Формирование здорового образа жизни у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: научно обосновать и экспериментально проверить – эффективность психолого-педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у подростков как основу предупреждения негативных явлений в школьной среде.
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме исследования;
2. определить понятие формирования здорового образа жизни у подростков в современной научной литературе, дать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста, рассмотреть пути формирования здорового образа жизни подростков в современной педагогике и психологии как основу предупреждения негативных явлений в школьной среде;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ современной психолого-педагогической
литературы по проблеме формирования здорового образа жизни
подростков как основы предупреждения негативных явлений
в школьной среде………………………………………………………………….7
1.1. Понятие формирования здорового образа жизни у подростков в современной научной литературе………………………………………………..7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста…...14
1.3. Пути формирования здорового образа жизни подростков
в современной педагогике и психологии………………………………………19
Выводы по главе 1……………………………………………………………….25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
здорового образа жизни подростков в контексте деятельности
педагога-психолога………………………………………………………………26
2.1. Характеристика уровня сформированности представлений
подростков о здоровом образе жизни…………………………………………..26
2.2. Способы включения подростков в деятельность по формированию представлений о здоровом образе жизни………………………………………32
2.3. Анализ эффективности деятельности психолога по формированию представлений о здоровом образе жизни подростков………………………...36
2.4. Психолого-педагогические рекомендации по формированию
здорового образа жизни у подростков………………………………………….42
Выводы по главе 2……………………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………….48
Список литературы………………………………………………………………50

Файлы: 1 файл

формирование ЗОЖ.doc

— 477.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Анализ современной  психолого-педагогической

литературы по проблеме формирования здорового образа жизни 

подростков как основы предупреждения негативных явлений 

в школьной среде………………………………………………………………….7

1.1. Понятие формирования здорового  образа жизни у подростков  в современной научной литературе………………………………………………..7

1.2. Психолого-педагогическая характеристика  подросткового возраста…...14

1.3. Пути формирования здорового  образа жизни подростков

в современной педагогике и психологии………………………………………19

Выводы по главе 1……………………………………………………………….25

Глава 2. Опытно-экспериментальная  работа по формированию

здорового образа жизни подростков в контексте деятельности

педагога-психолога………………………………………………………………26

2.1. Характеристика уровня  сформированности представлений 

подростков о здоровом образе жизни…………………………………………..26

2.2. Способы включения  подростков в деятельность по  формированию представлений о  здоровом образе жизни………………………………………32

2.3. Анализ эффективности деятельности психолога по формированию представлений о здоровом образе жизни подростков………………………...36

2.4. Психолого-педагогические рекомендации  по формированию 

здорового образа жизни у подростков………………………………………….42

Выводы по главе 2……………………………………………………………….46

Заключение……………………………………………………………………….48

Список литературы………………………………………………………………50

 

Введение

 

Актуальность  исследования. В современном мире здоровье человека, его установка на здоровый образ жизни относятся к высшим жизненным ценностям и провозглашаются как норма в жизни общества. В развитых странах здоровье признается важнейшей ценностью в обществе, поскольку оно выступает как необходимое средство достижения самых разнообразных жизненных целей человека и общества.

Роль образования на современном этапе развития России в оздоровлении отдельного человека, в оздоровлении нации определяется, с одной стороны, необходимостью подготовки физически и психически здорового каждого отдельного человека как здорового гражданина, самодостаточного для его успешности в жизнедеятельности сложного современного общества. С другой стороны, - необходимостью решения многообразных и жизненно важных для общества задач: перехода к демократическому и правовому государству, к гражданскому обществу, к рыночной экономике, преодоление отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.

Признавая особую роль здоровья подрастающего поколения, общество вынуждено возложить ряд задач  на систему государственного образования  по сохранению и созиданию здоровья школьников.

Действующий Федеральный  закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и «Национальная доктрина образования»  
рассматривают физическую культуру и спорт как одно из средств эффективного решения социально-экономических задач общества, профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержки высокой работоспособности современного человека, подготовки молодежи к защите родины.

Проблема детского и подросткового здоровья и оздоровления детей в России в настоящее время переросла из чисто медицинской в острую социальную проблему и ее решение становится одним из направлений государственной социальной политики.

