Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:02, курсовая работа
Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, целесообразно уделять внимание формированию культуры речи в младшем школьном возрасте. Это является одной из важнейших задач учителя начальных классов. В настоящее время дети допускают большое количество ошибок в произношении слов, словообразовании, словоизменении, употреблении слов, постановке ударения.
Введение……………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы формирования культуры речи младшего школьника на уроках русского языка…………………………………………..6
1.1 Цели и задачи формирования культуры речи учащихся начальной ступени обучения……………………………………………………………………………...6
1.2 Критерии сформированности культуры речи младших школьников……….11
2 Методические аспекты формирования культуры речи младшего школьника на уроках русского языка…………………………………….……23
2.1 Анализ программных требований к формированию культуры речи на уроках русского языка………………………………………………………………………23
2.2 Методика написания изложений на уроках русского языка в начальной школе………………………………………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы…………………………………………...34
Приложение. Изложения для начальной школы………………………………...37
г) орфографической подготовки. Обратите внимание на отсутствие в качестве обязательного структурного элемента урока такого этапа, как устный пересказ текста учениками. Признано, что он снижает степень самостоятельности работы, сковывает мысль ребенка, уменьшает значимость всей подготовительной беседы. Совершенствование детской речи при написании изложений должно происходить не в ходе бессознательного подражания образцу, а за счет осознания структуры текста, использованных в нем языковых средств и последующего осмысленного воспроизведения.
При проведении различных видов изложений нужно четко определить:
· назначение каждого из них, особенности решаемых задач;
· специфику в организации работы.
В школе необходима планомерная работа, система совершенствования речи детей. Учеников надо привлечь самих к исправлению допущенных ошибок, научить их предупреждать ошибки. Для этого ученик должен знать: 1) содержание проверки; 2) последовательность тех операций, которые будет совершать; 3) способы исправления обнаруженных недостатков.
После написания сочинения
(изложения) ученику рекомендуется
осуществить несколько
б) проанализировать использованные языковые средства (верны ли конструкции предложений, правильно ли употребляются сочетания слов, нет ли назойливых повторений, достаточно ли точно выражены мысли);
в) проверить с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности.
Приемы правки могут
быть такими: заключить лишнее в
квадратные скобки, при необходимости
дополнить текст – в
Общими требованиями к организации анализа детских работ на уроке являются: 1) разбор написанных сочинений (изложений) должен быть обучающим;
2) анализу следует
подвергать как содержание
3) обсуждать необходимо не только недостатки работ, но и их достоинства.
Ошибки и недочеты в речи учащихся, в частности, в сочинениях и изложениях учитываются и изучаются, методисты разрабатывают различные классификации ошибок и недочетов для того, чтобы правильно спланировать работу по развитию речи учащихся.
Одни классификации в основе имеют деление ошибок на группы, соответствующие уровням языковой системы: ошибки лексические, морфологические, синтаксические. С точки зрения современной лингвистики, различающей в языке структуру и ее функционирование, все ошибки и недочеты делят на две основные группы: грамматические и речевые. Слово, словосочетание и предложение "живет" (функционирует, употребляется) только в речи. С этой точки зрения различают ошибки и недочеты. Ошибка – это нарушение правильности речи, норм литературного языка (так написать нельзя, это неправильно). Недочет мы рассматриваем с точки зрения того, что «хуже или лучше» сказано или написано.
Заключение
В нашем исследовании мы рассмотрели современные подходы к изучению проблемы культуры речи младшего школьника. Проблема формирования культуры речи в современном обществе актуальна и имеет первостепенное значение. Большинство ученых (языковедов, философов, психологов, социологов, педагогов) озабочено снижением общего уровня речевой культуры. В школе необходимо вести планомерную работу по формированию культуры речи школьников.
Развитие речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию культуры речи на уроках русского языка в начальной школе.
Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие - вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития младшего школьника.
Речь ребенка будет считаться культурной, если она отвечает нормам языка и в ней проявляются основные качества речи: содержательность, логичность, точность, выразительность, чистота, правильность, богатство и разнообразие.
В процессе исследования нами был осуществлен анализ программных требований к развитию речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе и выделены критерии сформированности культуры речи младшего школьника.
