Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 23:24, курсовая работа
Цель исследования: научно обосновать и экспериментально проверить – эффективность психолого-педагогических условий, обеспечивающих процесс формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) у подростков как основу предупреждения негативных явлений в школьной среде.
Задачи исследования:
1. изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме исследования;
2. определить понятие формирования здорового образа жизни у подростков в современной научной литературе, дать психолого-педагогическую характеристику подросткового возраста, рассмотреть пути формирования здорового образа жизни подростков в современной педагогике и психологии как основу предупреждения негативных явлений в школьной среде;
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ современной психолого-педагогической
литературы по проблеме формирования здорового образа жизни
подростков как основы предупреждения негативных явлений
в школьной среде………………………………………………………………….7
1.1. Понятие формирования здорового образа жизни у подростков в современной научной литературе………………………………………………..7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста…...14
1.3. Пути формирования здорового образа жизни подростков
в современной педагогике и психологии………………………………………19
Выводы по главе 1……………………………………………………………….25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
здорового образа жизни подростков в контексте деятельности
педагога-психолога………………………………………………………………26
2.1. Характеристика уровня сформированности представлений
подростков о здоровом образе жизни…………………………………………..26
2.2. Способы включения подростков в деятельность по формированию представлений о здоровом образе жизни………………………………………32
2.3. Анализ эффективности деятельности психолога по формированию представлений о здоровом образе жизни подростков………………………...36
2.4. Психолого-педагогические рекомендации по формированию
здорового образа жизни у подростков………………………………………….42
Выводы по главе 2……………………………………………………………….46
Заключение……………………………………………………………………….48
Список литературы………………………………………………………………50
Выводы по главе 1
Здоровый образ жизни
- отказ от вредных пристрастий
(курение, употребление
- оптимальный двигательный
- рациональное питание;
- закаливание;
- личная гигиена;
- положительные эмоции.
Отрыв от детства и
приближение к взрослому
При выполнении этих видов полезной деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться общественно значимым Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего «Я». Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека – «чувство взрослости».
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию здорового образа жизни подростков в контексте деятельности педагога-психолога
2.1. Характеристика
уровня сформированности
В данном исследование принимали участие 15 подростков, учащихся школы №23 г. Салават.
На первом этапе исследования подросткам была предложена анкета, вопросы которой направлены на выявление представлений ребят о здоровом образе жизни, их готовности к ведению собственного ЗОЖ, включая их представления о состоянии своего здоровья, отношение к физическим упражнениям и стремление к ЗОЖ.
В итоге получили следующие результаты:
Результаты опроса по анкете №1
Таблица 1
№ |
Вопросы |
№ |
Ответы учащихся |
Кол-во ответов учащи-хся |
Число % |
1 |
Что, по-твоему, означает «здоровый образ жизни»? |
1 |
Нужно заниматься спортом |
6 |
23% |
2 |
Нужно закаляться |
6 |
23% | ||
3 |
Есть фрукты, овощи |
6 |
23% | ||
4 |
Нужно не болеть |
4 |
15% | ||
5 |
Быть здоровым |
4 |
15% | ||
2 |
Что ты знаешь о своем здоровье? |
1 |
Мое здоровье: отличное |
14 |
55% |
2 |
Не очень хорошее: часто болит голова |
6 |
30% | ||
3 |
Удовлетворительное |
4 |
15% | ||
3 |
Перечисли болезни, которые тебя часто беспокоят |
1 |
Ничего не беспокоит |
15 |
58% |
2 |
Постоянно болею |
1 |
4% | ||
3 |
Простуда |
10 |
38% | ||
4 |
Часто ли ты пропускаешь занятия по болезни? |
1 |
Пропусков нет |
17 |
65% |
2 |
Пропуски каждый месяц |
7 |
27% | ||
3 |
Пропуски каждую неделю |
2 |
8% | ||
5 |
Делаешь ли ты утром физическую зарядку? |
1 |
Нет |
7 |
27% |
2 |
Да |
12 |
46% | ||
3 |
Иногда |
7 |
27% | ||
6 |
Как ты занимаешься на уроках физкультуры? |
1 |
С полной отдачей |
17 |
65% |
2 |
Лишь бы не ругали |
5 |
19% | ||
3 |
Без желания |
4 |
15% | ||
7 |
Занимаешься ли ты спортом? |
1 |
В спортивной школе |
7 |
27% |
2 |
В других учреждениях |
6 |
23% | ||
3 |
В школьной секции |
7 |
27% | ||
4 |
Нигде |
6 |
23% | ||
8 |
Чувствуешь ли усталость после уроков? |
1 |
Очень устаю |
3 |
11% |
2 |
Всегда |
1 |
4% | ||
3 |
Иногда |
17 |
65% | ||
4 |
Не очень устаю |
5 |
20% |
Проанализировав полученные результаты, можно сделать следующие выводы:
Понятия о «ЗОЖ» у учащихся отождествлено с понятием «здоровье», причем 23 % учащихся считают, ЗОЖ – это «когда у тебя ничего не болит», т.е. не предусматривают никаких действий со своей стороны, направленных на укрепление и сохранение здоровья, это говорит о том, что они неправильно понимают, что входит в содержание понятия «ЗОЖ».
