Формирование корпоративной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 21:00, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является анализ и совершенствование управления корпоративной культурой в фирме.
Задачи дипломной работы:
1. раскрыть понятие, сущность и принципы корпоративной культуры;
2. описать элементы корпоративной культуры;
3. исследовать процесс формирования и поддержания корпоративной культуры;
4. проанализировать корпоративную культуру фирмы;
5. определить пути совершенствования управления корпоративной культурой на фирме.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..7
Глава 1. Теоретические основы формирования корпоративной культуры…11
1.1. Понятие и сущность корпоративной культуры…………………………...11
1.2. Этапы формирования корпоративной культуры………………………….23
1.3. Пути и принципы формирования корпоративной культуры…………….27
1.4. Методы формирования корпоративной культуры на отечественных и зарубежных предприятиях………………………………………………………30
Глава 2. Оценка корпоративной культуры в организации ООО «Премиум»..37
2.1. Общая характеристика организации ООО «Премиум»…………………..37
2.2. Анализ влияния стиля руководителя на корпоративную культуру организации ООО «Премиум»………………………………………………….41
2.3. Персонал организации и корпоративная культура…………………….…47
2.4. Оценка эффективности работы сотрудников ООО «Премиум»…………55
Глава 3. Пути формирования и улучшения системы корпоративной культуры в организации ООО «Премиум»………………………………………………..60
3.1. Формирование корпоративной культуры в организации………………...60
3.2. Проведение корпоративного тренинга……………………………..……..64
3.3. Разработка кодекса корпоративной культуры………………………….....67
3.4. Использование корпоративной культуры как способа повышения трудности сотрудников………………………………………………………….74
Заключение………………………………………………………….……………80
Библиография………………………………………………………….…………85
Приложение………………………………………………………………………90

Файлы: 1 файл

Формирование корпоративной культуры (2).doc

— 664.50 Кб (Скачать)

      Большое значение для формирования корпоративной  культуры имеет самодисциплина руководителя.

     Самодисциплина  важна и в процессе самообразования, и в условиях, когда находишься наедине. Но ее значение еще больше возрастает в коллективной деятельности. Самопознание чрезвычайно важно для руководителя, так как, не зная себя, своих достоинств и недостатков, невозможно плодотворно способствовать формированию корпоративной культуры. С другой стороны, формирование корпоративной культуры дает надежные критерии для самопознания. Отсюда: возможность гармоничного развития внутренней активности руководителя в неразрывной связи с активной деятельностью в коллективе, внутреннее самообладание, умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии с целью и задачей трудового коллектива. Не случайно в основе самовоспитания руководителя лежат такие принципы, как единство слова и дела, знания и убеждения, мысли и поступков, а также принцип коллективизма, который объединяет мировосприятия разных людей. Развивая в себе определенные качества для коллектива, «для других», руководитель одновременно обогащает себя самого: занимается профессиональным самообразованием, культурным саморазвитием «для себя», а воплощается это в делах и поступках на благо формирования корпоративной культуры.

  Самосовершенствование руководителя предполагает выработку активной жизненной позиции. Высокое сознание преданности делу, постоянная готовность к самоотдаче во имя общего дела - главная черта высокой корпоративной культуры организации. Это не только добросовестное выполнение своих обязанностей, но и высокая требовательность к себе, постоянная готовность к «превышению меры» обязанностей, обычных для обыденной жизни, к тому, чтобы взять на себя больше ответственности за все происходящее в коллективе. Руководитель, организатор трудового коллектива должен создать в нем здоровый психологический климат, без которого невозможно укрепить дух коллективизма и дружбы, обеспечить высокую производительность труда, условия для формирования корпоративной культуры в коллективе.

  Естественно, что руководителю коллектива необходимы навыки, умение организовывать деятельность членов коллектива в соответствии с его ролью, умением раскрыть красоту труда, коллективизма, нравственных качеств, формировать эстетическую культуру членов коллектива, создать необходимые условия для эстетизации всех сторон жизни коллектива, стимулировать создание в нем здорового психологического климата. Большую роль в определении корпоративной культуры имеет руководитель, который должен достаточно ясно представлять, что такое культура вообще, и отдельно - корпоративная культура. Его задача - это понимание роли и места личной и корпоративной культуры в достижении целей организации, предвидении последствий своих решений в культурологическом аспекте. Повышает авторитет руководителя и умение диагностировать причины успеха и неудач, напрямую или косвенно относящихся к культуре корпорации. Задача руководителя предприятия - рациональная расстановка кадров молодых специалистов, привлечение к участию в выполнении работы, требующей творческого подхода к делу, развитие навыков научно-исследовательского поиска.

