Формирование культуры поведения младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть процесс воспитания культурного поведения у школьников.
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть эволюцию развития воспитания культурного поведения с первобытного строя по настоящее время;
- изучить теоретические основы воспитания культурного поведения в учебно-методической литературе;
- выявить сущность и особенности воспитания культуры поведения младших школьников;
- проанализировать опыт работы учителей по воспитанию культуры поведения;
- сделать выводы.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 90.38 Кб (Скачать)

Цель: раскрыть понятие и содержание культуры поведения младших школьников и способы её формирования, а также проиграть ситуации на данную тему вместе с родителями и предложить методические рекомендации для родителей по формированию культуры поведения.

Проводилась беседа на тему культуры поведения (понятие и содержание).

Были  проанализированы результаты проведённых  с родителями анкет и тестов (вопросы: Что такое культура поведения? Кто должен заниматься её формированием? Часто ли вы обращаете внимание на поведение своего ребёнка в общественных местах?).

Родителям была предложена ролевая игра. Требовалось разыграть различные ситуации, где родители проявили жизненный опыт и коммуникабельность, например:

Ситуация 1. Перед уходом на работу мать попросила  третьеклассницу Лену вымыть посуду и полить комнатные цветы. Возвратившись, домой, она огорчилась, увидев, что  задание не выполнено. Дочь и раньше не раз ослушивалась мать и не выполняла работу по хозяйству [26. С. 95].

Какое качество личности ребенка проявилось в этой ситуации? Как вы поступаете, когда  ребенок не выполняет поручение?<...>

В процессе анализа ситуаций учитель корректирует ответы родителей, указывает на ошибки, предлагает пути решения подобных педагогических ситуаций, встречающихся в практике семейного воспитания. При этом он опирается на рассуждения родителей, которые проявляют педагогическую грамотность в разговоре, делятся  опытом воспитания своих детей, рассказывают о мерах воздействия на ребенка  в аналогичных ситуациях.

В конце  мы предложили родителям рекомендации в помощь по формированию и коррекции  культуры поведения своих детей, например:

  1. Систематически проводить с ребёнком беседы, направленные на формирование культуры поведения («Как нужно здороваться со взрослыми?», «Как нужно вести себя за столом», «Как нужно отвечать на просьбы родителей» и т.д.), приводить детям ситуации из жизненного опыта<…> (подробный конспект см. в приложении 7) [7. С. 72], [21. С. 80].

В начале практики в классе был сделан уголок вежливости. В него входили:

* правила  дружбы;

* правила  общения по телефону;

* правила  честного человека;

* плакат  «Учимся быть вежливыми»;

* хорошие  манеры в общении с другими;

* схема  «Что нужно делать ежедневно»;

* схема  «Я – вежливый»;

* схема  «Я – опрятный»;

* схема  «Я – трудолюбивый» [10. С. 65].

С первых же дней появления этого уголка ребята стали следить за своим поведением, обращаться друг к другу вежливее. По мере изучения новых правил культуры поведения мы вносили в него дополнения.

К «Уголку  вежливости» мы неоднократно обращались как на классных часах, так и на уроках. Опора на него была необходима, поскольку на уроках русского языка  мы изучали такие темы, как: «Речевой этикет. Приветствие», «Речевой этикет. Благодарность», «Слова в предложении. Слова благодарности».

Фрагменты уроков, формирующие культуру поведения:

1. Фрагмент  урока по русскому языку на  тему «Речевой этикет. Приветствие».

Цель: расширить  знания учащихся о речевом этикете (приветствии).

Задание, формирующее культуру поведения  по тексту.

- Здрасьте, Пётр Иванович!

- Здравствуй, Аня! Как у тебя дела в  школе?

- Нормально!

- Маме  от меня привет передавай!

- Ага!

- До  свидания, Аня! 

- До  свидания Пётр Иванович!

Беседа по вопросам:

1. О чём  этот текст? 

  1. Что сказала Аня, когда встретила Петра Ивановича?
  2. Как ответил Пётр Иванович на такое приветствие?
  3. Правильно ли поприветствовала Аня Петра Ивановича? Почему?
  4. А как нужно было поприветствовать
  5. В каком случае Аня ещё ответила не вежливо?
  6. А как Аня попрощалась? Правильно или нет?

