Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:32, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть процесс воспитания культурного поведения у школьников.
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть эволюцию развития воспитания культурного поведения с первобытного строя по настоящее время;
- изучить теоретические основы воспитания культурного поведения в учебно-методической литературе;
- выявить сущность и особенности воспитания культуры поведения младших школьников;
- проанализировать опыт работы учителей по воспитанию культуры поведения;
- сделать выводы.
Цель: раскрыть понятие и содержание культуры поведения младших школьников и способы её формирования, а также проиграть ситуации на данную тему вместе с родителями и предложить методические рекомендации для родителей по формированию культуры поведения.
Проводилась беседа на тему культуры поведения (понятие и содержание).
Были проанализированы результаты проведённых с родителями анкет и тестов (вопросы: Что такое культура поведения? Кто должен заниматься её формированием? Часто ли вы обращаете внимание на поведение своего ребёнка в общественных местах?).
Родителям была предложена ролевая игра. Требовалось разыграть различные ситуации, где родители проявили жизненный опыт и коммуникабельность, например:
Ситуация 1. Перед уходом на работу мать попросила третьеклассницу Лену вымыть посуду и полить комнатные цветы. Возвратившись, домой, она огорчилась, увидев, что задание не выполнено. Дочь и раньше не раз ослушивалась мать и не выполняла работу по хозяйству [26. С. 95].
Какое качество личности ребенка проявилось в этой ситуации? Как вы поступаете, когда ребенок не выполняет поручение?<...>
В процессе
анализа ситуаций учитель корректирует
ответы родителей, указывает на ошибки,
предлагает пути решения подобных педагогических
ситуаций, встречающихся в практике
семейного воспитания. При этом он
опирается на рассуждения родителей,
которые проявляют
В конце мы предложили родителям рекомендации в помощь по формированию и коррекции культуры поведения своих детей, например:
В начале практики в классе был сделан уголок вежливости. В него входили:
* правила дружбы;
* правила общения по телефону;
* правила честного человека;
* плакат «Учимся быть вежливыми»;
* хорошие манеры в общении с другими;
* схема «Что нужно делать ежедневно»;
* схема «Я – вежливый»;
* схема «Я – опрятный»;
* схема «Я – трудолюбивый» [10. С. 65].
С первых же дней появления этого уголка ребята стали следить за своим поведением, обращаться друг к другу вежливее. По мере изучения новых правил культуры поведения мы вносили в него дополнения.
К «Уголку вежливости» мы неоднократно обращались как на классных часах, так и на уроках. Опора на него была необходима, поскольку на уроках русского языка мы изучали такие темы, как: «Речевой этикет. Приветствие», «Речевой этикет. Благодарность», «Слова в предложении. Слова благодарности».
Фрагменты уроков, формирующие культуру поведения:
1. Фрагмент урока по русскому языку на тему «Речевой этикет. Приветствие».
Цель: расширить знания учащихся о речевом этикете (приветствии).
Задание, формирующее культуру поведения по тексту.
- Здрасьте, Пётр Иванович!
- Здравствуй, Аня! Как у тебя дела в школе?
- Нормально!
- Маме от меня привет передавай!
- Ага!
- До свидания, Аня!
- До свидания Пётр Иванович!
Беседа по вопросам:
1. О чём этот текст?
Если
видишь знакомого человека, нужно
обязательно его
- Что можно сказать на прощание?
Для проверки усвоения детьми правил общения при приветствии можно проиграть различные сценки, озвучить подобные ситуации из жизненного опыта и проанализировать их.
2. Фрагмент
урока по русскому языку «
Цель: привить учащимся знания и навыки о речевом этикете (благодарности).
На данном уроке также присутствовало чтение текста, затем дети выполняли задание в игровой форме (нужно было выбрать из верхней строки выражение и вставить его в предложение):
Спасибо тебе большое, спасибо, спасибо Вам большое.
- Петя, мне
очень понадобился твой
- Людмила Михайловна, благодаря вам у меня по математике отметка «5»,..!
- Мама, всё было очень вкусно,…большое! и т.д.
В работе по формированию культуры поведения были использованы следующие методы и приёмы:
1) Игры-упражнения
на закрепление правил этикета
в общении с окружающими
Например: на уроке осуществляется путешествие в гости к Чиполлино, наглядно показывается, как надо вежливо здороваться, сделав поклон головой. В последующие дни при встрече с детьми необходимо не только приветливо здороваться, но в случае необходимости напомнить, как здороваться с Чиполлино на уроке, т.е. последовательно и настойчиво добиваться, чтобы дети усвоили необходимый навык.
