Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 16:32, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – рассмотреть процесс воспитания культурного поведения у школьников.
В соответствии с заданной целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть эволюцию развития воспитания культурного поведения с первобытного строя по настоящее время;
- изучить теоретические основы воспитания культурного поведения в учебно-методической литературе;
- выявить сущность и особенности воспитания культуры поведения младших школьников;
- проанализировать опыт работы учителей по воспитанию культуры поведения;
- сделать выводы.
Интересна в этом отношении игра в «Волшебное зеркало», перед учениками ставится нелегкая задача – пользоваться вилками и ножом за накрытым столом, но он легко справится, если посмотрит в «волшебное зеркало». А зеркало – его одноклассники, которые показывают, как надо обращаться со столовыми приборами.
Повседневная «методика этического заряда» помогает и учителю и ученикам справляться со сложностями в течении всего дня. Учитель начинает учебный день и при этом высказывает уверенность в том, что дети будут доброжелательны, внимательны и уступчивы, обижать никого не будут, в классе конфликтных ситуаций не возникнет. Высказывая такое напутствие, учитель и сам настраивается на понимание и расположенность к детям. В конце учебного дня учитель проводит этическую пятиминутку. Он анализирует возникшие конфликты, учит ребят находить пути выхода из них. Ученики с помощью учителя пытаются разобраться, как можно избежать отрицательной ситуации и как примирить конфликтующих.
Возможно создание «Школы вежливости», в которой дети смогут показать все знания и умения, накопленные в повседневной жизни.
У школьников формируется привычка оценивать собственные поступки с позиций доброжелательности и уважения к другому человеку. Дети начинают осознавать нравственную основу отношений к человеку, обществу, Родине, природе, к самому себе.
И у педагога, ведущего эту работу, развивается стремление к нравственному самоконтролю. Его отношения с детьми приобретают искренний, доверительный характер, что помогает находить нестандартные пути влияния на учеников.
2.2 Система работы классного руководителя, направленная на формирование культуры поведения у младших школьников
В течение нескольких недель мы вели разнообразную работу по формированию и совершенствованию культуры поведения младших школьников: проводили классные часы, этические беседы, родительское собрание, а также использовали другие виды работы (обращение на уроках к темам культуры поведения, изучение «Уголка вежливости» и т.д.).
Система работы классного руководителя, направленная на формирование культуры поведения
1. Классный
час «Правила речевого
Цель: познакомить учащихся с правилами речевого поведения во время знакомства.
На данном классном часе мы с ребятами вели беседу о правилах речевого поведения, т.е. разучивали правила общения с окружающими людьми. Для примера был озвучен текст, соответствующий теме:
Однажды в гости пришла мамина подруга Нина Михайловна. Что сказал папа?
- Разрешите представиться – Муратов –
И представить моего старшего брата.
Меня зовут Александр Ильич.
Брата зовут Николай Ильич.
А это отец наш – Илья Фомич.
Позвольте представить, будем знакомы,
Самую старшую в нашем доме:
Муратова Мария Донатовна.
Нина Михайловна:
- Очень рада! Очень приятно!
Бабушка:
- Мы тоже гостям всегда очень рады.
Нина Михайловна:
- Гостеприимство для гостя награда<…>
Был произведён анализ текста, т.е. обсуждались поступки героев произведения, правильность их речи, ребята говорили о том, как бы они поступили в определённой ситуации, а также разыгрывали сценки. Вопросы для анализа:
- Почему папа представляет гостье всех членов семьи?
Познакомимся и мы с семьёй Муратовых: с бабушкой и дедушкой, мамой и папой, Николаем Ильичом и, конечно, с Нюшей и Федей.
- Какие слова говорят при знакомстве?
- Какие слова говорят при знакомстве дети?
- Когда
люди знакомятся, они стараются
сказать друг другу приятные
слова. Какие это слова?
- Хорошо ли вёл себя вначале Федя? Что он сказал неудачно? (подробный конспект классного часа см. в приложении 3) [1. С. 69].
2. Классный час «Поведение в общественном транспорте»
Цель: показать ребятам как принято вести себя в общественном транспорте, научить их вежливо уступать место старшим, обучить несложным правилам оплаты проезда.
Знакомство с темой проходило посредством текста:
Мама, Нюша и Федя отправились в гости к Нине Михайловне. Мама сказала:
- Мы проедем
автобусом три остановки.
Нюша села у окна, Федя – рядом с ней.
- Нюшка! – закричал Федя на весь автобус. – Ты заслоняешь всё окно. Ничего не видно!
Он вскочил на сиденье и, стоя на коленях, стал смотреть в окно.
- Мальчик,
- сказала женщина, которая
Федя смутился:
- Садитесь, пожалуйста. Извините, я не заметил, что вы стоите.
- Спасибо, мальчик.
- Пожалуйста, не стоит благодарности.
Мы обсуждали действия героев. Ребята отвечали на вопросы:
- Как вы думаете, правильно ли себя вёл в автобусе Федя?
- Но потом
Федя понял свою ошибку. Можно
ли сказать, что он поступил,
как вежливый мальчик?
- А вежливой ли была женщина, которой он уступил место? Повторите их разговор.
- А вы
уступаете место пожилым людям?
Ролевая игра «Трамвай».
