Формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 16:25, курсовая работа

Краткое описание

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки.

Оглавление

Введение

1. Сущность и содержание понятия установки на здоровый образ жизни у подростков

2. Внеклассная воспитательная работа в формировании здорового образа жизни у подростков

3. Педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы

4. Цели и организация экспериментального исследования его методы

5. Анализ результатов экспериментального исследования
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 55.14 Кб (Скачать)

 

Таким образом, проанализировав  различные подходы к определению  понятия здоровья, можно его трактовать как состояние полного телесного, душевного и духовного благополучия человека. Здоровье рассматривается  как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие  взаимоотношений с окружением и  включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как  состояние равновесия, баланса между  адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями  среды. «Способ взаимодействия человека с внешней средой определяется самим  человеком и составляет его образ  жизни». (29)

 

Здоровье человека более  чем на 50%, согласно разным источникам зависит от его образа жизни (21; 30). Д. У. Нистрян пишет: “Как считают  некоторые исследователи, здоровье человека на 60 % зависит от его образа жизни, на 20 % - от окружающей среды и  лишь на 8 % - от медицины” ( 23, с. 40). По данным ВОЗ, здоровье человека на 50-55 % определяется условиями и образом жизни, на 25 % - экологическими условиями, на 15-20 % оно обусловлено генетическими  факторами и лишь на 10-15 % - деятельностью  системы здравоохранения (6)

 

“Здоровый образ жизни - это, прежде всего деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия  и возможности в интересах  здоровья, гармонического физического  и духовного развития человека” (21, с. 35). Ю. П. Лисицыным и И. В. Полуниной  выделяются также ряд критериев  критерии здорового образа жизни, к  числу которых относятся, например, гармоничное сочетание биологического и социального в человеке, гигиеническое  обоснование форм поведения, неспецифические  и активные способы адаптации организма и психики человека к неблагоприятным условиям природы и социальной среды (28). Б. Н. Чумаков отмечает, что здоровый образ жизни включает типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности людей, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма (31).

 

Главное в здоровом образе жизни — это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового  образа жизни гораздо шире, чем  отсутствие вредных привычек, режим  труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие  упражнения; в него также входит система отношений к себе, к  другому человеку, к жизни в  целом, а также жизненные цели и ценности и т.д.

 

На сегодняшний день существует несколько моделей обучения здоровому  образу жизни, каждая из которых ориентирована  на особые воздействия, на понимание  роли и места здоровья в переживаниях человека. Остановимся кратко на этих моделях, существенно влияющих на формирование здорового образа жизни у человека.

 

Первая модель – медицинская. Она построена на информировании людей. Часто ее еще называют когнитивной, иногда моделью ЗОП – знания, отношения, поведения. Она предполагает в качестве исходного принципа, что  если человек знает о качествах  поведения, отрицательно влияющих на здоровье, то он начинает воздерживаться от такого поведения, и противоположное утверждение, если он знает о чем-то полезном для  здоровья, то знание об этом автоматически  приведет к соответствующему поведению. На практике такой взгляд не работает, так как он слишком упрощен.

 

Другая модель обучения здоровому  образу жизни – образовательная. Суть этой модели состоит в том, чтобы  оказать влияние на поведение  человека в отношении его здоровья. В основу ее легли представления  о стадиях принятия решения о  своем здоровье как ценности (аксиологическая  компонента). Обычно их описывают таким  образом:

 

1. Всесторонний анализ  возможного альтернативного поведения;

 

2. Выделение всех целей,  которые могут быть достигнуты, и оценка ценностей, которые  связаны с совершаемым выбором;

 

3. Тщательный анализ всех  последствий, которые связаны  с выполнением каждого действия;

 

4. Поиск информации, важной  для оценки возможных альтернатив;

 

5. Оценка поступающей информации  и полученных мнений экспертов,  даже если они идут в разрез  с тем образом действий, к которому  изначально был готов принимающий  решение человек;

 

6. Повторная оценка последствий  всех известных альтернатив, даже  тех, которые вначале рассматривались  как неподходящие, осуществляется  до того, как будут приняты  окончательные решения;

 

7. Составление детального  плана для осуществления поведения,  учет возможного его применения  в случае появления нежелательных  последствий.

