Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:07, дипломная работа
Объект исследования – личность подростка.
Предмет исследования - процесс формирования культуры здоровья младших подростков.
Цель исследования – разработать научное обоснование процесса формирования основ культуры здоровья младших подростков.
Введение..………………………..…………………………...…………….3
Глава 1 Теоретические основы формирования культуры здоровья младших подростков
1.1. Сущность понятия «культура здоровья»………………………………………7
1.2. Особенности формирования культуры здоровья младших подростков….............................................................................................................26
Выводы по главе I……………………………………………………………………
Глава 2 Процесс формирования культуры здоровья младших подростков
2.1. Диагностика сформированности культуры здоровья младших подростков……………………………………………………………………..……
2.2. Формы и методы формирования культуры здоровья в младшем подростковом возрасте…………………………………………………………….
Выводы по главе II……………………………..…………………………………….
Список литературы……………
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный педагогический университет»
Институт дошкольного, начального образования и специальной педагогики
Кафедра
педагогики и психологии начального образования
Формирование культуры здоровья младших подростков
Выпускная
квалификационная работа
«Допущен
к защите»
Протокол № ____ от ___________ Мазур М. С.
Заведующий
кафедрой:
Николаева М. В. док. пед. наук, ______________________________
проф.
______________________________
Волгоград
2009
Содержание
Введение..………………………..………………………
Глава 1 Теоретические основы формирования культуры здоровья младших подростков
1.1. Сущность понятия «культура здоровья»………………………………………7
1.2. Особенности
формирования культуры здоровья младших
подростков…...................
Выводы по главе I……………………………………………………………………
Глава 2 Процесс формирования культуры здоровья младших подростков
2.1. Диагностика
сформированности культуры здоровья младших
подростков……………………………………………………
2.2. Формы и методы
формирования культуры здоровья в младшем
подростковом возрасте…………………………………………………………
Выводы по главе II……………………………..…………………………………….
Список литературы…………………………………
Приложения…………………..……………………………
Введение.
Современному обществу нужны люди, обладающие ответственностью за судьбу Родины, ее социально-экономическое процветание. Важнейшим фактором развития нашей страны является состояние здоровья подрастающего поколения. Сегодня задача образовательных учреждений состоит не только в том, чтобы дать знания по определенным учебным предметам, но и подготовить своих выпускников для вхождения в сложные, зачастую неблагоприятные жизненные ситуации. Дать знания, умения, навыки, при необходимости обеспечивающие способность личности противостоять неблагоприятным факторам, разрушающим здоровье. В связи с этим особое значение приобретает формирование личностных установок, разумного отношения к своему организму, к здоровью как социальной и нравственной ценности, обеспечивающей деятельность человека в общественной и личностной сферах.
Проведенное нами исследование состояния культуры здоровья младших подростков показало, что % имеют низкий уровень развития данного личностного качества, % - средний, а % - высокий. Учащиеся имеют слабое представление о здоровье и здоровом образе жизни, недостаточно сформированы навыки ЗОЖ.
Несмотря на усилия медиков, психологов, социологов, педагогов и других специалистов, здоровье подрастающего поколения катастрофически ухудшается. Анализ медицинской статистики за последние годы, программ и концепций, посвященных вопросам сохранения человеческого потенциала в настоящее время и в будущем (программа ЮНЕСКО, программа российской академии наук), свидетельствуют о том, что планетарная проблема, острота которой ощущается во всех государствах мира.
В последние годы наметилась негативная тенденция снижения уровня здоровья детей и подростков. Большинство детей имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, у школьников отмечается отчетливое снижение роста, функциональных показателей телосложения и их гармонизации. Во многих случаях функциональные отклонения состояния предболезни у девушек и юношей переходят в хронические заболевания. Ежегодно увеличивается количество детей с ограниченными резервами здоровья и дисгармоничным физическим развитием. По данным Министерства образования Российской Федерации к практически здоровым можно отнести 10% школьников, а 87% учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 – 70% учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30% - хронические заболевания, 60% - нарушенную осанку. Следует отметить, что в общих тенденциях роста заболеваемости особое место принадлежит подростковому возрасту.
Отсутствие культуры здоровья (И. Ю. Глинянова, Л. Г. Татарникова, Л. М. Аллакаева), стремления к здоровому образу жизни, осознания значимости здоровья для дальнейшей жизни субъекта обусловливают тенденцию снижения здоровья учащихся (Л. И. Алешина).
Вопросы развития философских, педагогических, медицинских идей о ценности здоровья и путях его сохранения освещались в работах И. И. Брехмана, 1990; Ш. А. Амонашвили, 1990; В. П. Петленко, 1997; И. Ю. Глиняновой, 1995; Л.Г. Татарниковой, 1997; Н. Н. Куинджи, 2000.
Вопросы валеологического сопровождения образовательного процесса изучались Е. Е. Луниной, 1997; Л. А. Коротаевой, 1997; Л. В. Дыхан, 2000.
