Формирование культуры речи младшего школьника

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, целесообразно уделять внимание формированию культуры речи в младшем школьном возрасте. Это является одной из важнейших задач учителя начальных классов. В настоящее время дети допускают большое количество ошибок в произношении слов, словообразовании, словоизменении, употреблении слов, постановке ударения.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
1 Теоретические основы формирования культуры речи младшего школьника на уроках русского языка…………………………………………..6
1.1 Цели и задачи формирования культуры речи учащихся начальной ступени обучения……………………………………………………………………………...6
1.2 Критерии сформированности культуры речи младших школьников……….11
2 Методические аспекты формирования культуры речи младшего школьника на уроках русского языка…………………………………….……23
2.1 Анализ программных требований к формированию культуры речи на уроках русского языка………………………………………………………………………23
2.2 Методика написания изложений на уроках русского языка в начальной школе………………………………………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы…………………………………………...34
Приложение. Изложения для начальной школы………………………………...37

Файлы: 1 файл

курсовая работа по культуре речи.doc

— 211.00 Кб (Скачать)

г) орфографической подготовки. Обратите внимание на отсутствие в качестве обязательного структурного элемента урока такого этапа, как устный пересказ текста учениками. Признано, что он снижает степень самостоятельности работы, сковывает мысль ребенка, уменьшает значимость всей подготовительной беседы. Совершенствование детской речи при написании изложений должно происходить не в ходе бессознательного подражания образцу, а за счет осознания структуры текста, использованных в нем языковых средств и последующего осмысленного воспроизведения.

При проведении различных  видов изложений нужно четко  определить:

· назначение каждого из них, особенности решаемых задач;

· специфику в организации работы.

В школе необходима планомерная работа, система совершенствования речи детей. Учеников надо привлечь самих к исправлению допущенных ошибок, научить их предупреждать ошибки. Для этого ученик должен знать: 1) содержание проверки; 2) последовательность тех операций, которые будет совершать; 3) способы исправления обнаруженных недостатков.

После написания сочинения (изложения) ученику рекомендуется  осуществить несколько прочтений  с разными целевыми установками: а) вдуматься в содержание (нет  ли чего-то лишнего, не пропущено ли что-то важное, последовательно ли изложены мысли, все ли предложения связаны между собой по смыслу);

б) проанализировать использованные языковые средства (верны ли конструкции  предложений, правильно ли употребляются  сочетания слов, нет ли назойливых повторений, достаточно ли точно выражены мысли);

в) проверить с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности.

Приемы правки могут  быть такими: заключить лишнее в  квадратные скобки, при необходимости  дополнить текст – в соответствующем  месте поставить значок “V”, потом  повторить его после всей работы и написать недостающее; при нарушении последовательности фрагментов текста воспользоваться для ее восстановления цифрами; при желании одно слово заменить другим – зачеркнуть ненужное, надписав над ним более точное слово. При замене целого предложения (его перестройке) или зачеркнуть и надписать, или поместить исправленное предложение после всего текста, пометив условным значком, например, “+” то, которое заменяется. Важное условие правки – аккуратность.

Общими требованиями к организации анализа детских  работ на уроке являются: 1) разбор написанных сочинений (изложений) должен быть обучающим;

2) анализу следует  подвергать как содержание высказываний, так и использованные языковые  средства;

3) обсуждать необходимо  не только недостатки работ,  но и их достоинства.

Ошибки и недочеты в речи учащихся, в частности, в сочинениях и изложениях учитываются и изучаются, методисты разрабатывают различные классификации ошибок и недочетов для того, чтобы правильно спланировать работу по развитию речи учащихся.

Одни классификации  в основе имеют деление ошибок на группы, соответствующие уровням языковой системы: ошибки лексические, морфологические, синтаксические. С точки зрения современной лингвистики, различающей в языке структуру и ее функционирование, все ошибки и недочеты делят на две основные группы: грамматические и речевые. Слово, словосочетание и предложение "живет" (функционирует, употребляется) только в речи. С этой точки зрения различают ошибки и недочеты. Ошибка – это нарушение правильности речи, норм литературного языка (так написать нельзя, это неправильно). Недочет мы рассматриваем с точки зрения того, что «хуже или лучше» сказано или написано.

