Формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.

Оглавление

Введение

1. Сущность и содержание понятия установки на здоровый образ жизни у подростков

2. Внеклассная воспитательная работа в формировании здорового образа жизни у подростков

3. Педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы

4. Цели и организация экспериментального исследования его методы

5. Анализ результатов экспериментального исследования
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 55.14 Кб (Скачать)

Курсовая работа

 

Тема: Формирование установки  на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы

 

 

Содержание

 

Введение

 

1. Сущность и содержание  понятия установки на здоровый  образ жизни у подростков

 

2. Внеклассная воспитательная  работа в формировании здорового  образа жизни у подростков

 

3. Педагогические условия  формирования установки на здоровый  образ жизни у подростков в  процессе внеклассной воспитательной  работы

 

4. Цели и организация  экспериментального исследования  его методы

 

5. Анализ результатов экспериментального  исследования

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Здоровье - бесценное достояние  не только каждого человека, но и  всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие  и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять  наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно  сохраняемое и укрепляемое самим  человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового  образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, склероза сосудов, а у некоторых - сахарного диабета, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю , активно укорачивают свою жизнь.

 

21 век характеризуется  ростом заболеваемости и смертности  населения на фоне высоких  достижений медицины, совершенства  технических средств диагностики  и лечения болезней. Современный  этап развития нашего общества  связан с демографическим кризисом, снижением продолжительности жизни,  снижением психического состояния  здоровья населения страны, что  вызывает обеспокоенность многих  ученых и специалистов (7; 9; 21; 24; 27 и др.). Но, учитывая традиционную  направленность действующей системы  здравоохранения на выявление,  определение и устранение болезней, усилившуюся в связи с прогрессирующей  социально-экономической деструкцией  общества, становится ясным, что  медицина сегодняшнего дня и  обозримого будущего не сможет  существенно влиять на сохранение  здоровья человека. Этот факт  обосновывает необходимость поиска  более эффективных способов и  средств сохранения и развития  здоровья.

 

Известно, что уровень  здоровья человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы  здравоохранения. Но, по данным всемирной  организации здравоохранения он лишь на 10-15 % связан с последним фактором, на 15-20 % обусловлен генетическими факторами, на 25 % его определяют экологические  условия и на 50-55 % - условия и  образ жизни человека. Таким образом, очевидно, что первостепенная роль в сохранении и формировании здоровья все же принадлежит самому человеку, его образу жизни, его ценностям, установкам, степени гармонизации его  внутреннего мира и отношений  с окружением. Первостепенной задачей  для повышения уровня здоровья должно стать не развитие медицины, а сознательная, целенаправленная работа самого человека по восстановлению и развитию жизненных  ресурсов, по принятию на себя ответственности  за собственное здоровье, когда здоровый образ жизни становится потребностью. “Быть здоровым - это естественное стремление человека”, - пишет К. В. Динейка, рассматривая в качестве главной  задачи, стоящей перед человеком  в отношении его здоровья, не лечение  болезней, а творение здоровья. (11)

 

На сегодняшний день у  школьников, как и у населения  в целом, преобладает пренебрежительное  безответственное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих; низок  уровень восприятия проблем здоровья как личностно значимых; учащиеся школ не представляют проблему распространения  наркомании и ВИЧ-инфекции как социально  опасную проблему для жизни общества; недооценивают роль здоровья населения  для социально-экономического развития страны и для выживания нации. В целом у учащихся не развита  потребность в ведении здорового  образа жизни, не сформирован стиль  поведения, обеспечивающий здоровье. Многие подростки и выпускники общеобразовательных  школ имеют неточное и неполное представление  о сущности здоровья человека и его аспектах, о факторах, определяющих здоровье, о компонентах здорового образа жизни.

 

Поэтому проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день. Данная тема определяет не только состояние и проблемы здоровья наших детей, но и здоровье, благополучие будущих поколений.

