Формирование культуры поведения младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть процесс воспитания культурного поведения у школьников.
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть эволюцию развития воспитания культурного поведения с первобытного строя по настоящее время;
- изучить теоретические основы воспитания культурного поведения в учебно-методической литературе;
- выявить сущность и особенности воспитания культуры поведения младших школьников;
- проанализировать опыт работы учителей по воспитанию культуры поведения;
- сделать выводы.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 90.38 Кб (Скачать)

Огромно значение нравственного воспитания в развитии и формировании личности, и это осознавалось в педагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, что подготовка доброжелательного человека не может  сводиться только к его образованию  и умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственное формирование. В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А.Коменский  цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней». Там же он приводил известное народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает» [36. С. 48].

Большую роль отводил нравственному  воспитанию выдающийся швейцарский  педагог-демократ Песталоцци. Нравственное воспитание он считал главной задачей  детского воспитания. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер, стойкость в жизненных  невзгодах и сочувственное отношение  к людям. Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко характеризовал преобразующую роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д.Ушинский. Он писал: «Конечно, образование ума и обогащение его познаниями много принесёт пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические познания могли сделать гоголевского городничего честным человеком, и совершенно убеждён, что будь Павел Иванович Чичиков посвящён во все тайны органической химии или политической экономии, он остался бы тем же весьма вредным для общества пронырой. Одного ума и одних познаний ещё не достаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречие с ним, связывает людей в честное, дружное общество» [37. С. 50].

На огромную роль нравственного  воспитания в процессе обучения и  формирования личности указывал В.Г.Белинский. Он отмечал, что образование и  приобретаемые человеком знания и умения принесут большую или  меньшую пользу в зависимости  от того, какую нравственность он усвоит. Ребёнок находится в состоянии  тихой, скрытой от посторонних глаз душевной работы – работы роста  и развития. Под дождём, градом так  же, как под палящими лучами солнца, плохо растёт молодое деревце. Так  и ребёнку вредны для нормального  развития постоянные эмоциональные  встряски, в том числе разносы  и неумеренные похвалы. У болгарского  писателя П.Вежинова есть фантастический рассказ «Синие бабочки». На далёкой планете живут бабочки и гусеницы. Бабочки живут возвышенно – легкомысленно, в конечном счете, их жизнь сводиться лишь к продолжению рода. Гусеницы же слепые, глухонемые, они лишены эмоций и страстей. Они слепы к чуду, которое их окружает. Жизнь и тех, и других лишена творчества, потому что для него нужна гармония ума и чувства. В той же сказке есть робот Дирак, летевший с космонавтами в звездолёте. Попав на новую планету, робот, прежде всего, убил бабочку, чтобы увезти диковинный экземпляр на Землю; он не хотел принимать во внимание, что это не насекомое, а разумное существо. Лишь единство интеллектуального, эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным, возвышенным формам душевного состояния, которые нужно сохранять в ребёнке и лелеять, это чувства патриотизма, любви к природе, людям, Родине [5].

Уникальность этого рассказа в  том, что он не только отражает результат  безнравственности, иллюстрируя это с помощью иносказания, но и призывает детей мыслить, самостоятельно делать выводы о том, какой человек может называться нравственным.

Нравственное воспитание начинается с упражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности, а не путём обучения нравственным истинам. «Разговоры о долге, поучения, если они предшествуют нравственным поступкам, как тени, появляющиеся при  закате солнца раньше действительных вещей», - утверждал Песталоцци. Развитые нравственные и умственные запросы  побуждают ребёнка к прилежанию в труде. Негармоничность развития Белинский оценивал как скрытое от глаз уродство. У одного человека, отмечал он, ум едва заметен из-за сердца, у другого сердце как будто поместилось в мозгу; этот страшно умён и способен на дело, да ничего сделать не может, потому что у него нет воли, а у того страшная воля, да слабая голова, и из его деятельности выходит или вздор, или зло. Исключительно важная задача учителя – волевое развитие каждого школьника. Не будет сформирована воля – человек вырастет пустоцветом, ни к чему не пригодным существом. Все его благие порывы будут разбиваться об его же собственное малодушие, трусость и лень.

Человек живёт в обществе и не может  быть свободным от требований этого  общества. Эти требования касаются, в первую очередь, моральных, нравственных качеств человека, его поведения.