3) Игры-упражнения
«Каждой вещи – свое место»
- воспитывают аккуратность, навыки
поддерживать порядок. После
4) Анализ художественных произведений (рассказа М. Пришвина «Мой меч» и др.) [33. С. 102].
5) Этические беседы на темы «Наша речь», «Школа этикета, или Вы пришли в театр», «Моя семья», «Мои товарищи», «Я дома», «Я в школе», «Как вести себя за столом?» и др. [2. С. 4], [6. С. 55].
6) Инсценировки
различных ситуаций («Культура поведения
в транспорте», «Культура
7) Анализ учебных ситуаций (обсудить поступки участников: «Как он поступил?», «Почему он так поступил?», «Как бы ты повёл себя в такой ситуации?» и т.д.).
8) Анализ
ситуаций из жизненного опыта,
их обсуждение (дети предлагают
свои пути и выходы из
9) Просмотр
и анализ различных
Творческий педагог всегда стремится найти новые, нестандартные и, тем более интересные для школьников, пути воспитания. Это и специальные занятия по вежливости, и уроки общения, и уроки – путешествия, КВНы, различные турниры и праздники, посвященные культуре поведения и, конечно же, работа с родителями. Ниже следует описание нескольких работ педагогов, пожелавших поделиться своим опытом в периодической печати.
Своим опытом по воспитанию культуры поведения у учащихся 3 класса московской школы №235 делится учитель начальных классов Л.Кузнецова, которая ведет предмет «Этическая грамматика».
Вот так проходит, например, занятие «Доброе слово, что ясный день».
Дети вспоминают сказку «Морозко», произносят ласковые слова, с которыми падчерица обратилась к Деду Морозу. Затем идет выборочное чтение сказки «Гуси-лебеди», показываются фрагменты диафильма по той же сказке.
Правила игры: «Волшебник (ученик) отрывает лепесток и, сделав вид, что бросает его, отдает любому, кому пожелает, со словами из знакомой каждому ребенку сказки:
Лети, лети, лепесток,
Через запад – на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели…»
Варианты пожеланий:
В конце игры учитель обращает внимание учеников на то, как произносятся «вежливые слова».
Так, с помощью игры педагог учит детей сложному искусству общения.
Учитывая то, что многие родители еще очень молоды и сами еще могут и хотят воспитываться, необходимо проводить в начальной школе родительские собрания, семинары. Вот, например, одно из собраний такого типа, которое составлено и проведено Оспановой М.Т. («Воспитание школьников Казахстан. №2/2003»), учителем начальных классов. Тема: «Взаимоотношения в семье».
Подготовка.
Третьеклассники до собрания отвечают на вопросы анкеты:
Также на уроке труда ученики готовят «книжечки» участников собрания. Сюда каждый родитель имеет возможность записать вопросы, которые появились у него до или во время родительского собрания.
В классе оборудуются три цветовые залы для работы.
Класс оформлен плакатами:
«Каковы батьки-матки, таковы и дитятки».
«Тогда…глазами вашего ребенка глянет на вас еще маленькая и слабенькая, но уже враждебная зверушка, почему вы не оглядываетесь назад, почему вы не приступаете к ревизии вашего собственного поведения?» (А.С. Макаренко)
Ход проведения
1) При
входе каждый родитель берет
цветной жетон и занимает
2) Сообщение классного руководителя.
В выступлении используются материалы книг «Диалоги о воспитании», «Научись быть человеком» Н.Е. Щурковой, «Микроклимат семьи» Л.Е. Ковалевой, «Семейные традиции» Л.Д. Суслопаровой.
Семья –
колыбель духовного рождения человека…
Многообразие отношений между ее
членами, обнаженность и непосредственность
чувств, которые они питают друг
к другу, живая реакция на малейшие
детали поведения ребенка – все
это создает благоприятную
Самый большой дефицит, который испытывают дети, - дефицит ласки.
В последнее время распространилось такое понятие, синдром опасного обращения с детьми – СООСД. Это и физические наказания, угрожающие жизни ребенка, и неправильное воспитание в целом.
Семейные обеды и ужины. Как весело и интересно проходили они, где дети на примере взрослых познавали азы культурного поведения, учились этикету.
Семейные праздники, которые учат ребенка, радуют его, воспитывают, а потом долго-долго мерцают в душе искорки – воспоминания, грея сердце до самой старости.
3) Работа в микрогруппах. Каждая микрогруппа получает лист с текстом для коллективного обсуждения.
Информация о работе Формирование культуры поведения младших школьников