Формирование культуры речи младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, целесообразно уделять внимание формированию культуры речи в младшем школьном возрасте. Это является одной из важнейших задач учителя начальных классов. В настоящее время дети допускают большое количество ошибок в произношении слов, словообразовании, словоизменении, употреблении слов, постановке ударения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы формирования культуры речи младшего школьника на уроках русского языка…………………………………………..6
1.1 Цели и задачи формирования культуры речи учащихся начальной ступени обучения……………………………………………………………………………...6
1.2 Критерии сформированности культуры речи младших школьников……….11
2 Методические аспекты формирования культуры речи младшего школьника на уроках русского языка…………………………………….……23
2.1 Анализ программных требований к формированию культуры речи на уроках русского языка………………………………………………………………………23
2.2 Методика написания изложений на уроках русского языка в начальной школе………………………………………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы…………………………………………...34
Приложение. Изложения для начальной школы………………………………...37

Файлы: 1 файл

курсовая работа по культуре речи.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

Правильность речи предполагает соблюдение говорящим норм литературного  языка. Нормы литературного языка  соотносятся с уровнями системы языка. Существуют нормы лексические, орфографические, грамматические – словообразовательные, морфологические, синтаксические.

Лексические нормы фиксируются  в толковых словарях в виде толкования значений слов и их сочетаемости; остальные  нормы раскрываются в пособиях по грамматике литературного языка, в специальных словарях справочниках, посвященным проблемам модификации языка.

Вторую ступень культуры речи можно определить как мотивированное употребление средств языка для  целей общения, как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения. Эта ступень предполагает высокий уровень развития речевой культуры, который применительно к школьной практике удобно обозначать с помощью простого и понятного термина хорошая речь [10].

Известный лингвист Е.Н. Ширяев так определяет понятие «культура речи»: «Культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в той или иной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Наука, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком, также называется культура речи. Она содержит в себе три составляющих компонента: нормативный, коммуникативный, этический. Качественная оценка высказывания с точки зрения культуры речи предполагает ответы на вопросы:

1.Является ли речь  правильной, построена ли по литературным  нормам?

2.Является ли речь  «хорошей», уместной в определенной  ситуации, действенной, искусной?

3.Соответствует ли  речь правилам этики общения  (речевому этикету)?

Культура речи – часть  более широкого понятия – речевой  культуры, которая, в свою очередь, входит в культуру речевой деятельности, общения, в общую гуманитарную культуру.

По мнению В.Е. Гольдина и О.Б. Сиротининой, речевая культура «включает в себя язык, формы воплощения речи, совокупность общезначимых речевых  произведений на данном языке, обычаи и правила общения, соотношение  словесных и несловесных компонентов  коммуникации, закрепление в языке картины мира, способы передачи, сохранения и обновления языковых традиций, языковое сознание народа в бытовых и профессиональных формах, науку о языке» [11, с. 117].

Таким образом, вопросы культуры речи в современном обществе имеют первостепенное значение. Большинство ученых (языковедов, философов, психологов, социологов, педагогов) озабочено снижением общего уровня речевой культуры. Следовательно, необходимо вести планомерную работу по формированию культуры речи школьников.

С учетом этого формирование культуры речи в начальной школе должно включать в себя работу над: 1) ударением и произношением; 2) значением слов и выражений; 3) грамматическими нормами; 4) словосочетанием и предложением.

 

 

1.2 Критерии сформированности культуры речи младших школьников

 

Основная задача уроков русского языка — учить школьников живому русскому слову и предоставлять  им больше простора для речевой практики. Главным показателем овладения  русским языком является умение говорящего связно передать свои мысли с соблюдением основных законов словообразования, произношения, ударения и порядка слов в предложении. Поэтому целенаправленная организация практической речевой деятельности учащихся с учетом содержания изучаемого материала, индивидуальных особенностей школьников и уровня их подготовки, а также степени технической оснащенности урока - направлена на формирование потребности учащихся говорить на русском языке [12].

По мнению С.Т. Хитахуновой  возникновения и развития речи человека является потребность высказывания. Методическим условием развития речи учащихся надо считать создание ситуаций, выступающих у школьников желание, высказываться устно или письменно [13].

Второе условие любого речевого высказывания - не наличие  содержания материала, т.е. того, с чем можно сказать. Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание.

Четкость, логичность речи зависит от того, насколько подготовлен  материал. Следовательно, методическим условием развития речи учащихся является подготовка материала для речевых упражнений (рассказов, сочинений), забота о том, чтобы детей была по-настоящему содержательной.

Язык усваивается ребенком в общении, в процессе речевой  деятельности. Но этого недостаточно стихийно усвоенная речь нередко  бывает примитивна и неправильна. Есть ряд аспектов овладения речью, которые находятся в ведении школы [14].

Это, во-первых, усвоение литературной языковой нормы. Школа  учит детей отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов, учит литературному языку в его  художественном, научном и разговорном вариантах. Иными словами, школьнику нужно усвоить тысячи новых слов, новых значений известных ему слов, словосочетаний; множество таких грамматических форм и конструкций, которые он в своей дошкольной речевой практике совсем не употреблял, и, кроме того, он должен знать уместность употребления тех или иных средств языка в определенных ситуациях, а также ему необходимо усвоить орфоэпические нормы и нормы в употреблении слов, оборотов речи, грамматических средств.

Во-вторых, это усвоение навыков чтения и письма - важнейших речевых навыков, необходимых каждому члену современного общества. Вместе с умением читать дети овладевают особенностями письменной речи ее стилями и жанрами.

В-третьих, задача школы  – совершенствование культуры речи учащихся, доведение ее до такого минимального уровня, ниже которого не должен остаться ни один школьник.

