Формирование здорового образа жизни у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 23:24, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: научно обосновать и экспериментально проверить – эффективность психолого-педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у подростков как основу предупреждения негативных явлений в школьной среде.
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме исследования;
2. определить понятие формирования здорового образа жизни у подростков в современной научной литературе, дать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста, рассмотреть пути формирования здорового образа жизни подростков в современной педагогике и психологии как основу предупреждения негативных явлений в школьной среде;

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ современной психолого-педагогической
литературы по проблеме формирования здорового образа жизни
подростков как основы предупреждения негативных явлений
в школьной среде………………………………………………………………….7
1.1. Понятие формирования здорового образа жизни у подростков в современной научной литературе………………………………………………..7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста…...14
1.3. Пути формирования здорового образа жизни подростков
в современной педагогике и психологии………………………………………19
Выводы по главе 1……………………………………………………………….25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
здорового образа жизни подростков в контексте деятельности
педагога-психолога………………………………………………………………26
2.1. Характеристика уровня сформированности представлений
подростков о здоровом образе жизни…………………………………………..26
2.2. Способы включения подростков в деятельность по формированию представлений о здоровом образе жизни………………………………………32
2.3. Анализ эффективности деятельности психолога по формированию представлений о здоровом образе жизни подростков………………………...36
2.4. Психолого-педагогические рекомендации по формированию
здорового образа жизни у подростков………………………………………….42
Выводы по главе 2……………………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………….48
Список литературы………………………………………………………………50

Файлы: 1 файл

формирование ЗОЖ.doc

— 477.50 Кб (Скачать)

 

Заключение

 

В процессе данного исследования, приходим к следующему заключению.

Здоровье – высшая человеческая ценность. Это важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Однако сохранять и укреплять свой здоровье умеет далеко не каждый.

Высокая заболеваемость, рост вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков), распространение ВИЧ-инфекции настоятельно требуют формирования у подрастающего поколения здорового образа жизни, устойчивой мотивации и потребности сохранения своего здоровья и здоровья окружающих. Возникает необходимость создания так называемых школ здоровья, сеть которых начала возникать в Европе в результате решения Всемирной организации здравоохранения, Европейского Экономического Сообщества на Страсбургской конференции в 1990 г. В работе этих школ наряду с общим образованием большое место уделяется получению учениками знаний и выработки умений, необходимых для принятия правильных решений, связанных с сохранением и укреплением собственного здоровья, а также с созданием благоприятной для здоровья окружающей среды.

Связь между здоровьем и поведением очевидна, хотя и не так проста. Общеизвестно, что для полноценной жизни необходимы наряду с крепким телосложением сила духа, воля, высокий нравственный уровень, самообладание. Это достигается прежде всего практической кропотливой работой над собой. Лишь тогда, когда культура духа, культура тела и культура нравов равнозначны, можно говорить о валеологической культуре. Сохраняя равновесия этого триединства, человек изменяется, совершенствует свои знания, расширяет возможности, достигает успеха в раскрытии своей человеческой природы, в познании самого себя и тем самым целенаправленно меняет условия жизни, улучшает ее качество.

Согласно цели и задачам данного исследования были выявили благоприятные психолого-педагогические условия, способствующие формированию ЗОЖ подростков:

- строгое соблюдение  режима дня;

- обязательное пребывание  детей на свежем воздухе;

- проведение витаминопрофилактики  простудных заболеваний, уроков  оздоровительной физкультуры;

- проведение бесед  с учащимися, родителями, учителями по вопросам ЗОЖ;

- санитарно-просветительская  работа и др.

Валеологические знания делают процесс воспитания адекватным запросам подростка, личностно-ориентированным и личностно-значимым, так как процесс духовно-нравственного становления требует понимания, осознания глубинной сущности человека, его характере, поступков.