  Корпоративная культура компании определяется стилем руководства. Существуют различные стили управления компанией: авторитарный, демократический, либеральный, комбинированный. В зависимости от этапа развития организации, поставленных целей, социально-психологических факторов каждый из них предполагает разработку определенных принципов корпоративной культуры.

  Субъективными факторами, влияющими на стиль руководства, являются:

- психофизиологические  и личностные особенности подчиненных  (возрастные, половые), особенности  темперамента, морально-волевые качества, характер, потребности;

- социально-психологические  особенности коллектива: морально-психологический климат, сплоченность, подготовленность к работе, ценностно-ориентационное единство, дисциплинированность, уровень общественного мнения;

- психофизиологические  и личностные качества руководителя  коллектива.

  Компетентность руководителя - то качество его личности, которое помогает сознательно производить лучший стиль руководства, опираясь на опыт, знание науки управления, психолого-педагогическую вооруженность, научный и общекультурный кругозор. Осведомленность руководителя с особенностями коллектива, которым он руководит, помогает выбрать стиль руководства, который наиболее лучше соответствует конкретным условиям, в которых работают коллектив и руководитель.

    Независимо  от используемого стиля руководства, автор считает, что мотивация  сотрудников - один из важнейших факторов повышения производительности труда, улучшения качества продукции.

    Стиль руководства проявляется по отношению  поведения руководителя к подчиненным, и поведение сотрудников зависит  от стиля. На предприятии не берут во внимание то, что стиль руководства может, как-то влиять на управление поведением людей. Хотя поведением регулирует сам подчиненный, но основу и направления задает руководство. Должны существовать определенные требования:

  1. единолично и иногда советоваться, с подчиненными принимать управленческие решения;
  2. распределять ответственность, ни в коем случае не снимать с себя;
  3. инициативу сотрудников поощрять;
  4. отбор кадров осуществлять по строгим критериям;
  5. постоянно повышать свою квалификацию и знания;
  6. дружеский настрой к сотрудникам;
  7. поведение должно быть одинаковым ко всем сотрудникам организации;
  8. требование формальной или разумной дисциплины;
  9. использовать различные виды стимулов постоянно

    Основное  в работе фирмы – строгая дисциплина, доведение дела до конца, ответственность за каждого клиента, работа без сбоев. Руководство придерживается принципов:

    • честность и открытость в отношении с подчиненными;
    • объяснение целей и помощь в их достижении.

        Для мотивации труда сотрудников  используется широкий арсенал  средств – профессиональное обучение, участие в ознакомительных турах, оплата медицинской страховки, льготы на приобретение авиа и железнодорожных билетов, льготы при проживании в гостинице. От сотрудников требуется постоянное повышение квалификации, составление бизнес-планов на сезоны продаж, обучение новых сотрудников.

        Большое значение в работе  имеют ежегодно проходящие международные  туристические выставки. Руководство  фирмы ООО «Премиум» считает, несомненно, важным посещение выставок «Отдых» и «MITT» менеджерами фирмы, так как посещение выставки дает возможность встретиться и возобновить договорные отношения со старыми партнерами, найти новых, узнать об основных тенденциях сезона, получить рекламный и ценовой материал, принять участие в информационных семинарах. В дальнейшем, полученные материалы используются с максимальной пользой при работе с клиентами. В рамках выставки проводятся конференции, презентации, семинары, конкурсы экспозиций по различным категориям, проводятся мероприятия, посвященные въездному и внутреннему туризму, главная задача которых – оценить реальное положение мебельной индустрии в целом.

        ООО «Премиум» придерживается некоторого консерватизма в продаже и работе с клиентами. Здесь изменениям подвергаются только офисные интерьеры, но не стиль обслуживания, принятый изначально и успешный для компании.

    Успех любой организации зависит от организаторских способностей руководителя. К ним относятся:

- коммуникативность,  эффективный и быстрый контакт  с подчиненными, умение верно  оценивать, кто чего стоит, кто что может;

- оперативность,  быстрая и точная оценка ситуации, выбор верного решения; 

- изобретательность,  поиск новых путей, методов  и средств воздействия на подчиненных; 

- авангардность,  умение сплотить коллектив, увлечь  его конкретными делами, успешно вести за собой.

