Формирование культуры поведения младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть процесс воспитания культурного поведения у школьников.
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть эволюцию развития воспитания культурного поведения с первобытного строя по настоящее время;
- изучить теоретические основы воспитания культурного поведения в учебно-методической литературе;
- выявить сущность и особенности воспитания культуры поведения младших школьников;
- проанализировать опыт работы учителей по воспитанию культуры поведения;
- сделать выводы.

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 90.38 Кб (Скачать)

Интересна в этом отношении игра в «Волшебное зеркало», перед учениками ставится нелегкая задача – пользоваться вилками и  ножом за накрытым столом, но он легко  справится, если посмотрит в «волшебное зеркало». А зеркало – его одноклассники, которые показывают, как надо обращаться со столовыми приборами.

Повседневная  «методика этического заряда» помогает и учителю и ученикам справляться  со сложностями в течении всего дня. Учитель начинает учебный день и при этом высказывает уверенность в том, что дети будут доброжелательны, внимательны и уступчивы, обижать никого не будут, в классе конфликтных ситуаций не возникнет. Высказывая такое напутствие, учитель и сам настраивается на понимание и расположенность к детям. В конце учебного дня учитель проводит этическую пятиминутку. Он анализирует возникшие конфликты, учит ребят находить пути выхода из них. Ученики с помощью учителя пытаются разобраться, как можно избежать отрицательной ситуации и как примирить конфликтующих.

Возможно  создание «Школы вежливости», в которой  дети смогут показать все знания и  умения, накопленные в повседневной жизни.

У школьников формируется привычка оценивать  собственные поступки с позиций  доброжелательности и уважения к  другому человеку. Дети начинают осознавать нравственную основу отношений к  человеку, обществу, Родине, природе, к  самому себе.

И у педагога, ведущего эту работу, развивается  стремление к нравственному самоконтролю. Его отношения с детьми приобретают  искренний, доверительный характер, что помогает находить нестандартные  пути влияния на учеников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Система работы классного  руководителя, направленная на формирование  культуры поведения у младших  школьников

 

В течение  нескольких недель мы вели разнообразную  работу по формированию и совершенствованию  культуры поведения младших школьников: проводили классные часы, этические  беседы, родительское собрание, а также  использовали другие виды работы (обращение  на уроках к темам культуры поведения, изучение «Уголка вежливости» и  т.д.).

Система работы классного руководителя, направленная на формирование культуры поведения

1. Классный  час «Правила речевого поведения  во время знакомства»

Цель: познакомить  учащихся с правилами речевого поведения  во время знакомства.

На данном классном часе мы с ребятами вели беседу о правилах речевого поведения, т.е. разучивали правила общения с окружающими людьми. Для примера был озвучен текст, соответствующий теме:

Однажды в гости пришла мамина подруга  Нина Михайловна. Что сказал папа?

- Разрешите  представиться – Муратов – 

И представить  моего старшего брата.

Меня  зовут Александр Ильич.

Брата зовут  Николай Ильич.

А это  отец наш – Илья Фомич.

Позвольте представить, будем знакомы,

Самую старшую в нашем доме:

Муратова  Мария Донатовна.

Нина  Михайловна:

- Очень  рада! Очень приятно!

Бабушка:

- Мы тоже  гостям всегда очень рады.

Нина  Михайловна:

- Гостеприимство  для гостя награда<…>

Был произведён анализ текста, т.е. обсуждались поступки героев произведения, правильность их речи, ребята говорили о том, как бы они поступили в определённой ситуации, а также разыгрывали сценки. Вопросы для анализа:

- Почему  папа представляет гостье всех  членов семьи? 

Познакомимся  и мы с семьёй Муратовых: с бабушкой и дедушкой, мамой и папой, Николаем Ильичом и, конечно, с Нюшей и Федей.

- Какие  слова говорят при знакомстве?

- Какие  слова говорят при знакомстве  дети?

- Когда  люди знакомятся, они стараются  сказать друг другу приятные  слова. Какие это слова? Повторите  их, пожалуйста.

