Формирование культуры поведения младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть процесс воспитания культурного поведения у школьников.
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть эволюцию развития воспитания культурного поведения с первобытного строя по настоящее время;
- изучить теоретические основы воспитания культурного поведения в учебно-методической литературе;
- выявить сущность и особенности воспитания культуры поведения младших школьников;
- проанализировать опыт работы учителей по воспитанию культуры поведения;
- сделать выводы.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 90.38 Кб (Скачать)

Введение

 

Воспитание культуры поведения всегда было актуальным вопросом педагогики. Из поколения в поколение  люди находили и передавали самые  удобные, разумные способы действий в определенных ситуациях. Это, если так можно выразиться «кристаллы человеческого опыта».

В истории человечества, которая представляет собой последовательную смену общественно-экономических  формаций, сохраняются некоторые, общие  для всех исторических эпох, условия  жизни и формы человеческого  поведения.

В основном это  касается требований, связанных с  простейшими формами взаимоотношений  людей: не воровать, не убивать, выполнять  обещания, говорить правду и т.п. Во все времена, так или иначе, осуждались жестокость, жадность, трусость, клевета и поощрялись  смелость, честность, самообладание, скромность, великодушие.

Поведение человека, культура его регулируется во всех сферах жизни моралью. Наравне с  моралью действуют и другие регуляторы поведения – правовые нормы и  декреты государства; уставы и инструкции, обычаи и традиции, общественное мнение и воспитание.

Мораль – явление  историческое, она изменяется и развивается  в ходе общего прогресса человеческого  общества.

Процесс по воспитанию культуры поведения младших  школьников раскрывает единство содержания, форм, методов воспитательной работы учителя как комплекс различных  сторон воспитания в соответствии с  особенностями возраста учащихся и  процессом их развития, учетом реальных условий воспитания.

Методы по воспитанию культуры поведения  позволяют реализовать цели и  задачи воспитания и трансформировать их в процессе развития личности.

В воспитании культуры поведения младшего школьника  главная задача педагога: добиться не автоматического выполнения правил поведения, а развития активности и  сознательности учащегося, чтобы культура поведения, ее навыки стали частью характера, потребностью личности. Знания должны перейти в убеждения – глубокое осознание именно такого, а не иного  типа поведения.

Цель  данной курсовой работы – рассмотреть  процесс воспитания культурного  поведения у школьников.

В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть  эволюцию развития воспитания  культурного поведения с первобытного  строя по настоящее время;

- изучить  теоретические основы воспитания  культурного поведения в учебно-методической  литературе;

- выявить  сущность и особенности воспитания  культуры поведения младших школьников;

- проанализировать  опыт работы учителей по воспитанию  культуры поведения;

- сделать  выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Теоретические основы воспитания культуры поведения младших школьников

1.2 Содержание культуры поведения

 

В прошлом  столетии общественность была серьезно обеспокоена недостаточным уровнем  культуры молодёжи, которая, надо сказать, и сегодня находится в такой  же ситуации. Думаем, что это не что  иное, как результат недостаточного обращения внимания на формирование культуры поведения на начальном  этапе обучения, т.е. в начальной  школе.

Младший школьный возраст – первая крупная перемена в жизни ребёнка. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, отношениях с другими людьми. Малышам в семье запрещают ему мешать, и даже взрослые откладывают свои дела, чтобы дать ему возможность позаниматься. Это совсем иное, чем его прежние занятия. Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений с взрослыми (учителями) и со сверстниками (одноклассниками), новых видов деятельности (учения) [27. С. 68].

В этот период представляется больше возможностей для формирования нравственных качеств и положительных  черт личности. Податливость и известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для формирования высоко моральной личности [12. С. 7].

Формирование  личности – сложный, многозначный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и социального становления  человека, определяющийся внутренними  и внешними естественными и общественными  условиями.

«Человек  человеку - друг» - этот принцип один из главных в нашей жизни, во взаимоотношениях с окружающими нас людьми. Обижаясь на невежливость кого-нибудь, мы говорим: «Невоспитанный человек, некультурный человек». В качестве же оправдания невежливости иногда говорят: «Он же совсем необразованный». Это всё  говорит о том, что культуру поведения  надо специально воспитывать. Подрастающее поколение необходимо вооружить  такими умениями, навыками, привычками, которые облегчают установление контактов, сохраняют естественность в общении людей, помогают в создании атмосферы доброжелательности.

