других членов семьи. Поэтому ребенок не всегда выполняет обязательные правила, а приспосабливается к требованиям разных взрослых. В таком случае дома она может быть вежливой, а в школе грубой, и наоборот. Быть ли учтивой касательно родителей и, бестактной и невнимательной относительно бабушки. Большое значение в воспитании культуры поведения имеет личный пример родителей. Дети наблюдают за взрослыми, их поведением, взаимоотношениями, манерами. Если родители внимательны друг к другу, приветливые, вежливые, предусмотрительные, верные ,своему слову, то и их ребёнок, как правило, вырастает хорошо воспитанным. Значительно сложнее воспитывать навыки и привычки культурного поведения у ребенка, если в семье не принято быть вежливыми, взрослые не уважают друг друга, сквернословят, а в доме не придерживается чистоты и порядка. Воспитание культуры поведения проходить успешно, если родители и школа находят общий язык, осуществляют одинаковые требования
1.2 Теоретические основы проблемы в психолого-педагогической литературе
Сегодняшняя жизнь показывает, что воспитание культуры поведения ведется не на должном уровне, зачастую бессистемно. Видимо, поэтому сегодняшние школьники грубы и развязны, невежливы и распущены, нередко нарушают общественный порядок. И мы склонны думать, что происходит это не оттого, что такие плохие наши дети, а от элементарного незнания правил, от равнодушия взрослых, которые предпочитают чаще всего не видеть и не слышать (пока самих не касается) грубости, брани, неопрятности, хамства…
Школа является важнейшим социальным инструментом и поэтому не должна занимать позицию выжидания. Педагоги должны стать тем ядром, вокруг которого будут сплачиваться духовные силы общества.
Учитель несет ответственность за детей, поэтому он должен контролировать:
- стиль общения с учащимися,
- образовательно-воспитательную среду,
- педагогическую психологию,
- самого себя.
Настоящий педагог должен оценивать свои успехи успехами учеников. Важно не то, что делает учитель, а то, как он работает, и как понимают его ученики.
И здесь на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и воспитания и использование новых педагогических технологий.
Процесс социально-ориентированного обучения и воспитания влияет на состояние и внутренней и внешней мотивации, изменяет самосознание, формирует когнитивные оценочные осознавания себя и своего собственного поведения.
Необходимо дать ребенку возможность осознать свою «социальную значимость», духовную красоту и благородство поступков, и школьная «обязаловка» как в сказке, превратится в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка.
Для того чтобы широко и полно изучить проблему, необходимо знать основные положения изучаемой темы.
«Поведение – это система действий и поступков человека, в которой проявляются его взаимоотношения с социальной средой».
«Поведение – совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях».
«Поведение – образ жизни, совокупность поступков и действий кого-нибудь, соблюдение правил внутреннего распорядка».
«Поведение – образ жизни и действий».
«Культура – совокупность достижений человечества в производственном общественном и умственном отношении».
«Культура – 1) совокупность достижений человечества в производственной, общественной и духовной жизни, уровень этих достижений в определенную эпоху у какого-либо класса, общества
2)Образованность, начитанность, просвещенность, воспитанность, а также совокупность условий жизни, соответствующих потребностям просвещенного человека».
«Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении с другими людьми), в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения». Культура поведения раскрывает, каким конкретно образом осуществляются в поведении требования нравственности, каков внешний облик поведения человека, в какой мере органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни, стали повседневными правилами.
В широком плане в понятие культуры поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека, этикет, правильное поведение в общественных местах, культура быта, гигиена.
Особо выделяют культуру речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли.
«Культура поведения – поступки и формы общения людей, основанные на нравственности, эстетическом вкусе и соблюдении норм и правил общежития».
Истинная культура поведения – органическое единство внутренней и внешней культуры человека, умение найти правильную линию поведения и в нестандартной, не регламентированной правилами ситуации.
Информация о работе Формирование культуры поведения младших школьников