 

Третья модель формирования здорового образа жизни – это  радикально-политическая модель. Она  основана на том, что часто нужно  изменить внешние обстоятельства, чтобы  содействовать правильному принятию решения о здоровье. К таким  обстоятельствам могут относиться законодательные акты, субсидии, которые  могут создать среду обитания, способствующую здоровому образу жизни.

 

Следующая модель обучения здоровому  образу жизни - это модель самоусиления. Ее суть в том, что если обьединить достоверную медицинскую информацию,представляемую профилактической медицинской моделью, требуемые для принятия решения  навыки, вырабатываемые образавательной  моделью, и дающее психологическую  поддержку окружение, поддерживающее здоровый образ жизни, обеспеченный радикально- политической моделью, то возникает модель самоусиления.

 

Развитие во всем мире школ, способствующих пропаганде здорового  образа жизни, в настоящее время  способствует созданию таких условий. Однако, правительства многих стран, в том числе и нашей, делают далеко не все для того, что можно  было говорить о создании такой среды, которая поддерживала бы у человека установку на здоровый образ жизни. К примеру, прдолжается реклама  табачных изделий, алкоголя. Это отрицательно сказывается на принятии решений  об осуществлении здорового образа жизни.

 

Обращает на себя внимание реалистичность данной схемы. Она разработана  английским ученым К. Томпсоном, и включает все, психологические факторы, в  том числе те которые влияют на принятие решений о здоровье. Опыт показывает, что система мотиваций, самоуважения существеным образом  сказываются на принятии решений  о действиях на благо здоровья. (3)

 

Анализ современных моделей  обучения здоровому образу жизни  показывает, что это весьма сложный  процесс. Кроме того, аксиоматическое  представление о здоровье как  непреходядящей ценности для каждого  человека не является таковым.

 

Самые энергичные усилия врачей и медицинских работников не могут  гарантировать нам здоровья. Никто  не может за нас сделать зарядку, вовремя расслабиться, отказаться от лишней рюмки вина и сигареты. Наше здоровье и благополучие – дело наших рук. Чтобы быть здоровым, надо захотеть стать им. Для этого следует  вести здоровый образ жизни.

 

Как заставить себя вести  здоровый образ жизни? Для этого  необходимо создать установку на здоровый образ жизни.

 

«Установка является целостным  динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обусловливается  двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной  ситуацией» (29). Настроенность на поведение  для удовлетворения данной потребности  и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда  возникает фиксированная установка  в отличие от ситуативной.

 

С позиций сущностных характеристик  установку следует рассматривать  как готовность, предрасположенность  субъекта к восприятию будущих событий  и к действиям в определенном направлении. Выступая как готовность к действию, установка обеспечивает устойчивый целенаправленный характер протекания соответствующей деятельности, служит основой целесообразной избирательной  активности человека. Анализ содержательных характеристик основывается на представлении  об иерархической уровневой природе  установки (А.Г.Асмолов). Согласно этой концепции, в зависимости от соотнесения  различных форм установок с объективными факторами и структурными моментами  деятельности следует выделять различные  уровни установки:- смысловая как  проявляющееся в деятельности отношение  личности к объектам, имеющим для  нее личностный смысл;- целевая как  стабилизатор действия, вызванного конкретной целью;- операциональная как готовность к осуществлению действий, основанных на прошлом опыте и поведении  в сходных ситуациях. Установка  – это готовность человека к определенному  действию или к определенному  восприятию окружающей действительности. Установка формируется на основе мотивации под непосредственной коррекцией системы ценностей, поэтому  одни и те же мотивы у разных людей  могут дать начало различным установкам, зависящим от системы ценностей  индивидуума.

 

Формирование установки  на здоровый образ жизни – длительный и много аспектный процесс, успешность которого определяется рядом условий.

 

1. Охват в процессе формирования  установки важнейших параметров  жизнедеятельности личности, включающих:- соблюдение оптимального двигательного  режима;- тренировку иммунитета и  закаливание;- организацию рационального  питания и режима жизнедеятельности;- психофизиологическую регуляцию;- воспитание  психосексуальной и половой культуры;- искоренение вредных привычек.