 

 

В связи с этим возрастает роль общеобразовательной школы, призванной обеспечить формирование физически  и духовно здоровой личности, способной  не только адаптироваться к сложным  социально-экономическим условиям жизни общества, но и способной  к творческому саморазвитию и  творческому преобразованию окружающего  мира, к формированию своего образа жизни.

 

Школа должна обеспечить физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье, т.е. оптимальное развитие этих сфер личности учащихся, решить следующие  валеологические задачи:

 

1. Обеспечить безопасную  и здоровую среду обучения, позволяющую  сохранить здоровье и психику  ребенка, формирующегося в условиях  стремительного роста информации, изменения экономических основ  общества, стрессов, экологического  дисбаланса. Валеологическая среда  - это такая обстановка в образовательном  учреждении, при которой обучение  и ученику и учителю приносит  здоровье и радость, а не  болезни.

 

2. Привести все элементы  учебного и вне учебного процесса  в соответствие с состоянием  здоровья, физическими и психологическими  возможностями учащихся и учителей.

 

3. Содействовать воспитанию  у детей чувства своей неразрывности  с природой, ответственности за  собственное здоровье, здоровье  семьи и общества.

 

4. Обучать навыкам здорового  образа жизни и поддержания  хороших межличностных отношений.

 

5. Помочь ребенку осознать  заботу о нем Мира взрослых, тем самым дать ему ощущение  ценности своей жизни, защищенности  и свободы самовыражения.

 

6. Способствовать возрождению  семьи, как основы сохранения  достоинства и здоровья ребенка,  его личностного потенциала.

 

Таким образом, очевидна как  теоретическая значимость исследования, посвященного анализу таких категорий, как здоровье, здоровый образ жизни, установка на здоровый образ жизни, так и практическое его значение для возможной дальнейшей работы в направлении формирования адекватных представлений о здоровом образе жизни и создания установки на здоровый образ жизни.

 

Целью данного исследования является теоретическое обоснование  и экспериментальная проверка педагогических условий формирования установки  на здоровый образ жизни у подростков.

 

Объект исследования –  процесс воспитательной работы классного  руководителя.

 

Предмет исследования – формирование установки на здоровый образ жизни  у подростков в процессе внеклассной  работы классного руководителя.

 

Гипотеза исследования: процесс  формирования установки на здоровый образ жизни у подростков будет  более эффективным, если соблюдать  следующие педагогические условия:

 

1.  Информирование подростка  о здоровом образе жизни (организация  информационного обеспечения);

 

2.  Актуализация его  эмоционально-ценностного отношения  к здоровому образу жизни (организация  моделирования студентом здорового  образа жизни);

 

3.  Обогащение опыта  здорового образа жизни учащегося  (включение в здоровье созидающую  деятельность).

 

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

 

1.  На основе анализа  психолого-педагогической литературы  раскрыть сущность и содержание  понятия установки на здоровый  образ жизни у подростков.

 

2.  Определить возможности  внеклассной воспитательной работы  в формировании установки на  здоровый образ жизни у подростков.

 

3.  Теоретически обосновать  педагогические условия формирования  установки на здоровый образ  жизни у подростков в процессе  внеклассной воспитательной работы.

 

4.  Измерить уровень  установки на ЗОЖ у учащихся 7 класса МОУ СОШ №4.

 

5.  Выявить уровень воспитательной  работы, направленный на формирование  у школьников установки на  ЗОЖ, существующий в школе.

 

6.  Теоретически разработать  программу формирования у подростков  установки на ЗОЖ во внеклассной  воспитательной работе?

 

 

1. Сущность и содержание  понятия установки на здоровый  образ жизни у подростков

 

Здоровье – важнейший  фактор реализации жизненной программы  индивидуума. Здоровый образ жизни - это интегральный способ бытия  индивида во внешнем и внутреннем мире, как и система взаимоотношений  человека с самим собой и факторами  внешней среды, где система взаимоотношений  человека с самим собой рассматривается  как сложнейший комплекс действий и  переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющих природный ресурс здоровья и отсутствие вредных, разрушающих  его, привычек. В связи с ухудшением состояния окружающей среды современный  человек все больше осознает необходимость  в здоровом образе жизни, личной активности в повышении уровня здоровья.