То же самое можно сказать и о 15 % учащихся, которые считают, что ЗОЖ – «нужно быть здоровым». Но 69 % учащихся имеют элементарные представления о ЗОЖ, они называют некоторые компоненты ЗОЖ – «нужно заниматься спортом, есть фрукты, овощи, закаляться», но пока их знания еще не систематизированы и фрагментарны.
Отношение к состоянию своего здоровья у учащихся не адекватное: 62 % учащихся считают, что у них здоровье «отличное», 23 % учащихся считают свое здоровье «не очень хорошее» и лишь 15 % считают, что у них здоровье «удовлетворительное». Других – 38 % часто беспокоят вирусные заболевания (грипп, ОРЗ, насморк).
К занятиям на уроках физкультуры учащиеся относятся положительно, 46 % детей занимаются спортом «с полной отдачей», кроме того, 77 % учащихся ходят в различные кружки и спортивные секции (танцы, теннис).
Следовательно, большинство учащихся класса склонны придерживаться ведущих принципов ЗОЖ, но реализуют их не всегда последовательно и постоянно, так всего лишь 46 % учащихся делают по утрам зарядку каждый день, а 27 % - лишь иногда, также 27 % учащихся зарядку не делают совсем. Это говорит о том, что установка на самосовершенствование присутствует лишь у меньшинства учащихся исследуемого класса.
Таким образом, на основе результатов анализа представлений подростков о «ЗОЖ» мы выявили 4 уровня их решения.
Высокий уровень: характеризуется наличием знаний о здоровье как физическом, психическом и нравственном благополучии, как о способности к саморазвитию потенциалов собственного организма и личности, о ЗОЖ как совокупности форм и способов жизнедеятельности, дающих возможность личности всесторонне развиваться и совершенствоваться. Присутствует интерес к проблемам валеологии и стремление к расширению знаний.
Средний уровень: изменяющиеся в области своего ЗОЖ и самосознания о здоровье и ЗОЖ на строго научны и не вполне систематизированы, но имеются элементарные представления о компонентах ЗОЖ, учащиеся лучше ориентируются в вопросах, связанных с практическим решением каких-либо проблем. Интерес к вопросам валеологии, к ЗОЖ носит систематический характер.
Поверхностный уровень: знания фрагментарны. В основных понятиях ориентируются с трудом, знания в основном бытового характера, приобретенные стихийно, не всегда соответствуют реальности, интереса к собственному ЗОЖ почти не проявляет.
Низкий уровень: не способен отвечать на поставленные вопросы беседы и анкеты по существу. Предъявленные ответы не редко абсурдны. Учащиеся обнаруживают крайнюю неосведомленность в вопросах укрепления здоровья даже на уроке обыденного знания.
В соответствии с выделенными уровнями учащихся исследуемого класса можно распределить таким образом: высокому уровню учащихся соответствует 30 % учащихся класса, среднему уровню 35 % учащихся, к поверхностному уровню 25 % учащихся, низкому уровню 10 % учащихся.
Графическое представление, см. Рис. 1.