Требования  не выдуманы отдельными людьми, не возникают  стихийно и произвольно, а складываются в процессе совместного труда  и общения, принимают характер определённых нормативных требований к человеку. В этих требованиях заключены обязанности каждого человека по отношению к обществу, к другим людям, к самому себе [36. С. 79].

Задачи  нравственного воспитания можно  сформулировать так:

  • осознание требований и норм общественной морали, выработка нравственных убеждений, мировоззрения;
  • развитие у детей чувства патриотизма;
  • развитие чувства уважения к старшим, товарищества и дружбы со сверстниками, заботы и внимания к окружающим людям;
  • выработка умения сопереживать, сочувствовать окружающим людям;
  • формирование ответственного отношения к своим трудовым делам, тщательности в работе, дисциплинированности, ответственности в труде, трудолюбия;
  • формирования умений и навыков трудиться и жить в коллективе, подчинять свои личные интересы общественным;
  • формирование таких черт характера, как: принципиальность и стойкость в убеждениях, правдивость, целеустремленность и творческое отношение к труду, непримиримость к несправедливости, тунеядству;
  • формирование навыков культуры поведения и др. [36. С. 82].

Нравственная сущность человека – это ядро личности, её антивариант, который подчас попользуется маской, чтобы спрятаться от окружающих, позволяя тем самым личности адаптироваться в конкретном социуме, ощущать в нём определённый комфорт.

Нравственное воспитание тесно  взаимосвязано с эстетической культурой, потому что для того, чтобы совершать  нравственные поступки, нужно видеть и понимать в них прекрасное.

«Для человека одних знаний мало. Необходимо воспитывать самые чувства людей, их души. Одно из главных человеческих чувств, отличающее его от зверя и приближающее его к небу, - эстетическое чувство <…> совершенно забыто при нашем воспитании. Между тем эстетика даёт жизнь. Наука, лишенная эстетики, сушит её; религия без эстетики не трогает души; война, не облагороженная эстетическим чувством, превращает рыцарей в убийц; революция без эстетики принимает уродливые формы и превращает свободу в распущенность. Эстетика облагораживает и оживляет всё, к чему она прикасается» [25. С. 5].

Цель воспитания эстетической культуры не может быть сформулирована изолированно от других сторон формирования личности, всевозможного проявления её отношений  к окружающему миру. Эстетическое воспитание – обязательный элемент  формирования всей совокупности духовного  богатства индивида. Сам процесс  эстетического роста в становлении  сознания юношества должен быть демократичен. Необходимо вхождение в сознание детей эстетизации различных сфер жизни общества, как способа выявления самоосуществлённых творческих задатков.

Проблема эстетического восприятия раскрыта в работах психологов Л.В.Выгодского, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, П.Я.Якобсона, которые подчёркивали, что эстетическое освоение действительности – это, прежде всего, деятельно-эмоциональное восприятие.

В концепции художественного воспитания и образования Б.Неменского отмечается, что фундаментом эстетического воспитания школьников должно стать преподавание предметов художественного цикла, продолжающееся в течение всей школьной жизни ребёнка. Однако, на разных этапах обучения это должно происходить по-разному, и в смысле содержательных акцентов, и в организационном плане, с учётом логики самого предмета и возрастных особенностей детей. Художественное развитие школьников рассматривается как часть системы эстетического воспитания, начинающегося ещё в детском саду, в процессе знакомства детей с окружающей действительностью и подготовки к вступлению во взрослую жизнь. Нужно уже на начальном этапе обучения, т.е. в начальных классах обучать ребёнка правилам современного этикета [13. С. 22].

Вот некоторые  общие правила ведения беседы, которые помогут школьнику быть приятным собеседником, соблюдающим культуру поведения не только за столом, но и в любой ситуации:

1. Определим  для начала, о чем говорить  не следует. Старайся не говорить  о вещах, которые могут неприятно  задеть собеседника. Не говори  пренебрежительно о, например, актере  маленького роста «метр с кепкой»,  если тот, с кем ты его  обсуждаешь, и сам невысок. Не  расхваливай своего пса при  товарище, собака которого недавно  попала под машину. Не описывай  красот каникулярного отдыха  на Багамах, если ты знаешь, что родители твоего товарища-собеседника  не в состоянии вывезти его  даже в ближайшую деревню.