Список использованной литературы
1 Послание Президента
Республики Казахстан Н.А. Наза
2 Государственные
3 Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – 3-еизд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 383 с.
4 Васильева А.Н. Основы культуры речи. - М., 1990. – 280 с.
5 Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. - Ростов-на-Дону, 1995. – 576 с.
6 Головин Б.Н. Основы культуры речи. - М., 1988. – 150 с.
7 Запорожец И.В. Культура речи // Начальная школа. – 2003. - №5. -С. 38-39.
8 Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989. – 340 с.
9 Бобровская Г.В. Активизация словаря младшего школьника // Начальная школа. – 2003. - № 4. - С.47-51.
10 Методика развития
речи на уроках русского языка:
11 Бронникова Ю.О. Формирование культуры речи младших школьников // Начальная школа. – 2003. - №10. - С.41-44.
12 Капинос В.И. Работа по развитию речи учащихся в свете теории речевой деятельности // Русский язык в школе. – 1978. – №4. – С.58-66.
13 Методика обучения
грамоте: Учебно-методическое
14 Львов М.Р. Словарь – справочник по методике преподавания русского языка. – М.: Академия, 1999. – 289 с.
15 Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр Академия, 2000. - 464 с.
16 Методика развития
речи на уроках русского языка:
17 Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. – 248 с.
18 Васильева А.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. – М.: Русский язык, 1990. – 320 с.
19 Головин Б.Н. Как говорить правильно.– М.: Академия, 1989. – 120 с.
20 Головин Б.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. – М.: Русский язык, 1991. – 350 с.
21 Синицын В.А. Современные
подходы к развитию речи
22 Лазуткина Е.М. Этика речевого общения и этикетные формулы речи // Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяевой. - М.: Русский язык, 1998. - 180 с.
23 Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. - 320с.
24 Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред.Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 1984. – 223 с.
25 Учебная программа «Русский язык» для 2-4 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2010. – 25 с.
26 Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение, 1985. – 176с.
27 Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. – М.: Просвещение, 1984. – 184с.
28 Львова М.Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям // Начальная школа. – 1984. – № 3. – С. 32 – 35.
29 Карманова Т.Б. Опыт работы над выборочным изложением // Начальная школа. – 1997. – № 1. – С. 29 – 31.
Приложение.
Изложения для начальной школы
Изложение № 1
1. Речевая разминка
1) Отредактируй текст. Убери ненужные повторы.
На улице дул сильный ветер. А я должен был идти в магазин. Я вышел из подъезда без шапки. Но дул сильный ветер, и мне пришлось вернуться за шапкой.
2) Построй предложения так, чтобы было понятно, к какому слову относится местоимение. Замени, где нужно, множественное число единственным и наоборот.
3) Перестрой предложения
или разбей одно предложение
на несколько так, чтобы между
ними появилась логическая
4) Отредактируй предложения, употребив глаголы в нужной форме.
5) Подбери более уместное слово.
Витя возвращался
из школы. Он проходил мимо
палатки. Мальчик пожелал
6) Отредактируй предложения. Убери ненужные слова.
7) Замени повторяющиеся и
В вазе лежат конфеты. Конфеты сделаны из шоколада. Оля и Рома берут конфеты из вазы. Оля и Рома любят конфеты. Оля и Рома вообще любят сладкое.
2. Прослушивание текста.
Велосипедная прогулка
Стояло теплое лето. Дима жил на даче. Он часто катался на велосипеде. Однажды мальчик со своим другом Максимом поехали на далекое озеро. До него было километров десять. Мальчики выехали из поселка и покатили по проселочной дороге через широкое поле. За полем начинался лес. Велосипедисты ехали по извилистой тропке среди елок и сосен. Иногда им встречались лиственные деревья. Но вот лес закончился. Дима и Максим проехали через большую деревню и скоро спустились к озеру. Мальчики выкупались и поспешили обратно.
3. Вопросы по тексту.
4. Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.
5. Орфографическая подготовка
1) Подбери
проверочные слова. Вставь
Ст…яло - , тепл..е - , к..тался - , д..лекое - , оз..ро - , дес…ть - , ш…рок..е - , нач…нался - , тро..ке - , ср..ди - , встр…чались - , б…льшую - , д..ревню- , посп…шили -
Информация о работе Формирование культуры речи младшего школьника