Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:32, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть процесс воспитания культурного поведения у школьников.
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть эволюцию развития воспитания культурного поведения с первобытного строя по настоящее время;
- изучить теоретические основы воспитания культурного поведения в учебно-методической литературе;
- выявить сущность и особенности воспитания культуры поведения младших школьников;
- проанализировать опыт работы учителей по воспитанию культуры поведения;
- сделать выводы.
Огромно значение нравственного воспитания
в развитии и формировании личности,
и это осознавалось в педагогике
с древних времён. Многие выдающиеся
педагоги прошлого отмечали, что подготовка
доброжелательного человека не может
сводиться только к его образованию
и умственному развитию, и на первый
план в воспитании выдвигали нравственное
формирование. В своём трактате «Наставление
нравов» чешский педагог Я.А.
Большую роль отводил нравственному
воспитанию выдающийся швейцарский
педагог-демократ Песталоцци. Нравственное
воспитание он считал главной задачей
детского воспитания. По его мнению,
только оно формирует добродетельный
характер, стойкость в жизненных
невзгодах и сочувственное
На огромную роль нравственного воспитания в процессе обучения и формирования личности указывал В.Г.Белинский. Он отмечал, что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесут большую или меньшую пользу в зависимости от того, какую нравственность он усвоит. Ребёнок находится в состоянии тихой, скрытой от посторонних глаз душевной работы – работы роста и развития. Под дождём, градом так же, как под палящими лучами солнца, плохо растёт молодое деревце. Так и ребёнку вредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски, в том числе разносы и неумеренные похвалы. У болгарского писателя П.Вежинова есть фантастический рассказ «Синие бабочки». На далёкой планете живут бабочки и гусеницы. Бабочки живут возвышенно – легкомысленно, в конечном счете, их жизнь сводиться лишь к продолжению рода. Гусеницы же слепые, глухонемые, они лишены эмоций и страстей. Они слепы к чуду, которое их окружает. Жизнь и тех, и других лишена творчества, потому что для него нужна гармония ума и чувства. В той же сказке есть робот Дирак, летевший с космонавтами в звездолёте. Попав на новую планету, робот, прежде всего, убил бабочку, чтобы увезти диковинный экземпляр на Землю; он не хотел принимать во внимание, что это не насекомое, а разумное существо. Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния, которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять, это чувства патриотизма, любви к природе, людям, Родине [5].
Уникальность этого рассказа в том, что он не только отражает результат безнравственности, иллюстрируя это с помощью иносказания, но и призывает детей мыслить, самостоятельно делать выводы о том, какой человек может называться нравственным.
Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности, а не путём обучения нравственным истинам. «Разговоры о долге, поучения, если они предшествуют нравственным поступкам, как тени, появляющиеся при закате солнца раньше действительных вещей», - утверждал Песталоцци. Развитые нравственные и умственные запросы побуждают ребёнка к прилежанию в труде. Негармоничность развития Белинский оценивал как скрытое от глаз уродство. У одного человека, отмечал он, ум едва заметен из-за сердца, у другого сердце как будто поместилось в мозгу; этот страшно умён и способен на дело, да ничего сделать не может, потому что у него нет воли, а у того страшная воля, да слабая голова, и из его деятельности выходит или вздор, или зло. Исключительно важная задача учителя – волевое развитие каждого школьника. Не будет сформирована воля – человек вырастет пустоцветом, ни к чему не пригодным существом. Все его благие порывы будут разбиваться об его же собственное малодушие, трусость и лень.
Человек живёт в обществе и не может быть свободным от требований этого общества. Эти требования касаются, в первую очередь, моральных, нравственных качеств человека, его поведения.
Требования не выдуманы отдельными людьми, не возникают стихийно и произвольно, а складываются в процессе совместного труда и общения, принимают характер определённых нормативных требований к человеку. В этих требованиях заключены обязанности каждого человека по отношению к обществу, к другим людям, к самому себе [36. С. 79].
Задачи нравственного воспитания можно сформулировать так:
Нравственная сущность человека – это ядро личности, её антивариант, который подчас попользуется маской, чтобы спрятаться от окружающих, позволяя тем самым личности адаптироваться в конкретном социуме, ощущать в нём определённый комфорт.
Нравственное воспитание тесно взаимосвязано с эстетической культурой, потому что для того, чтобы совершать нравственные поступки, нужно видеть и понимать в них прекрасное.
