Формирование корпоративной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 21:00, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ и совершенствование управления корпоративной культурой в фирме.
Задачи дипломной работы:
1. раскрыть понятие, сущность и принципы корпоративной культуры;
2. описать элементы корпоративной культуры;
3. исследовать процесс формирования и поддержания корпоративной культуры;
4. проанализировать корпоративную культуру фирмы;
5. определить пути совершенствования управления корпоративной культурой на фирме.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..7
Глава 1. Теоретические основы формирования корпоративной культуры…11
1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры…………………………...11
1.2. Этапы формирования корпоративной культуры………………………….23
1.3. Пути и принципы формирования корпоративной культуры…………….27
1.4. Методы формирования корпоративной культуры на отечественных и зарубежных предприятиях………………………………………………………30
Глава 2. Оценка корпоративной культуры в организации ООО «Премиум»..37
2.1. Общая характеристика организации ООО «Премиум»…………………..37
2.2. Анализ влияния стиля руководителя на корпоративную культуру организации ООО «Премиум»………………………………………………….41
2.3. Персонал организации и корпоративная культура…………………….…47
2.4. Оценка эффективности работы сотрудников ООО «Премиум»…………55
Глава 3. Пути формирования и улучшения системы корпоративной культуры в организации ООО «Премиум»………………………………………………..60
3.1. Формирование корпоративной культуры в организации………………...60
3.2. Проведение корпоративного тренинга……………………………..……..64
3.3. Разработка кодекса корпоративной культуры………………………….....67
3.4. Использование корпоративной культуры как способа повышения трудности сотрудников………………………………………………………….74
Заключение………………………………………………………….……………80
Библиография………………………………………………………….…………85
Приложение………………………………………………………………………90

Файлы: 1 файл

Формирование корпоративной культуры (2).doc

— 664.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление

Реферат

Введение…………………………………………………………………………..7

Глава 1. Теоретические  основы формирования корпоративной  культуры…11

1.1. Понятие и  сущность корпоративной культуры…………………………...11

1.2. Этапы формирования корпоративной культуры………………………….23

1.3. Пути и принципы формирования корпоративной культуры…………….27

1.4. Методы формирования корпоративной культуры на отечественных и зарубежных предприятиях………………………………………………………30

Глава 2. Оценка корпоративной культуры в организации ООО «Премиум»..37

2.1. Общая характеристика  организации ООО «Премиум»…………………..37

2.2. Анализ влияния  стиля руководителя на корпоративную   культуру организации ООО «Премиум»………………………………………………….41

2.3. Персонал  организации и корпоративная  культура…………………….…47

2.4. Оценка эффективности  работы сотрудников ООО «Премиум»…………55

Глава 3. Пути формирования и улучшения системы корпоративной  культуры в организации ООО «Премиум»………………………………………………..60

3.1. Формирование  корпоративной культуры в организации………………...60

3.2. Проведение корпоративного тренинга……………………………..……..64

3.3. Разработка  кодекса корпоративной культуры………………………….....67

3.4. Использование  корпоративной культуры как способа  повышения трудности сотрудников………………………………………………………….74

Заключение………………………………………………………….……………80

Библиография………………………………………………………….…………85

Приложение………………………………………………………………………90 
 
 
 
 

Введение 

     Культура  в широком смысле включает в себя предметные результаты деятельности людей (машины, сооружения, результаты познания, произведения искусства, нормы морали и права и т.д.), а также человеческие силы и способности, реализуемые в деятельности (знания, умения, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей.)

     Корпоративная культура, как составная часть культуры в целом, отражает уровень   развития предприятия, творческих сил и способностей занятых на нем сотрудников.

     Корпоративная культура включает в себя корпоративные  ценности, систему отношений, складывающихся в ходе профессиональной деятельности, поведенческие нормы, разделяемые ее сотрудниками.

     Корпоративная культура – это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих  между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды [6, с. 22].