Если  видишь знакомого человека, нужно  обязательно его поприветствовать такими фразами, как «Здравствуй (те)!», «Доброе утро!», «Добрый день!»  и т.д., а после беседы с человеком  нужно с ним попрощаться.

- Что  можно сказать на прощание?

Для проверки усвоения детьми правил общения при  приветствии можно проиграть  различные сценки, озвучить подобные ситуации из жизненного опыта и проанализировать их.

2. Фрагмент  урока по русскому языку «Речевой  этикет. Благодарность».

Цель: привить  учащимся знания и навыки о речевом  этикете (благодарности).

На данном уроке также присутствовало чтение текста, затем дети выполняли задание в игровой форме (нужно было выбрать из верхней строки выражение и вставить его в предложение):

Спасибо тебе большое, спасибо, спасибо Вам  большое.

- Петя, мне  очень понадобился твой карандаш, …!

- Людмила  Михайловна, благодаря вам у меня  по математике отметка «5»,..!

- Мама, всё  было очень вкусно,…большое! и  т.д. 

В работе по формированию культуры поведения  были использованы следующие методы и приёмы:

1) Игры-упражнения  на закрепление правил этикета  в общении с окружающими взрослыми  и детьми, в которых используются  кукольный театр, игрушки, юмористические  картинки, слайды, отрывки из мультфильмов  и т.п.

  1. 2) Упражнения в выполнении действий по показу классного руководителя – своеобразная и необходимая для формирования навыка тренировка поведения детей.

Например: на уроке осуществляется путешествие  в гости к Чиполлино, наглядно показывается, как надо вежливо здороваться, сделав поклон головой. В последующие дни при встрече с детьми необходимо не только приветливо здороваться, но в случае необходимости напомнить, как здороваться с Чиполлино на уроке, т.е. последовательно и настойчиво добиваться, чтобы дети усвоили необходимый навык.

3) Игры-упражнения  «Каждой вещи – свое место» - воспитывают аккуратность, навыки  поддерживать порядок. После проведения  таких игр, занятий и упражнений  на тему «Поддержания порядка»  дети быстрее замечают беспорядок (на рабочем месте, в классе, дома и т.д.).

4) Анализ  художественных произведений (рассказа  М. Пришвина «Мой меч» и др.) [33. С. 102].

5) Этические  беседы на темы «Наша речь», «Школа этикета, или Вы пришли в театр», «Моя семья», «Мои товарищи», «Я дома», «Я в школе», «Как вести себя за столом?» и др. [2. С. 4], [6. С. 55].

6) Инсценировки  различных ситуаций («Культура поведения  в транспорте», «Культура речевого  поведения», «Как я веду себя  за столом» и др.).

7) Анализ  учебных ситуаций (обсудить поступки  участников: «Как он поступил?», «Почему он так поступил?», «Как бы ты повёл себя в такой ситуации?» и т.д.).

8) Анализ  ситуаций из жизненного опыта,  их обсуждение (дети предлагают  свои пути и выходы из определённой  ситуации).

9) Просмотр  и анализ различных видеозаписей, диафильмов, касающихся темы культуры  поведения и способствующих её  формированию (экранизация к сказке  А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке  и рыбке»: в ней хорошо прослеживается  культура поведения старухи, деда  и самой рыбки; мультфильм по  сказке В.Одоевского «Мороз Иванович»:  вопросы нравственности и способность  человека к исправлению) [22. С. 82].

Глава 3. Опыт работы учителей по воспитанию культуры поведения

 

Творческий  педагог всегда стремится найти  новые, нестандартные и, тем более  интересные для школьников, пути воспитания. Это и специальные занятия  по вежливости, и уроки общения, и  уроки – путешествия, КВНы, различные турниры и праздники, посвященные культуре поведения и, конечно же, работа с родителями. Ниже следует описание нескольких работ педагогов, пожелавших поделиться своим опытом в периодической печати.

Своим опытом по воспитанию культуры поведения у  учащихся 3 класса московской школы  №235 делится учитель начальных  классов Л.Кузнецова, которая ведет  предмет «Этическая грамматика».

Вот так  проходит, например, занятие «Доброе  слово, что ясный день».