В российской образовательной  системе сложилась ситуация, которая  условиями, средствами обучения провоцирует  снижение показателей здоровья, развитие хронических заболеваний, депрессии учащихся (Э.М. Казин, С.И.Петухов, Н.П.Повещенко, А.И.Фёдоров). Весьма часто условия обучения, образовательные программы не соответствуют физиолого-гигиеническим нормативам и не учитывают индивидуальные особенности развития детей и подростков.

В современном образовательном  процессе жизненно необходимым является определение и создание педагогических условий, которые способствуют утверждению  среди подростков реального здорового образа жизни, развитию привычек и навыков здорового образа жизни, развитию мотивации к здоровому образу жизни, препятствуют проявлениям девиантного поведения учащихся. Последнее связано с нарушениями в психическом здоровье, которое обеспечивает адекватную поведенческую реакцию организма, и в нравственном здоровье, которое выражается в системе ценностей, установок и мотивов поведения человека.  
Общество тревожит ситуация более раннего вовлечения школьников, в явления токсикомании, наркомании, курения, употребления спиртных напитков. Одной лишь профилактической работы для этого сегодня уже крайне недостаточно, необходима систематическая воспитательная работа в рамках школьного учебно-воспитательного процесса.

Актуальность исследования проблемы формирования ЗОЖ у подростков порождена следующим противоречием: между необходимостью формирования здорового образа жизни у подростков и недостаточной разработанностью проблемы создания педагогических условий формирования ЗОЖ в современной системе образования.

Объект исследования – процесс формирования здорового образа жизни у подростков.

Предмет исследования – деятельность педагога психолога по формированию представлений о здоровом образе жизни у подростков.

Цель исследования: научно обосновать и экспериментально проверить – эффективность психолого-педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у подростков как основу предупреждения негативных явлений в школьной среде.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что специально разработанные психолого-педагогические условия по формированию здорового образа жизни у подростков будут способствовать предупреждению негативных явлений в школьной среде.

Задачи исследования:

    1. изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме исследования;
    2. определить понятие формирования здорового образа жизни у подростков в современной научной литературе, дать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста, рассмотреть пути формирования здорового образа жизни подростков в современной педагогике и психологии как основу предупреждения негативных явлений в школьной среде;
    3. организовать и провести опытно-экспериментальную работу по формированию здорового образа жизни подростков в контексте деятельности педагога-психолога;
    4. проанализировать результаты исследования.

Методологическая  основа исследования: В основу исследования положены принципы формирования и становления личности в социальной психологии, принципы гуманистической педагогики, (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Н. Теплов, Н.С. Лейтес, П. Торренс и др.), принципы ведущей роли деятельности в развитии и формировании личности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев),  принципы системного подхода (В.Г. Афанасьев, Э. Г. Юдин и др.) и гуманистической педагогики, личностный, деятельностный  (Ш.А. Амонашвили, Дж. Лешли, М. Монтессори, В.А. Сухомлинский Р.М. Асадуллин, Ф.Ш. Терегулов и др.),

Экспериментальная база. В данном исследовании принимали участие 15 подростков, учащихся школы №23 г. Салават.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, валеологической, методической литературы; синтез выявленных знаний по проблеме исследования; анкетирование; интервьюирование; обобщение результатов психолого-педагогического опыта.

Этапы исследования:

1. На первом этапе  изучалась, анализировалась отечественная  и зарубежная психолого-педагогическая литература по проблеме формирования здорового образа жизни как основы предупреждения негативных явлений в школьной среде. На этом этапе был разработан понятийный аппарат исследования, сформулирована гипотеза, проведена работа по подбору методик (для проверки данной гипотезы исследования, определялись методологические основы и понятийный аппарат).

2. На втором этапе  проводилось констатирующее исследование, в которое входило: анкетирование,  наблюдение, беседа со старшими  подростками, выявлялись уровни сформированности здорового образа жизни подростков.

3. На третьем этапе   разрабатывалась коррекционная  программа, проводилась коррекционная  работа.