Многие  правила культуры поведения, характеризующие  отношение человека к другим людям  и самому себе, вытекают из норм морали, это правила вежливости, внимательности, такта, обязательности, точности. Другие правила связаны с гигиеной, эстетикой  быта. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко связаны  со сложившимися традициями и обычаями. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет. Воспитание навыков и привычек культурного  поведения, конечно же, начинается в  семье, но также важна и систематическая  работа по этому направлению в  школе.

В воспитании культуры поведения значительное место  должна занимать выработка навыков  и привычек, так как у многих школьников заметно отставание навыков  и привычек культурного поведения  от знания соответствующих правил. Чаще всего это происходит из-за того, что педагоги придают слишком  большое значение словесным формам воздействия (беседам, разъяснениям правил).

Недооценка  значения отработки отдельных навыков  культуры поведения во время проведения специальных упражнений, мероприятий, практикумов у учащихся приводит к таким фактам, как неумение вести  себя в обществе, в театре, грубости, неряшливости в одежде и т.д. [18. С. 3].

«Развитие и совершенствование личности, особенно в детстве, происходит главным образом  под влиянием воспитания. Воспитание «проектирует» личность, преднамеренно  и планомерно поднимает её на новую  ступень, движет её в заданном направлении»,- писал Л.С. Выготский.

Культура  поведения – это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре [36. С. 16].

Культура  поведения – это сумма нескольких компонентов (рис.9).

 

Рис. 9. Компоненты культуры поведения

 

Культура  поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой – усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей); большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии.

Культура  поведения помогает общению человека с окружающими, способствует обретению эмоционального благополучия, комфортного самочувствия и успешной жизнедеятельности [36. С. 37].

Дети  нуждаются в раскрытии глубокого  внутреннего смысла культуры поведения, в понимании того, что следование приличиям свидетельствует об уважении к людям, традициям, иначе они будут видеть в них пустые условности. Стиль поведения ребёнка в значительной мере складывается под влиянием общественного мнения, поэтому важно, чтобы в сферу общественных оценок вошла культура поведения. Большое значение имеют культурные национальные особенности, сложившиеся в результате нравственного развития многих поколений и являющиеся непременным атрибутом общечеловеческой культуры.

Культура поведения как  сложное синтетическое образование включает в себя: нравственную культуру личности, этическую культуру, культуру общения, культуру гигиенических навыков и т.д. Вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения всегда стоял очень остро и волновал наших предшественников. Ими написано немало книг о воспитании культуры поведения у младших школьников (Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Л.Ф. Островская, С.В. Петерина и т.д.). Приведём в пример систему нравственного воспитания И. Гербарта (1776-1841), которая включала следующие положения [36. С. 41]:

* Удерживать воспитанника  в определённых границах (этому  служит управление детьми, обучение  их послушанию), надо установить  границы поведения для детей.

* Определять воспитанника, то есть поставить ребёнка  в такие условия, при которых  он не только из указаний  воспитателя, но из собственного  опыта поймёт, что «непослушание  ведёт к тяжёлым переживаниям».

* Установить чёткие правила  поведения.

* Поддерживать в душе  воспитанника «спокойствие и  ясность», т.е. не давать основания  для того, «чтобы воспитанник усомнился в истине».

* «Волновать» душу ребёнка  одобрением и порицанием.

* «Увещевать» воспитанника, указывать на его промахи, исправлять  их.

Эти положения, актуальные для системы воспитания 18 века, вполне применимы и к современному процессу воспитания, более того, они являются теми непреходящими истинами, которые  будут играть определяющую роль и  в воспитании наших потомков.

Вопросами нравственности занимался И. Кант (1724-1804). В нравственности он видел одно из важнейших измерений  человеческого мира. Её исследованию он посвятил «Критику практического  разума», «Основы метафизики», «Нравов», «Метафизику нравов». Актуальны, значимы  и современны лекции Канта по этике (1780-1782). В них Кант рассуждает об этике межличностных отношений, о нравственных обязанностях людей. Приведём положения этики Канта, которые могут стать твёрдой  и прочной основой на пути к  формированию культуры поведения у  младших школьников, к воспитанию гуманной, здравомыслящей личности.