«Для человека одних знаний мало. Необходимо воспитывать самые чувства людей, их души. Одно из главных человеческих чувств, отличающее его от зверя и приближающее его к небу, - эстетическое чувство <…> совершенно забыто при нашем воспитании. Между тем эстетика даёт жизнь. Наука, лишенная эстетики, сушит её; религия без эстетики не трогает души; война, не облагороженная эстетическим чувством, превращает рыцарей в убийц; революция без эстетики принимает уродливые формы и превращает свободу в распущенность. Эстетика облагораживает и оживляет всё, к чему она прикасается» [25. С. 5].
Цель воспитания эстетической культуры
не может быть сформулирована изолированно
от других сторон формирования личности,
всевозможного проявления её отношений
к окружающему миру. Эстетическое
воспитание – обязательный элемент
формирования всей совокупности духовного
богатства индивида. Сам процесс
эстетического роста в
Проблема эстетического
В концепции художественного
Вот некоторые общие правила ведения беседы, которые помогут школьнику быть приятным собеседником, соблюдающим культуру поведения не только за столом, но и в любой ситуации:
1. Определим
для начала, о чем говорить
не следует. Старайся не
2. Не
унижай других. Не задевай чувства
своего собеседника, не
3. Не
обсуждай слишком узких
4. На
улице и в общественном месте
не надо разговаривать слишком
громко, чтобы это слышали посторонние.
5. Не говори также и слишком тихо, чтобы люди не были вынуждены изо всех сил напрягать слух. Не бормочи под нос. Не говори слишком быстро, но и не растягивай фразы.
6. В компании следует вовлекать в разговор разных людей, особенно тех, кто новичок и чувствует себя неловко.
7. Если
ты чего-то недопонял или
8. Очень дурная манера отвечать на вопрос вопросом. Это всегда звучит так, будто ты считаешь своего товарища круглым дураком. Например, тебя спрашивают: «Ты уже обедал?», а ты отвечаешь: «А что ж мне, без обеда сидеть, что ли?». Это бессмысленно и невежливо [32. С. 70].
9. Расширять запас слов, которым ты пользуешься, конечно, необходимо, но следует делать это с умом. Услышав какое-нибудь новое слово, попроси старшего объяснить тебе его смысл. А еще лучше – загляни в словарь! И только хорошо поняв значение нового слова, начинай его употреблять. Тогда твой язык постепенно будет становиться богаче и чище. Тебе легче будет выражать свои мысли, и ты станешь приятным собеседником и за столом, и в жизни [17. С. 43].
У ребёнка нужно развивать способность воспринимать прекрасное: в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях к людям; отличать действительно прекрасное от безобразного; развивать вкус к прекрасному и способности самому создавать это прекрасное. Развитие такой способности и есть цель эстетического воспитания.
Эстетический способ отражения мира всегда связан с познавательной и практической деятельностью человека.
Эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач:
Эстетическое восприятие характеризуется целостностью. Воспринимаются не столько отдельные звуки, краски, сколько весь колорит, вся гармония звуков.
Оценку прекрасных (или безобразных) явлений в искусстве, природе, обществе можно назвать эстетическим суждением. Отсюда особая близость нравственного и эстетического воспитания. Прекрасными не могут быть безнравственные поступки [25. С. 9].
Вывод по 1 главе:
Мы изучили задачи и функции деятельности классного руководителя. На наш взгляд, функция формирования и коррекции культуры поведения должна быть одной из первостепенных, поскольку грамотно воспитанный младший школьник сегодня – это культурный человек завтра.
Также мы рассмотрели понятие культуры поведения, раскрыли её содержание, указали на то, что она состоит из большого количества составляющих, которые взаимообусловлены друг другом и находятся в тесном взаимодействии (например, нравственная и этическая культуры; культура общения и культура деятельности и т.д.).
В воспитании культуры поведения значительное место должна занимать выработка навыков и привычек, так как у многих школьников заметно отстаивание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. Чаще всего это происходит из-за того, что педагоги придают слишком большое значение словесным формам воздействия (беседам, разъяснениям правил).
Недооценка значения отработки отдельных навыков культуры поведения во время проведения специальных упражнений, мероприятий, практикумов у учащихся приводит к таким фактам, как неумение вести себя в обществе, в театре, грубости, неряшливости в одежде и т.д.
Информация о работе Формирование культуры поведения младших школьников