4. На четвертом этапе   проводилось вторичное исследование, анализировались результаты коррекционной работы.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Анализ современной  психолого-педагогической литературы по проблеме формирования здорового  образа жизни подростков как основы предупреждения негативных явлений в школьной среде

1.1. Понятие формирования здорового образа жизни у подростков в современной научной литературе

 

Здоровый образ жизни  формируется всеми сторонами  и проявлениями общества, связан с  личностно-мотивационным воплощением индивидом своих социальных, психологических и физиологических возможностей и способностей. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни  входят следующие составляющие:

- отказ от вредных  пристрастий (курение, употребление  алкогольных напитков и наркотических  веществ);

- оптимальный двигательный  режим;

- рациональное питание;

- закаливание;

- личная гигиена;

- положительные эмоции [12, с. 18].

Одной из составляющих здорового  образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных  напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий существует обширная литература. Если говорить о школе, то действия учителя должны быть направлены не на то, чтобы школьник бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а на то, чтобы школьник не начал этого делать. Иначе говоря, главное – профилактика.

Причиной курения подростков в ряде случаев является и строгий  запрет родителей, особенно в тех  случаях, когда сами родители курят. Также весомый вклад в то, что  подростки начинают курить, вносит реклама табачных изделий в средствах мпссовой информации. Чрезвычайно важно исключить также табакокурение из действий героев кино- и телефильмов и театральных пьес. Очень важно вести борьбу с курением среди родителей силами самих школьников. И, наконец, сам педагог ни в коем случае не должен быть курящим человеком (во всяком случае школьники не должны его видеть курящим) [44, с. 56].

Употребление школьниками  спиртных напитков – вещь, к сожалению  очень распространенная. Социологические опросы показывают, что среди первоклассников большее половины знакомы со вкусом вина или пива, и чаще всего это происходит с ведома и согласия родителей: «невинная рюмочка» в честь дня рождения или другого торжества. Получается так, что прием алкоголя для ребенка практически всегда (за исключением, конечно, детей алкоголиков) связан с атмосферой праздника и на первый взгляд особой опасности здесь нет. Однако такое приобщение детей к вину представляет определенную опасность, ибо снимает психологический барьер, и школьник чувствует себя вправе выпить с товарищами или даже один, если появляется такая возможность [41, с. 132].

Хотя причины употребления алкоголя, как известно, весьма различны, основной из них, пожалуй, является то, что алкоголь на сегодняшний день – единственный легализованный наркотик, вызывающий быструю эйфорию: субъективно приятное состояние, заключающееся в ощущении возбуждения, бодрости, прилива сил, неограниченных возможностей, хорошего настроения. Иногда эйфория проявляется в ощущении приятной расслабленности, безмятежности, благополучия. Будучи субъективно приятным ощущением, алкогольная эйфория объективно вредное состояние, так как при этом человек всегда в той или иной степени отключается от реальности, чувствуя себя на верху блаженства без всяких объективных на то оснований.

Наркотическая эйфория (алкогольная  – как частный случай) вредна также и тем, что требует постоянного  повторения, у человека вырабатывается болезненная привычка испытывать это  состояние вновь и вновь, возникает потребность во что бы то не стало достать то вещество, которое эту эйфорию вызывает. Отсюда изменение всех ценностных ориентаций человека. Кроме того, следует помнить, что вызывающие эйфорию вещества все без исключения ядовиты, они отравляют организм, усугубляя психическую деградацию расстройством деятельности практически всех систем жизнеобеспечения [43, с. 28].

Все вышеизложенное достаточно хорошо известно, тем не менее миллионы людей на земле употребляют те или иные алкогольные напитки  в том или ином количестве. И если для взрослых людей алкоголь в первую очередь является средством снять стресс, повысить настроение, уйти хотя бы на время от решения сложных житейских проблем, то для подростка, школьника основная причина употребления алкоголя – неумение (а в ряде случаев и отсутствие возможности) правильно, с пользой для себя и общества организовать свой досуг. Воспитание потребности в правильной организации досуга, во всемерном развитии своего физического и духовного потенциала – вот основная задача антиалкогольной и антинаркотической работы среди молодежи.

Информация о работе Формирование здорового образа жизни у подростков