Положения этики И.Канта:

  • Если мы хотим, чтобы нас уважали, то и сами должны питать уважение к другим людям и к человечеству вообще.
  • Мы должны поступать так, как требуем от других, чтобы они поступали по отношению к нам.
  • Каждый должен следить за тем, чтобы его действия не только не подавали отрицательный пример, не только не заключали в себе зла, а служили бы положительным примером и содержали в себе добро <…> Действия наши, должны быть не просто хороши, а должны служить примером для других.
  • Человечность – это способность участвовать в судьбе других людей.
  • Приветливость в сочетании с откровенностью представляет собой искренность, столь почитаемую всеми.
  • Дружественность, услужливость, утончённость манер, любезность уже сами по себе являются добродетелями.
  • Вежливость означает ту самую обходительность, когда мы бываем хороши до мелочей, чтобы понравиться другим.
  • Мы должны любить других потому, что это хорошо, и потому ещё, что любя других, мы сами становимся добрее.
  • Необходимо желать счастья другому.
  • Мы должны стремиться к тому, чтобы наши намерения любить другого и желать ему счастья не оказались бы безрезультатными, а были бы практическими пожеланиями. Практическое пожелание – это желание, направленное не столько на предмет, сколько на действие.
  • Сердце лишь тогда будет добрым, когда человек другому не просто желает счастья, но и что-то делает для этого.
  • Дружба заключается во взаимном благоволении и симпатии <…> враждебность – во взаимном неблаговолении и антипатии.
  • Враждебность состоит из недоброжелательности и неблагосклонности, когда человек находит удовольствие в том, что доставляет неприятность другому, а ведь мы не должны питать враждебных чувств ни к кому.
  • Самыми ужасными тремя пороками, которые <…> воплощают подлейшие и злейшие наши пороки, являются: неблагодарность, зависть и злорадство [37. С. 45].

Даже  эти немногие извлечения из кантовских лекций говорят о глубоком гуманистическом  содержании его учения о морали. Здесь Кант снова возвращается к  реальному бытию морали, реальным нравственным отношениям, выражая самое  искреннее желание видеть нормы  и принципы морального сознания воплощёнными в конкретные дела и поступки, в  действительную нравственную практику. Он раскрывает нам содержание нравственных норм общения, следование которым создаёт  благоприятную атмосферу взаимопонимания  и взаимоуважения. Надо помнить, считает  Кант, и о тех нравственных пороках, которые способствуют возникновению  нездоровых нравственных отношений. Кант говорит об атмосфере враждебности, вызываемой недоброжелательностью, неблагодарностью, завистью, ненавистью, злорадством.

Этика Канта  актуальна потому, что содержит в  себе те непреходящие общечеловеческие нравственные ценности, которые и  сегодня должны стать главными регуляторами межличностных отношений.

Нравственными должны быть не только поступки людей, но и их общение, которое  также должно соответствовать нормам морали.

Учащимся необходимо знать, что  первое впечатление о характере  складывается по манере общения с  окружающими. Для этого нужно  научить школьников организовывать своё общение, соблюдая следующие правила:

1. Важно научиться слушать другого  человека, не перебивая его во  время разговора.

2. Важно понимать другого человека. Индусские философы придумали  такое правило спора: каждый  собеседник должен сначала изложить  мысль своего противника в  споре и, только получив от  него подтверждение, что его  мысль понята, может её опровергать.  Этим правилом очень полезно  пользоваться хотя бы в тех  случаях, когда спорящие вкладывают  разный смысл в одни и те  же слова.

3. Нужно научиться искренне ценить людей. Культурный и развитый человек всегда найдёт в другом человеке хорошие качества. Важно быть щедрым на похвалу, высоко оценивать истинные достоинства людей.

4. Нужно быть внимательным к  людям. Говорят: «Лучше лишить  человека пищи, чем внимания».

5.Общение – это воспитание  полезных привычек, тренировка поступков,  достойного поведения. Поэтому в общении всё важно: как вы одеты, как сидите, как ходите, танцуете, разговариваете с соседями [32. С. 67].

Анализ вышесказанного показывает, что с социально-эстетической точки  зрения содержание воспитания нравственной культуры должно, прежде всего, включать в себя вовлечение учащихся в такие  виды деятельности, как общественно-политическая, патриотическая, трудовая, материальная, природоохранительная и общение.

Информация о работе Формирование культуры поведения младших школьников