Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 21:00, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ и совершенствование управления корпоративной культурой в фирме.
Задачи дипломной работы:
1. раскрыть понятие, сущность и принципы корпоративной культуры;
2. описать элементы корпоративной культуры;
3. исследовать процесс формирования и поддержания корпоративной культуры;
4. проанализировать корпоративную культуру фирмы;
5. определить пути совершенствования управления корпоративной культурой на фирме.
Введение…………………………………………………………………………..7
Глава 1. Теоретические основы формирования корпоративной культуры…11
1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры…………………………...11
1.2. Этапы формирования корпоративной культуры………………………….23
1.3. Пути и принципы формирования корпоративной культуры…………….27
1.4. Методы формирования корпоративной культуры на отечественных и зарубежных предприятиях………………………………………………………30
Глава 2. Оценка корпоративной культуры в организации ООО «Премиум»..37
2.1. Общая характеристика организации ООО «Премиум»…………………..37
2.2. Анализ влияния стиля руководителя на корпоративную культуру организации ООО «Премиум»………………………………………………….41
2.3. Персонал организации и корпоративная культура…………………….…47
2.4. Оценка эффективности работы сотрудников ООО «Премиум»…………55
Глава 3. Пути формирования и улучшения системы корпоративной культуры в организации ООО «Премиум»………………………………………………..60
3.1. Формирование корпоративной культуры в организации………………...60
3.2. Проведение корпоративного тренинга……………………………..……..64
3.3. Разработка кодекса корпоративной культуры………………………….....67
3.4. Использование корпоративной культуры как способа повышения трудности сотрудников………………………………………………………….74
Заключение………………………………………………………….……………80
Библиография………………………………………………………….…………85
Приложение………………………………………………………………………90
Большое значение для формирования корпоративной культуры имеет самодисциплина руководителя.
Самодисциплина важна и в процессе самообразования, и в условиях, когда находишься наедине. Но ее значение еще больше возрастает в коллективной деятельности. Самопознание чрезвычайно важно для руководителя, так как, не зная себя, своих достоинств и недостатков, невозможно плодотворно способствовать формированию корпоративной культуры. С другой стороны, формирование корпоративной культуры дает надежные критерии для самопознания. Отсюда: возможность гармоничного развития внутренней активности руководителя в неразрывной связи с активной деятельностью в коллективе, внутреннее самообладание, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с целью и задачей трудового коллектива. Не случайно в основе самовоспитания руководителя лежат такие принципы, как единство слова и дела, знания и убеждения, мысли и поступков, а также принцип коллективизма, который объединяет мировосприятия разных людей. Развивая в себе определенные качества для коллектива, «для других», руководитель одновременно обогащает себя самого: занимается профессиональным самообразованием, культурным саморазвитием «для себя», а воплощается это в делах и поступках на благо формирования корпоративной культуры.
Самосовершенствование руководителя предполагает выработку активной жизненной позиции. Высокое сознание преданности делу, постоянная готовность к самоотдаче во имя общего дела - главная черта высокой корпоративной культуры организации. Это не только добросовестное выполнение своих обязанностей, но и высокая требовательность к себе, постоянная готовность к «превышению меры» обязанностей, обычных для обыденной жизни, к тому, чтобы взять на себя больше ответственности за все происходящее в коллективе. Руководитель, организатор трудового коллектива должен создать в нем здоровый психологический климат, без которого невозможно укрепить дух коллективизма и дружбы, обеспечить высокую производительность труда, условия для формирования корпоративной культуры в коллективе.
Естественно, что руководителю коллектива необходимы навыки, умение организовывать деятельность членов коллектива в соответствии с его ролью, умением раскрыть красоту труда, коллективизма, нравственных качеств, формировать эстетическую культуру членов коллектива, создать необходимые условия для эстетизации всех сторон жизни коллектива, стимулировать создание в нем здорового психологического климата. Большую роль в определении корпоративной культуры имеет руководитель, который должен достаточно ясно представлять, что такое культура вообще, и отдельно - корпоративная культура. Его задача - это понимание роли и места личной и корпоративной культуры в достижении целей организации, предвидении последствий своих решений в культурологическом аспекте. Повышает авторитет руководителя и умение диагностировать причины успеха и неудач, напрямую или косвенно относящихся к культуре корпорации. Задача руководителя предприятия - рациональная расстановка кадров молодых специалистов, привлечение к участию в выполнении работы, требующей творческого подхода к делу, развитие навыков научно-исследовательского поиска.
Корпоративная культура компании определяется стилем руководства. Существуют различные стили управления компанией: авторитарный, демократический, либеральный, комбинированный. В зависимости от этапа развития организации, поставленных целей, социально-психологических факторов каждый из них предполагает разработку определенных принципов корпоративной культуры.
Субъективными факторами, влияющими на стиль руководства, являются:
- психофизиологические
и личностные особенности
- социально-психологические особенности коллектива: морально-психологический климат, сплоченность, подготовленность к работе, ценностно-ориентационное единство, дисциплинированность, уровень общественного мнения;
- психофизиологические
и личностные качества
Компетентность руководителя - то качество его личности, которое помогает сознательно производить лучший стиль руководства, опираясь на опыт, знание науки управления, психолого-педагогическую вооруженность, научный и общекультурный кругозор. Осведомленность руководителя с особенностями коллектива, которым он руководит, помогает выбрать стиль руководства, который наиболее лучше соответствует конкретным условиям, в которых работают коллектив и руководитель.