Давайте поиграем в трамвай. Все сидят на местах и готовят за проезд. Пусть те, кто сидит далеко от кондуктора, передадут за проезд. Поговорите между собой. А теперь в трамвай заходит «бабушка». Как вы поступите? Кто должен встать первым? (тот, кто сидит ближе всех к «бабушке»). Что он при этом скажет? Что ответит «бабушка»? а на следующей остановке войдёт женщина с ребёнком на руках. Что будет дальше? и т.д. 5) (подробный конспект см. в приложении 5) [3. С. 98], [9. С. 71].
Цель: посредством чтения и анализа двух вариантов ситуаций составить правила поведения дома.
На данном классном часе было озвучено два варианта ситуаций:
Первая ситуация
«Два брата, грязные и красные, перекидывая друг друга баскетбольный мяч, ворвались в квартиру и ринулись включать телевизор.
Мама убирала в кухне со стола немытую посуду. Она, молча, взяла сыновей за руки и отвела в ванную комнату.
- Ма! Давай скорей ужинать. Сейчас мультики по телевизору показывать будут!<...>
Вторая ситуация
«Два брата, грязные и раскрасневшиеся, прибежали домой. Водные процедуры, такие, как мытьё рук, ушей и шеи, никогда не вызывали у братьев особого энтузиазма. Тем не менее, они добросовестно умылись.
Мама явно задержалась.
- Картошки чтоли сварить? – подумал вслух Миша.
- Ага! Пюре с молоком, - загорелся Генка.
- Чего уж там пюре? Заказывай соломку фри.
- Эх ты! Витамины где? В кожуре. А потому варим картофель в мундирах<…>
Затем мы с ребятами анализировали данные ситуации:
- Вы прослушали два варианта одного и того же вечера с одними и теми же людьми. Какой вариант вам нравится больше? (ответы учащихся)
- Почему
в первой ситуации мама
- А сами
ребята поняли причину
- Старались ли они выяснить эту причину?
- Правильно ли они поступили?
- А как бы вы поступили в данной ситуации?
- Что нужно было сделать, чтобы не обидеть маму?<...>
Также несколько ребят озвучили подобные ситуации из своего жизненного опыта.
В конце мы провели с учащимися беседу по вопросам, которые были связанны с культурой общения с родителями:
Случается ли, что помимо родительского поручения, ты выполняешь ещё какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе (например, не просто протёр пол в прихожей, а ещё и привёл в порядок всю обувь)?
Мама угощает тебя апельсином, пирожным, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым? (Или же ты веришь, что взрослые не любят апельсинов, мороженого, сладкого?)
У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты своё нежелание оставаться дома (просишь их остаться, или требуешь взять тебя с собой, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?
У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться каким-то тихим делом, не мешать взрослым, не вмешиваться в их разговор?
Стесняешься ли ты дома, в гостях, в музее подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?
А затем подвели итоги, ребята ещё раз озвучили правила общения с родителями (подробный конспект см. в приложении 11) [11. С. 44], [29. С. 35].
4. Классный час «Правила поведения на уроке и на перемене»
Цель: способствовать усвоению младшим школьникам круга обязанностей и правил поведения во время урока и перемены.
На данном классном часе было прочитано стихотворение «Урок поведения»:
Не дождутся утра промокашки,
Снится новым учебникам класс,
Дорогие друзья, первоклашки!
В добрый час!<...>
Далее был произведён анализ данного стихотворения:
- О чём это стихотворение?
- Что нужно делать, чтобы стать хорошим человеком?
- Как
вы понимаете эти строчки «
Мы с ребятами составляли правила поведения на уроке и на перемене:
Далее мы составили правила, которые нужно выполнять, чтобы хорошо учиться:
Цель: на доступных детскому восприятию примерах раскрыть нравственную сущность дружеских отношений между людьми.
В начале беседы озвучивалось стихотворение «Хорошие товарищи»:
Мальчик Миша мается –
Миша заикается.
Как другие – чисто, ясно –
Он не может говорить.
Нелегко ему даются все слова на букву К,
Но ребята не смеются – дружба классная крепка.
Ты, Мишутка, не теряйся,
Ты с других пример бери!<...>
Затем производился анализ:
- Почему Мише трудно говорить? Как он себя чувствует в обществе?
- Как
к этому относится
- Как правильно в такой ситуации поступить?
- Уместно ли в такой ситуации жалеть мальчика?
После чтения стихотворения и его анализа следовало чтение рассказа:
Жили
две неразлучные подружки-
- Мы во всём, во всём одинаковые, - с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике «5», а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые<…>
После чтения с ребятами также проводилась беседа по вопросам, составленным по данному рассказу:
- За что мама осудила Соню?
- Какой смысл заключается в последней фразе мамы: «А ты обрадовалась – и это значительно хуже»?
- Что бы вы сказали Соне?
Ребята активно отвечали на заданные им вопросы. Далее мы проигрывали ситуации на тему «Как я общаюсь с друзьями». После проигрывания ситуаций мы всем классом анализировали их, т.е. выясняли, соответствовало ли общение героев друг с другом тем нормам, про которые нельзя забывать и нужно соблюдать истинным друзьям (подробный конспект см. в приложении 6) [4. С. 20].
6.Родительское собрание на тему «Культура поведения: понятие и содержание»
Информация о работе Формирование культуры поведения младших школьников