 

Сохранение здоровья как  значимый внутренний мотив возникает  чаще всего в период зрелости. В  качестве побуждающих факторов выступает  болезнь или «букет» болезней, жизненный кризис, другие экстремальные  жизненные ситуации. В действительности, однако, здоровый образ жизни у  человека должен целенаправленно и  постоянно формироваться с самого раннего возраста. Только при этом условии он будет реальным рычагом  укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные  возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических  ситуаций.

 

Именно поэтому в нашей  стране сейчас очень остро стоит  вопрос о необходимости разработки и принятия государственной программы  по формированию ранних установок на здоровый образ жизни среди детей  и подростков. Страна нуждается в  здоровом поколении, а достичь этого  можно только с помощью широкого и грамотного распространения принципов  здорового образа жизни.

 

В уставе Всемирной Организации  Здравоохранения (ВОЗ) записано, что  здоровье представляет собой не только отсутствие болезней и физических дефектов, но состояние полного социального  и духовного благополучия. Г.Л.Апанасенко указывает, что рассматривая человека как биоэнергоинформационную систему, характеризующуюся пирамидальным  строением подсистем, к которым  относятся тело, психика и духовный элемент, понятие здоровья подразумевает  гармоничность данной системы. Нарушения  на любом уровне отражаются на устойчивости всей системы (3). Г.А.Кураев, С.К.Сергеев  и Ю.В.Шленов подчеркивают, что многие определения здоровья исходят из того, что организм человека должен сопротивляться, приспосабливаться, преодолевать, сохранять, расширять свои возможности  и т.д. Авторы отмечают, что при  таком понимании здоровья человек  рассматривается как воинствующее существо, находящееся в агрессивной  природной и социальной среде.

 

А.Я. Иванюшкин предлагает 3 уровня для описания ценности здоровья:

 

1) биологический - изначальное  здоровье предполагает совершенство  само регуляции организма, гармонию  физиологических процессов и,  как следствие, минимум адаптации;

 

2) социальный - здоровье является  мерой социальной активности, деятельного  отношения человека к миру;

 

3) личностный, психологический  - здоровье есть не отсутствие  болезни, а скорее отрицание  ее, в смысле преодоления. Здоровье  в этом случае выступает не  только как состояние организма,  но как “стратегия жизни человека”  (17).

 

И. И. Брехман подчеркивает, что здоровье - это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с другими  людьми, с природой и самим собой (6). Он пишет, что “здоровье человека - это способность сохранять соответствующую  возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации” (6, с. 27).

 

Один из основателей валеологии Т. Ф. Акбашев называет здоровье характеристикой  запаса жизненных сил человека, которая  задается природой и реализуется  или не реализуется человеком (2).

 

О. С. Васильева, обращая внимание на наличие ряда составляющих здоровья, в частности, таких как физическое, психическое, социальное и духовное здоровье, рассматривает факторы, оказывающие  преимущественное влияние на каждую из них. Так, к числу основных факторов, влияющих на физическое здоровье, относятся: система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические  процедуры. На психическое здоровье в первую очередь воздействуют система  отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные  цели и ценности, личностные особенности. Социальное здоровье личности зависит  от соответствия личностного и профессионального  самоопределения, удовлетворенности  семейным и социальным статусом, гибкости жизненных стратегий и их соответствия социокультурной ситуации (экономическим, социальным и психологическим условиям). И, наконец, на духовное здоровье, являющееся предназначением жизни, влияет высокая  нравственность, осмысленность и  наполненность жизни, творческие отношения  и гармония с собой и окружающим миром, Любовь и Вера. Вместе с тем, автор подчеркивает, что рассмотрение этих факторов, как отдельно влияющих на каждую составляющую здоровья достаточно условно, так как все они находятся  в тесной взаимосвязи (9).

Информация о работе Формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы