Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:32, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть процесс воспитания культурного поведения у школьников.
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть эволюцию развития воспитания культурного поведения с первобытного строя по настоящее время;
- изучить теоретические основы воспитания культурного поведения в учебно-методической литературе;
- выявить сущность и особенности воспитания культуры поведения младших школьников;
- проанализировать опыт работы учителей по воспитанию культуры поведения;
- сделать выводы.
Воспитание культуры поведения всегда было актуальным вопросом педагогики. Из поколения в поколение люди находили и передавали самые удобные, разумные способы действий в определенных ситуациях. Это, если так можно выразиться «кристаллы человеческого опыта».
В истории человечества,
которая представляет собой последовательную
смену общественно-
В основном это
касается требований, связанных с
простейшими формами
Поведение человека, культура его регулируется во всех сферах жизни моралью. Наравне с моралью действуют и другие регуляторы поведения – правовые нормы и декреты государства; уставы и инструкции, обычаи и традиции, общественное мнение и воспитание.
Мораль – явление историческое, она изменяется и развивается в ходе общего прогресса человеческого общества.
Процесс по воспитанию культуры поведения младших школьников раскрывает единство содержания, форм, методов воспитательной работы учителя как комплекс различных сторон воспитания в соответствии с особенностями возраста учащихся и процессом их развития, учетом реальных условий воспитания.
Методы по воспитанию культуры поведения позволяют реализовать цели и задачи воспитания и трансформировать их в процессе развития личности.
В воспитании культуры поведения младшего школьника главная задача педагога: добиться не автоматического выполнения правил поведения, а развития активности и сознательности учащегося, чтобы культура поведения, ее навыки стали частью характера, потребностью личности. Знания должны перейти в убеждения – глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть процесс воспитания культурного поведения у школьников.
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть
эволюцию развития воспитания
культурного поведения с
- изучить
теоретические основы
- выявить
сущность и особенности
- проанализировать
опыт работы учителей по
- сделать выводы.
1.2 Содержание культуры поведения
В прошлом
столетии общественность была серьезно
обеспокоена недостаточным
Младший школьный возраст – первая крупная перемена в жизни ребёнка. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, отношениях с другими людьми. Малышам в семье запрещают ему мешать, и даже взрослые откладывают свои дела, чтобы дать ему возможность позаниматься. Это совсем иное, чем его прежние занятия. Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с взрослыми (учителями) и со сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) [27. С. 68].
В этот период представляется больше возможностей для формирования нравственных качеств и положительных черт личности. Податливость и известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоко моральной личности [12. С. 7].
Формирование
личности – сложный, многозначный процесс,
выступающий в форме
«Человек человеку - друг» - этот принцип один из главных в нашей жизни, во взаимоотношениях с окружающими нас людьми. Обижаясь на невежливость кого-нибудь, мы говорим: «Невоспитанный человек, некультурный человек». В качестве же оправдания невежливости иногда говорят: «Он же совсем необразованный». Это всё говорит о том, что культуру поведения надо специально воспитывать. Подрастающее поколение необходимо вооружить такими умениями, навыками, привычками, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доброжелательности.
Многие
правила культуры поведения, характеризующие
отношение человека к другим людям
и самому себе, вытекают из норм морали,
это правила вежливости, внимательности,
такта, обязательности, точности. Другие
правила связаны с гигиеной, эстетикой
быта. Правила иногда строго регламентированы,
иногда условны, нередко связаны
со сложившимися традициями и обычаями.
К ним относятся правила
В воспитании культуры поведения значительное место должна занимать выработка навыков и привычек, так как у многих школьников заметно отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. Чаще всего это происходит из-за того, что педагоги придают слишком большое значение словесным формам воздействия (беседам, разъяснениям правил).
Недооценка значения отработки отдельных навыков культуры поведения во время проведения специальных упражнений, мероприятий, практикумов у учащихся приводит к таким фактам, как неумение вести себя в обществе, в театре, грубости, неряшливости в одежде и т.д. [18. С. 3].
«Развитие и совершенствование личности, особенно в детстве, происходит главным образом под влиянием воспитания. Воспитание «проектирует» личность, преднамеренно и планомерно поднимает её на новую ступень, движет её в заданном направлении»,- писал Л.С. Выготский.
