Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:25, курсовая работа
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.
Введение
1. Сущность и содержание понятия установки на здоровый образ жизни у подростков
2. Внеклассная воспитательная работа в формировании здорового образа жизни у подростков
3. Педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы
4. Цели и организация экспериментального исследования его методы
5. Анализ результатов экспериментального исследования
Список использованной литературы
Курсовая работа
Тема: Формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы
Содержание
Введение
1. Сущность и содержание понятия установки на здоровый образ жизни у подростков
2. Внеклассная воспитательная
работа в формировании
3. Педагогические условия
формирования установки на
4. Цели и организация
экспериментального
5. Анализ результатов
Список использованной литературы
Введение
Здоровье - бесценное достояние
не только каждого человека, но и
всего общества. При встречах, расставаниях
с близкими и дорогими людьми мы
желаем им доброго и крепкого здоровья,
так как это - основное условие
и залог полноценной и
21 век характеризуется
ростом заболеваемости и
Известно, что уровень здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но, по данным всемирной организации здравоохранения он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические условия и на 50-55 % - условия и образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением. Первостепенной задачей для повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных ресурсов, по принятию на себя ответственности за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью. “Быть здоровым - это естественное стремление человека”, - пишет К. В. Динейка, рассматривая в качестве главной задачи, стоящей перед человеком в отношении его здоровья, не лечение болезней, а творение здоровья. (11)
На сегодняшний день у
школьников, как и у населения
в целом, преобладает пренебрежительное
безответственное отношение к своему
здоровью и здоровью окружающих; низок
уровень восприятия проблем здоровья
как личностно значимых; учащиеся
школ не представляют проблему распространения
наркомании и ВИЧ-инфекции как социально
опасную проблему для жизни общества;
недооценивают роль здоровья населения
для социально-экономического развития
страны и для выживания нации.
В целом у учащихся не развита
потребность в ведении
Поэтому проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день. Данная тема определяет не только состояние и проблемы здоровья наших детей, но и здоровье, благополучие будущих поколений.
В связи с этим возрастает
роль общеобразовательной школы, призванной
обеспечить формирование физически
и духовно здоровой личности, способной
не только адаптироваться к сложным
социально-экономическим
Школа должна обеспечить физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье, т.е. оптимальное развитие этих сфер личности учащихся, решить следующие валеологические задачи:
1. Обеспечить безопасную
и здоровую среду обучения, позволяющую
сохранить здоровье и психику
ребенка, формирующегося в
2. Привести все элементы
учебного и вне учебного
3. Содействовать воспитанию
у детей чувства своей
4. Обучать навыкам здорового
образа жизни и поддержания
хороших межличностных
5. Помочь ребенку осознать
заботу о нем Мира взрослых,
тем самым дать ему ощущение
ценности своей жизни,
6. Способствовать возрождению
семьи, как основы сохранения
достоинства и здоровья
Таким образом, очевидна как теоретическая значимость исследования, посвященного анализу таких категорий, как здоровье, здоровый образ жизни, установка на здоровый образ жизни, так и практическое его значение для возможной дальнейшей работы в направлении формирования адекватных представлений о здоровом образе жизни и создания установки на здоровый образ жизни.
Целью данного исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий формирования установки на здоровый образ жизни у подростков.
Объект исследования – процесс воспитательной работы классного руководителя.
Предмет исследования – формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной работы классного руководителя.
Гипотеза исследования: процесс формирования установки на здоровый образ жизни у подростков будет более эффективным, если соблюдать следующие педагогические условия:
1. Информирование подростка
о здоровом образе жизни (
2. Актуализация его
эмоционально-ценностного
3. Обогащение опыта
здорового образа жизни
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
1. На основе анализа
психолого-педагогической
2. Определить возможности
внеклассной воспитательной
3. Теоретически обосновать
педагогические условия
4. Измерить уровень установки на ЗОЖ у учащихся 7 класса МОУ СОШ №4.
5. Выявить уровень
6. Теоретически разработать
программу формирования у
1. Сущность и содержание понятия установки на здоровый образ жизни у подростков
Здоровье – важнейший фактор реализации жизненной программы индивидуума. Здоровый образ жизни - это интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как и система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, где система взаимоотношений человека с самим собой рассматривается как сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья и отсутствие вредных, разрушающих его, привычек. В связи с ухудшением состояния окружающей среды современный человек все больше осознает необходимость в здоровом образе жизни, личной активности в повышении уровня здоровья.
Сохранение здоровья как
значимый внутренний мотив возникает
чаще всего в период зрелости. В
качестве побуждающих факторов выступает
болезнь или «букет» болезней,
жизненный кризис, другие экстремальные
жизненные ситуации. В действительности,
однако, здоровый образ жизни у
человека должен целенаправленно и
постоянно формироваться с
Именно поэтому в нашей стране сейчас очень остро стоит вопрос о необходимости разработки и принятия государственной программы по формированию ранних установок на здоровый образ жизни среди детей и подростков. Страна нуждается в здоровом поколении, а достичь этого можно только с помощью широкого и грамотного распространения принципов здорового образа жизни.
В уставе Всемирной Организации
Здравоохранения (ВОЗ) записано, что
здоровье представляет собой не только
отсутствие болезней и физических дефектов,
но состояние полного социального
и духовного благополучия. Г.Л.Апанасенко
указывает, что рассматривая человека
как биоэнергоинформационную
А.Я. Иванюшкин предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья:
1) биологический - изначальное
здоровье предполагает
2) социальный - здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к миру;
3) личностный, психологический
- здоровье есть не отсутствие
болезни, а скорее отрицание
ее, в смысле преодоления.
И. И. Брехман подчеркивает,
что здоровье - это не отсутствие
болезней, а физическая, социальная
и психологическая гармония человека,
доброжелательные отношения с другими
людьми, с природой и самим собой
(6). Он пишет, что “здоровье человека
- это способность сохранять
Один из основателей валеологии Т. Ф. Акбашев называет здоровье характеристикой запаса жизненных сил человека, которая задается природой и реализуется или не реализуется человеком (2).
О. С. Васильева, обращая внимание
на наличие ряда составляющих здоровья,
в частности, таких как физическое,
психическое, социальное и духовное
здоровье, рассматривает факторы, оказывающие
преимущественное влияние на каждую
из них. Так, к числу основных факторов,
влияющих на физическое здоровье, относятся:
система питания, дыхания, физических
нагрузок, закаливания, гигиенические
процедуры. На психическое здоровье
в первую очередь воздействуют система
отношений человека к себе, другим
людям, жизни в целом; его жизненные
цели и ценности, личностные особенности.
Социальное здоровье личности зависит
от соответствия личностного и