Формирование культуры здоровья младших подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 13:07, дипломная работа

Краткое описание

Объект исследования – личность подростка.
Предмет исследования - процесс формирования культуры здоровья младших подростков.
Цель исследования – разработать научное обоснование процесса формирования основ культуры здоровья младших подростков.

Оглавление

Введение..………………………..…………………………...…………….3
Глава 1 Теоретические основы формирования культуры здоровья младших подростков
1.1. Сущность понятия «культура здоровья»………………………………………7
1.2. Особенности формирования культуры здоровья младших подростков….............................................................................................................26
Выводы по главе I……………………………………………………………………
Глава 2 Процесс формирования культуры здоровья младших подростков
2.1. Диагностика сформированности культуры здоровья младших подростков……………………………………………………………………..……
2.2. Формы и методы формирования культуры здоровья в младшем подростковом возрасте…………………………………………………………….
Выводы по главе II……………………………..…………………………………….
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

мой диплом про формирования Здоровья 2..doc

— 142.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Волгоградский государственный педагогический университет»

Институт  дошкольного, начального образования и специальной педагогики

Кафедра педагогики и психологии начального образования 
 
 
 
 
 
 
 

Формирование  культуры здоровья младших подростков

Выпускная квалификационная работа 
 
 
 
 
 
 

«Допущен  к защите»                              Исполнитель:

Протокол  № ____ от ___________        Мазур М. С.

Заведующий  кафедрой:                         студент гр. ПД - 51

Николаева М. В. док. пед. наук,              ______________________________

проф.

______________________________      Научный руководитель:

                                                                   Руденко Е. А. канд. пед. наук, доцент

                                                                                              ____________________________________________ 
 
 
 
 

Волгоград

2009

 

Содержание

Введение..………………………..…………………………...…………….3

Глава 1 Теоретические основы формирования культуры здоровья младших подростков

1.1. Сущность понятия «культура здоровья»………………………………………7

1.2. Особенности формирования культуры здоровья младших подростков….............................................................................................................26

Выводы по главе I……………………………………………………………………

Глава 2 Процесс формирования культуры здоровья младших подростков

2.1. Диагностика сформированности культуры здоровья младших подростков……………………………………………………………………..……

2.2. Формы и методы формирования культуры здоровья в младшем подростковом возрасте…………………………………………………………….

Выводы по главе II……………………………..…………………………………….

Список литературы…………………………………………...……

Приложения…………………..……………………………………………………. 
 

 

Введение.

     Современному  обществу нужны люди, обладающие ответственностью за судьбу Родины, ее социально-экономическое  процветание. Важнейшим фактором развития нашей страны является состояние здоровья подрастающего поколения. Сегодня задача образовательных учреждений состоит не только в том, чтобы дать знания по определенным учебным предметам, но и подготовить своих выпускников для вхождения в сложные, зачастую неблагоприятные жизненные ситуации. Дать знания, умения, навыки, при необходимости обеспечивающие способность личности противостоять неблагоприятным факторам, разрушающим здоровье. В связи с этим особое значение приобретает формирование личностных установок, разумного отношения к своему организму, к здоровью как социальной и нравственной ценности, обеспечивающей деятельность человека в общественной и личностной сферах.

     Проведенное нами исследование состояния культуры здоровья младших подростков показало, что % имеют низкий уровень развития данного личностного качества, % - средний, а % - высокий. Учащиеся имеют слабое представление о здоровье и здоровом образе жизни, недостаточно сформированы навыки ЗОЖ.

     Несмотря  на усилия медиков, психологов, социологов, педагогов и других специалистов, здоровье подрастающего поколения  катастрофически ухудшается. Анализ медицинской статистики за последние годы, программ и концепций, посвященных вопросам сохранения человеческого потенциала в настоящее время и в будущем (программа ЮНЕСКО, программа российской академии наук), свидетельствуют о том, что планетарная проблема, острота которой ощущается во всех государствах мира.

     В последние годы наметилась негативная тенденция снижения уровня здоровья детей и подростков. Большинство детей имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, у школьников отмечается отчетливое снижение роста, функциональных показателей телосложения и их гармонизации. Во многих случаях функциональные отклонения состояния предболезни у девушек и юношей переходят в хронические заболевания. Ежегодно увеличивается количество детей с ограниченными резервами здоровья и дисгармоничным физическим развитием. По данным Министерства образования Российской Федерации к практически здоровым можно отнести 10% школьников, а 87% учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 – 70% учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30% - хронические заболевания, 60% - нарушенную осанку. Следует отметить, что в общих тенденциях роста заболеваемости особое место принадлежит подростковому возрасту.

     Отсутствие  культуры здоровья (И. Ю. Глинянова, Л. Г. Татарникова, Л. М. Аллакаева), стремления к здоровому образу жизни, осознания значимости здоровья для дальнейшей жизни субъекта обусловливают тенденцию снижения здоровья учащихся (Л. И. Алешина).

     Вопросы развития философских, педагогических, медицинских идей о ценности здоровья и путях его сохранения освещались в работах И. И. Брехмана, 1990; Ш. А. Амонашвили, 1990; В. П. Петленко, 1997; И. Ю. Глиняновой, 1995; Л.Г. Татарниковой, 1997; Н. Н. Куинджи, 2000.

     Вопросы валеологического сопровождения образовательного процесса изучались Е. Е. Луниной, 1997; Л. А. Коротаевой, 1997; Л. В. Дыхан, 2000.

     Накоплены научные данные о сущности культуры здоровья (Г. К. Зайцев, 2002; Л. Г. Татарникова, 1999; С. В. Васильев, 1999), ее содержании и  структуре (И. Ю. Глинянова, 1995; Э. Н. Вайнер, 2001; Л. И. Баянова, 2002; Е. В. Ишухина, 2004), об определении принципов и условий формирования культуры здоровья педагога (С. Ю. Лебедченко, 2000; Е. Г. Диканова, 2004).