 

 

Список литературы

 

  1. Конвенция о правах ребенка, (принята единогласно Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и открыта для подписания, ратификации и присоединения. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года)/Консультант плюс от 14.01.2010.
  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) /Консультант плюс от 14.01.2010.
  3. Федеральный Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 27.12.2009) «Об образовании» (с изм. и доп., вступающими в силу с 03.01.2010)/Консультант плюс от 14.01.2010.
  4. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»/Консультант плюс от 14.01.2010.
  5. Национальная доктрина образования в Российской Федерации/Консультант плюс от 14.01.2010.
  6. Амонашвили Ш.А., Плексин А.Г. и др. Педагогика здоровья. – М.: Аспект пресс, 2007. – 256 с.
  7. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 1, 2. М.: Академии, 2006. – 670 с.
  8. Андреева Г.М. Социальная психология. М. Эксмо, 2009. – 569 с.
  9. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Инфра, 2008. – 456 с.
  10. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в оценке состояния здоровья // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб, 2004. - С. 33-48.
  11. Банщиков В.М., Гуськов B.C., Мягков К. С. Медицинская психология.— М.: МПСИ, 2005.
  12. Белов В.И. Психология здоровья. СПб.: Питер, 2008. - 272 с.
  13. Белухин Д.А. Личностно ориентированная педагогика в вопросах и ответах. – М.: МПСИ, 2006. – 244 с.
  14. Библиотека теории и практики инноватики образования/сост. А.С. Александров. Серия  Образовательные технологии - проектирование и реализация. /сост. А.С. Александров. Уфа: изд-во БИРО, 2006. – 321.
  15. Божович Л.И. Избранные психологические труды/Под ред. Д.И. Фельдштейна. М. Инфра-М, 2007. – 712 с.
  16. Боухал М. Психология в медицине.— Прага: Авиценум, Медицинское издательство, 2003.
  17. Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб.: Питер, 2007. - 269 с.
  18. Васильева О.С. Валеология - актуальное направление современной психологии // Психологический вестник РГУ. Ростов-на-Дону, 2006. - Вып.3. - С. 406-411.
  19. Введение в психологию/Под ред. А.В. Петровского. М.: Академия, 2005. – 380 с.
  20. Возрастная и педагогическая психология/ под ред. А.В. Петровского. – М.: МПСИ, 2008. – 378 с. 
  21. Волков, Б. Психология подростка / Б. Волков. - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 156с.
  22. Выготский Л.С. Педагогическая психология//Психология: классические труды. М.: МГУ, 2008. – 520 с.
  23. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 2. Проблемы общей психологии: Монография/Л.С. Выготский Москва: Изд-во МПСИ, 2005. - 436 с.
  24. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.—М.: МГУ, 2008.
  25. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Академия, 2004. – 241 с.
  26. Ермолаева М.В. Психолого-педагогическая практика в системе образования/ М.В.Ермолаева, А.Е.Захаров, Л.И. Калинина, С.И. Наумова. М.: ИПП, 2006. – 410 с.
  27. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М.: Логос. -  2004. – 334 с.                                                                 
  28. Карвасарский Б.Д. Медицинская психология.- СПб.: Питер, 2005.
  29. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Логос, 2005. – 318 с.
  30. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М.: Флинта МПСИ, 2007. – 453 с.
  31. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Академия, 2008. – 243 с.
  32. Лебединский М.С., Мясищев В.Н. Введение в медицинскую психологию/М.С.Лебединский, В.Н.Мясищев. М.: изд-во МПСИ, 2006. – 630 с.
  33. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2006. – 582 с.
  34. Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Академия, 2005. – 456 с.
  35. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2005.-кн.1: Общие основы психологии. – 688 с.
  36. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Академия, 2005. – 332 с.
  37. Общая психология /состав. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 530 с.
  38. Общая психология/под ред. Богославского В.В. – М.: Инфра, 2006. – 410 с.
  39. Основы психодиагностики/Под ред. А.Г. Шмелева. М.– Ростов н/Д, 2006. – 440 с.
  40. Панюшкин В.П. Освоение деятельности в условиях взаимодействия ученика с учителем//Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся/Под ред. А.А. Бодалевой, В.Я. Ляудис. М.: Издательство «Институт практической психологии», 2005. –357 с.
  41. Понедельник С.В. Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования//Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на -Дону, 2006. - С. 132-133.
  42. Практикум по возрастной и педагогической психологии: Для студентов сред. Пед. Учеб. Заведений. Авт-сост. Е.Е. Данилова; под ред. И.В. Дубровиной. М.: Инфра, 2005. – 312 с.
  43. Психология здоровья/Под ред. Е.Г. Силяево<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044b_0439__Ch

Информация о работе Формирование здорового образа жизни у подростков