- Хорошо  ли вёл себя вначале Федя? Что он сказал неудачно? (подробный конспект классного часа см. в приложении 3) [1. С. 69].

2. Классный час «Поведение в общественном транспорте»

Цель: показать ребятам как принято вести себя в общественном транспорте, научить их вежливо уступать место старшим, обучить несложным правилам оплаты проезда.

Знакомство  с темой проходило посредством  текста:

Мама, Нюша и Федя отправились в гости к Нине Михайловне. Мама сказала:

- Мы проедем  автобусом три остановки. Садитесь, дети.

Нюша села у окна, Федя – рядом с ней.

- Нюшка!  – закричал Федя на весь  автобус. – Ты заслоняешь всё  окно. Ничего не видно!

Он вскочил  на сиденье и, стоя на коленях, стал смотреть в окно.

- Мальчик, - сказала женщина, которая стояла  рядом, - если тебе не трудно, уступи, пожалуйста, место.

Федя  смутился:

- Садитесь, пожалуйста. Извините, я не заметил,  что вы стоите.

- Спасибо,  мальчик.

- Пожалуйста, не стоит благодарности.

Мы обсуждали действия героев. Ребята отвечали на вопросы:

- Как  вы думаете, правильно ли себя  вёл в автобусе Федя?

- Но потом  Федя понял свою ошибку. Можно  ли сказать, что он поступил, как вежливый мальчик? Объясните.

- А вежливой  ли была женщина, которой он  уступил место? Повторите их  разговор.

- А вы  уступаете место пожилым людям?  Какие слова вы при этом  говорите? Никогда не забывайте:  к старшим нужно относиться  с уважением.

Ролевая игра «Трамвай».

Давайте поиграем в трамвай. Все сидят  на местах и готовят за проезд. Пусть  те, кто сидит далеко от кондуктора, передадут за проезд. Поговорите между  собой. А теперь в трамвай заходит  «бабушка». Как вы поступите? Кто  должен встать первым? (тот, кто сидит ближе всех к «бабушке»). Что он при этом скажет? Что ответит «бабушка»? а на следующей остановке войдёт женщина с ребёнком на руках. Что будет дальше? и т.д. 5) (подробный конспект см. в приложении 5) [3. С. 98], [9. С. 71].

  1. Классный час «Поведение дома»

Цель: посредством  чтения и анализа двух вариантов  ситуаций составить правила поведения  дома.

На данном классном часе было озвучено два варианта ситуаций:

Первая  ситуация

«Два  брата, грязные и красные, перекидывая  друг друга баскетбольный мяч, ворвались  в квартиру и ринулись включать телевизор.

Мама  убирала в кухне со стола немытую  посуду. Она, молча, взяла сыновей  за руки и отвела в ванную комнату.

- Ма! Давай скорей ужинать. Сейчас мультики по телевизору показывать будут!<...>

Вторая  ситуация

«Два  брата, грязные и раскрасневшиеся, прибежали домой. Водные процедуры, такие, как мытьё рук, ушей и шеи, никогда не вызывали у братьев  особого энтузиазма. Тем не менее, они добросовестно умылись.

Мама  явно задержалась.

- Картошки  чтоли сварить? – подумал вслух Миша.

- Ага!  Пюре с молоком, - загорелся Генка.

- Чего  уж там пюре? Заказывай соломку  фри.

- Эх ты! Витамины где? В кожуре. А потому  варим картофель в мундирах<…>

Затем мы с ребятами анализировали данные ситуации:

- Вы прослушали  два варианта одного и того  же вечера с одними и теми  же людьми. Какой вариант вам  нравится больше? (ответы учащихся)

- Почему  в первой ситуации мама заплакала?

- А сами  ребята поняли причину появления  маминых слёз?

- Старались  ли они выяснить эту причину?

- Правильно  ли они поступили?

- А как  бы вы поступили в данной  ситуации?

- Что  нужно было сделать, чтобы не  обидеть маму?<...>

Также несколько  ребят озвучили подобные ситуации из своего жизненного опыта.