Независимо
от используемого стиля
Стиль
руководства проявляется по отношению
поведения руководителя к подчиненным,
и поведение сотрудников
Основное в работе фирмы – строгая дисциплина, доведение дела до конца, ответственность за каждого клиента, работа без сбоев. Руководство придерживается принципов:
Для мотивации труда
Большое значение в работе
имеют ежегодно проходящие
ООО «Премиум» придерживается некоторого консерватизма в продаже и работе с клиентами. Здесь изменениям подвергаются только офисные интерьеры, но не стиль обслуживания, принятый изначально и успешный для компании.
Успех любой организации зависит от организаторских способностей руководителя. К ним относятся:
- коммуникативность, эффективный и быстрый контакт с подчиненными, умение верно оценивать, кто чего стоит, кто что может;
- оперативность,
быстрая и точная оценка
- изобретательность,
поиск новых путей, методов
и средств воздействия на
- авангардность,
умение сплотить коллектив,
Руководитель
должен уметь определить ведущие качества
личности, ее психологическое состояние,
а это требует от него наблюдательности,
конструктивного мышления. Он должен уметь
прогнозировать перспективы развития
личности каждого члена коллектива и моделировать
будущее коллектива и каждого его члена.
Необходимо отметить такую способность,
как влиятельность, т.е. умение убеждать,
внушать мысли и правила поведения. Организаторские
способности руководителя зависят от
его характера, прежде уравновешенности,
общительности, живости.
2.3.
Персонал организации
и корпоративная
культура
Работники фирмы также являются членами общества, имеют семьи и круг друзей и знакомых, поэтому отношение к работникам в фирме становится предметом обсуждения и оценки многих людей, составляющих круг общения персонала фирмы.
К
специфическим индикаторам
-наличие и качество коллективного договора (это определяет, как к сотрудникам относится хозяин и администрация - как к «ресурсу» или как к партнерам);
-содержание нормативных документов: Трудовой распорядок, Положения о подразделениях, должностные инструкции и др.;
-отношение работников к труду;
-преданность корпорации, забота о сохранении ее служебных тайн;
-обобщенный параметр - качество трудовой жизни (КТЖ), включающий стиль руководства, социальное партнерство, степень индивидуального подхода к сотрудникам, степень увязки мотивов работников и вознаграждения (реализуется ли принцип «Выяви мотивы», потребности работников и удовлетвори их»);
-кадровая политика;
-социально-
другие.
Чем большая мощь в руках конкретного человека, тем пристальнее внимание общества к его поведению. Можно заметить, что зачастую изложение отдельных аспектов такой, казалось бы, объективной науки, как история, осуществляется на основе изложения деяний выдающихся личностей - правителей, полководцев, их приближенных, в руках которых была сосредоточена власть, возможность влиять на жизни многих других людей.
Внутренняя, сущностная, истинная этика бизнеса выражается, в первую очередь, в содержании кадровой политики организации, в отношении к персоналу, которое, в свою очередь, является отражением и реализацией взглядов руководства на перс; нал, той школы управления персоналом, сторонниками которой является руководство.
В одной из самых популярных книг по организационной культуре «In Search of Excellence: Lessons from America's Best- Run Companies» Т. Петере и P. Ватерман приводят результаты исследований 62 процветающих компаний, в корпоративной культуре которых они выявили 8 общих черт:
-заметная склонность к действию, а не к обзорам, отчетам и длительным заседаниям;
-ориентированность на заказчика, стремление качественно удовлетворить его потребности;
-важность самостоятельности и предприимчивости (вместо того чтобы опираться на бюрократические и традиционные методы, эти организации поощряют в сотрудниках индивидуальную ответственность и инициативу в решении проблем);
-«производительность через людей» - лозунг, подчеркивающий отношение к работникам как к членам единого коллектива; в таких компаниях не приветствуется разделение сотрудников на управляющих и подчиненных;
-деловой и профессиональный подход к решению задач, при этом руководители всегда в курсе ежедневных успехов и проблем подчиненных; руководство таких компаний всегда знает, как в данный момент проходит производственный процесс, поскольку непосредственно участвует в основных операциях, посещая рабочие места;
-деятельность в своей, знакомой, области, отказ от диверсификации в неизученные сферы;
-простая структура и не раздутый штат; принципиальный отказ от организационных сложностей, которые чреваты дополнительными бюрократическими проблемами:
-сочетание централизации и децентрализации в управлении: в таких компаниях требуется жесткое выполнение поставленных задач и следование корпоративным ценностям, однако работники относительно свободны в выборе методов или путей решения стоящих перед ними задач.
В целом эффективную корпоративную культуру отличает следующее:
слаженность, взаимодействие, то, что называется team spirit (командный дух);
-удовлетворение работой и гордость за ее результаты;
-преданность организации и готовность соответствовать ее высоким стандартам;
-высокая требовательность к качеству груда;
-готовность к переменам, вызванным требованиями прогресса и конкурентной борьбой, невзирая на трудности и бюрократические препоны.