            Основные принципы культуры корпорации [25, с. 88-89]:

  • культурная корпорация – это современная организация по всем факторам культуры (материальным и духовным);
  • это гармоничная организация, в которой отдельные элементы культуры по уровню своего развития, по направленности, по идеям, целям, задачам, способам достижения целей соответствуют друг другу;
  • это организация, живущая по закону, а не «по понятиям»;
  • это опирающаяся на современные достижения наук социально- экономическая и техническая система;
  • это организация, в которой людей воспитывают как главную ценность, а, следовательно, организуют взаимодействие между людьми и группами на психологическом уровне, поскольку самое ценное в человеке – его душа (такой взгляд на работников корпорации, или точка зрения, или нравственная позиция руководителя, или подход, может быть назван системным социально-психологическим подходом);
  • это развивающаяся организация, строящая свои отношения с субъектами внутренней и внешней среды, на основе понимая их системной сущности и уникальности и не жалеющая усилий на получение все новых и новых знаний о деловых партнерах и сотрудниках для их лучшего понимания.

     Актуальность  проблемы работы. По мере развития рыночной экономики и глобальных конкурентных процессов конкурентоспособность  становится одной из центральных  проблем не только экономической, но и социальной жизни. В свою очередь  в условиях развития информационных процессов все более важную роль в конкуренции начинают играть так называемые мягкие факторы конкурентоспособности, факторы институционального характера, связанные с отношениями между людьми. Эти факторы концентрируются в понятии корпоративной культуры, которая является важным институтом современных социально-экономических отношений, элементом социального капитала экономических систем. Конкурентоспособность организации во многом зависит от складывающейся в ней корпоративной культуры.

     За  период менее десяти лет, в российских исследованиях достигнут существенный прогресс в понимании сущности  и типологий корпоративной культуры, ее роли для внутренней интеграции и развития организации. В то же время развитие конкурентной среды требует анализа корпоративной культуры не только с точки зрения внутренних процессов организации, но и с точки зрения ее роли в конкурентных процессах, в создании и укреплении конкурентных преимуществ организации. Отдельные стороны этой проблемы исследователями рассматриваются, в то же время требуется систематизированное осмысление корпоративной культуры как фактора конкурентоспособности организации с точки зрения новых подходов институциональной теории.

     Целью дипломной работы является анализ и совершенствование управления корпоративной культурой в фирме.

     Задачи  дипломной работы:

  1. раскрыть понятие, сущность и принципы корпоративной культуры;
  2. описать элементы корпоративной культуры;
  3. исследовать процесс формирования и поддержания корпоративной культуры;
  4. проанализировать корпоративную культуру фирмы;
  5. определить пути совершенствования управления корпоративной культурой на фирме. 

     Объект  исследования: корпоративная культура организации ООО «Премиум».

     Предмет. Предметом исследования является система организационных отношений в организации ООО «Премиум».

     Теоретико-методологической базой работы являются социологическая теория институтов, неоинституциональные теории, теория конкуренции.

     В основу изучения корпоративной культуры легли теория трансакционных издержек, изложенная в трудах П. Коуза и О. Уильямсона; теория информационной асимметрии Д. Акерлофа,  Д. Алчиана; теория контрактов Демцеса;  теория социального капитала Р. Путнама, Дж. Коулмэна и Ф. Фукуямы.

     Разработка  проблемы организационной культуры непосредственно связана с развитием теории организации и научного менеджмента в трудах Ф.У. Тейлора, А. Файоля, О. Шелдока, Дж.Д. Муни и Э. Рейли, Л. Гьюлика и др.  Развитие теории организации с т.з. ситуативного подхода и зарождение теории корпоративной культуры связано с именами Э. Триста, К. Бэмфорта, Дж. Вудворда, Ч. Перроу, П. Лоуренса и Дж. Лорша.