     В образовательном процессе сегодня  можно обозначить существующие противоречия между психическими, физиологическими особенностями и возможностями учащихся и возрастанием нагрузок в процессе обучения, а также необходимостью сохранять здоровье детей и отсутствием условий, необходимых для формирования культуры здоровья учащихся в образовательных учреждениях. Увеличение объема информации приводит к нарушению психосоматического состояния подрастающего поколения.

     С учетом состояния практики, потребностей научного знания в изучении культуры здоровья, проблема исследования была определена следующим образом: каковы сущностные характеристики, а также необходимые и эффективные средства формирования основ культуры здоровья младших подростков?

     То  обстоятельство, что данная проблема не выделялась в качестве предмета специального исследования, определило выбор темы исследования – «Формирование культуры здоровья младших подростков».

     Объект  исследования – личность подростка.

     Предмет исследования - процесс формирования культуры здоровья младших подростков.

     Цель  исследования – разработать научное обоснование процесса формирования основ культуры здоровья младших подростков.

     В нашем исследовании мы исходили из гипотезы о том, что процесс формирования культуры здоровья младших подростков будет осуществляться более успешно, по сравнению с массовым опытом, если:

     

Задачи исследования:

      1. Уточнить представления о сущности понятия «культура здоровья».
      2. Выявить особенности формирования культуры здоровья младших подростков.
      3. Провести диагностику
      4. Апробировать

     

База исследования –

     

Методы

     

Научная новизна

 

Глава I Теоретические основы формирования культуры здоровья младших подростков.

    1. Сущность понятия «культура здоровья».

     

Т

е

р

м

и

н

 

«

к

у

л

ь

т

у

р

а

»

с

у

щ

е

с

т

в

у

е

т

с

 

а

н

т

и

ч

н

ы

х

в

р

е

м

е

н

и

 

о

н

м

н

о

г

о

з

н

а

ч

е

н

.

М

н

о

г

о

о

б

р

а

з

и

е

 

о

б

ы

д

е

н

н

о

г

о

с

л

о

в

о

у

п

о

т

р

е

б

л

е

н

и

я

 

п

е

р

е

к

л

и

к

а

е

т

с

я

 

с

 

м

н

о

ж

е

с

т

в

е

н

н

о

с

т

ь

ю

н

а

у

ч

н

ы

х

о

п

р

е

д

е

л

е

н

и

й

 

и

 

с

в

и

д

е

т

е

л

ь

с

т

в

у

е

т

 

о

 

м

н

о

г

о

о

б

р

а

з

и

и

с

а

м

о

г

о

ф

е

н

о

м

е

н

а

к

у

л

ь

т

у

р

ы.

     

П

е

р

в

о

е

 

з

н

а

ч

е

н

и

е

д

а

н

н

о

г

о

 

т

е

р

м

и

н

а

«

к

у

л

ь

т

у

р

а

»

(

л

а

т. cultura) -

э

т

о

 

п

е

р

в

о

н

а

ч

а

л

ь

н

о

 

о

б

р

а

б

о

т

к

а

 

и

 

у

х

о

д

з

а

з

е

м

л

е

й (

л

а

т

. agricultu

ra),

с

 

т

е

м

 

ч

т

о

б

ы

 

с

д

е

л

а

т

ь

 

е

е

 

п

р

и

г

о

д

н

о

й

 

д

л

я

 

у

д

о

в

л

е

т

в

о

р

е

н

и

я

ч

е

л

о

в

е

ч

е

с

к

и

х

 

п

о

т

р

е

б

н

о

с

т

е

й,

ч

т

о

б

ы

 

о

н

а

 

м

о

г

л

а

 

с

л

у

ж

и

т

ь

 

ч

е

л

о

в

е

к

у

[46

]

.

     

Н

а

и

б

о

л

е

е

 

п

р

и

в

ы

ч

н

о

е

 

д

л

я

 

н

а

с

 

з

н

а

ч

е

н

и

е

«

к

у

л

ь

т

у

р

ы

»

к

а

к

 

в

о

с

п

и

т

а

н

и

е

и

 

о

б

р

а

з

о

в

а

н

и

е

.

К

у

л

ь

т

у

р

н

ы

й

ч

е

л

о

в

е

к

 

в

с

е

м

о

б

я

з

а

н

о

б

р

а

з

о

в

а

н

и

ю

 

и

 

в

о

с

п

и

т

а

н

и

ю.

О

в

л

а

д

е

н

и

е

 

к

у

л

ь

т

у

р

о

й

 

п

р

е

д

п

о

л

а

г

а

е

т

 

о

с

в

о

е

н

и

е

 

у

м

е

н

и

я

м

и

 

и

 

з

н

а

н

и

я

м

и,

н

е

о

б

х

о

д

и

м

ы

м

и

д

л

я

 

т

р

у

д

а

 

ч

е

л

о

в

е

к

а,

о

б

щ

е

н

и

я

 

и

 

п

о

з

н

а

н

и

я

 

г

л

а

в

н

ы

х

 

с

о

с

т

а

в

л

я

ю

щ

и

х

ж

и

з

н

е

д

е

я

т

е

л

ь

н

о

с

т

и

 

л

ю

б

о

г

о

о

б

щ

е

с

т

в

а.

К

у

л

ь

т

у

р

а

в

с

е

г

д

а

о

б

р

а

щ

е

н

а

к

 

ч

е

л

о

в

е

к

у,

о

Информация о работе Формирование культуры здоровья младших подростков