Культура поведения – это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре [36. С. 16].
Культура поведения – это сумма нескольких компонентов (рис.9).
Рис. 9. Компоненты культуры поведения
Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой – усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей); большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии.
Культура поведения помогает общению человека с окружающими, способствует обретению эмоционального благополучия, комфортного самочувствия и успешной жизнедеятельности [36. С. 37].
Дети
нуждаются в раскрытии
Культура поведения как сложное синтетическое образование включает в себя: нравственную культуру личности, этическую культуру, культуру общения, культуру гигиенических навыков и т.д. Вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения всегда стоял очень остро и волновал наших предшественников. Ими написано немало книг о воспитании культуры поведения у младших школьников (Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Л.Ф. Островская, С.В. Петерина и т.д.). Приведём в пример систему нравственного воспитания И. Гербарта (1776-1841), которая включала следующие положения [36. С. 41]:
* Удерживать воспитанника в определённых границах (этому служит управление детьми, обучение их послушанию), надо установить границы поведения для детей.
* Определять воспитанника,
то есть поставить ребёнка
в такие условия, при которых
он не только из указаний
воспитателя, но из
* Установить чёткие правила поведения.
* Поддерживать в душе воспитанника «спокойствие и ясность», т.е. не давать основания для того, «чтобы воспитанник усомнился в истине».
* «Волновать» душу ребёнка одобрением и порицанием.
* «Увещевать» воспитанника,
указывать на его промахи,
Эти положения, актуальные для системы воспитания 18 века, вполне применимы и к современному процессу воспитания, более того, они являются теми непреходящими истинами, которые будут играть определяющую роль и в воспитании наших потомков.
Вопросами нравственности занимался И. Кант (1724-1804). В нравственности он видел одно из важнейших измерений человеческого мира. Её исследованию он посвятил «Критику практического разума», «Основы метафизики», «Нравов», «Метафизику нравов». Актуальны, значимы и современны лекции Канта по этике (1780-1782). В них Кант рассуждает об этике межличностных отношений, о нравственных обязанностях людей. Приведём положения этики Канта, которые могут стать твёрдой и прочной основой на пути к формированию культуры поведения у младших школьников, к воспитанию гуманной, здравомыслящей личности.
Положения этики И.Канта:
Даже
эти немногие извлечения из кантовских
лекций говорят о глубоком гуманистическом
содержании его учения о морали.
Здесь Кант снова возвращается к
реальному бытию морали, реальным
нравственным отношениям, выражая самое
искреннее желание видеть нормы
и принципы морального сознания воплощёнными
в конкретные дела и поступки, в
действительную нравственную практику.
Он раскрывает нам содержание нравственных
норм общения, следование которым создаёт
благоприятную атмосферу
Этика Канта актуальна потому, что содержит в себе те непреходящие общечеловеческие нравственные ценности, которые и сегодня должны стать главными регуляторами межличностных отношений.
Нравственными должны быть не только поступки людей, но и их общение, которое также должно соответствовать нормам морали.
Учащимся необходимо знать, что первое впечатление о характере складывается по манере общения с окружающими. Для этого нужно научить школьников организовывать своё общение, соблюдая следующие правила:
1. Важно научиться слушать
2. Важно понимать другого
3. Нужно научиться искренне ценить людей. Культурный и развитый человек всегда найдёт в другом человеке хорошие качества. Важно быть щедрым на похвалу, высоко оценивать истинные достоинства людей.
4. Нужно быть внимательным к людям. Говорят: «Лучше лишить человека пищи, чем внимания».
5.Общение – это воспитание полезных привычек, тренировка поступков, достойного поведения. Поэтому в общении всё важно: как вы одеты, как сидите, как ходите, танцуете, разговариваете с соседями [32. С. 67].
Анализ вышесказанного показывает, что с социально-эстетической точки зрения содержание воспитания нравственной культуры должно, прежде всего, включать в себя вовлечение учащихся в такие виды деятельности, как общественно-политическая, патриотическая, трудовая, материальная, природоохранительная и общение.
Информация о работе Формирование культуры поведения младших школьников