     Непосредственным  изучением разных аспектов деловой, организационной и корпоративной культуры занимались такие отечественные и зарубежные исследователи как В.Р. Бенин, О.С. Виханский, А.Н. Занковский, К. Камерун, Л. Килман, В.Д. Козлов, Р. Куинн, И. Ладанов, Р.Д. Льюис, А.И. Наумов, Л. Питтигрю, Н.А. Павлова, А.А. Радугин. Р. Сакстон, А.С. Сухоруков, А. Травин, Э. Шейн.

     Важнейшим социологическим аспектом корпоративной  культуры является проблема ценностей, разные аспекты которой изучали Б.С. Братусь, Ф.Е. Василюк, Б.И. Додонов, А.Г. Здравомыслов, Н.И. Лапин, А.Н. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Н.Д. Никандров, А. Маслоу, В. Франкл, В.А. Ядов и другие.

     Методы  исследования: анкетирование, наблюдение, анализ научной литературы по заявленной теме.

     Современная корпоративная культура развитых стран, выросли из малого и среднего бизнеса. Они выковывались в процессе длительного  и мучительного согласования личных, групповых и общественных интересов. Этот процесс развивался большей частью стихийно, путем проб и ошибок. Потребовались века, прежде чем проблемы деловой культуры и деловой этики поднялись до уровня транснациональных корпораций и стали неотъемлемой частью делового образования. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические основы формирования корпоративной культуры 

    1. Понятие и сущность корпоративной  культуры
 

     Термин  «корпоративная культура» появился в XIX веке. Он был сформулирован и  применен немецким фельдмаршалом Мольтке, который применял его, характеризуя взаимоотношения в офицерской среде. В то время взаимоотношения регулировались не только уставами, судами чести, но и дуэлями: сабельный шрам являлся обязательным атрибутом принадлежности к офицерской «корпорации». Правила поведения, как писанные, так и неписанные, сложились внутри профессиональных сообществ еще в средневековых гильдиях, причем нарушения этих правил могли приводить к исключению их членов из сообществ.

     В настоящее время под корпоративной  культурой (corporate culture) понимают атмосферу или социальный климат в организации. При этом формирование корпоративной культуры – сложная и многоаспектная задача. От ее решения (то есть от успешности формирования корпоративной культуры) во многом зависит успешность бизнеса [30, с. 122].

     Одной из задач внутреннего PR является формирование корпоративной культуры – средства управления, повышающего производительность труда сотрудников корпорации и помогающего созданию в глазах общественности положительного имиджа, хорошей репутации и уважения к предприятию.

     Корпоративная культура, как составная часть культуры в целом, отражает уровень   развития предприятия, творческих сил и способностей занятых на нем сотрудников.

     Корпоративная культура включает в себя корпоративные  ценности, систему отношений, складывающихся в ходе профессиональной деятельности, поведенческие нормы, разделяемые ее сотрудниками.

     Корпоративная культура – это система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих  между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей средыКорпоративная (организационная) культура - это набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации, и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий. Корпоративная культура (иногда называемая организационная культура) состоит из идей, взглядов, основополагающих ценностей, которые разделяются членами организации. Принято считать, что именно ценности являются ядром, определяющим корпоративную культуру в целом [34]. Ценности определяют и стили поведения, и стили общения с коллегами и клиентами, уровень мотивированности, активность и другое. Поэтому нельзя принимать за корпоративную культуру только набор неких внешних признаков, таких как униформа, обряды и т.п.

     Эффективность деятельности компании в значительной мере определяется такими основными  факторами, как производственные мощности, технологии, персонал, его квалификация, потенциал развития. Наряду с ними к наиболее значимым факторам относится корпоративная культура, которая выступает в качестве условной системы, состоящей из набора правил и стандартов, определяющих взаимодействие и согласованность членов коллектива, управленческого звена, структурных подразделений и ключевых факторов развития компании [40, с. 249-250].

     Непросто  одним предложением определить такое  емкое понятие как «культура». Культура - это то, что объединяет людей. Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле - то комплексное целое, то включает в себя знания, представления, искусство, мораль, закон, традицию, а также способности и привычки, приобретенные человеком как членом общества.

Информация о работе Формирование корпоративной культуры