Для решения указанных  задач нужна планомерная работа учителя и учащихся с определенной дозировкой материала, с последовательным планированием как общей «большой» перспективной цели, которая обобщенно может быть определена как «хорошая речь», так и частных, «малых» целей каждого упражнения по развитию речи [15].

Определим критерии формирования культуры речи младших школьников:

Первое требование – требование содержательности речи. Говорить или писать можно лишь о том, что сам хорошо знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда в нем будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания [16].

Речь считается содержательной, если она имеет внутренний смысл. Не случайно уже в древнерусском  языке одно из значений слова смысл  было «разум, рассудок, ум». В таком  значении оно оставалось известным и в XIX веке. Вспомним строчки из «Руслана и Людмилы» А.С. Пушкина: «Руслан томился молчаливо, И смысл и память потерял». Таким образом, содержательность речи зависит от степени умственного развития говорящих, от их интеллекта. Это подтверждает и пословица «Красно поле пшеном, а беседа умом».

Отсюда предупреждение, определяющее отношение к слову, речи, языку: «Когда говоришь – думай», «Слово не зря молвится», «Не бросай слов на ветер», «Не следует слова тратить попусту», «Коня на вожжах не удержишь, а слова с языка не воротишь». И в этих пословицах озабоченность о содержательной стороне речи: обдумай то, что хочешь сказать; слова подбирай соответственно смыслу.

Сколько юмора, иронии заключает  в себе пословица «Из пустого  в порожнее переливать». Пустое дело подобно пустому разговору. И от того и от другого никакой пользы. «Наговорили, что наварили, а глянь – ан нет ничего», «Во многословии не без пустословия», «Говорит день до вечера, а послушать нечего», «Много наговорено, да мало сказано». Как видим, пословицы порицают бессодержательные речи, разговоры, ничего не дающие ни уму, ни сердцу.

Чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание, важно, работая  над текстом, осмыслить:

– какие положения  будут развиты;

– что нового вносится в решение вопроса;

– что остается спорным  и требует дальнейших размышлений;

– насколько высказываемые  мысли аргументированы;

– какова авторская позиция.

Второе требование –  требование логичности последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем школьник говорит и пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание [17].

Эти первые два требования касаются содержания и структуры  речи, последующие требования относятся  к речевому оформлению устных сообщений  и письменных сочинений.

Под точностью речи понимают умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства – такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету.

Точность речи чаще всего  связывают с точностью словоупотребления. Точность словоупотребления зависит  от того, насколько говорящий знает  предмет речи, насколько он эрудирован, умеет ли логически мыслить, знает  ли законы русского языка, его правила.

Таким образом, точность речи определяется:

– знанием предмета;

– логикой мышления;

– умением выбирать нужные слова.

Нарушение логической последовательности, отсутствие логики в изложении приводит к неточности речи.

Рассмотрим, в каких  случаях нарушается точность речи в результате недостаточного знания особенностей языка. Наиболее типичны из них:

– употребление слов в  несвойственном им значении;

– не устраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность;

– смешение паронимов, омонимов.

Каждое знаменательное слово выполняет номинативную функцию, то есть называет предмет или его качество, действие, состояние. Это обязывает говорящих обращать внимание на значение слов, правильно их использовать. Небрежное отношение к языку может привести к непониманию, неверным действиям, выводам, к нарушению речевой этики, а иногда даже к ссоре.

Например, в русском  языке есть глаголы: выходить, сходить, слезать, вылезать, спускаться. Какое  действие называет каждый из них? Чем  они отличаются по значению? Как  правильно спросить:

– (на катере) Вы на следующей  пристани ...?

– (на электричке) Вы на следующей  станции ...?

– (в автобусе, троллейбусе, трамвае) Вы на следующей остановке ...?

Когда пароход, катер, причаливает  к пристани, то кладут сходни и по ним пассажиры сходят. Когда едешь на поезде, электричке, то приходится сходить по ступенькам. Поэтому и в том и другом случае принято говорить: «я схожу, вы сходите». В автобусе, троллейбусе, трамвае есть вход (задняя дверь) и выход (передняя дверь), поэтому едущие в городском транспорте входят и выходят. Однако допустим и вопрос: «Вы сходите на следующей остановке?», поскольку и в данном случае приходится сходить по ступенькам.

Снижает точность речи незнание о существовании в языке паронимов  и омонимов, неумение нейтрализовать эти явления в речи [18].

Речь только тогда  воздействует на читателя и слушателя  с нужной силой, когда она выразительна. Выразительность речи – это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа.

Наш речевой опыт не оставляет возможности  сомневаться в том, что структура  речи, ее свойства и особенности  могут будить мысли и чувства  людей, могут поддерживать обостренное  внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному. Вот эти особенности речевой структуры и дают основание называть ее выразительной.

Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и  интерес у слушателя или читателя; соответственно речь, обладающая этими особенностями, и будет называться выразительной. Типология выразительности пока, к сожалению, отсутствует. Пока можно высказать лишь некоторые соображения, достаточно осторожные, о ее основаниях.

Одно из оснований – ситуация общения. Выразительность речи педагога, очевидно, не совпадает с выразительностью речи политического оратора.

Второе основание, более четкое, – структурные области языка: может быть выразительность произносительная, выразительность акцентологическая, лексическая и словообразовательная. По-видимому, справедливо следующее общее соображение: выразительно в речи все то, что выделяется семантически или формально на общем привычном речевом фоне.

Прежде чем перейти к выразительности  художественной речи, необходимо отметить основные условия, от которых зависит выразительность речи человека.

Первое условие – самостоятельность  мышления, деятельности сознания автора речи. Если думаешь только по шпаргалке, а чувствуешь по шаблону и стандарту, не удивляйся тому, что шпаргалочное мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться робким росткам выразительности.

Информация о работе Формирование культуры речи младшего школьника