 

2. Учет в процессе формирования  установки структуры данного  феномена, что требует целостного  единства трех аспектов работы:- усвоения системы знаний о  сущности здорового образа жизни  и путях его формирования;- стимулирования  самосознания человека, направленного  на эмоционально-личностное отношение  к идее здорового образа жизни;- освоения норм поведения, соответствующих  здоровому образу жизни.

 

Как показал научно-педагогический ''анализ деятельности «школ здоровья», самих по себе здоровье сберегающих  образовательных технологий недостаточно для формирования у детей ценностной установки на здоровье и здоровый образ жизни. Если ученик сам не ориентирован на укрепление своего организма, не работает постоянно над улучшением состояния  собственного здоровья, то нечего ждать  от него сознательного отношения  к здоровому образу жизни. Здоровье в иерархии ценностей многих подростков занимает довольно низкое положение, что  отражается в их склонности к рискам, асоциальному поведению, агрессии. С  таким отношением учащихся (да и  их родителей) к здоровью нередко  сталкиваются школьные педагоги.

 

Необходимо постепенно формировать  у школьников убеждение в том, что успешность и высокое качество жизни зависят от собственной  культуры человека, от того, насколько  внимательно и заботливо он сам  относится к здоровью — своему, других людей, к состоянию социокультурной  и природной среды.

 

Понимание школьниками здоровья как эстетической и нравственной ценности, а не просто как «внутреннего ресурса человека» повышает привлекательность  здорового образа жизни, активизирует позицию учащихся в преодолении  трудностей, в сопротивлении давлению анти социальных группировок. Таким  образом, в данной работе понятия  «установка» и «ценностная ориентация»  на ЗОЖ синонимичны.

 

Как же можно создать заинтересованность и готовность (установку) вести здоровый образ жизни? В общем плане  для установки любой формы  поведения необходимы два момента: цель должна восприниматься как стоящая  усилий и достижимая. Можно выделить несколько факторов, существенных для  установки здорового образа жизни:

 

1) Знание того, какие формы  поведения способствуют нашему  благополучию и почему;

 

2) Желание быть хозяином  своей жизни – вера в то, что здоровое поведение в действительности  даст положительные результаты;

 

3) Положительное отношение  к жизни – взгляд на жизнь  как на праздник, которым нужно  наслаждаться;

 

4) Развитое чувство самоуважения, осознание того, что ты достоин  наслаждаться всем самым лучшим, что может предложить тебе  жизнь.

 

5)  Проговоренные правила  в семье.

 

6)  Способность конструктивно  справляться со своими негативными  чувствами.

 

7)  Адекватная самооценка.

 

8)  Личный пример родителей.

 

И не следует забывать о  том, что стремление современного подростка  сохранить и укрепить своё здоровье должно быть ориентировано на понимание  важности состояния собственного здоровья для творческой, активной, социально  полезной, и, главное, будущей профессиональной деятельности, ведь часто и выбор  специальности определяется кругом требований, которые предъявляются  и к состоянию здоровья человека.

 

2. Внеклассная воспитательная  работа в формировании здорового  образа жизни у подростков

 

Внеклассная воспитательная работа - это организация педагогом  различных видов деятельности школьников во вне учебное время, обеспечивающих необходимые условия для социализации личности ребенка. (28)

 

Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и  обладает широкими возможностями воспитательного  воздействия на ребенка. Включение  в различные виды внеклассной  работы обогащает личный опыт ребенка, его знания о разнообразии человеческой деятельности, ребенок приобретает необходимые практические умения и навыки. Разнообразная внеклассная воспитательная работа способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желания активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности. Если у ребенка сформирован устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающими ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовать свою собственную деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда дети не умеют занять себя в свободное время, в результате чего растут детская преступность, проституция, наркомания и алкоголизм, что ведет к неправильному представлению о здоровом образе жизни или незнании о таковом вообще. В различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр.

Информация о работе Формирование установки на здоровый образ жизни у подростков в процессе внеклассной воспитательной работы