 

 

 

 

 

 

Заключение  

 

В нашем исследовании мы рассмотрели современные подходы к изучению проблемы культуры речи младшего школьника. Проблема формирования культуры речи в современном обществе актуальна и имеет первостепенное значение. Большинство ученых (языковедов, философов, психологов, социологов, педагогов) озабочено снижением общего уровня речевой культуры. В школе необходимо вести планомерную работу по формированию культуры речи школьников.

Развитие  речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей  системе работы по развитию культуры речи на уроках русского языка в начальной школе.

Речь - это  важнейшая творческая психическая  функция человека, область проявления присущей всем людям способности  к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с  другими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие - вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития младшего школьника.

Речь ребенка будет считаться культурной, если она отвечает нормам языка и в ней проявляются основные качества речи: содержательность, логичность, точность, выразительность, чистота, правильность, богатство и разнообразие.

В процессе исследования нами был осуществлен анализ программных требований к развитию речи учащихся на уроках русского языка в начальной школе и выделены критерии сформированности культуры речи младшего школьника.

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1 Послание Президента  Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее вместе». - 28 января 2011 г. // www.educontrol.kz.

2 Государственные общеобразовательные  стандарты среднего общего Образования  республики Казахстан. - Алматы, 2003. – 23 с.

3 Русский язык в  начальных классах: Теория и практика обучения / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – 3-еизд. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 383 с.

4 Васильева А.Н. Основы  культуры речи. - М., 1990. – 280 с.

5 Введенская Л.А., Павлова  Л.Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. - Ростов-на-Дону, 1995. – 576 с.

6 Головин Б.Н. Основы  культуры речи. - М., 1988. – 150 с.

7 Запорожец И.В. Культура  речи // Начальная школа. – 2003. - №5. -С. 38-39.

8 Формановская Н. И. Речевой этикет и культура общения. - М., 1989. – 340 с.

9 Бобровская Г.В. Активизация  словаря младшего школьника // Начальная школа. – 2003. - № 4. - С.47-51.

10 Методика развития  речи на уроках русского языка:  Кн. для учителя / Н.Е. Богусловская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и  др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1991. – 240 с.

11 Бронникова Ю.О. Формирование  культуры речи младших школьников // Начальная школа. – 2003. - №10. - С.41-44.

12 Капинос В.И. Работа по развитию речи учащихся в свете теории речевой деятельности // Русский язык в школе. – 1978. – №4. – С.58-66.

13 Методика обучения  грамоте: Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений (по специальности «Учитель начальных классов») / Сост. Сальникова Т.П. – М.: ТЦ «Сфера», 2000. – 355 с.

14 Львов М.Р. Словарь – справочник по методике преподавания русского языка. – М.: Академия, 1999. – 289 с.

15 Львов М.Р. Методика  преподавания русского языка  в начальных классах: Учеб. пособие  для студ. высш. пед. учеб. заведений  / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В.  Сосновская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский  центр Академия, 2000. - 464 с.

16 Методика развития  речи на уроках русского языка:  Кн. для учителя / Н.Е. Богусловская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и  др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1991. – 240 с.

17 Львов М.Р. Основы  теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2000. – 248 с.

18 Васильева А.Н. Основы  культуры речи: учебное пособие.  – М.: Русский язык, 1990. – 320 с.

19 Головин Б.Н. Как  говорить правильно.– М.: Академия, 1989. – 120 с.

20 Головин Б.Н. Основы культуры речи: учебное пособие. – М.: Русский язык, 1991. – 350 с.

21 Синицын В.А. Современные  подходы к развитию речи младших  школьников // Начальная школа. –  2003. - № 2. – С.10.

22 Лазуткина Е.М. Этика  речевого общения и этикетные  формулы речи // Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной и Е.Н. Ширяевой. - М.: Русский язык, 1998. - 180 с.