  Руководитель должен уметь определить ведущие качества личности, ее психологическое состояние, а это требует от него наблюдательности, конструктивного мышления. Он должен уметь прогнозировать перспективы развития личности каждого члена коллектива и моделировать будущее коллектива и каждого его члена. Необходимо отметить такую способность, как влиятельность, т.е. умение убеждать, внушать мысли и правила поведения. Организаторские способности руководителя зависят от его характера, прежде уравновешенности, общительности, живости. 

2.3. Персонал организации  и корпоративная  культура  

     Работники фирмы также являются членами  общества, имеют семьи и круг друзей и знакомых, поэтому отношение  к работникам в фирме становится предметом обсуждения и оценки многих людей, составляющих круг общения персонала фирмы.

     К специфическим индикаторам корпоративной  культуры, влияющим па восприятие и  поведение ее сотрудников, можно  отнести:

     -наличие и качество коллективного договора (это определяет, как к сотрудникам относится хозяин и администрация - как к «ресурсу» или как к партнерам);

     -содержание нормативных документов: Трудовой распорядок, Положения о подразделениях, должностные инструкции и др.;

     -отношение работников к труду;

     -преданность корпорации, забота о сохранении ее служебных тайн;

     -обобщенный параметр - качество трудовой жизни (КТЖ), включающий стиль руководства, социальное партнерство, степень индивидуального подхода к сотрудникам, степень увязки мотивов работников и вознаграждения (реализуется ли принцип «Выяви мотивы», потребности работников и удовлетвори их»);

     -кадровая политика;

     -социально-психологический климат;

другие.

     Чем большая мощь в руках конкретного  человека, тем пристальнее внимание общества к его поведению. Можно заметить, что зачастую изложение отдельных аспектов такой, казалось бы, объективной науки, как история, осуществляется на основе изложения деяний выдающихся личностей - правителей, полководцев, их приближенных, в руках которых была сосредоточена власть, возможность влиять на жизни многих других людей.

     Внутренняя, сущностная, истинная этика бизнеса выражается, в первую очередь, в содержании кадровой политики организации, в отношении к персоналу, которое, в свою очередь, является отражением и реализацией взглядов руководства на перс; нал, той школы управления персоналом, сторонниками которой является руководство.

     В одной из самых популярных книг по организационной культуре «In Search of Excellence: Lessons from America's Best- Run Companies» Т. Петере и P. Ватерман приводят результаты исследований 62 процветающих компаний, в корпоративной культуре которых они выявили 8 общих черт:

     -заметная склонность к действию, а не к обзорам, отчетам и длительным заседаниям;

     -ориентированность на заказчика, стремление качественно удовлетворить его потребности;

     -важность самостоятельности и предприимчивости (вместо того чтобы опираться на бюрократические и традиционные методы, эти организации поощряют в сотрудниках индивидуальную ответственность и инициативу в решении проблем);

     -«производительность через людей» - лозунг, подчеркивающий отношение к работникам как к членам единого коллектива; в таких компаниях не приветствуется разделение сотрудников на управляющих и подчиненных;

     -деловой и профессиональный подход к решению задач, при этом руководители всегда в курсе ежедневных успехов и проблем подчиненных; руководство таких компаний всегда знает, как в данный момент проходит производственный процесс, поскольку непосредственно участвует в основных операциях, посещая рабочие места;

     -деятельность в своей, знакомой, области, отказ от диверсификации в неизученные сферы;

     -простая структура и не раздутый штат; принципиальный отказ от организационных сложностей, которые чреваты дополнительными бюрократическими проблемами:

     -сочетание централизации и децентрализации в управлении: в таких компаниях требуется жесткое выполнение поставленных задач и следование корпоративным ценностям, однако работники относительно свободны в выборе методов или путей решения стоящих перед ними задач.

     В целом эффективную корпоративную культуру отличает следующее:

слаженность, взаимодействие, то, что называется team spirit (командный дух);

     -удовлетворение работой и гордость за ее результаты;

     -преданность организации и готовность соответствовать ее высоким стандартам;

     -высокая требовательность к качеству груда;

     -готовность к переменам, вызванным требованиями прогресса и конкурентной борьбой, невзирая на трудности и бюрократические препоны.

Информация о работе Формирование корпоративной культуры