Рис. 1. Уровни представлений о здоровом образе жизни у испытуемых подростков
Необходимо добавить, что в результате выше приведенного анкетирования мы выявили не только уровень представления подростков о ЗОЖ, но и готовность к ведению собственного ЗОЖ, состояния здоровья учащихся.
Подростки в процессе обучения, к сожалению, часто теряют свое здоровье, испытывая перегрузки – интеллектуальные, физические и психические. Часто находятся в состоянии тревожности, что также отрицательно влияет на здоровье учащихся.
Для выявления уровня тревожности, мы провели среди учащихся исследуемого класса анкетирование, вопросы которого направлены на выявление положительных или отрицательных эмоций, связанных с учебой.
Результаты анкетирования по анкете №2
Таблица 2
№ |
Вопросы |
Ответы учащихся |
Кол-во ответов учащихся |
Число процентов |
1 |
Сильно ли ты переживаешь, когда учитель ставит плохие отметки в дневник? |
Да |
18 |
69% |
Нет |
8 |
31% | ||
2 |
Часто ли ты испытываешь чувство тревоги, что выучил урок недостаточно глубоко? |
Да |
18 |
69% |
Нет |
8 |
31% | ||
3 |
Сильно ли ты переживаешь, когда обнаруживаешь ошибки в работе? |
Да |
12 |
46% |
Нет |
14 |
54% | ||
4 |
Волнуешься ли ты, что не сможешь выполнить порученное задание? |
Да |
16 |
62% |
Нет |
10 |
38% | ||
5 |
Бывает ли, что надолго портится настроение из-за того, что получил двойку? |
Да |
14 |
54% |
Нет |
12 |
46% | ||
6 |
Бывает ли у тебя бессонница при неудачах в школе? |
Да |
5 |
19% |
Нет |
21 |
81% | ||
7 |
Часто ли ты волнуешься по поводу своих школьных успехов? |
Да |
20 |
77% |
Нет |
6 |
23% | ||
8 |
Склонен ли ты преувеличивать в своем воображении неудачи, связанные с учебой? |
Да |
11 |
42% |
Нет |
15 |
58% | ||
9 |
Переживаешь ли ты из-за малейших неудач в учебе? |
Да |
16 |
62% |
Нет |
10 |
38% | ||
10 |
Сильно ли ты волнуешься из-за ошибок, которые были допущены при выполнении контрольной работы? |
Да |
23 |
88% |
Нет |
3 |
12% |
В результате анализа ответов учащихся на поставленные вопросы можно сделать следующие выводы: уровень тревожности у подростков исследуемого класса достаточно высок, так 69 % учащихся класса сильно переживает, когда учитель ставит им плохие отметки в дневник, а 62 % переживают из-за малейших неудач в учебе.
Негативные тенденции в состоянии здоровья учащихся в значительной степени обусловлены психическим напряжением, которые они испытывают в школе. Так, выше приведенное анкетирование показало, что немного более 31 % учащихся испытывают оптимистическое, жизнерадостное самочувствие, которое находится во взаимосвязи с уверенностью в себе, с эмоциональной удовлетворенностью и интегрируются у них в состояние общего комфорта. Состояние психического дискомфорта характерно для 62 % обследуемых учащихся.
Каждый второй ученик испытывает неустойчивое состояние: желание идти в школу (доминирующая причина – общение с товарищами) сменяется тревожностью, повышенной утомляемостью (основные причины – ответ у доски, боязнь получить плохую отметку в работе).
Приведенные данные позволяют считать, что эмоциональная напряженность, тревожность и другие негативные настроения, которые служат причиной психических расстройств, возникают у учащихся вследствие авторитарной позиции учителей.
Учение как ведущий вид деятельности, в основном навязывается школьникам. На этой основе происходит деформация нравственных поведенческих качеств детей, что в конечном итоге приводит к снижению их социальной активности, замедлению развития и ослаблению здоровья. Почти все имеющиеся учебные предметы вследствие авторитарно-репродуктивного характера их преподавания, перегруженности учебных программ, отсутствия должной материальной базы, напротив, оказывают негативное влияние практически на все компоненты здоровья подрастающего поколения: замедляют его развитие, вызывают переутомление и психические расстройства, деформируют его мотивационную и смысловую сферы, провоцируют хронические заболевания.