23 Сальникова Т.П. Методика  преподавания грамматики, правописания  и развития речи. Учебно-методическое  пособие для преподавателей и  студентов педагогических учебных заведений. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. - 320с.

24 Развитие речи детей  дошкольного возраста / Под ред.Ф.А.  Сохина. - М.: Просвещение, 1984. – 223 с.

25 Учебная программа «Русский язык» для 2-4 классов общеобразовательной школы. – Астана, 2010. – 25 с.

26 Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение, 1985. – 176с.

27 Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. – М.: Просвещение, 1984. – 184с.

28 Львова М.Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям // Начальная школа. – 1984. – № 3. – С. 32 – 35.

29 Карманова Т.Б. Опыт работы над выборочным изложением // Начальная школа. – 1997. – № 1. – С. 29 – 31.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение.

Изложения для  начальной школы

Изложение № 1

1. Речевая разминка

1) Отредактируй текст.  Убери ненужные повторы.

На улице  дул сильный ветер. А я должен был идти в магазин. Я вышел из подъезда без шапки. Но дул сильный ветер, и мне пришлось вернуться за шапкой.

2) Построй предложения так, чтобы было понятно, к какому слову относится местоимение. Замени, где нужно, множественное число единственным и наоборот.

  • Ветер повалил березу. Дерево упало на тропинку. Она мешала пройти.
  • Мальчик завел щенка. Он любил побегать.
  • Луна поднялась над горизонтом. Мы любовались ночным светилом. Она ярко сияла.

 

3) Перестрой предложения  или разбей одно предложение  на несколько так, чтобы между  ними появилась логическая связь.

  • У меня есть собака Шарик, а у моего соседа Вити - спортивный велосипед
  • Люда любит слушать современную музыку, а Кирилл - громкую музыку.
  • Летом мы поехали на юг, а днем купались в море.

4) Отредактируй предложения,  употребив глаголы в нужной  форме.

  • Ребята натянут сетку и играют в волейбол.
  • Дети лепят из пластилина и показали свои поделки родителям.
  • Миша пишет диктант и сдал тетрадку учителю.

5) Подбери более уместное  слово.

    Витя возвращался  из школы. Он проходил мимо  палатки. Мальчик пожелал купить  мороженое.

6) Отредактируй предложения.  Убери ненужные слова.

  • Ежик он сопел и топотал в кустах.
  • Мальчикам им захотелось мороженого.
  • На стуле на нем повесили рубашку.

7) Замени повторяющиеся и однокоренные  слова синонимами.


В вазе лежат  конфеты. Конфеты сделаны из шоколада. Оля и Рома берут конфеты из вазы. Оля и Рома любят конфеты. Оля и Рома вообще любят сладкое.

2. Прослушивание  текста.

Велосипедная  прогулка

Стояло теплое лето. Дима жил на даче. Он часто катался на велосипеде. Однажды мальчик со своим другом Максимом поехали на далекое озеро. До него было километров десять. Мальчики выехали из поселка и покатили по проселочной дороге через широкое поле. За полем начинался лес. Велосипедисты ехали по извилистой тропке среди елок и сосен. Иногда им встречались лиственные деревья. Но вот лес закончился. Дима и Максим проехали через большую деревню и скоро спустились к озеру. Мальчики выкупались и поспешили обратно.

3. Вопросы по тексту.

  1. Как еще можно озаглавить этот рассказ?
  2. Близко ли от дачи было озеро?
  3. Как велосипедисты добрались до поля?
  4. Какие деревья они видели в лесу?
  5. Где пролегала дорога мальчиков после леса?
  6. Зачем ребята ездили на озеро?

4. Прочитай  текст. Перескажи. Раздели его  на абзацы. Озаглавь каждый абзац.  Составь план.

5. Орфографическая  подготовка

1) Подбери  проверочные слова. Вставь буквы.

Ст…яло -  , тепл..е -  , к..тался -  , д..лекое -  , оз..ро - , дес…ть -  , ш…рок..е - , нач…нался -  , тро..ке  - , ср..ди - , встр…чались -  , б…льшую -  , д..ревню-  , посп…шили -

Информация о работе Формирование культуры речи младшего школьника