В конце  мы провели с учащимися беседу по вопросам, которые были связанны с культурой общения с родителями:

Случается ли, что помимо родительского поручения, ты выполняешь ещё какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе (например, не просто протёр пол в прихожей, а ещё и привёл в порядок  всю обувь)?

Мама  угощает тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось  ли вкусное взрослым? (Или же ты веришь, что взрослые не любят апельсинов, мороженого, сладкого?)

У родителей  выдался свободный вечер. Они  собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты своё нежелание оставаться дома (просишь их остаться, или требуешь взять тебя с собой, или, может  быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?

У вас  дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-то тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?

Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки  внимания?

А затем подвели итоги, ребята ещё раз озвучили правила общения с родителями (подробный конспект см. в приложении 11) [11. С. 44], [29. С. 35].

4. Классный час «Правила поведения на уроке и на перемене»

Цель: способствовать усвоению младшим школьникам круга  обязанностей и правил поведения  во время урока и перемены.

На данном классном часе было прочитано стихотворение «Урок поведения»:

Не дождутся утра промокашки,

Снится  новым учебникам класс,

Дорогие друзья, первоклашки!

В добрый час!<...>

Далее был  произведён анализ данного стихотворения:

- О чём  это стихотворение?

- Что  нужно делать, чтобы стать хорошим  человеком?

- Как  вы понимаете эти строчки «Пусть  ты ловко решаешь задачи, и  в грамматике тоже хорош. Ничего  это в школе не значит, если  ты себя плохо ведёшь!»?

Мы с  ребятами составляли правила поведения  на уроке и на перемене:

  • Прийти в школу заранее. Если опоздал по уважительной причине, то надо спросить у учителя разрешение войти в класс.
  • Поздороваться с учителем, называя его по имени и отчеству, а затем – с ребятами<…>

Далее мы составили правила, которые нужно  выполнять, чтобы хорошо учиться:

  • Ежедневно учить уроки.
  • Отвечать материал уверенно<…> (подробный конспект см. в приложении 7) [4. 20], [19. С. 10].
  1. Этическая беседа на тему «Дружба».

Цель: на доступных детскому восприятию примерах раскрыть нравственную сущность дружеских  отношений между людьми.

В начале беседы озвучивалось стихотворение «Хорошие товарищи»:

Мальчик Миша мается –

Миша  заикается.

Как другие – чисто, ясно – 

Он не может говорить.

Нелегко ему даются все слова на букву К,

Но ребята не смеются – дружба классная крепка.

Ты, Мишутка, не теряйся,

Ты с  других пример бери!<...>

Затем производился анализ:

- Почему  Мише трудно говорить? Как он  себя чувствует в обществе?

- Как  к этому относится одноклассники?

- Как  правильно в такой ситуации  поступить?

- Уместно  ли в такой ситуации жалеть  мальчика?

После чтения стихотворения и его анализа  следовало чтение рассказа:

Жили  две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощёкие, светловолосые, очень походили друг на друга. Даже обеих мамы одевали  почти в одинаковые платья, обе  учились только на пятёрки.

- Мы во  всём, во всём одинаковые, - с гордостью  говорили девочки. 

Но однажды  Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

- Я получила  по математике «5», а Вера  только тройку. Мы стали уже  не одинаковые<…>

После чтения с ребятами также проводилась беседа по вопросам, составленным по данному рассказу:

- За что  мама осудила Соню?

- Какой  смысл заключается в последней  фразе мамы: «А ты обрадовалась  – и это значительно хуже»?

- Что  бы вы сказали Соне?

Ребята  активно отвечали на заданные им вопросы. Далее мы проигрывали ситуации на тему «Как я общаюсь с друзьями». После проигрывания ситуаций мы всем классом анализировали их, т.е. выясняли, соответствовало ли общение героев друг с другом тем нормам, про которые нельзя забывать и нужно соблюдать истинным друзьям (подробный конспект см. в приложении 6) [4. С. 20].

6.Родительское собрание на тему «Культура поведения: понятие и содержание»

Информация о работе Формирование культуры поведения младших школьников