Таким образом, полученные материалы явно указывают на необходимость воспитания у подростков потребностей в здоровье, формирования у них научных представлений о сущность ЗОЖ и выработки индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.
Вывод: Решение проблемы сохранения здоровья учащихся требует: во-первых, самоанализа школьниками своей валеологической подготовки, стремления и умений управлять собственным здоровьем; во-вторых, валеологического исследования системы школьного образования и определения его влияния на здоровье учащихся.
Анализ результатов исследования дает основания считать, что одной из причин роста неадекватного здоровья подростков является их завышенная оценка своего здоровья и, как следствие этого, неадекватное отношение к собственному организму. Этот вывод еще раз указывает на актуальность валеологического образования школьников, в рамках которого важное место должно занять обучение методам валеологического самоанализа и коррекция своего образа жизни.
2.2. Способы включения подростков в деятельность по формированию представлений о здоровом образе жизни
Изучая на уроках классного часа тему «Ритмы жизни», учащиеся знакомятся с ритмами рабочего дня. Подростки вместе с учителем утверждают порядок и ритм каждого дня – режим дня. Для этого учащихся на одном из уроков приносят свои режимы дня, которые до урока предварительно составляют дома вместе с родителями. В течение недели подростки заполняют анкету «Режим дня школьника», и затем приносят ответы анкетирования в школу, где в соответствии с правильным режимом дня для школьников, обучающихся во вторую смену, корректируют вместе с учителем свой режим дня так, чтобы они соответствовали формированию ЗОЖ.
В результате обработки ответов учащихся на вопросы анкеты «Режим дня» получилась следующая таблица.
Результаты обработки ответов учащихся на вопросы анкеты «Режим дня»
Таблица 3
№ |
Вопросы анкеты |
№ |
Ответы учащихся |
Кол-во ответов учащихся |
Число процентов |
1 |
В котором часу встал сегодня? |
1 |
8-00 |
15 |
58% |
2 |
9-00 |
8 |
31% | ||
3 |
10-00 |
3 |
11% | ||
2 |
Сколько было уроков? |
1 |
5 уроков |
26 |
100% |
3 |
В котором часу ушел из школы? |
1 |
17-15 |
26 |
100% |
4 |
Занимаешься ли спортом (с какого по какой час)? |
1 |
Да, с 18-00 до 19-00 |
18 |
69% |
2 |
Нет |
8 |
31% | ||
5 |
С какого по какой час делал уроки? |
1 |
С 9-00 до 10-00 |
8 |
31% |
2 |
С 17-00 до 18-00 |
15 |
58% | ||
3 |
С 18-00 до 19-00 |
3 |
11% | ||
6 |
Гулял ли на воздухе, с какого по какой час? |
1 |
С 17-15 до 18-00 |
15 |
58% |
2 |
С 17-00 до 18-00 |
8 |
31% | ||
3 |
С18-00до19-00(20-00) |
3 |
11% | ||
7 |
Занимаешься ли музыкой, с какого по какой час? |
1 |
Да, с 10-00 до 11-00 |
7 |
27% |
2 |
Занимаюсь танцами с 18-00 до 19-00 |
8 |
31% | ||
3 |
Нет |
11 |
42% | ||
8 |
Читал ли художественную литературу, с какого по какой час? |
1 |
Да, с 10-00 до 11-00 |
8 |
31% |
2 |
Да, с 17-30 до 18-30 |
11 |
42% | ||
3 |
В течение дня |
7 |
27% | ||
9 |
Смотрел ли телевизор, с какого по какой час? |
1 |
С 21-00 до 22-00 |
8 |
31% |
2 |
С 20-00 до 21-00 |
11 |
42% | ||
3 |
Нет |
7 |
27% | ||
10 |
В котром часу лег спать? |
1 |
В 21-00 |
15 |
58% |
2 |
В 22-00 |
8 |
31% | ||
3 |
После 22-00 |
3 |
11% |
Информация о работе Формирование здорового образа жизни у подростков