2. Не  унижай других. Не задевай чувства  своего собеседника, не старайся  его подколоть, обидеть, возвыситься  за его счет.

3. Не  обсуждай слишком узких проблем,  которые, кроме тебя, никому не  интересны.

4. На  улице и в общественном месте  не надо разговаривать слишком  громко, чтобы это слышали посторонние.  Не думайте, что незнакомые  люди обратят на вас восторженное  внимание: «Ах, какие они смелые!»  или «Ах, какие остроумные!».  Скорее всего, подумают: «Какая  невоспитанность!» и скучно отвернутся.

5. Не  говори также и слишком тихо, чтобы люди не были вынуждены  изо всех сил напрягать слух. Не бормочи под нос. Не говори  слишком быстро, но и не растягивай  фразы.

6. В компании  следует вовлекать в разговор  разных людей, особенно тех,  кто новичок и чувствует себя неловко.

7. Если  ты чего-то недопонял или недослышал, то не переспрашивай, как на  базаре «Что?» (а тем более  «Шо?»). Скажи: «Извините, я не расслышал».

8. Очень  дурная манера отвечать на  вопрос вопросом. Это всегда звучит  так, будто ты считаешь своего  товарища круглым дураком. Например, тебя спрашивают: «Ты уже обедал?», а ты отвечаешь: «А что ж мне, без обеда сидеть, что ли?». Это бессмысленно и невежливо [32. С. 70].

9. Расширять запас слов, которым ты пользуешься, конечно, необходимо, но следует делать это с умом. Услышав какое-нибудь новое слово, попроси старшего объяснить тебе его смысл. А еще лучше – загляни в словарь! И только хорошо поняв значение нового слова, начинай его употреблять. Тогда твой язык постепенно будет становиться богаче и чище. Тебе легче будет выражать свои мысли, и ты станешь приятным собеседником и за столом, и в жизни [17. С. 43].

У ребёнка  нужно развивать способность  воспринимать прекрасное: в окружающей действительности, в произведениях  искусства, в природе, в отношениях к людям; отличать действительно  прекрасное от безобразного; развивать  вкус к прекрасному и способности  самому создавать это прекрасное. Развитие такой способности и есть цель эстетического воспитания.

Эстетический  способ отражения мира всегда связан с познавательной и практической деятельностью человека.

Эстетическое  воспитание направлено на решение следующих  задач:

  • формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности и искусстве, формирование навыков использования средств искусства для познания жизни людей, самой природы;
  • развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту;
  • вооружение учащихся знаниями, а также привитие умений и навыков в области доступных детям видов искусств – музыки, пения, рисования, художественного слова, драматизации;
  • развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту;
  • развитие у детей понимания красоты в человеческих отношениях, желание и умение вносить красоту в быт.

Эстетическое  восприятие характеризуется целостностью. Воспринимаются не столько отдельные  звуки, краски, сколько весь колорит, вся гармония звуков.

Оценку прекрасных (или безобразных) явлений в искусстве, природе, обществе можно назвать  эстетическим суждением. Отсюда особая близость нравственного и эстетического  воспитания. Прекрасными не могут быть безнравственные поступки [25. С. 9].

Вывод по 1 главе:

 

Мы изучили  задачи и функции деятельности классного  руководителя. На наш взгляд, функция  формирования и коррекции культуры поведения должна быть одной из первостепенных, поскольку грамотно воспитанный  младший школьник сегодня – это  культурный человек завтра.

Также мы рассмотрели понятие культуры поведения, раскрыли её содержание, указали на то, что она состоит из большого количества составляющих, которые взаимообусловлены  друг другом и находятся в тесном взаимодействии (например, нравственная и этическая культуры; культура общения  и культура деятельности и т.д.).

В воспитании культуры поведения значительное место  должна занимать выработка навыков  и привычек, так как у многих школьников заметно отстаивание  навыков и привычек культурного  поведения от знания соответствующих  правил. Чаще всего это происходит из-за того, что педагоги придают  слишком большое значение словесным  формам воздействия (беседам, разъяснениям правил).

Недооценка  значения отработки отдельных навыков культуры поведения во время проведения специальных упражнений, мероприятий, практикумов у учащихся приводит к таким фактам, как неумение вести себя в обществе, в театре, грубости, неряшливости в одежде и т.д.

Информация о работе Формирование культуры поведения младших школьников