Накоплены научные данные о сущности культуры здоровья (Г. К. Зайцев, 2002; Л. Г. Татарникова, 1999; С. В. Васильев, 1999), ее содержании и структуре (И. Ю. Глинянова, 1995; Э. Н. Вайнер, 2001; Л. И. Баянова, 2002; Е. В. Ишухина, 2004), об определении принципов и условий формирования культуры здоровья педагога (С. Ю. Лебедченко, 2000; Е. Г. Диканова, 2004).
В образовательном процессе сегодня можно обозначить существующие противоречия между психическими, физиологическими особенностями и возможностями учащихся и возрастанием нагрузок в процессе обучения, а также необходимостью сохранять здоровье детей и отсутствием условий, необходимых для формирования культуры здоровья учащихся в образовательных учреждениях. Увеличение объема информации приводит к нарушению психосоматического состояния подрастающего поколения.
С учетом состояния практики, потребностей научного знания в изучении культуры здоровья, проблема исследования была определена следующим образом: каковы сущностные характеристики, а также необходимые и эффективные средства формирования основ культуры здоровья младших подростков?
То обстоятельство, что данная проблема не выделялась в качестве предмета специального исследования, определило выбор темы исследования – «Формирование культуры здоровья младших подростков».
Объект исследования – личность подростка.
Предмет исследования - процесс формирования культуры здоровья младших подростков.
Цель исследования – разработать научное обоснование процесса формирования основ культуры здоровья младших подростков.
В нашем исследовании мы исходили из гипотезы о том, что процесс формирования культуры здоровья младших подростков будет осуществляться более успешно, по сравнению с массовым опытом, если:
Задачи исследования:
База исследования –
Методы
Научная новизна
Глава I Теоретические основы формирования культуры здоровья младших подростков.
Т
е
р
м
и
н
«
к
у
л
ь
т
у
р
а
»
с
у
щ
е
с
т
в
у
е
т
с
а
н
т
и
ч
н
ы
х
в
р
е
м
е
н
и
о
н
м
н
о
г
о
з
н
а
ч
е
н
.
М
н
о
г
о
о
б
р
а
з
и
е
о
б
ы
д
е
н
н
о
г
о
с
л
о
в
о
у
п
о
т
р
е
б
л
е
н
и
я
п
е
р
е
к
л
и
к
а
е
т
с
я
с
м
н
о
ж
е
с
т
в
е
н
н
о
с
т
ь
ю
н
а
у
ч
н
ы
х
о
п
р
е
д
е
л
е
н
и
й
и
с
в
и
д
е
т
е
л
ь
с
т
в
у
е
т
о
м
н
о
г
о
о
б
р
а
з
и
и
с
а
м
о
г
о
ф
е
н
о
м
е
н
а
к
у
л
ь
т
у
р
ы.
П
е
р
в
о
е
з
н
а
ч
е
н
и
е
д
а
н
н
о
г
о
т
е
р
м
и
н
а
«
к
у
л
ь
т
у
р
а
»
(
л
а
т. cultura) -
э
т
о
п
е
р
в
о
н
а
ч
а
л
ь
н
о
о
б
р
а
б
о
т
к
а
и
у
х
о
д
з
а
з
е
м
л
е
й (
л
а
т
. agricultu
ra),
с
т
е
м
ч
т
о
б
ы
с
д
е
л
а
т
ь
е
е
п
р
и
г
о
д
н
о
й
д
л
я
у
д
о
в
л
е
т
в
о
р
е
н
и
я
ч
е
л
о
в
е
ч
е
с
к
и
х
п
о
т
р
е
б
н
о
с
т
е
й,
ч
т
о
б
ы
о
н
а
м
о
г
л
а
с
л
у
ж
и
т
ь
ч
е
л
о
в
е
к
у
[46
]
.
Н
а
и
б
о
л
е
е
п
р
и
в
ы
ч
н
о
е
д
л
я
н
а
с
з
н
а
ч
е
н
и
е
«
к
у
л
ь
т
у
р
ы
»
к
а
к
в
о
с
п
и
т
а
н
и
е
и
о
б
р
а
з
о
в
а
н
и
е
.
К
у
л
ь
т
у
р
н
ы
й
ч
е
л
о
в
е
к
в
с
е
м
о
б
я
з
а
н
о
б
р
а
з
о
в
а
н
и
ю
и
в
о
с
п
и
т
а
н
и
ю.
О
в
л
а
д
е
н
и
е
к
у
л
ь
т
у
р
о
й
п
р
е
д
п
о
л
а
г
а
е
т
о
с
в
о
е
н
и
е
у
м
е
н
и
я
м
и
и
з
н
а
н
и
я
м
и,
н
е
о
б
х
о
д
и
м
ы
м
и
д
л
я
т
р
у
д
а
ч
е
л
о
в
е
к
а,
о
б
щ
е
н
и
я
и
п
о
з
н
а
н
и
я
–
г
л
а
в
н
ы
х
с
о
с
т
а
в
л
я
ю
щ
и
х
ж
и
з
н
е
д
е
я
т
е
л
ь
н
о
с
т
и
л
ю
б
о
г
о
о
б
щ
е
с
т
в
а.
К
у
л
ь
т
у
р
а
в
с
е
г
д
а
о
б
р
а
щ
е
н
а
к
ч
е
л
о
в
е
к
у,
о
Информация о работе Формирование культуры здоровья младших подростков