Дети вспоминают сказку «Морозко», произносят ласковые слова, с которыми падчерица обратилась к Деду Морозу. Затем идет выборочное чтение сказки «Гуси-лебеди», показываются фрагменты диафильма по той же сказке.

  • Почему же, печка, Яблонька и Речка сначала не ответили Маше на ее вопрос?
  • Потому что Маша вначале была неприветлива с ними, обидела их.
  • А потом почему сказочные герои охотно помогли ей?
  • Потому что девочка отведала пирожка из печки, яблочка с яблоньки, потому что нашла слова благодарности, оценила их труд, ласково обошлась с Речкой.
  • А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь волшебными словами? Давайте проверим, действительно ли есть волшебные слова. А для этого проведем игру: «Волшебный цветик-семицветик».

Правила игры: «Волшебник (ученик) отрывает лепесток и, сделав вид, что бросает его, отдает любому, кому пожелает, со словами из знакомой каждому ребенку сказки:

Лети, лети, лепесток,

Через запад  – на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь  коснешься ты земли,

Быть по-моему вели…»

Варианты  пожеланий:

  • Катя, я была не права, что обидела тебя. Не сердись на меня, прости, пожалуйста.
  • Коля, я тебя сегодня толкнула нечаянно, прости, пожалуйста.

В конце игры учитель  обращает внимание учеников на то, как  произносятся «вежливые слова».

  • Вежливо, с улыбкой.
  • Действительно, улыбка украшает произнесенную фразу, даже в песенке поется «От улыбки станет всем теплей». Исполняется эта песня.

Так, с  помощью игры педагог учит детей  сложному искусству общения.

Учитывая  то, что многие родители еще очень  молоды и сами еще могут и хотят  воспитываться, необходимо проводить  в начальной школе родительские собрания, семинары. Вот, например, одно из собраний такого типа, которое составлено и проведено Оспановой М.Т. («Воспитание школьников Казахстан. №2/2003»), учителем начальных классов. Тема: «Взаимоотношения в семье».

Подготовка.

Третьеклассники до собрания отвечают на вопросы анкеты:

  1. С кем в семье ты особенно дружен?
  2. Кому доверяешь секреты?
  3. Все ли знают о тебе родители?
  4. Понимают ли тебя мама и папа?
  5. Всегда ли справедливы к тебе?
  6. Кого позовешь на помощь в беде?

Также на уроке труда ученики  готовят «книжечки» участников собрания. Сюда каждый родитель имеет возможность  записать вопросы, которые появились  у него до или во время родительского собрания.

В классе оборудуются три цветовые залы для работы.

Класс оформлен плакатами:

«Каковы батьки-матки, таковы и дитятки».

«Тогда…глазами  вашего ребенка глянет на вас еще  маленькая и слабенькая, но уже  враждебная зверушка, почему вы не оглядываетесь  назад, почему вы не приступаете к  ревизии вашего собственного поведения?» (А.С. Макаренко)

Ход проведения

1) При  входе каждый родитель берет  цветной жетон и занимает место  в одной из 3-х микрогрупп.

2) Сообщение  классного руководителя.

В выступлении  используются материалы книг «Диалоги о воспитании», «Научись быть человеком» Н.Е. Щурковой, «Микроклимат семьи» Л.Е. Ковалевой, «Семейные традиции» Л.Д. Суслопаровой.

Семья –  колыбель духовного рождения человека…  Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – все  это создает благоприятную среду  для нравственного формирования личности.

Самый большой  дефицит, который испытывают дети, - дефицит ласки.

В последнее  время распространилось такое понятие, синдром опасного обращения с  детьми – СООСД. Это и физические наказания, угрожающие жизни ребенка, и неправильное воспитание в целом.

Семейные  обеды и ужины. Как весело и интересно проходили они, где дети на примере взрослых познавали азы культурного поведения, учились этикету.

Семейные  праздники, которые учат ребенка, радуют его, воспитывают, а потом долго-долго  мерцают в душе искорки – воспоминания, грея сердце до самой старости.

3) Работа  в микрогруппах. Каждая микрогруппа получает лист с текстом для коллективного обсуждения.

  1. – «Обнять, прижать, потормошить…»

Информация о работе Формирование культуры поведения младших школьников